Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 02:41, курсовая работа
Туризм как специфический сектор экономики региона. Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм как динамично развивающийся сектор мировой экономики. Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне. Современное состояние и основные проблемы экономического планирования развития туристского комплекса в РФ на федеральном и региональном уровнях. Роль туризма в социально-экономическом развитии региона (на примере Приморского края).
Введение ……………………………………………………………………..3
1 Туризм как специфический сектор экономики региона……………5
1.1 Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм
как динамично развивающийся сектор мировой экономики………5
1.2 Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне……………………………..12
1.3 Современное состояние и основные проблемы
экономического планирования развития туристского комплекса
в РФ на федеральном и региональном уровнях……………………...21
2 Роль туризма в социально-экономическом развитии
региона (на примере Приморского края)……………………………..27
2.1 Туристско-рекреационный потенциал Приморского края…….27
2.2 Анализ современного состояния экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….34
2.3 Предложения по совершенствованию экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….42
Заключение………………………………………………………………...47
Список литературы……………………………………………………….50
Приложение
За первые четыре месяца 2010 г. произошло ожидаемое восстановление показателей международного туризма по прибытию, доходам и расходам в 120 ключевых странах мира. Рост количества международных туристских прибытий в течение апреля 2010 г. оценен в 7%.
Прогноз Всемирной туристской организации показывает, что ожидаемое количество международных туристских прибытий достигнет почти 1,6 млрд. человек к 2020 г. Из общего числа международных прибытий в 2020 г. 1,2 млрд. будут внутри региональными, и 378 млн. туристов будут путешествовать на дальние расстояния [22, с. 33].
По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 г. сформируются три основных туристских региона: Европа (717 млн. туристов), Восточная Азия и Океания (397 млн.) и Америка (282 млн.). Далее будут следовать Африка, Ближний Восток и Южная Азия. [22, с. 33].
Туризм часто рассматривают с точки зрения его потенциального вклада в экономическое развитие. Широко распространено мнение о том, что туризм помогает преодолеть растущую экономическую пропасть между развитыми и менее развитыми странами и регионами и обеспечивает ускорение экономического и социального развития, в особенности в развивающихся странах. Конечно, туризм содействует экономическому развитию туристских территорий, а экономические выгоды туризма, такие как создание дохода и рабочих мест, официально признанны. Однако на практике существует достаточно много факторов, которые снижают потенциальные выгоды для принимающей страны. Остаются серьезные сомнения насчет того, может ли туризм, без стороннего вмешательства и коренных изменений в мировых политических структурах, на самом деле способствовать установлению более равномерного и справедливого экономического порядка в мире.
Существуют
основания считать, что многим туристским
территориям удалось преодолеть
недостаток финансовых ресурсов, обойти
экономически невыгодный этап развития
туризма (когда требуются все
большие инвестиции, а доход еще
слишком мал) и ускорить процесс
развития туристской инфраструктуры и
сооружений с помощью международных
финансовых средств и опыта. То есть
они постарались привлечь частный
иностранный капитал для
Можаева Н.Г. считает, что с социально-культурной точки зрения туризм привлекает инвестиции в сохранение и развитие культуры, восстановление памятников, возрождает народные промыслы, повышает уровень занятости и, соответственно, уровень жизни местного населения. Но возникают и отрицательные последствия. Местное население может считать несправедливым свое положение обслуживающего персонала. Сезонный характер работы и высокая доля неквалифицированного труда ухудшает структуру занятости. Процесс глобализации, неизбежно затрагивает районы, принимающие иностранных туристов. Соответствие мировым стандартам сервиса оказывается важнее местных особенностей и традиций для решения этих проблем необходимо развивать наравне с туризмом и другие отрасли [11, с.24].
Развитие
туризма представляет
В заключение
этого вопроса следует
Как мы видим,
туризм – это довольно динамично
развивающаяся отрасль мировой
экономики, которая оказывает как
позитивное, так и негативное влияние
на экономическое и социо-
1.2 Туристский комплекс как объект экономического планирования
на международном уровне
В современной экономической литературе традиционно рассматривается понятие туристского комплекса как совокупности элементов: средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
По мнению Л. Воронковой, туристский комплекс представляет собой хозяйственно-организационное и территориальное объединение группы туристских предприятий - гостиниц, ресторанов, турбаз, кемпингов и др. [4, с.46].
Туристский
комплекс - чрезвычайно сложное социально-
Туристский комплекс специализируется на обслуживании населения из числа жителей данного и других регионов (внутренние туристы), а также из числа жителей других стран (иностранные туристы).
Управление
туристским комплексом реализуется
в рамках организационной структуры,
включающей три уровня: макроэкономический,
мезо экономический и
Специфика сферы туризма как отрасли национальной экономики заключается в том, что ее продуктом является право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики.
На микро уровне качественная специфика туризма, определяющая особенности предпринимательской деятельности в этой сфере, проявляется в уникальном характере взаимодействия субъекта и объекта туристской деятельности на основе реализации туристических технологий, причем объектом туризма является не товар (как в традиционных отраслях), а потребитель товара.
Развитие туристского комплекса региона невозможно без обеспечения определенных социально-экономических условий, которые определяют, с одной стороны, желание и готовность бизнеса развивать туристскую инфраструктуру, с другой стороны, имеют большое воздействие на желание туристов посетить данную территорию, для чего на ней строятся туристские комплексы и объекты.
Планирование развития мест и регионов, учитывающие туристский потенциал, требует разработки стратегий развития туризма и управление этим развитием. Разработка законов, регулирующих отношения участников туристских процессов, приобретает все большую важность, особенно для нашей страны. Часть туриндустрии — научные исследования в сфере туризма. Это экономические, социологические, психологические, культурологические исследования, исследования в области статистики и логистики, в области управления.
Туристское планирование осуществляется на международном, национальном, региональном, местном уровнях [3,с.178].
На
международном уровне
На
национальном уровне сущность
планирования выражается в том,
Сущность
регионального туристского
Местный
уровень планирования
По мнению специалистов ЮНВТО, планирование туризма на национальном и региональном уровнях осуществляет следующие функции:
В настоящее время в мире существует приблизительно 70 международных организаций, в той или иной степени занимающихся проблемами развития туризма [18, с.31].
Всемирная туристская организация (ЮНВТО) — межправительственная организация, в которую в настоящее время входит более 105 действительных членов, несколько ассоциированных и свыше 150 присоединившихся членов (туристские фирмы, авиакомпании, международные организации и др.).