Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:43, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Определить общие понятия правосудия;
Определить, как осуществляется правосудие: принципы, систему правосудия;
Рассмотреть какие преступления против правосудия выделяются в зарубежных странах;
Рассмотреть историю развития уголовного законодательства о преступлениях против правосудия;
Дать общую характеристику преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами;
Определить личность преступника;
Введение………………………………………………...………………………...3
Глава 1. Основополагающие начала преступлений против правосудия, совершаемые должностными лицами…………………………………………...8
§ 1 Понятие и система правосудия в Российской Федерации………..…8
§ 2 История развития уголовного законодательства о преступлениях против правосудия, совершаемые должностными лицами……………25
§ 3 Зарубежное законодательство о преступлениях против правосудия, совершаемых должностными лицами…………….…………………….32
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами……………………………50
§ 1 Объект преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………………………………...50
§ 2 Объективная сторона преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами.……………..……………………56
§ 3 Субъект и субъективная сторона преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………..……….64
Глава 3. Криминологическая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами……………………………70
§ 1. Личность преступника…………………………..………………...…70
§ 2. Проблемы предупреждения преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………………...75
§ 3. Предупреждение преступления………………………..……………81
Заключение……………………………………………………...........................86
Список использованной литературы………………………………………..90
В последние годы в преступлениях, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов России, усматриваются негативные качественные изменения. Наряду с тем, что многие преступления сотрудники правоохранительных органов совершают исходя из ложно понимаемых интересов службы, наблюдается интенсивный рост указанных преступлений из корыстной заинтересованности.
Из вышеуказанного, можно выделить несколько мотивов, которыми руководствуются должностные лица, при совершении преступлений против правосудия. К числу наиболее распространенных мотивов преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами органов предварительного расследования и суда можно отнести следующие:
– ложно понимаемые интересы службы (как правило, они проявляются в стремлении выглядеть профессионалом в своей работе; желании повысить свои показатели в работе; в различных карьеристских устремлениях; в нежелании портить отношения с коллегами по работе и т. п.);
– корыстные мотивы (состоят в стремлении к незаконному получению материальных благ путем использования своего служебного положения и обусловленных им возможностей);
– стремление показать свое
превосходство над другими
– иные личные мотивы (месть,
ревность, зависть и т. п.).
§ 3. Предупреждение преступлений против
правосудия, совершаемых должностными
лицами.
Названные выше, а также иные проблемы предупреждения преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами нуждаются в теоретическом осмыслении и решении, от их разрешения во многом зависит предотвращение преступлений против правосудия, совершаемых судьями и должностными лицами правоохранительных органов.
Сознавая, что миллионам людей во всем мире наносится ущерб в результате преступлений и злоупотребления властью и что права этих жертв не признаются должным образом, признавая, что жертвам преступлений и жертвам злоупотребления властью, а также зачастую их семьям, свидетелям и другим лицам, оказывающим им помощь, несправедливо наносится ущерб, телесные повреждения или ущерб их собственности и что, помимо этого, они могут подвергаться лишениям при оказании содействия судебному преследованию правонарушителей, необходимо принятие национальных и международных мер по обеспечению всеобщего и эффективного признания и уважения прав жертв преступлений и злоупотребления властью, необходимость содействия достижению всеми государствами прогресса в их усилиях, предпринимаемых в этих целях, не нанося при этом ущерба правам подозреваемых лиц или правонарушителей.
В борьбе с преступлениями против правосудия, совершаемыми должностными лицами, ответственными за обеспечение законности, недостаточно лишь мер дисциплинарной и уголовной ответственности, необходимо налаживание надежного механизма предупреждения этих преступлений.50
Несмотря на то, что общие меры предупреждения преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами органов предварительного расследования и суда, должны осуществляться в тесной взаимосвязи с мерами специального предупреждения, следует отметить, что трудно и практически нецелесообразно проводить жесткую разделительную линию между ними. Однако можно выделить определенные связи между общесоциальным и специальным предупреждением, к которым следует отнести следующие:
а) общесоциальное предупреждение является условием и основой применения специально-криминологических методов воздействия на рассматриваемые социально-экономические отношения;
б) общесоциальные меры должны планироваться и осуществляться в первую очередь, что создаст благоприятную почву для более эффективного и действенного применения специального предупреждения, которое в свою очередь оказывает в ряде случаев определяющее воздействие на эффективность общесоциальных мер;
в) существует потребность в определении и реализации баланса интенсивности комплексного применения мер общего и специального предупреждения, поскольку нецелесообразно отдавать предпочтение только тем или иным из указанных мер;
г) масштаб предупредительных
мер чаще всего не ограничивается
лишь сферой правосудия, а распространяется
на всю сферу деятельности государственных должностных
лиц, которые осуществляют функции представителей
власти, а также выполняют организационно-
д) предупредительные меры осуществляются всеми государственными органами законодательной, исполнительной, судебной власти в соответствии с их компетенцией и включают как меры общесоциальной направленности, так и специального предупреждения преступности в сфере правосудия;
е) качественным критерием разграничения планируемых мер является признак их целенаправленности, при которой общесоциальное предупреждение выступает своеобразной программой-максимум, а меры специально-криминологического характера – программой-минимум, решая более конкретные по срокам и объектам воздействия задачи;
ж) основой эффективного применения указанных мер является их теоретическое обоснование.
К общим средствам
и методам противодействия
1. Общегосударственные меры по устранению процессов детерминации и причинности преступности в сфере экономики и политики, воздействующие на все население.
2. Общегосударственные
меры по оздоровлению духовно-
3. Совершенствование
законодательства, обеспечивающего
эффективное функционирование с
4. Повышение эффективности
деятельности
С учетом рассмотренных выше общесоциальных мер меры специального предупреждения преступлений, связанных с преступлениями против правосудия, совершаемыми должностными лицами органов предварительного расследования и суда, по своему содержанию можно подразделить на экономические, организационно-правовые и культурно-воспитательные.
Государствам необходимо принять меры:
а) по осуществлению социальных мер, мер в области здравоохранения, включая охрану психического здоровья, образования, экономики, а также конкретных мер по предупреждению преступности в целях сокращения виктимизации и содействия предоставлению помощи жертвам, находящимся в бедственном положении;
б) по содействию усилиям общины и участию общественности в деле предупреждения преступности;
в) по периодическому пересмотру существующих законодательных положений и практики, с тем чтобы обеспечить их способность реагировать на изменяющиеся условия, а также принятию и обеспечению соблюдения положений, объявляющих незаконными акты, нарушающие международно признанные нормы в области прав человека и поведения юридических лиц и другие случаи злоупотребления властью;
г) по созданию и укреплению средств выявления, судебного преследования и наказания виновных в совершении преступлений;
д) по содействию преданию гласности соответствующей информации, с тем чтобы обеспечить контроль со стороны общественности за деятельностью должностных лиц и учреждений, а также другим средствам повышения способности реагировать на проблемы общества;
е) по содействию соблюдению кодексов поведения и этических норм, в частности международных стандартов, государственными служащими, включая сотрудников правоохранительных органов, исправительных учреждений, медицинский персонал, работников системы социального обеспечения и военнослужащих, а также персонал экономических предприятий;
ж) по введению запрета на способствующие злоупотреблениям практику и процедуры, такие как создание тайных мест заключения и заключение с лишением права переписки и общения;
з) по развитию сотрудничества с другими государствами на основе оказания взаимной судебной и административной помощи в таких вопросах, как выявление и преследование правонарушителей, их выдача и конфискация их имущества с целью предоставления реституции жертвам;
Так же рекомендуется принять на международном и региональном уровнях все надлежащие меры:
а) по развитию деятельности по подготовке кадров в целях содействия соблюдению стандартов и норм законодательства и сокращению числа возможных случаев злоупотребления;
б) по организации совместных практических исследований возможных путей сокращения виктимизации и оказания помощи жертвам, а также по содействию обмену информацией (как на региональном, так и на международном уровне) о наиболее эффективных мерах в этой области;
в) по оказанию правительствам по их просьбе непосредственной помощи в области ограничения виктимизации и облегчения участи жертв;
г) по разработке путей и средств предоставления жертвам правовой защиты в тех случаях, когда национальных каналов недостаточно.
Преступления против правосудия как
категория уголовно-правового
В некоторых уголовно-правовых источниках преступления против правосудия были объединены в отдельную главу, в других же – распределены по другим главам. Это является особенностью развития уголовного законодательства.
Наконец, современный
Уголовный кодекс во многом опирается
а Уголовный кодекс РСФСР 1960 года.
Сохранилась глава «
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, государственная власть в нашей стране делится на законодательную, исполнительную и судебную. Судебная власть осуществляется путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Целями данной власти является обеспечение охраны прав и законных интересов человека и гражданина, собственности, общественного порядка и предупреждение совершения новых преступлений.
Преступные посягательства на нормальное функционирование органов правосудия препятствуют рассмотрению и разрешению дел по существу, а также нарушают работу правоохранительных органов. В связи с этим глава об этих посягательствах помещена в раздел «Преступления против государственной власти» Уголовного кодекса.
Уголовный закон охраняет не все виды деятельности органов правосудия, а лишь деятельность по реализации задач и целей правосудия. Следовательно, в сферу уголовно-правовой охраны попадают только те общественные отношения, которые появляются при осуществлении этими органами специфических задач правосудия.
Многие авторы-правоведы делят преступления против правосудия на посягательства «извне» и «изнутри». Посягательствами «изнутри» признаются преступления, которые совершаются должностными лицами правоохранительных органов: судьей, прокурором, следователем, дознавателем. К ним относятся преступления, предусмотренные ст.ст. 299,300, 301, 302, 303, 305 УК РФ. Наиболее опасными среди них являются привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, принуждение к даче показаний, вынесение заведомо неправосудного судебного акта. Общественная опасность данных посягательств состоит, во-первых, в том, что они совершаются должностными лицами правоохранительных органов, непосредственно осуществляющими функцию правосудия и использующими для совершения преступлений предоставленные им полномочия; во-вторых, нарушаются гарантированные Конституцией РФ и международным законодательством права и законные интересы граждан. Нарушается вера людей в справедливость и законность, возникает чувство социальной и правовой незащищенности.
Несмотря на то, что большинство авторов-правоведов характеризуют вышеперечисленные преступления как наиболее опасные среди преступлений против правосудия, совершенных должностными лицами, по моему мнению, остальные составы являются не менее опасными. К примеру, незаконное освобождение от уголовной ответственности нарушает принцип неотвратимости наказаний и влияет на состояние правопорядка в стране. Незаконное задержание и заключение под стражу препятствует соблюдению принципа неприкосновенности личности, закрепленного в отечественном и международном праве. Опасность фальсификации доказательств заключается в том, что данное действие препятствует установлению истины по делу.
Необходимо отметить, что все преступления, совершенные должностными лицами, по конструкции являются формальными составами и считаются оконченными в момент совершения действий, описанных в диспозиции статьи. Субъект данных преступлений является специальным (должностные лица), причем возраст для привлечения к уголовной ответственности завышен (обычно с 18 лет).
Информация о работе Преступления против правосудия, совершенные должностными лицами