Разработка и обоснование туристического бренда «национальный исторический музей республики Беларусь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 17:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы разработать бренд «Национальный исторический музей Республики Беларусь».
В процессы работы выполнены следующие исследования: определены теоретические аспекты создания бренда; исследован зарубежный опыт по созданию и внедрению бренд-культуры на примере трех конкретных музеев — американского, европейского и российского, был произведен поиск новых направлений деятельности музея.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………............... 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БРЕНДА И БРЕНДИНГА.……….............................
7
1.1 Понятие бренда, брендинга: содержание и сущность ……………..……. 7
1.2 Способы и этапы разработки бренда ………….……………………….. 9
ГЛАВА 2 БРЕНД-КУЛЬТУРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУЗЕЯ .…….........................................
16
2.1 Понятие бренд-культура…………………………………………………… 16
2.2 Место бренда в структуре управления организации и основные элементы бренда............................................................................................
19
2.3 Особенности применения технологии «бренд-культура» в музейной сфере…………………………………….........................................................
22
2.4 Зарубежный опыт по созданию и внедрению бренд-культуры……………….................................................................................
28
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО БРЕНДА «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»……………………………………………………………………..
41
3.1 История музея…………………………………………………………….. 41
3.2 Перечень нормативных документов Национального исторического музея………………………............................................................................
44
3.3 Поиск новых направлений деятельности музея на перспективу с учетом имеющихся возможностей…...........................................................
45
3.4 Туристический бренд «Национальный исторический музей Республики Беларусь»…...................................................................................................
47
3.5 Социальное обоснование бренда «Национальный исторической музей Республики Беларусь»…………………………………………………………
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 58
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 60

Вложенные файлы: 1 файл

diplom (1).docx

— 141.39 Кб (Скачать файл)

Основной объект показа посетителям  — Поле — имеет огромный потенциал  для интерпретации исторического  события, однако для большего эффекта  эстетические переживания, относящиеся  к духовным ценностям идентичности бренда, должны быть дополнены развлекательными переживаниями и переживаниями  эскапизма, т. е. эмоциональными ценностями. Для этого в музейное предложение  было включено два фестиваля: военно-исторической реконструкции и авторской песни. Все игровые программы музея-заповедника, помимо обучающих и эстетических переживаний, включают развлекательные  и эскапистские переживания как  часть музейного предложения: «Почувствуй  себя купцом начала 20 века», «Проживи один день из жизни наших предков».

Основное событие в  течение года для музея-заповедника  — это празднование годовщины  Куликовской битвы. Этот музейный продукт  является наиболее конкурентоспособным  в общем музейном предложении, так  как отражает все ценности идентичности бренда с основным акцентом на эмоциональную  и духовную его составляющую. Программа  праздника включает: воинские ритуалы, принятие присяги, панихиду по убиенным вождям и воинам, павших за Отечество  во все времена, театрализованное представление, аттракционы и русские забавы, Краснохолмскую ярмарку, показательные  турниры участников фестиваля военно-исторических клубов, средневековое сражение, выступление  фольклорных ансамблей и звезд  Российской эстрады. Именно праздник годовщины Куликовской битвы воспитывает лояльность посетителей к корпоративному бренду, которые из года в год приезжают на Куликово поле в третьи выходные сентября.

К сожалению, праздник такого масштаба проводится на Куликовом поле только один раз в год. Для того чтобы привлечь туристов в музей-заповедник, были разработаны другие мероприятия  и праздники, например, Епифанская ярмарка (август), военно-спортивная игра «Марш-бросок» (декабрь), Фестиваль авторской песни (май–июнь), а также ряд туристских программ: от однодневных экскурсий  до отдыха в детском палаточном лагере «Бивак на Куликовом поле» и на базе частных домохозяйств «К бабушке  в деревню».

Конечно, бренд музея-заповедника, создаваемый нецеленаправленно  и непоследовательно, имеет ряд  недостатков. Прежде всего, это касается стратегии позиционирования бренда на разных рынках. В рекламном сообщении, где представляется общая информация, ориентированная на массового потребителя  музейного продукта, не учитываются  отличные по своей природе потребности  туристов и местных жителей, специфика  рынка культурного туризма и  свободного времени [18].  

Кроме того, не проводился анализ имиджа бренда музея, а также потребностей посетителей, что замедляло реакцию  на их изменения и заставляло сотрудников  отдела туризма разрабатывать новые  программы почти что «наугад». Также следует отметить существенное отличие музея-заповедника «Куликово  поле» от зарубежных аналогов, которое  состоит в «закрытой» модели управления музеем. Она почти не подразумевает  механизма обратной связи с потребителями  музейных продуктов (кроме музея  «Тульские древности»).

Несмотря на недостатки, уже сегодня создаваемый бренд  музея-заповедника приносит первые плоды, выразившиеся в повышении  конкурентоспособности музея, прежде всего, на рынке финансирования (в  большей степени из государственного бюджета, а также из некоммерческих фондов). Также бренд музея-заповедника  помог наладить крепкие взаимоотношения  со спонсорами — крупными и средними предприятиями Тулы, которые на каждое музейное мероприятие выделяют либо свою продукцию, либо денежные средства.

Молодые, энергичные и инициативные сотрудники на сегодняшний день идентифицируют себя с корпоративным брендом  музея-заповедника «Куликово поле». Именно их приверженность общему делу, целеустремленность, желание самореализации вносят огромный вклад в создание бренда и укрепление его конкурентных позиций.

Так на примере трех конкретных музеев — американского, европейского и российского — выглядит технология конструирования бренд-культуры с целью повышения конкурентоспособности музея на  нескольких видах рынков, в условиях конкуренции за посетителя, финансовые и кадровые ресурсы. 

Первые успешные примеры  внедрения бренд-технологии неминуемо  приведут к ее тиражированию в  сфере культуры.

 

ГЛАВА 3

РАЗРАБОТКА И  ОБОСНОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО БРЕНДА «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Республики Беларусь»

 

3.1 История музея

 

Деятельность Национального  исторического музея Республики Беларусь тесно связана с процессами становления отечественного музейного  дела вначале ХХ в. В 1906 г. был принят закон, дающий губернским властям право  утверждать уставы новых негосударственных  учреждений. Это привело к возникновению в городах архивных комиссий, обществ любителей естествознания, этнографии и археологии. Церковно-археологические общества существовали во всех губернских городах Беларуси. В частности, в Минске церковно-археологический комитет был создан в 1908 г. По его инициативе и в связи с проведением мероприятий, посвященных памяти князя Константина Острожского, в том же году был открыт Минский церковный историко-археологический музей, который занимался сбором церковных древностей. Без преувеличения можно утверждать, что церковный музей стал прообразом будущих музеев страны, а предметы из его коллекций сегодня хранятся в собраниях белорусских музеев. Что касается вопросов преемственности Национального исторического музея Республики Беларусь, в пользу этого тот факт, что ряд материалов музейного собрания, в частности, иконы, фотографии, произведения печатной графики, документы имеют происхождение из Минского церковного историко-археологического музея.

В 1919 г. Народный комиссариат  просвещения принял решение открыть  в Минске первый государственный  музей, который получил название Областного и  размещался в здании бывшего Дворянского собрания.

1923 год – важнейший  в истории музейного дела Беларуси. Принятое в этом году постановление  Совета народных комиссаров “О  регистрации, приеме на учет  и охране памятников искусства,  прошлого, быта и местной природы,  которые являются собственностью  учреждений и обществ, а также  частных лиц” создало правовую  базу деятельности государственных  музеев БССР. Областной музей  был преобразован в Белорусский  государственный музей (Белорусский  Государственный Музей, БГМ). В  соответствии с “Положением”, разработанным  музейной комиссией Академического  центра Народного комиссариата  просвещения БССР во главе  с П.Харламповичем, Белорусский  государственный музей выполнял  функции “центрального учреждения  для хранения предметов и коллекций художественного, историко-археологического и этнографического характера, имеющих общереспубликанское и общенаучное значение”. Музей имел филиалы (отделения) в Витебске, Могилеве, Гомеле. В Белорусский Государственный Музей должны были стекаться все памятники общереспубликанского значэния. Учитывая статус БГМ, его функции, а также определенное количество предметов из его собрания, которые сейчас хранятся в фондах Национального исторического музея Республики Беларусь, правомерно считать последний преемником БГМ.

Период 1925–1926 гг. – время  интенсивного комплектования фондов, а также создания и открытия в 1926 г. музейной экспозиции. Сохранилась  статистика, свидетельствующая о  том, что в среднем за год музей  посещало около 15 тыс. человек.

В 1928 г., когда директором учреждения был В.Ластовский, музей  был переименован в Белорусский  государственный культурно-исторический музей, в 1930 г. – Минский социально-исторический музей.

В связи с государственной  политикой, предусматривающей продажу  за границу художественных и исторических памятников с целью получения  валютных средств, начиная  с 1919 г. из собрания музея были конфискованы иконы, а также картины известных  русских и белорусских художников. Как считает доктор исторических наук, профессор А.Гужеловский, именно в это время из собрания белорусских  музеев исчезли гравюры А.Дюрера, фламандские гобелены, слуцкие пояса  и многое другое [25]. 

С началом Великой Отечественной  войны коллекции музеев, находившихся в центре республики, в том числе  и бывшего БГМ, не успели эвакуировать – они были вывезены в Германию или уничтожены. В 1947 г. военная администрация  в Германии вернула в БССР около 15 тыс. музейных предметов. Они хранились  в Белорусском государственном  музее истории Великой Отечественной  войны, затем были переданы другим музеям.

15 декабря 1956 г. Совет  Министров Белорусской ССР выдал  распоряжение о создании организационной  группы для проведения подготовительных  работ по открытию Белорусского  государственного историко-краеведческого  музея. В ее состав вошли:  Г.Чернова, Н.Шпаковская, С.Сапешко,  Р.Довнор-Запольская, А.Заклинская и  др. В разное время группу возглавляли  Л.Михайловский, С.Сапешко. Работ  над созданием экспозиции продолжалась 11 лет, при этом над тематическим  планом работали как члены  рабочей группы, так и ученые  Института истории партии при  ЦК КПБ, Института истории Академии  наук БССР.

Активно велось комплектование музейного собрания – материалами  довоенных собраний через Музей  истории Великой Отечественной  войны, а также материалами экспедиций, поступлениями из архивов, Академии наук БССР, музеев СССР. Много предметов было передано в дар, фонды музея пополнились большим количеством кладов, материалами археологических раскопок. На ноябрь 1967 г. музейное собрание насчитывало свыше 108 тыс. единиц хранения, что создало условия для организации первой послевоенной экспозиции. Она открылась 2 ноября 1967 г. В экспозицию входили разделы природы и истории Беларуси от первобытно-общинного строя до современности.

В 1990-е гг. встал вопрос о переименовании музея. Совет Министров  Белорусской ССР принял предложение  Министерства культуры БССР, согласованное  с Минским горисполкомом, о переименовании Государственного музея БССР в Национальный музей истории и культуры Беларуси.

В 1992 г. филиалом музея стал Дом-музей І съезда РСДРП.

В соответствии с протоколом поручений Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, данных на совещании  “О мерах по решению проблем развития культуры и искусства” 21 февраля 2001 г., Министерству культуры Республики Беларусь совместно с Минским  горисполкомом было поручено внести предложения по выделению помещений  для фондохранилищ Национального  музея истории и культуры Беларуси. В результате в мае 2003 г. музей  получил здание по ул. Фрунзе, 19 для  размещения в нем музейно-фондового  комплекса. Тем же протоколом Министерству культуры было поручено на базе Национального  музея истории и культуры Беларуси создать Национальный исторический музей Республики Беларусь.

Приказом  Министерства культуры Республики Беларусь была создана рабочая  группа из числа сотрудников музея  и Института истории Национальной академии наук Беларуси для разработки концепции экспозиции Национального  исторического музея Республики Беларусь.   1 декабря 2008 г. на совместном заседании Ученого совета Института  истории НАН Беларуси и научно-методического  совета Национального музея истории  и культуры Беларуси концепция была утверждена, 31 декабря 2008 г. концепцию  утвердили Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси и Министр культуры Республики Беларусь. Началася работа над тематико-экспозиционным планом.

9 сентября 2009 г. музей  получил новое название – «Национальный исторический музей Республики Беларусь».

В 2010 г. новым филиалом музея  стал Музей современной белорусской  государственности, создаваемый в  соответствии с поручением Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Размещенный  в резиденции Главы государства по ул. Кирова, 43, он станет одним из важнейших информационных, презентационных и коммуникативных центров страны, местом сбора, изучения и сохранения материалов по истории Республики Беларусь.

Все три здания, принадлежащие  Национальному историческому музею  Республики Беларусь, внесены в Государственный  список историко-культурных ценностей  Республики Беларусь.

Здание по ул. К.Маркса, 12 построено в 1903–1905 гг. специально для  отделения Государственного банка  России, созданного в Минске в 1881 г. После Октябрьской революции  здесь работали ЦК КП(б)Б и ЦК ЛКСМБ, народный комиссариат финансов БССР, редакция журнала “Работница и крестьянка”, исполком горсовета и другие государственные  учреждения. В ходе реконструкции 1934 г. был надстроен 3-й этаж. Государственный  музей БССР располагается в здании с 1967 г.

Здание по ул. Фрунзе, 19 возведено  в первой половине ХІХ в. по проекту  известного архитектора К.Хрщановича в стиле классицизма. Первоначально  в нем размещался госпиталь, позже  – штаб тыла Белорусского венного  округа. Частично перестроено в 1960-е  гг. по проекту архитектара В.Гусева.

Здание филиала “Дом-музей  І съезда РСДРП” возведено в 1923 г., разрушено в годы Великой Отечественной  войны. Несколько раз отстраивалось  в соответствии с макетом, хранящемся в Музее революции в Москве. Современное здание возведено в 1948 г.

 

3.2 Перечень нормативных документов  Национального исторического музея

 

  1. Закон РБ «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь» (№ 70-3 от 12.12.2005 г.).
  2. Инструкция о порядке создания и открытия музеев и их  экспозиций (№ 206 от 18.07.1997 г.).
  3. Закон «О культуре в Республики Беларусь».
  4. Закон «Об охране историко-культурного наследия».
  5. Инструкция о порядке комплектования музейных фондов, внутримузейного учета, научной обработки и сохранения музейных предметов и музейных коллекций, включаемых в Музейный фонд Республики Беларусь, научно-вспомогательных и сырьевых материалов (№44 от 1 ноября 2007 г.).
  6. Положение о музейном фонде РБ от 10.06.2006г №730.
  7. Программа комплектования фондов Национального исторического музея Республики Беларусь.

Информация о работе Разработка и обоснование туристического бренда «национальный исторический музей республики Беларусь"