Развитие велосипедного туризма в Ленинградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы является современный велосипедный туризм.
Предмет исследования – велосипедный туризм в Ленинградской области.
Цель работы – дать характеристику современному велосипедному туризму в Ленинградской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.......5
1.1. История развития велосипедного туризма в Ленинградской области ….......5
1.2. Рекреационный потенциал Ленинградской области для туристских велопоходов ………………………………………………………………………. 10
1.3. Формы проведения велосипедных походов……………………………........22
1.4. Перспективы развития велотуризма в Ленинградской области…………..27
Выводы………………………………………………………………………….......29
ГЛАВА 2. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУР В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ .….......32
2.1. Описание маршрута……………………. …………………………………….32
2.2. Описание состава снаряжения для велосипедного тура…………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...………………

Вложенные файлы: 1 файл

Велотуризм в Ленинградской области.docx

— 164.77 Кб (Скачать файл)

Спортивные  походы (ралли, кроссы) проводят на большие  расстояния (более 160 км)  со скорость движения, превышающее 30 км в час.

Многодневные некатегорийные путешествия проводят во время отпуска или каникул по неклассифицированным маршрутам. 

Наиболее  целесообразная численность группы участников некатегорийных походов 4-8 человек. Все участники путешествия должны хорошо владеть техникой велосипедной езды. Начинающим туристам следует выбирать маршруты по населенной и менее пересеченной местности, развитой дорожной сетью. Для групп, имеющих достаточный опыт, доступны маршруты и более сложные, при этом бездорожные участки и участки со сложным рельефом не должны превышать 10-15 % общей протяженности маршрута.

Первые  многодневные велопоходы лучше совершать в своей или соседней областях, в привычной климатической зоне. Маршрут выбирается в зависимости от физической тренировки участников, наличия свободного времени, сезона, походных факторов, а также от интересов туристов.

         Наиболее сложные  веломаршруты – категорийные маршруты (I, II, III, IV и V категории сложности).  Категория сложности походов обусловлена характером и количеством естественных препятствий, протяженностью и продолжительностью. Кроме того, учитывается высота местности над уровнем моря, трудности ориентирования, хозяйственная особенность района и прочее.

Маршрут I категории сложности, самый массовый, пролагают по дорогам с твердым покрытием, без больших перепадов высот, при этом туристы должны проехать не менее 400 км (в 80-х годах - 250 км) и не менее пяти раз переночевать в полевых условиях.         

Маршрут II категории сложности проходит по слабопересеченной местности  от 200 до 600 м над уровнем моря либо имеет не менее 20% песчано-гравийных и грунтовых дорог.

Маршрут III категории сложности проходит по среднепересеченной местности и  имеет 2-3 перевала высотой от 600 до 1000 м над уровнем моря, либо не менее 40% маршрута должны быть проложены по песчано-гравийным и грунтовым дорогам, в том числе труднопроезжим, по лесным тропам.  
         Маршрут IV категории сложности проходит по горной местности и имеет не менее десяти перевалов высотой до 1000 м над уровнем моря, либо 4-6 перевалов высотой от 1000 до 2500 м над уровнем моря, либо два перевала высотой 2500-3500 м, либо один перевал на горной тропе и 2-3 автодорожных перевала. Этот маршрут может быть проложен в тундре, по пустынной, таежной малонаселенной местности, причем не менее 40% маршрута должны проходить по естественным полевым, лесным дорогам и тропам, в том числе труднопроезжим.        

Маршрут V категории сложности прокладывают в большинстве случаев по горной местности. Он должен включать 5-6 перевалов  высотой 3000-5000 м над уровнем моря либо не менее одного перевала по горной тропе и 2-3 автодорожных перевала высотой 3000-4000 м над уровнем моря. Маршрут может быть в тундре, пустыне, тайге в малонаселенной местности, причем не менее 60% маршрута должны пройти по естественным грунтовым дорогам и тропам с труднопроезжими заболоченными участками, бродами, завалами, осыпями и прочими естественными препятствиями [11, с. 20-22].

Основной  целью участия в категорийных велосипедных маршрутах является, прежде всего, повышение спортивной квалификации (выполнение спортивных разрядов, получение званий и другие). Однако спортивная цель похода не исключает и другие: оздоровительные, познавательные, исследовательские, приключенческие и другие цели. Численный состав групп категорийного похода до 12 человек, оптимальная численность группы 6-8 человек.

Перед началом  спортивного похода участники должны пройти медицинское освидетельствование. Для участия в походе 1-3 категории  сложности достаточно предъявить медицинскую  справку из поликлиники, для походов 4,5 категории сложности требуется  справка врачебно-физкультурного диспансера.

 Организацией  и проведением велосипедных походов  и путешествий занимаются туристские  и спортивные организации. Они  осуществляют контроль за подготовкой велотуристов. Обеспечивают их необходимым инвентарем и снаряжением, создают условия для физической, технической и теоретической подготовки, организуют выступления и консультации специалистов, а также контролируют соблюдение группой сроков прохождения маршрута, а в случае необходимости оказывают ей помощь.

 Велосипедные походы могут проходить практически в любом районе и в любое время года. Планируя поход, нужно учитывать особенности воздействия на человека окружающей среды, высоты над уровнем моря, климата и других условий. Речь идет о преобладающих температурах воздуха в тот или иной период и о суточных перепадах температур, о влажности воздуха, солнечной радиации, о ядовитых насекомых и животных, о наличии питьевой воды и ее качестве, о перепадах высот и крутизне подъемов. Практика показывает, что немало нежелательных "сюрпризов" в пути ожидает тех велотуристов, которые плохо изучили особенности района путешествия на стадии подготовки к походу.

 

    1.3. Перспективы развития велосипедного туризма в Ленинградской области

         Ленинградская область обладает значительным рекреационным потенциалом как в плане развития экскурсионно-познавательного туризма, так и событийного туризма. Рекреационный спрос  связан в основном с памятниками культурно-исторического наследия районов области, а также уникальными природными  ресурсами. Дороги области преимущественно асфальтированные, но множество дорог с грунтовым покрытием, проселочных и лесных дорог, которые позволяют любителям велосипеда в сезон совершить активные прогулки любой продолжительности и протяженности маршрута от выходного дня до многодневных организованных путешествий; посетить труднодоступные автолюбителям места, исторические и природные объекты, отдохнуть на природе, организовать ночевку, пикник.

 Основные факторы для развития велосипедного туризма в Ленинградской области:

1). Рядом  находится Санкт-Петербург, многомиллионный научный и культурный центр России.

2).  На границах Ленинградской области  обрываются международные велосипедные маршруты. А ведь это готовые «поставщики» велотуристов из Европы на наши просторы. В Нарве заканчиваются международные маршруты «Евровело 10» (вокруг Балтийского моря), «Европуть R1»(из Франции через Германию, Прибалтику, Польшу). Важно, что у европейских соседей финиш этих маршрутов запланирован в Санкт-Петербурге. То есть они готовы и хотят продления маршрутов до Петербурга. Значит их рекламный потенциал, который они тратят на продвижение проектов Евровело 10 и Европуть R1, будет играть на развитие нашего региона.   

3). Сети национальных веломаршрутов проходят по местам с богатым культурным наследием (замки, монастыри, музеи) и уникальным природным местам. Отсюда вывод: велосипедный турист выгоден, так как он в среднем богаче туристов многих других туристских «конфессий».  Это сегодня крайне важно для России,  задача которой –  выравнивание уровня жизни населения.

4). В Ленинградской области большое количество достопримечательностей, таких как: Копорье и Старая Ладога, Ивангород и Выборг, Гатчина и Тихвин. Большое количество замков,усадеб, музеев. По сравнению с другими областями России, в Ленинградской области гуще сеть дорог, есть возможность проложить маршруты в обход трасс [21].

Но рекреационные возможности региона все-таки развиты недостаточно.

         С целью развития внутреннего и въездного велосипедного туризма необходимо:

         1. Расширить сеть велосипедных маршрутов. Во-первых, с целью привлечения туристов в свой регион, во-вторых, с целью обеспечения  семейного досуга.  Велосипедные маршруты создаются не только для спортсменов, у которых тренировки, гонки, часы, очки и минуты, но и для простых людей, в том числе туристов семейных. Это, как правило, люди интеллектуальные, стремящиеся совместить познание мира, визиты в новые места с физической нагрузкой, которой им не хватает в обычной жизни.

      2. Создать сеть национальных велосипедных маршрутов с целью привлечения в свой регион не только российских туристов, но и зарубежных. Суть веломаршрута заключается в подборе и маркировке на местности интересного маршрута для движения на велосипеде. Разработанный специалистами, понимающими толк в велотуризме, поддержанный властями, маршрут становится притягательным, и приносит большую пользу регионам, по которым проходит. Именно поэтому, большинство стран Европы уже покрывает густая сеть велосипедных маршрутов, объединенных в национальные велосипедные сети [19].    

3. Создать новые  веломаршруты. Чтобы создать веломаршрут, необходимо: 1). произвести разведку на местности (разработать маршрут, найти варианты объезда всех напряженных дорог, сделать проект разметки); 2). установить информационные знаки, выпустить рекламную продукцию (карты, путеводители); 3). провести инженерные работы: в крупных городах - оборудование велодорожек,  на тропах устанавливаются деревянные мостики через ручьи, в местах пересечения велосипедного маршрута и автомобильных дорог ставятся предупреждающие знаки,  у памятников архитектуры, музеев, ставятся информационные указатели; 4). промаркировать веломаршруты вне крупных населенных пунктов (там, где маршруты проходят по второстепенным дорогам, тропам, грунтовкам).   

В настоящее  время в области действуют 9 информационно-туристских центров, расположенных в административных центрах районов. Путешествие по тому или иному району удобно начать с посещения подобного центра - там можно получить информацию, актуальную именно на момент путешествия. Здесь можно узнать о праздниках и фестивалях, о том, как быстро и удобно доехать до интересующего  вас места или объекта, здесь  окажут содействие в решении вопросов, возникших во время вашего путешествия.

Велосипедные  маршруты формируют туристский поток  и направляют его в русло маршрута. Это дает возможность  построить  новые отели, рестораны, повысить посещаемость музеев, магазинов, увеличить сбыт сувениров, услуг населению. Хотелось бы, чтобы в России появилась своя национальная сеть велосипедных маршрутов, которая работала бы на оздоровление россиян, на повышение благосостояния малых городов и населенных пунктов, через которые она будет проходить.

                                                      Выводы

          Велосипедный туризм – это вид туризма, в котором основным средством передвижения участников путешествия является велосипед.

Развитие  велосипедного туризма - неразрывно связано с историей развития велосипеда. Первые велосипеды были похожи на детские  самокаты, на которых катались, отталкиваясь от земли ногами. В 50-х годах  XIX века велосипед – самокат благодаря французу Э. Мишо стал самодвижущимся экипажем с педалями на переднем колесе и тормозом. Но этот велосипед с деревянными колесами и металлическими ободами, не имел амортизаторов, поэтому был прозван «костотрясом». И лишь изобретение пневматических шин (автор – англичанин  Дэнлон, 1888г.) резко снизило тряску и превратило поездку на велосипеде в приятную прогулку. С этого момента наступает настоящий расцвет двухколесного велосипеда. В конце XIX- начале XX века в мире насчитывалось около миллиона велосипедистов

В 1880-1890 гг. мир охватила первая волна велосипедного бума,  повсюду стали возникать общества «циклистов», как тогда называли велосипедистов-любителей.  Не осталась в стороне от этого движения и Россия. В самом конце XIX столетия в результате совершенствования велосипеда в любительском велосипедном движении наметился массовый рост велосипедистов, у которых туристские интересы были на первом плане. 4 марта 1895 года в городе Санкт-Петербург было основано Общество велосипедистов-туристов под названием «Русский туринг-клуб». С 21 мая 1895 года журнал "Велосипед" стал официальном печатным органом Общества велосипедистов-туристов. Организация Санкт-Петербургского общества велосипедистов-туристов, таким образом, официально закрепила рождение отечественного велотуризма. Общество ставило цель «служить центром сближения обитающих в столице и ее окрестностях велосипедистов-любителей в видах содействия распространения велосипеда как удобного средства передвижения».

Ленинградская область обладает значительным рекреационным потенциалом в плане развития экскурсионно-познавательного туризма. Рекреационный спрос  связан в основном с памятниками культурно-исторического наследия области, а также уникальными природными  ресурсами.

Также область располагает одной из наиболее развитых в России систем отдыха, туризма и спорта. Рекреационные ресурсы и относительно благоприятные климатические условия региона играют важную роль в создании зон отдыха и организации туризма, которые являются важной статьей доходной части бюджета Ленинградской области. На территории области размещается огромное количество баз отдыха, туристических баз и гостиниц, санаториев и пансионатов. Большинство мест отдыха располагается на экологически чистых озёрах или реках и на побережье Финского залива. Здесь имеются исключительные условия для организации  всех видов отдыха – лечебного, оздоровительного, спортивного и познавательного.

На территории Ленинградской области в настоящее  время проработаны 45 велосипедных маршрутов, которые доступны для всех любителей путешествовать. Почти половина этих направлений проложена по живописным местам Карельского перешейка, 9 маршрутов пролегают по западной части области, остальные – по территории юга и востока нашего региона.

В настоящее  время путешествующих в соответствии с походными правилами 1-3 тысячи человек. Самыми простыми велопоходами являются походы выходного дня, более сложными – многодневные некатегорийные походы и наиболее сложные – категорийные маршруты (I, II, III, IV и V категории сложности).

С целью  развития внутреннего и въездного велосипедного туризма необходимо: 1. Расширить сеть велосипедных маршрутов. 2. Создать сеть национальных велосипедных маршрутов с целью привлечения в свой регион не только российских туристов, но и зарубежных. 3. Создать новые  веломаршруты.

Информация о работе Развитие велосипедного туризма в Ленинградской области