Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 02:41, курсовая работа
Туризм как специфический сектор экономики региона. Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм как динамично развивающийся сектор мировой экономики. Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне. Современное состояние и основные проблемы экономического планирования развития туристского комплекса в РФ на федеральном и региональном уровнях. Роль туризма в социально-экономическом развитии региона (на примере Приморского края).
Введение ……………………………………………………………………..3
1 Туризм как специфический сектор экономики региона……………5
1.1 Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм
как динамично развивающийся сектор мировой экономики………5
1.2 Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне……………………………..12
1.3 Современное состояние и основные проблемы
экономического планирования развития туристского комплекса
в РФ на федеральном и региональном уровнях……………………...21
2 Роль туризма в социально-экономическом развитии
региона (на примере Приморского края)……………………………..27
2.1 Туристско-рекреационный потенциал Приморского края…….27
2.2 Анализ современного состояния экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….34
2.3 Предложения по совершенствованию экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….42
Заключение………………………………………………………………...47
Список литературы……………………………………………………….50
Приложение
«Совершенствование
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..3
1 Туризм как специфический сектор экономики региона……………5
1.1 Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм
как динамично развивающийся сектор мировой экономики………5
1.2
Туристский комплекс как
планирования на международном уровне……………………………..12
1.3
Современное состояние и
экономического планирования развития туристского комплекса
в РФ на федеральном и региональном уровнях……………………...21
2 Роль туризма в социально-экономическом развитии
региона
(на примере Приморского края)……………
2.1 Туристско-рекреационный потенциал Приморского края…….27
2.2 Анализ современного состояния экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….34
2.3 Предложения по совершенствованию экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….42
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение
Введение
Туризм - одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. Кроме этого, туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами.
Туризм играет важную роль
в решении социальных проблем, стимулируя
создание дополнительных рабочих мест,
обеспечивая занятость и
Важнейшей тенденцией в мировом развитии в последние годы стал беспрецедентный рост туризма, который достиг внушительных размеров и оказывает все более значительное воздействие на общую ситуацию в национальной экономике. Туризм выступает как катализатор социально-экономического роста страны в целом и регионов в частности.
Для России региональный подход к развитию туризма имеет особо важное значение вследствие разнообразия ее природно-климатических, экономических и социо-культурных условий. Актуальность темы данной работы состоит в том, что развитие регионального туризма затруднено, прежде всего, в силу недостаточной научно-методической разработанности теории туристского сектора региональной экономики. Спонтанность развития туристского комплекса в структуре региональной экономики и ограниченная реализация потенциала ставят перед научной общественностью проблему разработки системы мер по целенаправленному управлению этим сектором региональной экономики, и прежде всего, по развитию планирования регионального туризма, учитывающего потенциал региона. Приморский край имеет огромный туристско-рекреационный потенциал, который, при грамотном использовании должен оказать положительное социальное экономическое воздействие на все социально-экономическое состояние региона.
Цель данной работы –
рассмотреть способы
При этом ставятся следующие задачи:
Объектом исследования является туристский сектор экономики региона
(на примере Приморского края).
Предметом исследования являются
организационно-экономические
В работе используются методы сравнительного, статистического и типологического анализа. Проводится обзор отечественных и зарубежных изданий, посвященных исследуемой тематике.
1 Туризм как специфический сектор экономики региона.
1.1 Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм как
динамично развивающийся сектор мировой экономики
Экономика туризма - сектор экономики, занимающийся учетом экономических результатов работы специфического межотраслевого комплекса, осуществляющего формирование и реализацию туристских услуг. В качестве важнейших показателей выступают: количество туристских прибытий, суммы туристских расходов, объемы тур потоков и др.
По мнению Квартальнова В.А. экономика туризма организуется в масштабе отдельных стран (или регионов внутри страны) и всего мира. Экономика туризма позволяет исследовать, с одной стороны - влияние туризма на различные сферы человеческой жизнедеятельности, а с другой стороны - влияние внешних факторов (политических, финансово-экономических, социально-демографических, материально-технических) на развитие туризма [7, с. 145].
Экономика туризма базируется на статистике туризма, которая предоставляет достоверную информацию о потоках и тенденциях туризма, его региональной структуре, странах - отправителях и странах, принимающих туристов, организует специальные исследования туристского рынка и туристской деятельности с использованием арсенала методов математической статистики и статистических обследований с целью получения достоверных результатов о фактах и тенденциях в туристском бизнесе и на туристском рынке.
Для того чтобы грамотно использовать в экономическом анализе данные статистических сборников, необходимо знать дефиниции (содержание основных понятий) в сфере туристской деятельности.
К основным категориям туризма относятся следующие:
туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
туристская деятельность – тур операторская и тур агентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
туризм международный - туризм выездной или въездной;
туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;
турист
- лицо, посещающее страну (место) временного
пребывания в лечебно-оздоровительных,
рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных,
профессионально-деловых, религиозных
и иных целях без занятия
туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
туристская
индустрия - совокупность гостиниц и
иных средств размещения, средств
транспорта, объектов санаторно-курортного
лечения и отдыха, объектов общественного
питания, объектов и средств развлечения,
объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного,
физкультурно-спортивного и
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – тур агент);
заказчик
туристского продукта - турист или
иное лицо, заказывающее туристский продукт
от имени туриста, в том числе
законный представитель
формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
реализация туристского продукта - деятельность туроператора или тур агента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Биржаков М.Б. отмечает, что туризм — самый динамично развивающийся сектор мировой экономики. К концу ХХ века туризм занял лидирующее место в международных внешнеэкономических связях, стал оказывать серьезное воздействие на развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом, возросло его влияние на формирование валового внутреннего продукта. В настоящее время туризм является мощной мировой индустрией, занимающей до 10% мирового валового продукта, где задействованы огромные массы служащих, основные средства производства, крупные капиталы [1, с. 54].
С начала нового столетия наблюдается значительный рост доходов от туризма в мировой торговле услугами. Согласно данным всемирной торговой организации, рост доходов от туристских услуг по отношению к концу ХХ столетия на 2005 г. составил 54%, при уменьшении доли туризма в числе всех коммерческих услуг почти на 14% [22].
В 2006 г. туризм продолжает быть одним из наиболее активно развивающихся секторов экономики. По данным ЮНВТО, количество туристов в 2006 г. составило 842 млн. человек (на 5% больше, чем в 2005г. ), а доходы от туризма – 745 млрд.долларов (рост на 9%).
В 2008 г. международная индустрия туризма испытала на себе негативное влияние глобального экономического кризиса. Ежеквартальные данные показывают, что доля международных путешествий была высокой в первые две четверти 2008 г., увеличиваясь в среднем на 20% в течение года. В третьей четверти их рост замедлился, а в последней четверти года показатели снизились на 9%. Экспорт международных путешествий, по оценкам специалистов ЮНВТО, снизился на 18% в первой четверти 2009 г. К концу 2009 г. фактически все регионы были затронуты экономическим кризисом. Всемирная туристская организация в ноябре 2009 г. обнародовала статистические данные по числу туристских прибытий с января по август 2009 г. Их снижение составило 7%.