Совершенствование экономического планирования развития туристской отрасли Приморского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 02:41, курсовая работа

Краткое описание

Туризм как специфический сектор экономики региона. Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм как динамично развивающийся сектор мировой экономики. Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне. Современное состояние и основные проблемы экономического планирования развития туристского комплекса в РФ на федеральном и региональном уровнях. Роль туризма в социально-экономическом развитии региона (на примере Приморского края).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1 Туризм как специфический сектор экономики региона……………5
1.1 Основные понятия и категории экономики туризма. Туризм
как динамично развивающийся сектор мировой экономики………5
1.2 Туристский комплекс как объект экономического
планирования на международном уровне……………………………..12
1.3 Современное состояние и основные проблемы
экономического планирования развития туристского комплекса
в РФ на федеральном и региональном уровнях……………………...21
2 Роль туризма в социально-экономическом развитии
региона (на примере Приморского края)……………………………..27
2.1 Туристско-рекреационный потенциал Приморского края…….27
2.2 Анализ современного состояния экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….34
2.3 Предложения по совершенствованию экономического
планирования туристской отрасли Приморского края…………….42
Заключение………………………………………………………………...47
Список литературы……………………………………………………….50
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Глава 1-2.docx

— 131.53 Кб (Скачать файл)

Основные  результаты исследования.

Как показало исследование, 81.6% выборки (91 человек) пользовались услугами туристических фирм Приморского края, 18.4% (29 человек) – не пользовались.

Мнения  респондентов относительно тенденций развития туристической отрасли в Приморском крае разделились следующим образом. Значительная часть респондентов (37%) высказала мнение о перспективности данной отрасли. Однако, большинство респондентов (63%) были настроены пессимистично и ответили, что положительных тенденций развития тур отрасли нет в силу ряда сдерживающих факторов (табл. 1).

Таблица 1. Распределение мнений респондентов относительно факторов, препятствующих развитию туристской отрасли в Приморском крае.

Факторы, препятствующие развитию туристской отрасли в Приморском крае

%

недостаточный уровень развития туристской дорожной и инженерной инфраструктуры в Приморском крае

89

недостаточно высокое качество обслуживания посетителей на предприятиях туризма  и гостеприимства края

45

низкий уровень вовлечения рекреационного и историко-культурного потенциала Приморского края в туристскую деятельность

39

несовершенство нормативной правовой базы в сфере регулирования туризма

15

отсутствие надежного оперативного информационного банка данных о  туристских ресурсах, объектах, услугах  в крае

18


 

Абсолютное  большинство респондентов (100%) считают, что внутренний и въездной туризм в Приморском крае развит слабо.

В таблице 2 представлено распределние мнений респондентов относительно положительных тенденций  в развитии туристической отрасли  Приморского края.

Таблица 2. Распределение мнений респондентов относительно положительных тенденций в развитии туристической отрасли Приморского края.

Положительные тенденции в развитии туристической отрасли Приморского  края

%

разработка и внедрение федеральных  и краевых целевых программ развития туристической отрасли Приморского  края

44

улучшение качества обслуживания на предприятиях туристического и гостиничного сервиса

25

развитие инфраструктуры

56

подготовка высококвалифицированных  кадров

7

развитие внутреннего и въездного  туризма

5


 

Мнения  респондентов относительно того, что  может поспособствовать развитию туристической  отрасли в Приморском крае разделились  следующим образом:

• подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии сервиса и гостеприимства – 35%

• повышение конкурентоспособности туристских продуктов региона – 25%

• развитие в Приморском крае экологического туризма мирового уровня – 10%

• развитие в Приморском крае делового и событийного туризма – 37%

• учреждение на территории Приморского края национальных парков – 67%

• организация в крае крупных международных и региональных деловых, культурных, развлекательных мероприятий и спортивных соревнований – 43%

         • создание туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края – 23%

         •развитие инфраструктуры – 77%.

Таким образом, в целом по исследованию рынка  туристических услуг Приморского  края можно сделать следующие  выводы:

- внутренний и въездной туризм развит слабо;

- существует  ряд факторов, препятствующих развитию  туристической отрасли Приморского  края (недостаточный уровень развития туристской дорожной и инженерной инфраструктуры в Приморском крае; недостаточно высокое качество обслуживания посетителей на предприятиях туризма и гостеприимства края; низкий уровень вовлечения рекреационного и историко-культурного потенциала Приморского края в туристскую деятельность; несовершенство нормативной правовой базы в сфере регулирования туризма; отсутствие надежного оперативного информационного банка данных о туристских ресурсах, объектах, услугах в крае);

- несмотря  на существующие проблемы в  развитии туристической отрасли  Приморского края, наметились определенные  положительные тенденции, а именно:  разработка и внедрение федеральных  и краевых целевых программ развития туристической отрасли Приморского края, улучшение качества обслуживания на предприятиях туристического и гостиничного сервиса, развитие инфраструктуры;

- среди  мер, которые могут поспособствовать  развитию туристической отрасли  Приморского края лидируют следующие:  развитие в Приморском крае делового и событийного туризма, учреждение на территории Приморского края национальных парков, организация в крае крупных международных и региональных деловых, культурных, развлекательных мероприятий и спортивных соревнований, создание туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края.

В заключение можно сделать  вывод о том, что Приморский край обладает мощным туристско-рекреационным  потенциалом, способным внести значительный вклад в экономическое и социо-культурное развитие региона при грамотном  планировании, в котором будут  учтены все особенности и специфика  туристских ресурсов Приморского края.

 

2.2  Анализ современного состояния экономического планирования туристской отрасли Приморского края

        Основным показателем, влияющим на формирование экономических показателей тур отрасли, является объем тур потока, а также соотношение долей въездного и выездного тур потоков.

По объему международного тур потока Приморский край занимает 4-е место в Российской Федерации [16, с.35].

Данные о развитии международного въездного туризма в Приморском крае в 2006-2011 годах позволяют сделать  вывод о тенденции увеличения за последние два года объёма туристского потока (далее – тур поток)  
и значительном преобладании в структуре тур потока туристов из КНР.

Показатели въездного  международного тур потока Приморского края приведены в таблице 1 (см. Приложение А).

В 2011 году на территорию Приморского  края въехали  
82414  иностранных туристов, что составило 121,6 процента к 2010 году [16, с. 37]

Данные о развитии международного выездного туризма в Приморском крае в 2006-2011 годах приведены в таблице 2 (см. Приложение А)

В 2011 году объем международного выездного тур потока в Приморском крае составил  651371 человек с ростом к 2010 году в 1,3 раза [16, с. 38].

Динамика основных показателей, характеризующих состояние развития данной сферы экономической активности представлена в виде диаграммы в Приложении Б.

Объем внутреннего тур потока в Приморском крае стабильно увеличивается, с ежегодным темпом роста 10-12 процентов. В 2011 году по оценочным данным было совершено более 720 тыс. тур поездок [16, с.40].

Однако, несмотря на поступательное развитие отрасли туризма, остается ряд нерешенных проблем, среди которых превышение выездного международного тур потока над въездным, нарастание доли «теневой» финансовой и трудовой деятельности в туризме, высокое влияние сезонности на региональную тур деятельность, снижающее устойчивость и эффективность работы тур отрасли края, достижении прироста экономических показателей работы тур предприятий края преимущественно за счет экстенсивных факторов развития.

Основной проблемой, решение  которой необходимо осуществить  с использованием программно-целевого метода, является низкая эффективность  использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала в Приморском крае.

Кроме того, в индустрии  Приморья до сих пор не сложилась  эффективная система рыночных отношений, туристский бизнес и индустрия гостеприимства существенно отстают от мировых  стандартов в сфере управления, организационных  и производственных технологий [8, с. 996].

Незавершившийся процесс формирования устойчивого  развития туризма в Приморском крае подвергся достаточно сильному деструктивному влиянию в результате мирового экономического кризиса 2012 г., имеющего перманентный характер. Очередной спад в российской экономике начался в декабре 2011 г.

Реальные  денежные доходы населения России снизились  за 5 месяцев 2012 г. на 2,5 % [15, с. 47]. Россия вновь вступила в длительный период, когда доходы многих граждан либо не будут расти, либо будут падать.

Произошедшие  изменения в российской экономике  и в том числе в региональной экономике Приморского края вызвали  обоснованную тревогу участников туристского  рынка, заставили пересмотреть стратегию  и тактику как отдельных туристских предприятий, так и туристской сферы в целом. К известным макроэкономическим и социально-демографическим проблемам Дальнего Востока добавились новые «факторы риска», усиливающие неопределенность принимаемых управленческих решений, поведения потребителей, финансовой надежности партнеров. Основные проблемы туристского бизнеса, имевшие затяжной системный характер, усугубились дестабилизацией мировой экономики.

 Однако большинство проблем туристского комплекса Приморского края не имеют прямого отношения к мировому экономическому кризису и их негативный эффект мог быть уменьшен в меж кризисные периоды (с 2003 по 2007 г. и с июля 2009 по декабрь 2012 г.). Причины инерционности инновационных процессов в турбизнесе Приморья связаны с неэффективным руководством туристской сферой, просчетами в выборе приоритетов развития регионального туристского комплекса, с игнорированием программ развития внутреннего туризма. Эти и другие организационно-экономические проблемы требуют детального анализа для поиска стратегии выхода из затянувшейся ситуации стагнации.

 В  этой связи среди проблем туристского  бизнеса Приморского края, имеющих  общероссийский характер, следует  отметить отмену лицензирования  туристской деятельности, что привело  к появлению компаний без достаточного  опыта работы в условиях растущего  спроса и повышения требований  к качеству туристского продукта. Государственный контроль деятельности туристских предприятий принял формальный характер, а введение механизма финансовых гарантий в условиях повышенного туристского спроса и несовершенной законодательной базы оказалось недостаточно эффективным.

  В 2010–2012 гг. в России и, в частности, в Приморском крае усилилась тенденция значительного завышения стоимости туристских путевок. Туроператоры вслед за авиаперевозчиками неоправданно поднимали цены под предлогом увеличения топливного сбора, взимаемого с авиапассажиров. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба России проводила проверку для установления «ценовых сговоров», однако отсутствие эффективных рычагов государственного регулирования потребительского рынка не позволило нормализовать сложившуюся ситуацию. Следствием «ценового сговора» явилось формирование у части потребителей негативного отношения к организованному туризму и способствовало оттоку клиентов туристских предприятий, переходу их к самостоятельным формам туристской активности.

 Влияние  региональных социально-экономических  проблем Приморского края на  туристский бизнес гораздо значительнее  общероссийских. Несмотря на то, что за последние годы состояние  и перспективы развития туризма  в Приморье неоднократно обсуждались  на Координационном совете Департамента  международного сотрудничества  и туризма Приморского края, на  научно-практических конференциях  различного уровня, развитие туристской  деятельности в регионе происходит  в условиях отсутствия четко  выверенной политики и стратегии  развития. Это привело к тому, что на протяжении последнего  десятилетия, несмотря на высокий  туристский потенциал Приморья, число въезжающих иностранных  туристов не превышало 200 тыс.  человек ежегодно. Для сравнения  по данным Росстата в целом  в Россию в 2011–2012 гг. въехало  около 46 млн туристов. Таким образом, поток иностранных туристов в Приморский край составляет всего 0,87 % от общероссийского. В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов, прибывающих в Россию, связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества предоставляемых услуг. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут предпочтительны при выборе туристских поездок, но в Приморском крае они пока труднореализуемы [16, с. 41].

Финансовые  кризисы 2008 и 2012 г. в значительной степени  повлияли на внутрифирменные процессы в туризме. Они явились закономерным отражением произошедших изменений на рынке выездного туризма Приморского края в зимний сезон 2008–2009 и 2012 г., когда по данным ряда крупных туроператоров произошло сокращение туристского потока, достигшее как минимум 20 %. Спрос на летние виды отдыха приобрел в 2012 г. по сравнению с 2007 и 2010–2011 гг. отсроченный характер. В этих условиях руководители многих турфирм Приморского края оптимизировали расходы, потребовали от сотрудников большей продуктивности и самоотдачи при снижении затрат на персонал. Менеджеры некоторых направлений в низкий сезон были отправлены в неоплачиваемые отпуска большей продолжительности, чем в предыдущие годы. В связи с явным снижением спроса на отдых и развлечения возросла лояльность персонала турфирм по отношению к клиентам. В наибольшей степени пострадали и еще пострадают турагентства, делавшие ставку на работу с массовыми недорогими турпакетами и не имевшие финансового резерва для «выживания» в условиях ужесточающейся конкуренции.

Информация о работе Совершенствование экономического планирования развития туристской отрасли Приморского края