Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 17:55, дипломная работа
Цель работы разработать бренд «Национальный исторический музей Республики Беларусь».
В процессы работы выполнены следующие исследования: определены теоретические аспекты создания бренда; исследован зарубежный опыт по созданию и внедрению бренд-культуры на примере трех конкретных музеев — американского, европейского и российского, был произведен поиск новых направлений деятельности музея.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………............... 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БРЕНДА И БРЕНДИНГА.……….............................
7
1.1 Понятие бренда, брендинга: содержание и сущность ……………..……. 7
1.2 Способы и этапы разработки бренда ………….……………………….. 9
ГЛАВА 2 БРЕНД-КУЛЬТУРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУЗЕЯ .…….........................................
16
2.1 Понятие бренд-культура…………………………………………………… 16
2.2 Место бренда в структуре управления организации и основные элементы бренда............................................................................................
19
2.3 Особенности применения технологии «бренд-культура» в музейной сфере…………………………………….........................................................
22
2.4 Зарубежный опыт по созданию и внедрению бренд-культуры……………….................................................................................
28
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО БРЕНДА «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»……………………………………………………………………..
41
3.1 История музея…………………………………………………………….. 41
3.2 Перечень нормативных документов Национального исторического музея………………………............................................................................
44
3.3 Поиск новых направлений деятельности музея на перспективу с учетом имеющихся возможностей…...........................................................
45
3.4 Туристический бренд «Национальный исторический музей Республики Беларусь»…...................................................................................................
47
3.5 Социальное обоснование бренда «Национальный исторической музей Республики Беларусь»…………………………………………………………
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 58
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 60
Музей может владеть целым портфелем брендов, которые содержат различные идентичности, направленные на самые разные аудитории. Архитектура бренда музея может быть представлена следующим образом:
Музей, как уже было отмечено ранее, имеет черты организации сферы услуг, где очень важно создавать комфортные психологические условия для более качественного восприятия музейного продукта. Эти условия создаются людьми, сотрудниками музея. В рамках создания психологического комфорта наибольший акцент делается на внутренние коммуникации бренда, которые знакомят сотрудников с идентичностью бренда и его ценностями. Если процесс интериоризации бренд-культуры прошел успешно, тогда у музея есть все шансы на создание в восприятии посетителей прочных марочных ассоциаций с организацией и личностью, основанных на восхищении, уважении и симпатии, на доверии к музейным продуктам, являющимся суббрендами.
Самым сложным аспектом в
процессе создания бренда является выбор
стратегии. Этот выбор обусловлен необходимостью
сохранения баланса между традиционной
миссией музея и его
Ключевым условием для выработки стратегии бренда является определение целевого рынка. В музейной практике есть много примеров, когда музей не знает, на каком рынке он предлагает свой продукт: на рынке свободного времени или культурного туризма.
Музею во всех отношениях выгодно ориентировать свой продукт на культурных туристов. Однако культурный туризм для музея имеет свои «подводные камни». Прежде всего, многочисленные группы создают большие физические и психологические помехи остальным посетителям музея в качественном восприятии музейной коллекции и выставки, и когда большую часть музейных посетителей составляют туристы, местное сообщество получается отрезанным от доступа к музею, в том числе и завышенной стоимостью билетов.
Получается, что стратегия
бренда музея должна балансировать
не только между традиционной миссией
и предложением переживаний, но также
основываться на точном знании, кто
его потребитель: культурный турист
и/или местный житель. Важной характеристикой
бренда является лояльность потребителей,
возможно приоритетная ориентация именно
на местных жителей (которые могут
стать постоянными
2.4 Зарубежный опыт по созданию и внедрению бренд-культуры.
Бренд-культура считается
сегодня «высшим пилотажем
Музей Шаулагер (Швейцария). «Если искусство не видят, оно мертво. Если искусство не сохранять, оно разлагается. Шаулагер — новый тип пространства для искусства».
Посетитель сайта музея Шаулагер в первую очередь видит эти слова. Они отражают суть бренда музея, направляют миссию и стратегию развития музея.
В мае 2003 г. с открытием
музея появилось новое место,
совершенно непохожее на стандартную
картинную галерею, место для
искусства, для хранения, изучения,
личного переживания и
Краткие факты из истории музея следующие. Сердце музея составляет коллекция фонда Эмануэля Хоффмана. Основанный в 1933 г. Майей Хоффман-Штехлин, позже Сачер (1898–1989 гг.), фонд остается приверженным коллекционированию произведений современного искусства, тому делу, которое она начала со своим рано умершим мужем. Майя преследовала три цели посредством фонда: коллекционирование, сохранение и содействие развитию перспективных видов искусства. В 1941 г. коллекция была передана Кунстмузею в Базеле, а в 1980 г. Майя Сачер инициировала строительство первого в мире музея современного искусства. К тому времени коллекция настолько разрослась, что только небольшая ее часть могла быть выставлена в музее. Строительство нового музея Шаулагер стало возможно благодаря средствам фонда Лоуренц, оно началось в 1999 г. Шаулагер предстояло еще раз зайти на неизвестную территорию, чтобы продвигать современное искусство в духе Майи Сачер.
Шаулагер в переводе с
немецкого означает «хранилище для
просмотра» (viewing warehouse), эта идея возникла
из основного вопроса: какой лучший
способ выбрать для хранения, поддержки
и использования искусства, когда
оно не выставляется? Ведь только около
5–10 % престижной коллекции Хоффмана
было представлено публике. Все остальные
картины и предметы были просто упрятаны
в ящики и заперты в фондовом
хранилище. Идея «открытого хранилища»
с созданием условий климат-
Архитекторы Ж. Херцог и П. де Мерон [13] построили уникальное здание для коллекции Хоффмана. Фасад здания представлен двумя гигантскими витринами, а вся остальная часть выложена из камней, извлеченных с места строительства, создается впечатление, что здание «выросло из земли». Оно имеет форму многоугольника с углублением с одной стороны, делая его похожим на «крытую площадь — piazza», которая в результате олицетворяет открытость и городскую жизнь.
С первого дня своего существования
Шаулагер бросал вызов условностям,
его дух лег в основу идентичности
бренда. Бренд подчеркнул уникальность
музея: это не еще одна галерея, а
центр бурной деятельности. Предыдущая
деятельность Шаулагер включала: выделение
средств на поддержку ставки профессора
современного искусства в университете
Базеля, организацию семинаров, реставрацию,
обеспечение площадкой для
«Слоган «Искусство работает» был создан для того, чтобы рассказать о том, что мы думаем и как ведем себя по отношению к искусству. Кроме того, графический образ должен был найти способ общения, коммуникации, что достаточно не простая, даже уникальная задача для музея Шаулагер». Специалисты по брендингу осознавали, что изображение не будет просто логотипом, а станет целой системой, которая могла бы реализовать их идею — «Искусство работает». Визуальный язык включал два уровня сообщения: передний план и фон. Первый план является типографским, функциональным, навеянным указательными знаками. План воздействует на посетителя по-разному, в зависимости от сообщения на знаке — информирующем или запрещающем. Второй уровень более текстурный, отражает энергию тех сил, которые окружают искусство: мысли, идеи, здание и пространство. Агентство Wolff Olins в тесном взаимодействии с архитекторами здания музея создало целую систему знаков как для публичных помещений, так и для закрытых, тем самым направив коммуникации бренда не только во вне, но и внутрь музея, воздействуя на его сотрудников.
Также как Шаулагер стал новым пространством в мире искусства, его бренд нашел новый способ общения, его визуальное представление отражает не консерватизм, а глубину, адаптивность и ум. Разработчики говорят, что «визуальный стиль сам стал языком, необычным и временами бросающим вызов».
Строительство Шаулагера было закончено в марте 2003 г., открытие состоялось в мае. Бренд придал индивидуальность музею, открытую для публики, проявляющуюся во всех коммуникациях — от рекламных сообщений до представления на сайте и в публикациях. По мнению бренд-мастеров из агентства, создание бренда помогло музею Шаулагер кристаллизировать собственное понимание того, что он хочет сделать. «Искусство работает» — это вера в то, что искусство всегда должно быть активным, актуальным. Бренд создал богатую и адаптирующуюся основу, воплощающую эту веру в жизнь. Он вынес Шаулагер на мировую сцену и сам является уникальным, как этот музей.
Объединение художественных музеев Сан-Франциско (США). Объединение художественных музеев Сан-Франциско (ОХМ) является организацией, которая управляет двумя публичными городскими музеями: музеем Майкла де Янга (de Young) и Дворцом Легиона чести. Агентство Wolff Olins работало над созданием нового бренда для родительской организации — ОХМ, а также брендов для двух музеев, входящих в ее состав. Каждый из брендов имеет свой собственный характер и четко указывает на то, какую позицию они занимают в структуре ОХМ.
Из истории музея Майкла де Янга можно выделить следующие факты: основанный в 1895 г., расположенный на территории парка Голден Гейт в Сан-Франциско, музей всегда был неотъемлемой частью города и любимым местом многих его жителей, а также приезжих гостей и туристов. К сожалению, в 1989 г. здание музея было сильно разрушено в результате землетрясения, поэтому планировалось построить новое здание к 2005 г. Для разработки проекта были приглашены архитекторы Ж. Херцог и П. де Мерон. Весной 2001 г. руководство Объединения обратилось в агентство Wolff Olins с целью создания бренда для нового музея. После рассмотрения предложения агентство выдвинуло идею создания бренда не только музею де Янга, но и Дворцу Легиона чести и всему ОХМ. Таким образом, изначальный проект был расширен до конструирования бренда все трем организациям [19].
ОХМ выделяет две основные цели в своей деятельности. Первая фокусируется на улучшении понимания деятельности музеев Объединения широкой аудиторией, на уточнении их отношений друг с другом, с городом и всем мировым художественным сообществом. Вторая цель — наделить музей более дружелюбными чертами по отношению к публике.
Основной задачей агентства стало создание брендов, которые смогли бы ясно и понятно донести до аудитории смысл существования Объединения и двух музеев, объяснить, какие у них принципы и ценности, познакомить их и вызвать чувство любопытства и возбуждения к музею де Янга и Дворцу Легиона чести.
Исследование рабочей
группы касалось четырех типов взаимодействия
с музейными посетителями, включавших
расположение (городское или в
парке), постоянные коллекции, архитектуру
и специальные выставки. Они брали
интервью с коллективом каждой из
трех организаций, а также исследовали
возможные ассоциации с брендами
у жителей города, сотрудников
других музеев и представителей мира
искусств. Они пришли к выводу, что
ключевая миссия Объединения состоит
в представлении мировой
Для того чтобы создать
более приветливый образ
Прежде всего, для музея де Янга была разработана совместными усилиями агентства и музейных сотрудников оригинальная концепция, которая содержит следующие пункты [19]: