Совершенствование экономического планирования развития туристской отрасли Приморского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 02:41, курсовая работа

Краткое описание

Туризм как специфический сектор экономики региона. Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм как динамично развивающийся сектор мировой экономики. Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне. Современное состояние и основные проблемы экономического планирования развития туристского комплекса в РФ на федеральном и региональном уровнях. Роль туризма в социально-экономическом развитии региона (на примере Приморского края).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1 Туризм как специфический сектор экономики региона……………5
1.1 Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм
как динамично развивающийся сектор мировой экономики………5
1.2 Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне……………………………..12
1.3 Современное состояние и основные проблемы
экономического планирования развития туристского комплекса
в РФ на федеральном и региональном уровнях……………………...21
2 Роль туризма в социально-экономическом развитии
региона (на примере Приморского края)……………………………..27
2.1 Туристско-рекреационный потенциал Приморского края…….27
2.2 Анализ современного состояния экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….34
2.3 Предложения по совершенствованию экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….42
Заключение………………………………………………………………...47
Список литературы……………………………………………………….50
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Глава 1-2.docx

— 131.53 Кб (Скачать файл)

За первые четыре месяца 2010 г. произошло ожидаемое  восстановление показателей международного туризма по прибытию, доходам и  расходам в 120 ключевых странах мира. Рост количества международных туристских прибытий в течение апреля 2010 г. оценен в 7%.

Прогноз Всемирной туристской организации  показывает, что ожидаемое количество международных туристских прибытий достигнет почти 1,6 млрд. человек  к 2020 г. Из общего числа международных  прибытий в 2020 г. 1,2 млрд. будут внутри региональными, и 378 млн. туристов будут  путешествовать на дальние расстояния  [22, с. 33].

По прогнозам  Всемирной туристской организации, к 2020 г. сформируются три основных туристских региона: Европа (717 млн. туристов), Восточная  Азия и Океания (397 млн.) и Америка (282 млн.). Далее будут следовать  Африка, Ближний Восток и Южная  Азия. [22, с. 33].

Туризм  часто рассматривают с точки  зрения его потенциального вклада в  экономическое развитие. Широко распространено мнение о том, что туризм помогает преодолеть растущую экономическую  пропасть между развитыми и менее  развитыми странами и регионами  и обеспечивает ускорение экономического и социального развития, в особенности  в развивающихся странах. Конечно, туризм содействует экономическому развитию туристских территорий, а  экономические выгоды туризма, такие  как создание дохода и рабочих  мест, официально признанны. Однако на практике существует достаточно много  факторов, которые снижают потенциальные  выгоды для принимающей страны. Остаются серьезные сомнения насчет того, может  ли туризм, без стороннего вмешательства  и коренных изменений в мировых  политических структурах, на самом  деле способствовать установлению более  равномерного и справедливого экономического порядка в мире.

Существуют  основания считать, что многим туристским территориям удалось преодолеть недостаток финансовых ресурсов, обойти экономически невыгодный этап развития туризма (когда требуются все  большие инвестиции, а доход еще  слишком мал) и ускорить процесс  развития туристской инфраструктуры и  сооружений с помощью международных  финансовых средств и опыта. То есть они постарались привлечь частный  иностранный капитал для финансирования развития туристских сооружений, таких  как средства размещения, рестораны  и средства развлечения. Нет сомнений, что иностранные инвестиции увеличивают  дополнительный доход и рост, создают  новые рабочие места и привлекают иностранную валюту, но в то же время, к сожалению, создают больше потерь, чем внутренние инвестиции из местных частных и государственных источников. Это конечно происходит потому, что прибыль получает материнская компания, нанимается больше иностранных работников и используется больше импортных товаров для обеспечения туристического бизнеса. Эти факторы в совокупности уменьшают вклад туризма в экономику страны  [22, с. 15].

  Можаева Н.Г. считает, что с социально-культурной точки зрения туризм привлекает инвестиции в сохранение и развитие культуры, восстановление памятников, возрождает народные промыслы, повышает уровень занятости и, соответственно, уровень жизни местного населения. Но возникают и отрицательные последствия. Местное население может считать несправедливым свое положение обслуживающего персонала. Сезонный характер работы и высокая доля неквалифицированного труда ухудшает структуру занятости. Процесс глобализации, неизбежно затрагивает районы, принимающие иностранных туристов. Соответствие мировым стандартам сервиса оказывается важнее местных особенностей и традиций для решения этих проблем необходимо развивать наравне с туризмом и другие отрасли [11, с.24].

 Развитие  туризма представляет серьезную  угрозу экологической обстановке  в регионе. Природные ресурсы  быстро истощаются и загрязняются  при увеличении туристского потока. Строительство гостиничных комплексов, изменение береговой линии, обустройство пляжей, горнолыжных трасс, организация охоты и рыбалки, мест для пикника наносят непоправимый ущерб природному комплексу региона. Несмотря на это туризм, при правильной организации, может способствовать и восстановлению окружающей среды. Часть средств, поступающих от туристов, должна направляться на создание и финансирование национальных парков и заповедников, очистку воды и уборку туристских территорий. Тем более что поддержание чистой окружающей среды необходимо для функционирования самого туристского комплекса.

В заключение этого вопроса следует отметить, что развитие туризма имеет как  положительные, так и отрицательные  аспекты: он обеспечивает приток иностранной  валюты, помогает решать локальные  проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала. Вместе с тем бурное развитие этой сферы  услуг обостряет противоречие между  его масштабами и наносимым ущербом: происходит определённое сокращение для  местного населения продовольственных  ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Поэтому при оптимизации  развития этой сферы необходимы учёт мирового опыта, использование современных  методов защиты окружающей среды  и других мер сбалансированности экономики. Требуется осмысление всего  лучшего, что накоплено мировой  практикой в этой области, выявление  имеющихся ресурсов и упорядочение нормативной и юридической базы развития туризма.

Как мы видим, туризм – это довольно динамично  развивающаяся отрасль мировой  экономики, которая оказывает как  позитивное, так и негативное влияние  на экономическое и социо-культурное развитие. Следующая подглава данной работы посвящена рассмотрению туристского  комплекса, его специфических особенностей, а также планированию его развития на национальном и региональном уровнях.

 

         1.2 Туристский комплекс как объект экономического планирования

      на международном уровне

 В современной экономической литературе традиционно рассматривается понятие туристского комплекса как совокупности элементов: средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

По мнению Л. Воронковой, туристский комплекс представляет собой хозяйственно-организационное и территориальное объединение группы туристских предприятий - гостиниц, ресторанов, турбаз, кемпингов и др. [4, с.46].

Туристский  комплекс - чрезвычайно сложное социально-экономическое  понятие, ядром которого являются не только туризм как сфера приложения труда и капитала по производству и реализации услуг определенного  свойства, но и ряд сопутствующих  отраслей, участвующих в межотраслевом  разделении труда и повышающих качество, разнообразие услуг, которые предоставляются  потребителю.

Туристский  комплекс специализируется на обслуживании населения из числа жителей данного  и других регионов (внутренние туристы), а также из числа жителей других стран (иностранные туристы).

Управление  туристским комплексом реализуется  в рамках организационной структуры, включающей три уровня: макроэкономический, мезо экономический и микроэкономический [19, с.31]. Макроэкономический уровень – это Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство культуры РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк, Государственный таможенный комитет РФ. Мезо экономический уровень – это отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти. Микроэкономический уровень – это организации туристского комплекса.

Специфика сферы туризма как отрасли  национальной экономики заключается в том, что ее продуктом является право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики.

 На микро уровне качественная специфика туризма, определяющая особенности предпринимательской деятельности в этой сфере, проявляется в уникальном характере взаимодействия субъекта и объекта туристской деятельности на основе реализации туристических технологий, причем объектом туризма является не товар (как в традиционных отраслях), а потребитель товара.

   Развитие туристского комплекса региона невозможно без обеспечения определенных социально-экономических условий, которые определяют, с одной стороны, желание и готовность бизнеса развивать туристскую инфраструктуру, с другой стороны, имеют большое воздействие на желание туристов посетить данную территорию, для чего на ней строятся туристские комплексы и объекты.

Планирование  развития мест и регионов, учитывающие  туристский потенциал, требует разработки стратегий развития туризма и  управление этим развитием. Разработка законов, регулирующих отношения участников туристских процессов, приобретает  все большую важность, особенно для  нашей страны. Часть туриндустрии — научные исследования в сфере  туризма. Это экономические, социологические, психологические, культурологические исследования, исследования в области  статистики и логистики, в области  управления.

Туристское  планирование осуществляется на международном, национальном, региональном, местном уровнях [3,с.178].

 На  международном уровне планируются  в основном услуги по международным  перевозкам, туры и потоки туристов  по разным странам, международные  маркетинговые стратегии и рекламные  кампании. В качестве субъектов  планирования выступают такие  организации, как Всемирная туристская  организация, Международная организация  гражданской авиации, Международная ассоциация воздушного транспорта и др.

 На  национальном уровне сущность  планирования выражается в том,  чтобы обозначить и определить  районы развития туризма, содержащие  те или иные туристские достопримечательности,  а также в выработке национальной  туристской политики, планов и  программ по достижению желаемого  состояния развития туризма, а  также формированию инвестиционной  политики, туристского законодательства, общей маркетинговой стратегии  и рекламной кампании, разработке  стратегических и тактических  методов реализации туристской  политики государства.

 Сущность  регионального туристского планирования  находит свое отражение в разработке  региональной политики, программ  и планов развития туризма  с учетом специфических условий  конкретного региона. Под туристским  регионом в данном контексте  понимается отдельная территориальная  единица, основанная на общности  природных, культурных и историко-архитектурных  ресурсов, объединенная общей туристской  инфраструктурой и воспринимаемая  в виде целостного объекта.

 Местный  уровень планирования отличается  детализацией и использует планы  по землепользованию с отведением  отдельных территорий для отелей  и других видов размещения, туристских  достопримечательностей, зон отдыха, парков, транспортных систем и  иных элементов инфраструктуры  туризма. Планирование осуществляется  на уровне туристского центра, туристского курорта и туристских  аттракторов. 

По мнению специалистов ЮНВТО, планирование туризма на национальном и региональном уровнях осуществляет следующие функции:

    • определение общих задач и направлений развития туризма;
    • развитие туризма таким образом, чтобы его природные и культурные ресурсы постоянно поддерживались и сохранялись для использования в настоящее время и в будущем.
    • органичное включение туризма в общую политику и модели развития соответствующей страны или региона и установление тесных взаимосвязей между туризмом и другими секторами экономики;
    • обеспечение рациональной основы для принятия решений по развитию туризма как государственным, так и частными секторами;
    • создание возможностей для согласованного развития всех многочисленных элементов сектора туризма;
    • оптимизация и уравновешивание экономических, экологических и социальных выгод туризма одновременно со справедливым распределением этих выгод среди общества, сведение к минимуму потенциальных проблем, связанных с туризмом;
    • создание структур, руководящих размещением, выбором типов и степени развития достопримечательностей, объектов, услуг и инфраструктуры в туристских целях;
    • разработка директив и стандартов, которые взаимно согласуются и дополняют друг друга, с целью подготовки подробных планов развития туризма в конкретных районах, а также с целью надлежащего планирования туристских объектов;
    • обеспечение основы для эффективного осуществления политики и плана развития туризма и постоянного управления сектором туризма путем создания необходимых организационных и других институциональных структур;
    • обеспечение основы для эффективной координации деятельности и инвестиций государственного и частного секторов в области развития туризма;
    • обеспечение ориентиров для постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма.

В настоящее время в  мире существует приблизительно 70 международных  организаций, в той или иной степени  занимающихся проблемами развития туризма [18, с.31].

Всемирная туристская организация (ЮНВТО) — межправительственная организация, в которую в настоящее время входит более 105 действительных членов, несколько ассоциированных и свыше 150 присоединившихся членов (туристские фирмы, авиакомпании, международные организации и др.).

Информация о работе Совершенствование экономического планирования развития туристской отрасли Приморского края