Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:23, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является современный велосипедный туризм.
Предмет исследования – велосипедный туризм в Ленинградской области.
Цель работы – дать характеристику современному велосипедному туризму в Ленинградской области.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.......5
1.1. История развития велосипедного туризма в Ленинградской области ….......5
1.2. Рекреационный потенциал Ленинградской области для туристских велопоходов ………………………………………………………………………. 10
1.3. Формы проведения велосипедных походов……………………………........22
1.4. Перспективы развития велотуризма в Ленинградской области…………..27
Выводы………………………………………………………………………….......29
ГЛАВА 2. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУР В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ .….......32
2.1. Описание маршрута……………………. …………………………………….32
2.2. Описание состава снаряжения для велосипедного тура…………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...………………
Спортивные походы (ралли, кроссы) проводят на большие расстояния (более 160 км) со скорость движения, превышающее 30 км в час.
Многодневные некатегорийные путешествия проводят во время отпуска или каникул по неклассифицированным маршрутам.
Наиболее целесообразная численность группы участников некатегорийных походов 4-8 человек. Все участники путешествия должны хорошо владеть техникой велосипедной езды. Начинающим туристам следует выбирать маршруты по населенной и менее пересеченной местности, развитой дорожной сетью. Для групп, имеющих достаточный опыт, доступны маршруты и более сложные, при этом бездорожные участки и участки со сложным рельефом не должны превышать 10-15 % общей протяженности маршрута.
Первые многодневные велопоходы лучше совершать в своей или соседней областях, в привычной климатической зоне. Маршрут выбирается в зависимости от физической тренировки участников, наличия свободного времени, сезона, походных факторов, а также от интересов туристов.
Наиболее сложные веломаршруты – категорийные маршруты (I, II, III, IV и V категории сложности). Категория сложности походов обусловлена характером и количеством естественных препятствий, протяженностью и продолжительностью. Кроме того, учитывается высота местности над уровнем моря, трудности ориентирования, хозяйственная особенность района и прочее.
Маршрут I категории сложности, самый массовый, пролагают по дорогам с твердым покрытием, без больших перепадов высот, при этом туристы должны проехать не менее 400 км (в 80-х годах - 250 км) и не менее пяти раз переночевать в полевых условиях.
Маршрут II категории сложности проходит по слабопересеченной местности от 200 до 600 м над уровнем моря либо имеет не менее 20% песчано-гравийных и грунтовых дорог.
Маршрут
III категории сложности проходит
по среднепересеченной местности и
имеет 2-3 перевала высотой от 600 до 1000
м над уровнем моря, либо не менее 40% маршрута
должны быть проложены по песчано-гравийным
и грунтовым дорогам, в том числе труднопроезжим,
по лесным тропам.
Маршрут IV категории
сложности проходит по горной местности
и имеет не менее десяти перевалов высотой
до 1000 м над уровнем моря, либо 4-6 перевалов
высотой от 1000 до 2500 м над уровнем моря,
либо два перевала высотой 2500-3500 м, либо
один перевал на горной тропе и 2-3 автодорожных
перевала. Этот маршрут может быть проложен
в тундре, по пустынной, таежной малонаселенной
местности, причем не менее 40% маршрута
должны проходить по естественным полевым,
лесным дорогам и тропам, в том числе труднопроезжим.
Маршрут
V категории сложности
Основной целью участия в категорийных велосипедных маршрутах является, прежде всего, повышение спортивной квалификации (выполнение спортивных разрядов, получение званий и другие). Однако спортивная цель похода не исключает и другие: оздоровительные, познавательные, исследовательские, приключенческие и другие цели. Численный состав групп категорийного похода до 12 человек, оптимальная численность группы 6-8 человек.
Перед началом
спортивного похода участники должны
пройти медицинское
Организацией
и проведением велосипедных
Велосипедные походы могут проходить практически в любом районе и в любое время года. Планируя поход, нужно учитывать особенности воздействия на человека окружающей среды, высоты над уровнем моря, климата и других условий. Речь идет о преобладающих температурах воздуха в тот или иной период и о суточных перепадах температур, о влажности воздуха, солнечной радиации, о ядовитых насекомых и животных, о наличии питьевой воды и ее качестве, о перепадах высот и крутизне подъемов. Практика показывает, что немало нежелательных "сюрпризов" в пути ожидает тех велотуристов, которые плохо изучили особенности района путешествия на стадии подготовки к походу.
1.3. Перспективы развития велосипедного туризма в Ленинградской области
Ленинградская область обладает значительным рекреационным потенциалом как в плане развития экскурсионно-познавательного туризма, так и событийного туризма. Рекреационный спрос связан в основном с памятниками культурно-исторического наследия районов области, а также уникальными природными ресурсами. Дороги области преимущественно асфальтированные, но множество дорог с грунтовым покрытием, проселочных и лесных дорог, которые позволяют любителям велосипеда в сезон совершить активные прогулки любой продолжительности и протяженности маршрута от выходного дня до многодневных организованных путешествий; посетить труднодоступные автолюбителям места, исторические и природные объекты, отдохнуть на природе, организовать ночевку, пикник.
Основные факторы для развития велосипедного туризма в Ленинградской области:
1). Рядом находится Санкт-Петербург, многомиллионный научный и культурный центр России.
2). На границах Ленинградской области обрываются международные велосипедные маршруты. А ведь это готовые «поставщики» велотуристов из Европы на наши просторы. В Нарве заканчиваются международные маршруты «Евровело 10» (вокруг Балтийского моря), «Европуть R1»(из Франции через Германию, Прибалтику, Польшу). Важно, что у европейских соседей финиш этих маршрутов запланирован в Санкт-Петербурге. То есть они готовы и хотят продления маршрутов до Петербурга. Значит их рекламный потенциал, который они тратят на продвижение проектов Евровело 10 и Европуть R1, будет играть на развитие нашего региона.
3). Сети национальных веломаршрутов проходят по местам с богатым культурным наследием (замки, монастыри, музеи) и уникальным природным местам. Отсюда вывод: велосипедный турист выгоден, так как он в среднем богаче туристов многих других туристских «конфессий». Это сегодня крайне важно для России, задача которой – выравнивание уровня жизни населения.
4). В Ленинградской области большое количество достопримечательностей, таких как: Копорье и Старая Ладога, Ивангород и Выборг, Гатчина и Тихвин. Большое количество замков,усадеб, музеев. По сравнению с другими областями России, в Ленинградской области гуще сеть дорог, есть возможность проложить маршруты в обход трасс [21].
Но рекреационные возможности региона все-таки развиты недостаточно.
С целью развития внутреннего и въездного велосипедного туризма необходимо:
1. Расширить сеть велосипедных маршрутов. Во-первых, с целью привлечения туристов в свой регион, во-вторых, с целью обеспечения семейного досуга. Велосипедные маршруты создаются не только для спортсменов, у которых тренировки, гонки, часы, очки и минуты, но и для простых людей, в том числе туристов семейных. Это, как правило, люди интеллектуальные, стремящиеся совместить познание мира, визиты в новые места с физической нагрузкой, которой им не хватает в обычной жизни.
2. Создать сеть национальных велосипедных маршрутов с целью привлечения в свой регион не только российских туристов, но и зарубежных. Суть веломаршрута заключается в подборе и маркировке на местности интересного маршрута для движения на велосипеде. Разработанный специалистами, понимающими толк в велотуризме, поддержанный властями, маршрут становится притягательным, и приносит большую пользу регионам, по которым проходит. Именно поэтому, большинство стран Европы уже покрывает густая сеть велосипедных маршрутов, объединенных в национальные велосипедные сети [19].
3. Создать новые веломаршруты. Чтобы создать веломаршрут, необходимо: 1). произвести разведку на местности (разработать маршрут, найти варианты объезда всех напряженных дорог, сделать проект разметки); 2). установить информационные знаки, выпустить рекламную продукцию (карты, путеводители); 3). провести инженерные работы: в крупных городах - оборудование велодорожек, на тропах устанавливаются деревянные мостики через ручьи, в местах пересечения велосипедного маршрута и автомобильных дорог ставятся предупреждающие знаки, у памятников архитектуры, музеев, ставятся информационные указатели; 4). промаркировать веломаршруты вне крупных населенных пунктов (там, где маршруты проходят по второстепенным дорогам, тропам, грунтовкам).
В настоящее
время в области действуют 9 информационно-туристских
центров, расположенных в
Велосипедные маршруты формируют туристский поток и направляют его в русло маршрута. Это дает возможность построить новые отели, рестораны, повысить посещаемость музеев, магазинов, увеличить сбыт сувениров, услуг населению. Хотелось бы, чтобы в России появилась своя национальная сеть велосипедных маршрутов, которая работала бы на оздоровление россиян, на повышение благосостояния малых городов и населенных пунктов, через которые она будет проходить.
Велосипедный туризм – это вид туризма, в котором основным средством передвижения участников путешествия является велосипед.
Развитие велосипедного туризма - неразрывно связано с историей развития велосипеда. Первые велосипеды были похожи на детские самокаты, на которых катались, отталкиваясь от земли ногами. В 50-х годах XIX века велосипед – самокат благодаря французу Э. Мишо стал самодвижущимся экипажем с педалями на переднем колесе и тормозом. Но этот велосипед с деревянными колесами и металлическими ободами, не имел амортизаторов, поэтому был прозван «костотрясом». И лишь изобретение пневматических шин (автор – англичанин Дэнлон, 1888г.) резко снизило тряску и превратило поездку на велосипеде в приятную прогулку. С этого момента наступает настоящий расцвет двухколесного велосипеда. В конце XIX- начале XX века в мире насчитывалось около миллиона велосипедистов
В 1880-1890 гг. мир охватила первая волна велосипедного бума, повсюду стали возникать общества «циклистов», как тогда называли велосипедистов-любителей. Не осталась в стороне от этого движения и Россия. В самом конце XIX столетия в результате совершенствования велосипеда в любительском велосипедном движении наметился массовый рост велосипедистов, у которых туристские интересы были на первом плане. 4 марта 1895 года в городе Санкт-Петербург было основано Общество велосипедистов-туристов под названием «Русский туринг-клуб». С 21 мая 1895 года журнал "Велосипед" стал официальном печатным органом Общества велосипедистов-туристов. Организация Санкт-Петербургского общества велосипедистов-туристов, таким образом, официально закрепила рождение отечественного велотуризма. Общество ставило цель «служить центром сближения обитающих в столице и ее окрестностях велосипедистов-любителей в видах содействия распространения велосипеда как удобного средства передвижения».
Ленинградская область обладает значительным рекреационным потенциалом в плане развития экскурсионно-познавательного туризма. Рекреационный спрос связан в основном с памятниками культурно-исторического наследия области, а также уникальными природными ресурсами.
Также область располагает одной из наиболее развитых в России систем отдыха, туризма и спорта. Рекреационные ресурсы и относительно благоприятные климатические условия региона играют важную роль в создании зон отдыха и организации туризма, которые являются важной статьей доходной части бюджета Ленинградской области. На территории области размещается огромное количество баз отдыха, туристических баз и гостиниц, санаториев и пансионатов. Большинство мест отдыха располагается на экологически чистых озёрах или реках и на побережье Финского залива. Здесь имеются исключительные условия для организации всех видов отдыха – лечебного, оздоровительного, спортивного и познавательного.
На территории
Ленинградской области в
В настоящее время путешествующих в соответствии с походными правилами 1-3 тысячи человек. Самыми простыми велопоходами являются походы выходного дня, более сложными – многодневные некатегорийные походы и наиболее сложные – категорийные маршруты (I, II, III, IV и V категории сложности).
С целью развития внутреннего и въездного велосипедного туризма необходимо: 1. Расширить сеть велосипедных маршрутов. 2. Создать сеть национальных велосипедных маршрутов с целью привлечения в свой регион не только российских туристов, но и зарубежных. 3. Создать новые веломаршруты.
Информация о работе Развитие велосипедного туризма в Ленинградской области