Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 02:41, курсовая работа
Туризм как специфический сектор экономики региона. Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм как динамично развивающийся сектор мировой экономики. Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне. Современное состояние и основные проблемы экономического планирования развития туристского комплекса в РФ на федеральном и региональном уровнях. Роль туризма в социально-экономическом развитии региона (на примере Приморского края).
Введение ……………………………………………………………………..3
1 Туризм как специфический сектор экономики региона……………5
1.1 Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм
как динамично развивающийся сектор мировой экономики………5
1.2 Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне……………………………..12
1.3 Современное состояние и основные проблемы
экономического планирования развития туристского комплекса
в РФ на федеральном и региональном уровнях……………………...21
2 Роль туризма в социально-экономическом развитии
региона (на примере Приморского края)……………………………..27
2.1 Туристско-рекреационный потенциал Приморского края…….27
2.2 Анализ современного состояния экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….34
2.3 Предложения по совершенствованию экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….42
Заключение………………………………………………………………...47
Список литературы……………………………………………………….50
Приложение
ЮНВТО занимается разработкой единой стратегии развития индустрии туризма, что предусматривает:
Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ) — международная туристская организация, объединяющая в качестве действительных членов национальные туристские ассоциации и организации, в качестве ассоциированных членов — туристские агентства, гостиницы, транспортные предприятия, учебные заведения.
Основной целью ФУААВ
является создание и укрепление национальных
ассоциаций турагентств, оказание им юридической,
финансовой, профессиональной и материально-технической
помощи, максимальная поддержка престижа
всех категорий профессий
Международный туристский альянс (АИТ) — международная туристская организация, действительными членами которой являются национальные автомобильные ассоциации и туристские клубы, объединяющие индивидуальных членов или национальные федерации, состоящие из ассоциаций туристов. Создан в 1919 г.
Цель АИТ — развитие всех видов международного туризма и в первую очередь автотуризма. Члены объединения занимаются организацией семинаров и совещаний по проблемам совершенствования обслуживания автотуристов, упрощения таможенных формальностей, благоустройством дорог и автотрасс, оказанием юридической помощи и страхованием. Альянс публикует различного рода справочную информацию, в том числе- о деятельности клубов-членов; справочники-перечни услуг, предоставляемых клубами иностранным туристам; схемы автомобильных дорог и т.д.
Альянс в настоящее время объединяет более 140 организаций с общим количеством около 60 млн. членов из 84 стран мира.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) — всемирная организация международных авиаперевозчиков, основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании Второй мировой войны в 1945 г. IATA представляет собой профессиональную ассоциацию авиационных компаний, осуществляющих международные рейсы. Главная ее функция — упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах.
Главная задача IATA — содействовать перемещению людей, почты и грузов из одной точки мира в другую, используя различные комбинации маршрутов воздушной сети. Резолюции, принятые на транспортных конференциях IATA, касаются билетов, путевых листов, документов на багаж и других подобных бумаг.
Международная организация гражданской авиации (ICAO) учреждена Чикагской конвенцией в 1944 г., работает под эгидой ООН. Деятельность ICAO основана на равенстве наций относительно деятельности индустрии воздушного транспорта. Главной задачей ICAO является развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и нормам.
Организация ставит перед собой следующие цели:
Членами ICAO являются 183 государства (в том числе и Россия).
Международная ассоциация по конгрессам и съездам (ИККА) — международная туристская организация, объединяющая турагентства, конгресс центры, гостиницы и транспортные предприятия. Создана в 1964 г.
Основной целью Ассоциации является развитие конгрессного туризма.
Международная федерация журналистов и писателей по вопросам туризма (ФИЖЕТ) - международная организация, членами которой являются национальные объединения журналистов и писателей, освещающие вопросы туризма в прессе. Создана в 1954 г.
Целью ФИЖЕТ является пропаганда
гуманистических принципов
Основной целью ПАТА является содействие развитию туризма в Тихоокеанском регионе.
Международное бюро социального
туризма (БИТС) — неправительственная
международная туристская организация,
действительными членами
Целью БИТС является содействие развитию социального туризма в международном масштабе.
Под социальном туризмом подразумевается туризм с участием общественных слоев населения со скромными доходами.
Основные задачи ассоциаций — соблюдение интересов турагентств во взаимоотношениях с правительственными организациями, изучение туристского рынка, обмен опытом и установление деловых контактов.
В зависимости от страны и ее туристского потенциала национальные ассоциации объединяют от 6 до 20 тыс. членов.
Крупнейшими национальными ассоциациями турагентств являются: Американское общество туристских агентов (ACTA), Ассоциация британских туристских агентов (АБТА), Национальный синдикат туристских агентов Франции, Союз канадских туристских ассоциаций (АКТА), Национальная испанская ассоциация, Союз немецких бюро путешествий (ДРВ), Австралийская федерация туристских агентов (АФТА), Японская ассоциация туристских агентов (ДЖАТА).
Российские туристские предприятия также активно сотрудничают с такими международными организациями, как Международная федерация туроператоров (ИФТО), Всемирная ассоциация туристских агентов (ВАТА), Международная авиатранспортная ассоциация (ИАТА), Международная гостиничная ассоциация (МГА), Международная ассоциация экспертов по туризму (АИЕСТ), Международная ассоциация по профессиональному обучению в области туризма (АМФОРТ), Международный институт унификации частного права, Европейская туристская комиссия (ЕТК), Объединение европейских туристских фирм-оптовиков (ГОЕТО).
Членство в международных туристских организациях позволяет российским туристским предприятиям проводить наиболее эффективную маркетинговую политику своего тур продукта на внешнем рынке, расширять круг потенциальных контрагентов, обмениваться опытом ведения туристской деятельности с иностранными туристскими предприятиями.
В заключение можно сделать следующие выводы:
- туристский комплекс – это чрезвычайно сложное социально-экономическое понятие, ядром которого являются не только туризм как сфера приложения труда и капитала по производству и реализации услуг определенного свойства, но и ряд сопутствующих отраслей, участвующих в межотраслевом разделении труда и повышающих качество, разнообразие услуг, которые предоставляются потребителю. Планирование развития туризма осуществляется на нескольких уровнях: национальном, региональном и местном.
- рост значения туризма в деятельности многих государств привел к тому, что ООН, ее специализированные органы, другие международные организации стали все больше внимания уделять этой быстро развивающейся сфере международного сотрудничества. Появился целый ряд специализированных международных организаций по туризму.
Далее представляется необходимым провести анализ современного состояния и основных проблем экономического планирования развития туристского комплекса в РФ.
1.3 Современное состояние и основные проблемы экономического планирования развития туристского комплекса в РФ на федеральном и региональном уровнях
Важнейшей тенденцией в мировом развитии в последние годы стал беспрецедентный рост туризма, который достиг внушительных размеров и оказывает все более значительное воздействие на общую ситуацию в национальной экономике. Туризм выступает как катализатор социально-экономического роста страны в целом и регионов в частности.
Нормативно-правовую
основу организации государственного
регулирования туризма
В нем отражены принципы государственного регулирования туристской деятельности:
«Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,
содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, тур агентов и их объединений».
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
нормативного
правового регулирования в
разработки и реализации федеральных, отраслевых и региональных программ развития туризма;
содействия
в продвижении туристского
защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
развития научных исследований в сфере туризма; стандартизации и классификации объектов туристской индустрии; формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);
информационного обеспечения туризма;
создания
благоприятных условий для
взаимодействия
с иностранными государствами и
международными организациями в
сфере туризма, в том числе
через представительства
Государственное
регулирование туристской деятельности
в Российской Федерации осуществляет
в пределах своих полномочий федеральный
орган исполнительной власти, на который
возложены функции по проведению
государственной политики, нормативному
правовому регулированию, оказанию
государственных услуг и
В качестве приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности определены внутренний, въездной, самодеятельный и социальный туризм.
На федеральном уровне государственное регулирование туристской деятельности осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, в составе которого две подчинённые организации: Федеральное агентство по туризму и Федеральное агентство по делам молодёжи. В регионах РФ регулирование туристской деятельности осуществляют администрации субъектов РФ (в Приморском крае - Администрация Приморского края) и администрации муниципальных образований.