Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 17:55, дипломная работа
Цель работы разработать бренд «Национальный исторический музей Республики Беларусь».
В процессы работы выполнены следующие исследования: определены теоретические аспекты создания бренда; исследован зарубежный опыт по созданию и внедрению бренд-культуры на примере трех конкретных музеев — американского, европейского и российского, был произведен поиск новых направлений деятельности музея.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………............... 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БРЕНДА И БРЕНДИНГА.……….............................
7
1.1 Понятие бренда, брендинга: содержание и сущность ……………..……. 7
1.2 Способы и этапы разработки бренда ………….……………………….. 9
ГЛАВА 2 БРЕНД-КУЛЬТУРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУЗЕЯ .…….........................................
16
2.1 Понятие бренд-культура…………………………………………………… 16
2.2 Место бренда в структуре управления организации и основные элементы бренда............................................................................................
19
2.3 Особенности применения технологии «бренд-культура» в музейной сфере…………………………………….........................................................
22
2.4 Зарубежный опыт по созданию и внедрению бренд-культуры……………….................................................................................
28
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО БРЕНДА «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»……………………………………………………………………..
41
3.1 История музея…………………………………………………………….. 41
3.2 Перечень нормативных документов Национального исторического музея………………………............................................................................
44
3.3 Поиск новых направлений деятельности музея на перспективу с учетом имеющихся возможностей…...........................................................
45
3.4 Туристический бренд «Национальный исторический музей Республики Беларусь»…...................................................................................................
47
3.5 Социальное обоснование бренда «Национальный исторической музей Республики Беларусь»…………………………………………………………
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 58
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 60
Основной объект показа посетителям
— Поле — имеет огромный потенциал
для интерпретации
Основное событие в течение года для музея-заповедника — это празднование годовщины Куликовской битвы. Этот музейный продукт является наиболее конкурентоспособным в общем музейном предложении, так как отражает все ценности идентичности бренда с основным акцентом на эмоциональную и духовную его составляющую. Программа праздника включает: воинские ритуалы, принятие присяги, панихиду по убиенным вождям и воинам, павших за Отечество во все времена, театрализованное представление, аттракционы и русские забавы, Краснохолмскую ярмарку, показательные турниры участников фестиваля военно-исторических клубов, средневековое сражение, выступление фольклорных ансамблей и звезд Российской эстрады. Именно праздник годовщины Куликовской битвы воспитывает лояльность посетителей к корпоративному бренду, которые из года в год приезжают на Куликово поле в третьи выходные сентября.
К сожалению, праздник такого масштаба проводится на Куликовом поле только один раз в год. Для того чтобы привлечь туристов в музей-заповедник, были разработаны другие мероприятия и праздники, например, Епифанская ярмарка (август), военно-спортивная игра «Марш-бросок» (декабрь), Фестиваль авторской песни (май–июнь), а также ряд туристских программ: от однодневных экскурсий до отдыха в детском палаточном лагере «Бивак на Куликовом поле» и на базе частных домохозяйств «К бабушке в деревню».
Конечно, бренд музея-заповедника, создаваемый нецеленаправленно и непоследовательно, имеет ряд недостатков. Прежде всего, это касается стратегии позиционирования бренда на разных рынках. В рекламном сообщении, где представляется общая информация, ориентированная на массового потребителя музейного продукта, не учитываются отличные по своей природе потребности туристов и местных жителей, специфика рынка культурного туризма и свободного времени [18].
Кроме того, не проводился анализ
имиджа бренда музея, а также потребностей
посетителей, что замедляло реакцию
на их изменения и заставляло сотрудников
отдела туризма разрабатывать новые
программы почти что «наугад».
Также следует отметить существенное
отличие музея-заповедника «
Несмотря на недостатки, уже сегодня создаваемый бренд музея-заповедника приносит первые плоды, выразившиеся в повышении конкурентоспособности музея, прежде всего, на рынке финансирования (в большей степени из государственного бюджета, а также из некоммерческих фондов). Также бренд музея-заповедника помог наладить крепкие взаимоотношения со спонсорами — крупными и средними предприятиями Тулы, которые на каждое музейное мероприятие выделяют либо свою продукцию, либо денежные средства.
Молодые, энергичные и инициативные
сотрудники на сегодняшний день идентифицируют
себя с корпоративным брендом
музея-заповедника «Куликово
Так на примере трех конкретных музеев — американского, европейского и российского — выглядит технология конструирования бренд-культуры с целью повышения конкурентоспособности музея на нескольких видах рынков, в условиях конкуренции за посетителя, финансовые и кадровые ресурсы.
Первые успешные примеры внедрения бренд-технологии неминуемо приведут к ее тиражированию в сфере культуры.
ГЛАВА 3
РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО БРЕНДА «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Республики Беларусь»
3.1 История музея
Деятельность Национального исторического музея Республики Беларусь тесно связана с процессами становления отечественного музейного дела вначале ХХ в. В 1906 г. был принят закон, дающий губернским властям право утверждать уставы новых негосударственных учреждений. Это привело к возникновению в городах архивных комиссий, обществ любителей естествознания, этнографии и археологии. Церковно-археологические общества существовали во всех губернских городах Беларуси. В частности, в Минске церковно-археологический комитет был создан в 1908 г. По его инициативе и в связи с проведением мероприятий, посвященных памяти князя Константина Острожского, в том же году был открыт Минский церковный историко-археологический музей, который занимался сбором церковных древностей. Без преувеличения можно утверждать, что церковный музей стал прообразом будущих музеев страны, а предметы из его коллекций сегодня хранятся в собраниях белорусских музеев. Что касается вопросов преемственности Национального исторического музея Республики Беларусь, в пользу этого тот факт, что ряд материалов музейного собрания, в частности, иконы, фотографии, произведения печатной графики, документы имеют происхождение из Минского церковного историко-археологического музея.
В 1919 г. Народный комиссариат просвещения принял решение открыть в Минске первый государственный музей, который получил название Областного и размещался в здании бывшего Дворянского собрания.
1923 год – важнейший
в истории музейного дела
Период 1925–1926 гг. – время интенсивного комплектования фондов, а также создания и открытия в 1926 г. музейной экспозиции. Сохранилась статистика, свидетельствующая о том, что в среднем за год музей посещало около 15 тыс. человек.
В 1928 г., когда директором
учреждения был В.Ластовский, музей
был переименован в Белорусский
государственный культурно-
В связи с государственной
политикой, предусматривающей продажу
за границу художественных и исторических
памятников с целью получения
валютных средств, начиная с 1919 г. из
собрания музея были конфискованы иконы,
а также картины известных
русских и белорусских
С началом Великой Отечественной
войны коллекции музеев, находившихся
в центре республики, в том числе
и бывшего БГМ, не успели эвакуировать
– они были вывезены в Германию
или уничтожены. В 1947 г. военная администрация
в Германии вернула в БССР около
15 тыс. музейных предметов. Они хранились
в Белорусском государственном
музее истории Великой
15 декабря 1956 г. Совет
Министров Белорусской ССР
Активно велось комплектование музейного собрания – материалами довоенных собраний через Музей истории Великой Отечественной войны, а также материалами экспедиций, поступлениями из архивов, Академии наук БССР, музеев СССР. Много предметов было передано в дар, фонды музея пополнились большим количеством кладов, материалами археологических раскопок. На ноябрь 1967 г. музейное собрание насчитывало свыше 108 тыс. единиц хранения, что создало условия для организации первой послевоенной экспозиции. Она открылась 2 ноября 1967 г. В экспозицию входили разделы природы и истории Беларуси от первобытно-общинного строя до современности.
В 1990-е гг. встал вопрос о переименовании музея. Совет Министров Белорусской ССР принял предложение Министерства культуры БССР, согласованное с Минским горисполкомом, о переименовании Государственного музея БССР в Национальный музей истории и культуры Беларуси.
В 1992 г. филиалом музея стал Дом-музей І съезда РСДРП.
В соответствии с протоколом
поручений Президента Республики Беларусь
А.Г.Лукашенко, данных на совещании
“О мерах по решению проблем развития
культуры и искусства” 21 февраля 2001
г., Министерству культуры Республики
Беларусь совместно с Минским
горисполкомом было поручено внести
предложения по выделению помещений
для фондохранилищ
Приказом Министерства культуры
Республики Беларусь была создана рабочая
группа из числа сотрудников музея
и Института истории
9 сентября 2009 г. музей
получил новое название – «
В 2010 г. новым филиалом музея стал Музей современной белорусской государственности, создаваемый в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Размещенный в резиденции Главы государства по ул. Кирова, 43, он станет одним из важнейших информационных, презентационных и коммуникативных центров страны, местом сбора, изучения и сохранения материалов по истории Республики Беларусь.
Все три здания, принадлежащие
Национальному историческому
Здание по ул. К.Маркса, 12 построено в 1903–1905 гг. специально для отделения Государственного банка России, созданного в Минске в 1881 г. После Октябрьской революции здесь работали ЦК КП(б)Б и ЦК ЛКСМБ, народный комиссариат финансов БССР, редакция журнала “Работница и крестьянка”, исполком горсовета и другие государственные учреждения. В ходе реконструкции 1934 г. был надстроен 3-й этаж. Государственный музей БССР располагается в здании с 1967 г.
Здание по ул. Фрунзе, 19 возведено в первой половине ХІХ в. по проекту известного архитектора К.Хрщановича в стиле классицизма. Первоначально в нем размещался госпиталь, позже – штаб тыла Белорусского венного округа. Частично перестроено в 1960-е гг. по проекту архитектара В.Гусева.
Здание филиала “Дом-музей І съезда РСДРП” возведено в 1923 г., разрушено в годы Великой Отечественной войны. Несколько раз отстраивалось в соответствии с макетом, хранящемся в Музее революции в Москве. Современное здание возведено в 1948 г.
3.2
Перечень нормативных