Развитие велосипедного туризма в Ленинградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы является современный велосипедный туризм.
Предмет исследования – велосипедный туризм в Ленинградской области.
Цель работы – дать характеристику современному велосипедному туризму в Ленинградской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.......5
1.1. История развития велосипедного туризма в Ленинградской области ….......5
1.2. Рекреационный потенциал Ленинградской области для туристских велопоходов ………………………………………………………………………. 10
1.3. Формы проведения велосипедных походов……………………………........22
1.4. Перспективы развития велотуризма в Ленинградской области…………..27
Выводы………………………………………………………………………….......29
ГЛАВА 2. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУР В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ .….......32
2.1. Описание маршрута……………………. …………………………………….32
2.2. Описание состава снаряжения для велосипедного тура…………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...………………

Вложенные файлы: 1 файл

Велотуризм в Ленинградской области.docx

— 164.77 Кб (Скачать файл)

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ГЛАВА 2. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУР В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

                                             2.1. Описание маршрута

       Велосипедный маршрут:   некатегорийный многодневный велопоход

«К Луговым и Морозовским  озерам».

          Основные характеристики маршрута:

1. Нитка  маршрута: Санкт–Петербург – Токсово  (18) – Матокса (16) - Гарболово (8) – Пески (15) – Сосново (22) – Борисово (16) – Мичуринское (17) – Борисово (11) – Петровское (7) – Кривко (13) – Сосново (5).

          2. Протяженность -148 км.

          3. Количество ходовых дней –  3.

          4. Сезонность – июнь – август.

          5. Количество туристов в группе  – 6-8 человек.

Подготовка  туриста: специальной подготовки не требуется, физическая готовность к  велотуру по пересеченной местности.

     6.  Маршрут проходит в основном  по асфальтированным автострадам.

Профиль дорог  разнообразен – равнинная местность  чередуется с подъемами и спусками. Дороги: асфальт - 65%, грейдер - 11%, грунт - 24%.

         7. Перепад высот: 122 м.

         8. Набор высоты на 1 км: 10.5 м.

        9. Основные естественные препятствия: грунтовые дороги, тропы.

      10. Оборудование в велопоходе: дорожные или спортивно-туристские  велосипеды.

       11. Карта маршрута – приложение № 1.

       12. Туристско-географическая характеристика района и маршрута:

         Вся нитка маршрута проходит  по Ленинградской области.

       Туристско – экскурсионные объекты на маршруте:

         Морозовские озёра – группа небольших, в основном мелководных, озёр (общей протяжённостью около 15 км) на Карельском перешейке, соединённых между собой протоками, к северу от Мичуринского озера. Включает озёра Посадское, Тучково, Полноводное и Долгое. Немного западнее расположено большое Журавлёвское озеро. Озера окутывает живописный сосновый лес.

        В 25 км от Санкт-Петербурга в пос. Токсово находятся два уникальных мини-зоопарка. На территории курорта «Северный склон» живут страусы эму, барсуки, медведи. Рядом, в Токсовском парклесхозе находится единственный в России питомник зубробизонов.         

         Краткое  описание маршрута:

Маршрут предполагает две обязательные полевые ночевки. Старт группы запланирован на вечернее время (20.00) предвыходного дня (пятница). Место сбора (пос. Мурино) на северной границе Санкт–Петербурга (начало дороги Петербург - Матокса) выбрано из соображений скорейшего выхода (через 26 км) своим ходом в ближайший лесной массив с удобными полевыми стоянками, где и будет совершена первая ночевка.  Следующая ночевка запланирована на Луговых озерах (10 км от Сосново), после суточного перехода в 60 км. Воскресный день группа проводит в лесном массиве у живописных Морозовских озер. Маршрут заканчивается на ст. Сосново.

  Начало  маршрута –  поселок Мурино. От места сбора двигаются по шоссе Ленинград – Матокса (асфальт) в направлении на север. За поселком Мурино велотуристы могут осмотреть старейшую церковь, построенную архитектором Н.А. Львовым в 1780 году.  Начиная от поселка Кузьмоловский (10 –й км) рельеф становится пересеченным. Доезжаем до пос. Токсово (26 км от пос. Мурино), вблизи которого и будет совершена первая ночевка. Для ночной стоянки на этом участке удобны берега двух озер, расположенные вблизи от шоссе за населенным пунктом Садоводство. Первое озеро открывается слева по движению за километровым знаком «26». К нему ведут две дороги, хорошо наезженные, песчаные. Второе, удаленное от шоссе (1 км), находится в глубокой котловине за полосой хвойного леса – сойти с шоссе у знака «26» на грунтовую дорогу, уходящую в лес по ходу движения. Утром двигаются дальше. 

Между Токсово и Матоксой  следует серия живописных холмов и спусков. От Матоксы асфальтированная дорога живописно петляет по слабохолмистой местности. Кустарниковая растительность на обочинах чередуется с деревьями лиственных пород. Окрестные леса богаты грибами и ягодами. При подъезде в пос. Гарболово (в поселке есть столовая), сразу за табличкой начала населенного пункта, на развилке асфальтированных дорог повернуть направо. Через 6 км слабохолмистой, покрытой лесом местности дорога выводит на асфальт шоссе Ленинград-Запорожское (повернуть направо), а еще через 5 км – на околицу деревни Коробицыно. За деревней Коробицыно лента нового асфальта через 2 км подходит к развилке дорог на Сосново и Запорожское. Повернуть налево по указателю «Сосново 20». Укрепленная щебнем песчаная дорога  среди  соснового леса, минуя  поселок Пески (2 км от развилки) и петляя по окрестным холмам, приводит в поселок Снегиревка (магазин, почта), а еще через 5 км, уже по асфальтированному шоссе, - к центру поселка Сосново. В этом поселке есть столовая.

Продолжить  движение по Советской улице поселка  к Приозерскому шоссе. Несколько подъемов и спусков на окраине поселка, и дорога ныряет под виадук железнодорожной магистрали. А еще через 2 км подходит к Приозерскому шоссе (пост ГАИ). Для второго ночлега лучше всего ориентироваться на Луговые озера, достаточно тихие и удобные для отдыха в массиве соснового леса северо-западнее Соснова. От места первой ночевки до них примерно 65 км.

На следующий  день, через поселок  Борисово едем по направлению в поселок Мичуринское. К северу от поселка Мичуринское, среди большого лесного массива, за мощной песчаной грядой, на десятки километров протянувшейся с запада на восток, разбросано множество озер ледникового происхождения (система Морозовских озер). Знакомство с ними облегчают дорожки и тропинки, соединяющие берега озер. Вокруг этих озер раскинулся сосновый лес.

Затем от восточной границы пос. Мичуринское  продолжить движение в сторону уже известного поселка Сосново. Дорога вначале спускается по краю обширного поля, затем поднимается на террасу восточного берега Мичуринского озера и вновь ниспадает к Борисовскому озеру. Затем, проехав весь поселок Борисово, за мостом через ручей Горюнец свернуть на уже знакомую песчаную дорогу. Продолжить движение прямо по основной грунтовой дороге в восточном направлении  в поселок Сосново через Петровское и Кривко.

Маршрут заканчивается на ст. Сосново. Первое упоминание о нем в писцовых книгах относится к 1500 году. В настоящее время Сосново - важный транспортный узел, где сходятся автодороги нескольких направлений [13, с.60-81].  

     2.2. Описание состава снаряжения для велосипедного тура

Все снаряжение велотуристов можно разделить на три большие группы:  

         1) групповое (или общественное) общетуристское;

         2) личное (или индивидуальное) общетуристское;

          3) специальное, относящееся только к велотуризму (групповое и личное).    

     Снаряжение велотуриста должно точно соответствовать району и времени года, в котором путешествие проводится. Туристы всегда стремятся к тому, чтобы снаряжение было как можно легче, компактнее и в то же время прочнее и надежнее по своей конструкции, удобным, приятных расцветок. Поэтому велотуристы предъявляют высокие требования к материалам, из которого оно изготовлено, добиваясь уменьшения веса снаряжения и наиболее рационального его использования.

 Главное при подборе снаряжения к походу - найти золотую середину, когда в поход берется то, без чего нельзя обойтись, и в то же время нет ни одной лишней вещи.

            Групповое общетуристское  снаряжение 

          Бивачное  снаряжение:           

1. Палатки  2-3 шт.

2. Тент  групповой – 1 шт.

3. Костровые  и кухонные принадлежности

Прочее групповое снаряжение:

1. Средства освещения  – фонари электрические с запасным комплектом батареек - 2-4 шт.

2. Карты, схемы на район путешествия, путеводители - 1-2 комплект.

3. Походные документы – 1 комплект.

4. Медицинская  аптечка – 1 комплект.

5. Фотоаппараты, видеокамера, пленки, кассеты – по необходимости.

6. Компас – 2 шт.

7. Бинокль – 1 шт.

8. Ремонтный набор общего назначения – 1 комплект.

9. По усмотрению группы  можно взять волейбольный и  футбольный мяч, бадминтон, рыболовные  снасти, музыкальные инструменты

Групповое специальное снаряжение:

          1. Трос или цепь с номерным замком -1 шт.

2. Велосипедный общегрупповой ремонтный набор – 1 комплект.

3. Инструменты – 1 комплект.

  Палатка.   Палатка должна отвечать следующим требованиям: прочность, ветроустойчивость, легкость (минимальный вес), комфортность, водонепроницаемость, простота и надежность установки. Сейчас существует множество конструкций палаток. Помимо традиционной двускатной есть трех-, четырехскатные, шатровые, фургонные, «юрты», «полубочки» и т. д. В велосипедных походах  в основном применяются палатки классического типа «домик» и каркасные. Большинство туристов предпочитает двух-трехместные палатки, но некоторые шьют палатку на всю группу. При этом бескаркасные палатки применяют в основном в лесных районах, где можно не брать стоек и таким образом сэкономить в весе. Летом некоторые используют палатку-шатер без пола, в которой тоже помещается вся группа. В теплое время можно вообще обойтись без палатки, используя тент и полиэтиленовую подстилку. В походе по пустынным районам в летний период нужна палатка из тонкой легкой ткани, причем с входом на молнии, чтобы она была непроницаемой для ядовитых жителей пустыни.    В безлесных районах, а также в зарубежных поездках каркасные палатки уверенно вытесняют традиционные («домиком»), так как они быстро устанавливаются и не требуют каких-либо навыков. 
         До недавнего времени групповой тент делали из полиэтиленовой пленки, а чтобы он не рвался, от углов в направлении их биссектрис пришивали по куску тесьмы длиной не менее 30 см. Теперь для изготовления группового тента часто используют те же материалы, что и для изготовления тентов палаток. Обычно групповой тент растягивают в стороне от палаток. Но ради уменьшения веса одни туристы не берут тенты для каждой палатки, а растягивают один большой тент, под которым умещаются две расставленные друг против друга палатки, и остается пространство между ними (тамбур), где группа в ненастье готовит пищу, ужинает, ремонтирует велосипеды и вообще проводит свободное время. Другие, наоборот, не берут групповой тент, а используют тамбуры самих палаток, поставленные рядом и скрепленные между собой.

Костровое имущество. Велотуристы пищу готовят в основном на костре. Из кострового оборудования наиболее распространены трос и таганки. В первом случае в комплект входят трос толщиной 2,5-3 мм с петлями на концах, к которым привязаны веревочные растяжки, и тонкие цепочки с двумя карабинами на каждой, либо система крюков. Использование тросов вынуждает искать для костра два дерева, отстоящие друг от друга на расстоянии 8-10 м. Поэтому все больше туристов предпочитают применять таганки. Таганки выполняются обычно из металлических трубок (хорошо себя зарекомендовал титановый сплав), представляют собой четырехугольную рамку, длина которой равна суммарной ширине трех ведер (канов), составленных вместе, а ширина - 15-16 см. По углам к рамке прикрепляются четыре ножки. На концы ножек напаиваются или навинчиваются шайбы. Высота ножек должна позволять развести под таганком огонь и подкладывать затем дрова. Таганок дает возможность расположиться вдали от больших деревьев, но если нужно согреться в холодную погоду или обсушиться, приходится разводить еще один костер.

Однако велотуристские маршруты часто проходят по местам, где разжигать костры не рекомендуется или запрещено, особенно при переходе лесопарковых зон и заповедников, в засушливый пожароопасный период, а также в европейских странах. Поэтому часто приходится ориентироваться на примусы и другие нагревательные приборы.       

    Из примусов наиболее употребляемы «Шмель», «Турист» и «Огонек». Примусы «Турист» и «Огонек» не пользуются у велотуристов популярностью из-за их малой мощности. Так, «Турист» обеспечивает горение в течение 25-30 минут, а «Шмель», отличаясь высокой надежностью в работе, обеспечивает беспрерывное горение в течение 1,5-2 часов. В походы чаще берут «Шмель», «Шмель-2», а особенно «Шмель-4» с наибольшим из этих трех модификаций объемом бачка (0,95 л), обеспечивающим непрерывное горение в течение 4-6 часов, надежно работающий при любых температурах до +40°С. Для примусов лучше использовать бензин, на смесях бензина и солярки и на керосине примусы сильно коптят и быстро выходят из строя. Разогреваются они сухим спиртом. Средний расход бензина на группу 6-9 человек летом 0,6-0,7 л, в холодную погоду - до 1 литра в день.    После того, как в продаже повсюду появились пластиковые бутылки с разнообразной водой, многие велотуристы стали их использовать для перевозки бензина.

          В последние годы велотуристы оценили портативные газовые горелки типа Camping Gaz. На них можно не только готовить, но и использовать их для освещения, если взять газовые лампы. По своей простоте и надежности эти горелки стали большим конкурентом для примусов, особенно в зарубежных путешествиях, так как, например, в европейских странах в любом супермаркете можно купить баллоны Camping Gaz. Нужно выбирать модели Camping Gaz с ветрозащитой [2, с. 200 - 201].

Варочная посуда. В комплект посуды общего пользования должны входить ведра, кастрюли, сковорода, поварешка, кухонные ножи, раздаточная доска, топор, термос, фляжки. Все эти предметы должны находиться в чехлах.

Если еду придется готовить на примусах или газовых горелках, то необходимо взять на группу из шести – девяти человек две кастрюли по 5-6 литров и один чайник 4-5 литровый. Если предстоит готовить на костре, то необходимо взять котелок, Сковородку или противень есть смысл брать в том случае, если в походе предполагается рыбная ловля и (или) сбор грибов.  
        В засушливых и пустынных районах на группу из 6-9 человек нужно иметь емкостей для воды на 20-30 л, туда можно взять канистры, лучше алюминиевые. В средней полосе, где ручьи, родники и колодцы встречаются часто, в последние годы, чтобы не быть чересчур привязанными к источнику воды при выборе места для бивака, берут пластиковые бутылки, так как они вместительны (до 2 л) и в то же время их удобно разместить в велорюкзаках. 
        Наиболее удобный для переноски вид групповой посуды – комплект из ведер. Ведра применяют овального сечения. Комплект состоит из трех ведер с проволочными ручками, входящих одно в другое. На каждого человека должно приходиться не меньше 1,5 л емкости. Некоторые велотуристы перевозят ведра в брезентовом чехле на переднем багажнике, причем каждое ведро - в отдельном полиэтиленовом пакете, а чтобы они не стучали, используются прокладки поролона или пористой резины. Крепятся ведра с помощью резинок эспандера.

Информация о работе Развитие велосипедного туризма в Ленинградской области