Правовая регламентация режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:24, дипломная работа

Краткое описание

Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовой регламентации режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выявлении проблем и выработке путей их решения.

Содержание

Введение........................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика режима в условиях исправительных учреждений.................................................
9
1.1. Основания исполнения уголовного наказания и правовое регулирование исполнения и отбывания наказания.....................................................................................
9
1.2. Понятие и сущность режима содержания осужденных
в условиях исправительных учреждений..................................
20
1.3. Основные функции режима в условиях исправительных учреждений..................................................................................
26
Глава 2. Основные средства обеспечения режима в условиях исправительных учреждений.................................................
32
2.1. Внутренний распорядок исправительных учреждений.. 32
2.2. Средства обеспечения режима ......................................... 46
2.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях 59
2.4. Обеспечение безопасности в условиях исправительных учреждений.................................................................................
64
Глава 3. Проблемы и перспективы развития режима в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации...............

80
Заключение..................................................................................................
103
Список использованной литературы......................................................
113
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

3_Роль и значение режима в исправительном процессе(формат 2003).doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

Осужденные привлекаются к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм собственности.

На основании  ст. 106 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут привлекаться к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий без оплаты труда. Привлечение к такого рода работам строго регламентировано законом, и в соответствии с ч. 3 ст. 106 УИК РФ продолжительность этих работ не должна превышать 2 часов в неделю.

Труд заключенных  не может регламентироваться только нормами уголовно-исполнительного закона, несмотря на то что трудоиспользование осуществляется в рамках исправительного воздействия. Организационно-правовые вопросы трудовой деятельности заключенных в определенной степени регламентируются нормами трудового права. Так, продолжительность рабочего дня осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством РФ, оплата труда осужденных производится в соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам, действующим в народном хозяйстве.

Обязанность осужденных трудиться  не носит абсолютного характера. На основании положений ст. 103 УИК  РФ осужденные мужчины старше 60 лет  и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные инвалиды I и II группы привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).

Согласно правилу 71 (1) Минимальных  стандартных правил обращения с  заключенными труд заключенных38 не должен приносить им страданий. Производственная деятельность заключенных не должна быть подчинена цели получения прибыли от их труда и не должна препятствовать процессу их исправления.

Но вместе с тем труд, организованный в местах лишения свободы, должен быть производительным, а приобретаемая  или совершенствуемая там квалификация или профессия явились бы востребованными после освобождения из мест лишения свободы.

В литературе отмечается, что проблемными вопросами, возникающими в процессе организации работы по обеспечению реализации права осужденных на труд, удержанию из заработной платы и по привлечению к труду лиц, являются:

- отсутствие у осужденных специальности  или наличие невостребованной  специальности;

- низкий профессиональный уровень  лиц из числа спецконтингента;

- физический и моральный износ  основных фондов производственного сектора (срок эксплуатации 0 лет и более), что препятствует выпуску конкурентоспособной продукции;

- отсутствие производственных  заказов;

- увеличение численности осужденных, не подлежащих привлечению к  труду из-за наличия хронических  заболеваний39.

Организация общеобразовательной подготовки является одним из самостоятельных направлений воспитательной работы с лицами, лишенными свободы. Это направление является необходимым, обеспечивающим успех всей работы по исправлению осужденных, так как без повышения общеобразовательного уровня невозможно действительное воспитание человека.

Общеобразовательное обучение базируется на конституционном праве граждан  Российской Федерации на образование (ст. 43 Конституции РФ). В соответствии со ст. 112 УИК РФ общеобразовательное обучение обязательно для лиц, лишенных свободы, не достигших 30-летнего возраста и не имеющих основного общего образования.

Организация получения осужденными основного  общего и среднего (полного) общего образования, создание, ликвидация и  реорганизация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления (ч. 4 ст. 112 УИК РФ).

Профессиональная  подготовка и профессиональное образование осужденных являются неотъемлемой частью их трудового воспитания. Профессиональная подготовка позволяет целенаправленно осуществлять привлечение осужденных к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения.

Согласно  закону, начальное профессиональное образование осуществляется в рамках образовательных программ установленного образца. Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Профессиональное  образование и профессиональная подготовка выступают в качестве достаточно эффективного средства исправления осужденных. К сожалению, в связи со сложной экономической ситуацией данная форма исправительного воздействия на осужденных утрачивает свой потенциал. Профессионально-технические училища в местах лишения свободы стали закрываться все чаще. Все это, конечно же, снижает в целом эффективность процесса исправления осужденных.

Формы профессиональной подготовки могут быть самыми различными: от обучения в ПТУ до бригадного обучения. Отношение осужденного  к профессиональной подготовке определяется в качестве критерия его исправления. Оно учитывается при характеристике поведения осужденного и определяет его готовность к социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Правовая  регламентация организации профессионального  образования и профессиональной подготовки определяется в ст. 108 УИК РФ.

Общественное  воздействие названо в качестве средства исправления осужденных в ст. 9 УИК РФ. Правовое регулирование отношений, возникающих вследствие применения к осужденному общественного воздействия, зависит от формы и вида последнего, выбранных средств воздействия, следовательно, имеет комплексный характер, осуществляется широким спектром национального законодательства Российской Федерации с учетом требований международно-правовых актов и стандартов40.

Формы общественного  воздействия на осужденных многообразны. В практике прошлых лет широко применялись такие формы, как  работа наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, а также  функционирование различного рода методических и научно-методических советов.

Сегодня получают свое второе развитие попечительские советы (в частности, в ВК). Положительное  воздействие в процессе достижения целей уголовного наказания оказывают  советы родственников осужденных и  родительские собрания (в основном в ВК). В тех учреждениях, где организована шефская работа трудовых коллективов над осужденными, эта работа является эффективным рычагом воздействия на поведение осужденных.

В настоящее  время возникают такие формы  общественного воздействия на осужденных, как правозащитные организации. Большое влияние на осужденных оказывают различные религиозные организации, которые получили сегодня доступ в места лишения свободы.

Различные общественные организации и объединения, участвуя в работе исправительных учреждений, обязаны направлять свою деятельность не на достижение своих интересов, а на содействие администрации учреждения в деле исправления осужденных.

Основной  задачей общественного воздействия, как и других средств исправления, является повышение эффективности деятельности администрации исправительных учреждений, направленной на достижение целей уголовного наказания.

Средства  исправления осужденных применяются  с учетом вида наказания, характера  и степени общественной опасности  совершенного преступления, личности осужденного и т.п. Но применение этих средств не должно причинять мучений и страданий осужденным. Средства исправления должны применяться в рамках действующего законодательства и направляться на достижение главным образом такой цели уголовного наказания, как исправление осужденного. Успешное достижение этой цели обусловливает успешное достижение других целей уголовного наказания - восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.

Режим отбывания наказания относится к одному из основных средств исправления. Режим является правовой категорией. Посредством режима реализуется кара, но вместе с тем режим имеет определенное воспитательное значение. Он приучает осужденных к организованности, порядку, соблюдению правил общежития. В связи с этим к числу средств исправления необходимо относить лишь ту часть режима, которая не содержит в себе лишений и правоограничений, т.е. которая не выражает кару. Понятие режима дается в ст. 82 УИК РФ. Эта же норма определяет основные требования режима, обусловленные спецификой исправительных учреждений различных видов.

В.М. Анисимков отмечает, что "режим устанавливает правила поведения, права и обязанности всех субъектов и участников уголовно-исполнительных отношений. Нормы режима обеспечивают порядок реализации правовых ограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания"41.

Строгое соблюдение режима отбывания  наказания создает условия для  применения других средств исправления  осужденных.

Основными требованиями режима в местах лишения свободы являются:

1) обязательная изоляция осужденных  и постоянный надзор за ними, с тем чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или других антиобщественных поступков;

2) точное и неуклонное выполнение  ими своих обязанностей;

3) реализация их прав и законных  интересов;

4) обеспечение личной безопасности осужденных и персонала;

5) раздельное содержание разных  категорий осужденных;

6) различные условия содержания  в зависимости от характера  и степени общественной опасности  совершенного преступления, личности  и поведения осужденного.

К числу нормативных актов, содержащих нормы режима, относятся: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений42; Приказ Минюста РФ от 29 июня 2012 г. N 125 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей"43; Обязательное постановление Народного Комиссариата Труда СССР от 11 декабря 1929 г. N 377 "Правила о работе на открытом воздухе в холодное время года"44;  Приказ Минюста РФ от 8 декабря 2006 г. N 356 "Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний"45 и регулирует  учет личных денег,  учет и хранения личных ценностей,  контроль за движением личных денег и ценностей46 и др.

Они закрепляют наиболее значимые элементы режима, обозначая тот предельно допустимый уровень ограничений, которым могут подвергаться осужденные в процессе исполнения наказания в конкретном исправительном учреждении.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений согласованы с Генеральной прокуратурой РФ и на основании УИК РФ регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности учреждений в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения ими своих обязанностей.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений конкретизируют положения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие порядок:

1) приема осужденных в исправительных  учреждениях;

2) поведения осужденных в быту  и во время работы на производственных объектах и в жилой зоне;

3) производства обысков и изъятия  у осужденных предметов и вещей,  запрещенных к использованию;

4) проверок наличия осужденных  в исправительных учреждениях;

5) предоставления им свиданий  с близкими родственниками и иными лицами;

6) приема учреждением и вручения  осужденным посылок, передач,  бандеролей и иной их почтовой  корреспонденции;

7) отправления ими писем и  денежных переводов;

8) ведения осужденными телефонных  переговоров.

В каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.

Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях и т.д. Предусматривается непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Распорядок дня, разработанный на основе примерного (приложение N 4 к Правилам), утверждается приказом за подписью начальника исправительного учреждения и доводится до сведения персонала и осужденных (см.: Приложение 6).

Распорядок дня составляется в  каждом исправительном учреждении исходя из местных условий, продолжительности  светового дня, времени года.

В случае, если осужденные работают на производстве в несколько смен, распорядок составляется для каждой смены.

Распорядок дня осужденных, содержащихся в карантинном отделении, строгих  условиях отбывания наказания, помещениях камерного типа, ЕПКТ, одиночных  камерах колоний особого режима, штрафных изоляторах, а также находящихся в ежегодном оплачиваемом отпуске и размещенных в изолированных участках, устанавливается отдельно.

Информация о работе Правовая регламентация режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы