Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:24, дипломная работа
Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовой регламентации режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выявлении проблем и выработке путей их решения.
Введение........................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика режима в условиях исправительных учреждений.................................................
9
1.1. Основания исполнения уголовного наказания и правовое регулирование исполнения и отбывания наказания.....................................................................................
9
1.2. Понятие и сущность режима содержания осужденных
в условиях исправительных учреждений..................................
20
1.3. Основные функции режима в условиях исправительных учреждений..................................................................................
26
Глава 2. Основные средства обеспечения режима в условиях исправительных учреждений.................................................
32
2.1. Внутренний распорядок исправительных учреждений.. 32
2.2. Средства обеспечения режима ......................................... 46
2.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях 59
2.4. Обеспечение безопасности в условиях исправительных учреждений.................................................................................
64
Глава 3. Проблемы и перспективы развития режима в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации...............
80
Заключение..................................................................................................
103
Список использованной литературы......................................................
113
Приложения
1. Карательная функция. Она закреплена в ст. 1 УИК РФ, где указывается, что уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания. При этом, если исходить из концепции, что наказание - это кара, выраженная в правоограничениях и запретах, установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-правовой кары. Данный вывод опирается также на существующий в теории уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры исправительного воздействия в содержание наказания не включаются, а поэтому не могут осуществлять карательную функцию.
Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы и вытекающих из этого ограничений, которые устанавливаются для осужденных. Характер ограничения зависит от вида исправительного учреждения и от конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией, и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения. Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения новых преступлений не только устрашением, но и стимулированием их стремления к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы лицам, вставшим на путь исправления.
2. Функция обеспечения эффективного применения к осужденным мер исправительного воздействия. Сложные и многообразные задачи исправления осужденных не могут быть решены посредством одной лишь кары, поэтому в уголовно-исполнительном законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия, лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения соединяются с наказанием, активно взаимодействуют с режимом. Режим создает условия для их эффективного применения.
Режим дает для мер исправительного воздействия своего рода точку опоры, благодаря которой организация и восприятие мер исправительного воздействия проходят более предметно и облегчают целенаправленность самовоспитания.
Кроме того, правоограничения в ряде
благ, содержащихся в режиме, побуждают
осужденных к стремлению восполнить
эти блага в сфере
Взаимодействуя с режимом, меры исправительного воздействия способствуют правильному восприятию наказания осужденными, убеждают в его справедливости и необходимости отбыть, не нарушив установленных правил поведения.
3. Воспитательная функция. В процессе исполнения уголовного наказания и реализации уголовно-правовой кары достигается цель исправления осужденных (ст. 1 УИК РФ), что является главной задачей исправительных учреждений. В ст. 9 УИК РФ прямо указывается, что режим - одно из основных средств исправления осужденных. Именно в этом состоит его гуманная сущность.
Воспитательная функция режима проявляется в том, что он, во-первых, способен послужить толчком к нравственному совершенствованию личности в результате причинения осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы; во-вторых, способствует формированию у осужденного необходимых не только в исправительном учреждении, но и на свободе полезных навыков, привычек и качеств, поскольку приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению предписанных правил поведения; в-третьих, содействует в совокупности с другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных правосознания; в-четвертых, помогает преодолеть негативные черты личности, которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных благ, т.е. свободы; в-пятых, способствует воспитанию у осужденных стойкого противодействия совершению преступлений в будущем. Это должно основываться не столько на страхе вновь быть наказанным, сколько на сознании вредности и бессмысленности ведения преступного образа жизни.
4. Функция регулирования уголовно-правовой кары. В науке уголовно-исполнительного права режим принято считать главным выражением содержащейся в лишении свободы уголовно-правовой кары, выразителем сущности и содержания наказания. Так, в ст. 58 УК РФ говорится не вообще о лишении свободы, а о том, что отбывание этого вида наказания назначается в исправительных учреждениях с различным видом режима либо может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме. Таким образом, сам законодатель проводит различия, классифицируя данную меру наказания. Вместе с тем уголовный закон определил и критерии, по которым различаются виды лишения свободы - режим лишения свободы. Существенно отличаются условия отбывания наказания, например, в колониях особого режима и колониях-поселениях, тюрьмах и колониях общего режима. Режим каждого из этих учреждений обладает самостоятельными свойствами, существенно усиливающими или ослабляющими кару.
Таким образом, если режим не рассматривать в качестве содержания наказания в виде лишения свободы, то невозможно раскрыть его социальную сущность. Режим лишения свободы не только конкретизирует это наказание, но и является регулятором его карательной силы, выступает основным критерием при определении вида лишения свободы. Функция регулирования уголовно-правовой кары реализуется путем создания различных условий содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного. Эти условия отбывания наказания нашли свое закрепление в соответствующих нормах уголовно-исполнительного законодательства.
5. Частнопредупредительная функция. Она состоит в том, что, во-первых, благодаря организационно-правовым воздействиям на осужденного в процессе отбывания наказания создаются такие условия, при которых совершение преступления очень затруднено или невозможно; во-вторых, кара, заключенная в режиме, оказывает на сознание и волю осужденного исключительное по силе влияние, вызывает у него нравственные переживания и страдания, такие психические состояния, которые способны удержать осужденного от совершения новых преступлений.
Эта функция реализуется путем изоляции осужденных и постоянного надзора за ними, точным и неуклонным выполнением ими своих обязанностей, цензурой корреспонденции, досмотром посылок, передач, бандеролей, установлением покамерного содержания наиболее опасных преступников, применением мер взыскания и безопасности, проведением оперативно-розыскных и других мероприятий, направленных на профилактику преступлений со стороны осужденных, и т.д.
6. Общепредупредительная функция. Она состоит в том, что степень тяжести условий содержания осужденных в исправительном учреждении предопределяет интенсивность воздействия на неустойчивых лиц, которые должны знать, что они не только будут наказаны за совершенное ими преступление, но и должны реально отбыть уголовное наказание за совершенное ими преступление. При этом важное значение имеют как срок лишения свободы, так и характер и содержание правоограничений в зависимости от вида режима и условий отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Непосредственное общепревентивное воздействие режима лишения свободы осуществляется на лиц, уже отбывших данный вид наказания, и находится в прямой зависимости от уровня организации и обеспечения процесса исполнения уголовного наказания.
В этом смысле важное общепредупредительное значение имеет реализация таких требований режима, как обязательная изоляция осужденных, точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей. Наряду с ними средством решения задачи общего предупреждения выступают различные запреты и правоограничения осужденных, т.е. прослеживается тесная связь общепредупредительной функции режима с частнопредупредительной и их взаимодействие.
Естественно, что в отношении бывших осужденных применяется, хотя и недостаточно, система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение совершения данными лицами новых преступлений.
Что же касается предупреждения совершения
преступлений со стороны других лиц,
то механизм, инструментарий выявления
и определения степени
Таким образом, все функции режима направлены на достижение одних и тех же целей: воспитание у осужденных дисциплинированности, добровольное выполнение ими правил поведения, исключение возможности совершения правонарушений и в конечном счете - на их исправление.
Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).
Исправление осужденных, являясь целью уголовного наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ), достигается посредством применения к осужденным основных средств исправления при исполнении наказания.
Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ, в качестве основных средств исправления действующее уголовно-исполнительное законодательство определяет:
1) установленный порядок
2) воспитательная работа;
3) общественно полезный труд;
4) получение общего образования;
5) профессиональная подготовка;
6) общественное воздействие.
На основании положения, закрепленного в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, выбор средств исправления осужденных зависит от ряда факторов, таких, как вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, его поведение.
Порядок и условия отбывания
наказания в ныне действующем
уголовно-исполнительном законодательстве
с различных позиций
Самостоятельное значение имеют те положения режимных требований, которые направлены на предупреждение преступлений и иных правонарушений как со стороны осужденных, так и иных лиц. Они находят свое выражение в правилах охраны и надзора за поведением осужденных, применяемых мерах безопасности, проводимых профилактических мероприятиях35.
Условия же отбывания наказания выступают в качестве элементов прогрессивной системы наказания и достаточно четко регламентируют процесс дифференциации осужденных в зависимости от различных условий отбывания наказания. Статья 87 УИК РФ определяет правовую регламентацию различных условий отбывания наказания в пределах одной исправительной колонии. Различные условия отбывания наказания в одной исправительной колонии позволяют более эффективно организовать исправительный процесс в местах лишения свободы и обеспечивают возможность максимального применения к осужденным основных средств исправления.
Воспитательная работа, как и режим, отнесена к одному из основных средств исправления. Воспитательная работа по своему содержанию выходит за рамки чисто идеологического воздействия, охватывает собой и такие формы воспитательного процесса, как производственно-массовая, культурно-массовая, физкультурно-спортивная и индивидуальная работа. Как разностороннее средство воздействия на осужденных воспитательная работа подвержена правовому регулированию в меньшей мере, чем такие средства исправления, как режим и труд. Тем не менее проводить ее без правовой регламентации невозможно. Учитывая большое количество направлений воспитательного воздействия, закон регламентирует только наиболее важные исходные положения организации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы.
Статья 110 УИК РФ определяет основные формы воспитательной работы, такие, как нравственное, правовое, физическое, трудовое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
Для организации
воспитательной работы с осужденными
к лишению свободы в
Воспитательная работа с осужденными проводится дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения и установленного в нем режима и условий содержания.
Общественно полезный труд наряду с режимом и воспитательной работой является одним из основных средств исправления осужденных. Общественно полезный труд - категория экономическая, но в исправительных учреждениях используется в воспитательных целях в процессе исправительного воздействия на лиц, лишенных свободы.
Труд играет значительную роль в формировании и воспитании человека. Это положение общепризнанно во всех философских и педагогических учениях. На важности производительного труда для исправления негативных качеств у лиц, совершивших преступления, базируется исправительная педагогика, законодательные акты, регулирующие исполнение уголовных наказаний, в частности лишения свободы.
Столь значимая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. Новый УИК РФ сохранил обязанность каждого осужденного к лишению свободы трудиться. В ч. 1 ст. 103 УИК РФ говорится: "Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться". Но обязанность осужденного трудиться вытекает не из приговора суда, а на основании установленного особого правила, регулирующего как привлечение заключенного к труду, так и его характер в том или ином месте заключения. Осуществление этого особого правила связано с приговором, но не входит в содержание последнего.
В соответствии с подп. "c" п. 2 ст. 2 Конвенции МОТ N 2936 привлечение осужденных к общественно полезному труду не может расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом, который, назначая наказание в виде лишения свободы, предопределяет привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду как одному из средств воспитания и исправления37.
Помимо установленной в ч. 1 ст. 103 УИК РФ обязанности осужденных трудиться, они в полной мере обладают и конституционным правом на труд (ст. 37 Конституции РФ). В процессе реализации этого права осужденных администрации исправительных учреждений корреспондируют с обязанностью привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.