Совершенствование экономического планирования развития туристской отрасли Приморского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 02:41, курсовая работа

Краткое описание

Туризм как специфический сектор экономики региона. Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм как динамично развивающийся сектор мировой экономики. Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне. Современное состояние и основные проблемы экономического планирования развития туристского комплекса в РФ на федеральном и региональном уровнях. Роль туризма в социально-экономическом развитии региона (на примере Приморского края).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1 Туризм как специфический сектор экономики региона……………5
1.1 Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм
как динамично развивающийся сектор мировой экономики………5
1.2 Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне……………………………..12
1.3 Современное состояние и основные проблемы
экономического планирования развития туристского комплекса
в РФ на федеральном и региональном уровнях……………………...21
2 Роль туризма в социально-экономическом развитии
региона (на примере Приморского края)……………………………..27
2.1 Туристско-рекреационный потенциал Приморского края…….27
2.2 Анализ современного состояния экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….34
2.3 Предложения по совершенствованию экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….42
Заключение………………………………………………………………...47
Список литературы……………………………………………………….50
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Глава 1-2.docx

— 131.53 Кб (Скачать файл)

Проблемы  развития туризма и создания современного туристского комплекса могут  быть решены, при условии осуществления  государственной политики реформ и  будут включены в средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития России.

 По  прогнозам ЮНВТО, Россия относится к числу государств, в которых в начале XXI в. прогнозируются наивысшие темпы развития туризма, при государственной поддержке данной отрасли. Согласно этим прогнозам, к 2020 году Россия войдет в первую десятку стран как по приему туристов (47,1 млн. чел. в год, что составляет 2,9% - доли в мировом потоке туристов), так и по выезду туристов за пределы государства (30,5 млн. чел., 1,9% - доля в мировом потоке туристов)'. Причем указанные цифры не включают объемов внутреннего туризма, которые многократно превосходят въездной и выездной обороты [22].

Перспективы развития туристского комплекса  России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной  стратегией продвижения региональных тур продуктов.

  По мнению Здорова А.Б. для России региональный подход к развитию туризма имеет особо важное значение вследствие разнообразия ее природно-климатических, экономических и социо-культурных условий. Развитие регионального туризма затруднено, прежде всего, в силу недостаточной научно-методической разработанности теории туристского сектора региональной экономики. Западный инструментарий, основанный на опыте управления туризмом в странах с развитой рыночной экономикой со сложившимися отношениями и традициями, в условиях российской условий не эффективен. Это объясняется тем, что туризм имеет ярко выраженную территориальную привязку, что предопределяет особенности планирования в регионе [6, с.135].  

Спонтанность развития туристского  комплекса в структуре региональной экономики и ограниченная реализация потенциала, недостатки в законодательной базе, в подготовке кадров, в разработке программного обеспечения ставят перед научной общественностью проблему разработки системы мер по целенаправленному управлению этим сектором региональной экономики, и прежде всего, по развитию планирования регионального туризма, учитывающего потенциал региона.

    Правительством  Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России.

Российская Федерация  обладает высоким туристско-рекреационным  потенциалом, на ее территории сосредоточены  уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания всех видов базовой инфраструктуры.

Однако туристский потенциал  страны используется далеко не в полной мере. В 2009 году Российскую Федерацию  посетили 21,3 млн. иностранных граждан, из которых около 15 процентов прибыли  с туристскими целями, тогда как  согласно прогнозу Всемирной туристской организации Россия при соответствующем  уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов. Потенциально к 2020 году Российская Федерация может  войти в первую десятку самых  популярных стран, посещаемых туристами.

Для изменения сложившейся  ситуации необходимо активное государственное  участие в решении таких отраслевых проблем, как:

высокие издержки на строительство  объектов инженерной инфраструктуры для  создаваемых туристско-рекреационных  комплексов (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения);

отсутствие доступных  инвесторам долгосрочных кредитных  инструментов (например, проектное  финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в  объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

невысокое качество подготовки отраслевых кадров и, соответственно, предоставляемых услуг. 

     Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

    • в качестве приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности определены внутренний, въездной, самодеятельный и социальный туризм;
    • современное состояние туристского комплекса РФ требует разработки определенной системы мер по развитию планирования регионального туризма;
    • при осуществлении планирования необходимо учитывать туристско-рекреационный потенциал региона.

Вторая  глава данного исследования рассматривает  роль туризма в социально-экономическом  развитии Приморского края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Роль туризма в социально-экономическом развитии региона (на примере Приморского края).

2.1  Туристско-рекреационный потенциал Приморского края

       По уровню развития туристской инфраструктуры и концентрации культурно–исторических объектов Приморский край занимает первое место     в Дальневосточном Федеральном округе. В регионе располагаются  
184 единицы государственных и общественных музеев, картинных галерей, галерей искусств; свыше 2000 единиц памятников истории и культуры, (градостроительства, архитектуры, монументально-изобразительного искусства, археологии); 9 театров, 20 кинотеатров, 2 цирка, 1 океанариум; более 60 оркестров, концертных организаций, центров культуры; более 300 единиц досуговых учреждений, около 30 единиц крупных спортивных комплексов, 10 стадионов, 7 специализированных выставочных центров.

В городе Владивостоке официально зарегистрировано 42 гостиницы с общим номерным фондом более 4000 единиц.

Через весь Приморский край проходит Транссибирская железнодорожная  магистраль с широтными ответвлениями  к государственной границе и  к морскому побережью. В этой связи  край служит опорным пунктом для  транзитного проезда через территорию края иностранных и отечественных  туристов с оказанием им целого комплекса услуг туристского характера.  

В Приморском крае зарегистрировано более 1100 предприятий общественного  питания. Из них: рестораны составляют 7 процента от общего числа, кафе – 23,5 процента, бары – 11 процентов, столовые – 3 процента, закусочные – 55,5 процента.

В Приморском крае 111 транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки. Крупнейшими автоперевозчиками  туристов  
в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года являются  
ООО АТП «Приморье» и ОАО «Приморавтотранс».

В Приморском крае работают 18 консульств зарубежных стран.

Прямое авиасообщение  связывает столицу Приморья с  городами Японии (Токио), Республики Корея (Сеул, Пусан), КНР (Пекин, Харбин, Гонконг, Далянь), КНДР (Пхеньян), Таиланда (Бангкок) и Вьетнама (Ханой, Сайгон).

В Приморском крае сконцентрированы уникальные природные богатства, что несомненно увеличивает его туристскую привлекательность.

В Приморском крае расположены 214 памятников природы, 10 горных вершин и структур, являющихся объектами альпинизма и скалолазания; 
160 известных карстовых полостей (подземные лазы, ниши, гроты, пещеры),  
из которых порядка 40 - это объекты спелео туризма. Объекты водного сплава - это 15 рек бассейна Японского моря с суммарной «сплавной» длиной порядка 500 км и 7 рек бассейна реки Уссури с суммарной «сплавной» длиной порядка 400 км.

С целью сохранения природного наследия Приморья в крае создана  система особо охраняемых природных  территорий (ООПТ).  

В систему ООПТ входят:

государственные природные  заповедники. В Приморском крае действует шесть заповедников (больше, чем в любом другом субъекте РФ) суммарной площадью 679423 га (4,1 процента территории края), включая акваторию моря - 65900 га и озера Ханка - 5690 га;

государственные природные  заказники. В крае действует 13 заказников (зоологических и охотничьих) общей площадью 298,7 тыс. га (1,8 процента территории края);

национальные  парки федерального значения. В крае функционируют  
три национальных парка: «Удэгейская легенда», «Зов тигра», «Земля леопарда»;

природные парки (краевого значения). В крае работает один природный парк - Хасанский природный парк площадью 35 тыс. га;

памятники природы. На территории Приморского края имеется  
214 утвержденных памятников природы. Рекомендовано для утверждения  
в этом статусе еще 94 объекта. Самый большой памятник природы включает акватории бухт Экспедиции, Новгородской и часть бухты Рейд Паллады;

Ботанический сад-институт ДВО РАН (площадь 178 га, из них  
98 процентов - естественные лесные насаждения - эталон природы южного Приморья);

Дендрарий горно-таёжной  станции им. акад. В.Л.Комарова ДВО  РАН (площадь 50 га).

Все это обеспечивает краю наиболее высокий в сравнении  с регионами российского Дальнего Востока природный экологический  туристско-рекреационный потенциал, создающий уникальную возможность  для развития в крае системы природно–экологического  туризма международного уровня.

Высок потенциал Приморского  края и в развитии  охотничьего  и рыболовного туризма.

Объектами охотничьего туризма  являются: копытные – 7 видов животных; пушные звери – 13 видов; полевая  дичь – 1 вид; водоплавающая дичь – 3 вида (18 подвидов).

Помимо богатого природного разнообразия Приморский край занимает одно из ведущих мест в России по наличию выходов минеральных  вод и месторождений лечебных грязей. Основными курортами Приморского  края являются курорты «Шмаковка», на которых в качестве основного лечебного фактора используются минеральные углекислые воды, и санаторно-курортная зона Владивостока, которая занимает протяженную прибрежную часть Амурского и Уссурийского заливов. Это курорты: «Садгород», «Амурский залив», «Приморье», «Океанский», «Лазурный», санатории «Сокол», «Экспресс», детский центр отдыха «Океан» и многие другие санаторно-курортные организации и турбазы.

В Приморском крае имеется  более двух тысяч памятников истории и древней культуры. Среди них – средневековые бохайские и чжурчжэньские городища в Уссурийском, Шкотовском районах, «парк мегалитов» в окрестностях Уссурийска и на территориях других муниципальных образований, что является основой для развития познавательного и историко-археологического туризма.

Большой потенциал в Приморском крае имеет развитие этнографического (около пяти компактных мест проживания малочисленных народов, где организована программа демонстрации национальных традиций), паломнического (свыше 15 объектов), событийного и делового видов туризма.

Основными памятниками истории, градостроительства и архитектуры, монументально-изобразительного искусства, которые широко используются  
в практике экскурсионной деятельности приморских туристских организаций, являются: памятник В.К.Арсеньеву (г. Арсеньев), Дворец культуры угольщиков, (г. Артем), монумент Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке 1917-1922 годов (г. Владивосток), Военно-морская крепость Владивосток (это уникальный исторический комплекс-памятник фортификационных сооружений мирового значения, не имеющий аналогов в мире).

В Приморском крае зарегистрированы 236 туристских организаций, 
119 из которых внесены в единый федеральный реестр туроператоров. Кроме того, на территории края осуществляют деятельность представительства, филиалы и обособленные подразделения предприятий из г. Москвы, Хабаровского края, Новосибирской и Камчатской областей, Еврейской автономной области. Численность штатных сотрудников туристских предприятий края на 1 июля 2012 года составила 1240 человек, из них:  
60 процентов с высшим образованием, 10 процентов с высшим туристским образованием, 55 процентов имеют стаж работы в области туризма более трех лет.

В рамках данной работы нами было проведено  маркетинговое исследование рынка  туристических услуг Приморского  края.

Объект исследования: потребители рынка туристических услуг.

     Цель исследования – провести  анализ состояния туристической отрасли Приморского края. Анкетировалось проводилось по анкете, разработанной автором данной работы (см. Приложение В).

    Для проведения исследования  мы пользовались тремя методами: кабинетным (изучение публикаций об отрасли Приморского края в местных СМИ, изучение данных, полученных в результате проведенных исследований рынка туристических услуг), полевым (опрос потребителей рынка туристических услуг Приморского края) и статистическим.

Количество  респондентов -120 человек.

Информация о работе Совершенствование экономического планирования развития туристской отрасли Приморского края