Преступления против правосудия, совершенные должностными лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Определить общие понятия правосудия;
Определить, как осуществляется правосудие: принципы, систему правосудия;
Рассмотреть какие преступления против правосудия выделяются в зарубежных странах;
Рассмотреть историю развития уголовного законодательства о преступлениях против правосудия;
Дать общую характеристику преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами;
Определить личность преступника;

Содержание

Введение………………………………………………...………………………...3

Глава 1. Основополагающие начала преступлений против правосудия, совершаемые должностными лицами…………………………………………...8
§ 1 Понятие и система правосудия в Российской Федерации………..…8
§ 2 История развития уголовного законодательства о преступлениях против правосудия, совершаемые должностными лицами……………25
§ 3 Зарубежное законодательство о преступлениях против правосудия, совершаемых должностными лицами…………….…………………….32

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами……………………………50
§ 1 Объект преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………………………………...50
§ 2 Объективная сторона преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами.……………..……………………56
§ 3 Субъект и субъективная сторона преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………..……….64

Глава 3. Криминологическая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами……………………………70
§ 1. Личность преступника…………………………..………………...…70
§ 2. Проблемы предупреждения преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………………...75
§ 3. Предупреждение преступления………………………..……………81

Заключение……………………………………………………...........................86
Список использованной литературы………………………………………..90

Вложенные файлы: 1 файл

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

Глава 7 «Об обструкции правосудия и нарушения профессионального  долга» называет следующие преступления против судебной власти: 1) не явка без уважительной причины в Суд или в Трибунал в уголовный процесс, где подсудимый находится в предварительном заключении, для провокации приостановления устного судопроизводства (пункт 1 статьи 463); 2) повторная после предупреждения неявка на процесс, где подсудимый не находится в предварительном заключении, независимо от того, будет приостановление производства или нет (пункт 1 статьи 463); 3) преступление, предусмотренное пунктом 1 статьи 463, совершённое адвокатом, прокурором или представителем Прокуратуры во время исполнения профессиональной деятельности или своих функций (пункт 2 статьи 463); 4) то же деяние, совершённое Судьёй или членом Суда, или лицом, исполняющим функции Секретаря Суда (пункт 3 статьи 463); 5) попытки путём насилия или запугивания оказать прямое или косвенное влияние на заявителя, сторону или обвиняемого, адвоката, прокурора, эксперта, переводчика или свидетеля в процессе для того, чтобы тот изменил свою процессуальную позицию (пункт 1 статьи 464); 6) совершение какого-либо действия, посягающего на жизнь, неприкосновенность, свободу, сексуальную свободу или имущество в качестве мести указанным в пункте 1 статьи 464 лицам за их деятельность в судебном процессе (пункт 2 статьи 464); 7) совершение лицом, участвующим в процессе в качестве адвоката или прокурора, с превышением своих функций уничтожения, порчи или сокрытия документов или действий, о которых он получил сообщение в силу своего положения (пункт 1 статьи 465); 8) совершение этих же действий частным лицом (пункт 2 статьи 465); 9) выдача адвокатом или прокурором тайны процессуальных действий, признанных судебной властью секретными (пункт 1 статьи 466); 10)  осуществление раскрытия фактов, признанных секретными, Судьёй, членом Суда, представителем Прокуратуры, Секретарём Суда или любым служащим Судебной Администрации (пункт 2 статьи 466); 11) выдачи тайны процессуальных действий, признанных судебной властью секретными, совершёнными частным лицом (пункт 3 статьи 466); 12) осуществление адвокатом или прокурором предоставление совета или принятие на себя защиты или представительства другого лица без согласия лица, которое он защищает или представляет по этому же делу с противоположными интересами (статья 467); 13) явное причинение адвокатом или прокурором действием или бездействием вреда интересам, которые ему доверены (статья 467); 14) совершение указанных в предыдущем параграфе деяний по грубой неосторожности (статья 467).

Таким образом, в главе 7 также назван ряд преступлений против судебной власти, совершаемые должностными лицами органов правосудия. Как отмечено выше, они предусмотрены пунктами 2 и 3 статьи 463; пунктом 1 статьи 465; пунктами 1 и 2 статьи 466; статья 467.

Последняя глава раздела «О нарушении  приговора» устанавливает ответственность: 1) тех, кто нарушит свой приговор, меру безопасности, заключение, предупредительную меру поведения или присмотра (статья 468); 2) осуждённых или заключённых, которые совершат побег из мест заключения, применив насилие или запугивание людей, либо приняв участие в мятеже (статья 469); 3) частных лиц за подготовку побега для осуждённого, заключённого или задержанного из места его содержания, либо о время его перевозки (пункт 1 статьи 470); 4) тех же лиц за совершение действий, указанных в пункте 1 статьи 470, с применением насилия, запугивания людей или подкупа (пункт 2 статьи 470); 5) государственных служащих, ответственных за перевозку и охрану осуждённого, заключённого или задержанного за подготовку побега указанных категорий лиц (статья 471). В статье 471 имеются ввиду в том числе и должностные лица. Этот вывод следует из анализа санкции этой статьи, которая среди наказаний, за названное в ней преступление, определяет и такие, как лишение права занимать соответствующие должности или государственный пост, применяемые лишь к определённым категориям государственных служащих.

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики.

В Уголовном кодексе  Китайской Народной Республики24 система преступлений против правосудия представляет в §2 «Преступления против судебного порядка» главы 6 Особенной части «Преступления против порядка общественного управления».

Статья 305 искажение протокола, совершённое  ведущими протоколы секретарями.

В главе 4 Особенной части расположены  нормы об ответственности должностных  лиц органов правосудия за ряд преступлений: это – незаконное заключение под арест третьего лица или лишение его свободы иными способами (статья 238); совершение работниками органов юстиции, злоупотребляющими своими служебными полномочиями, незаконного личного досмотра, обыска жилища человека или незаконного вторжение в жилище другого человека (статья 245); применения работниками юстиции к подозреваемым в преступлении или обвиняемого признания, а также вымогательство этими же лицами с помощью насилия свидетельских показаний (статья 247). Китайский законодатель таким образом демонстрирует, что приоритетным объектом охраны при совершении этих преступлений являются интересы личности, а не интересы правосудия.

Одно посягательство, совершаемое  указанной категорией должностных лиц, названо в части 2 статьи 307 – это воспрепятствование работниками органов юстиции даче свидетелем свидетельских показаний или принуждение его к даче ложных показаний путём насилия, угроз, подкупа и иными способами.

Ряд преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами органов правосудия помещены в главу о должностных преступлениях: статья 399 объединяет  привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от неё и вынесение неправосудного приговора, то есть в соответствии с её частью 1 подлежат наказанию «сотрудники органов юстиции, извратившие закон из корыстных побуждений, позволившие подвергнуть преследованию и обвинению заведомо невиновное лицо, выгораживающие и помогающие избежать преследования и предъявления обвинения заведомо виновному лицу, либо в процессе судебного разбирательства по уголовному делу отступившие от реальных фактов и от закона, вынесшие приговор на осознании вольного толкования закона». Часть 2 статьи 399 устанавливает ответственность за отступление от реальных фактов и закона, вынесение приговора на основании вольного толкования закона в процессе судебного разбирательства по гражданскому и административному делу. В  части 3 этой же статьи особо отмечается, что «сотрудники органов юстиции, получившие взятку и извратившие закон, совершив действия, упомянутые в частях первой и второй настоящей статьи, одновременно считаются совершившими преступление по статье 385 Уголовного кодекса». Статья 385, помещённая в главу 8 Особенной части «Коррупция и взяточничество», предусматривает  ответственность за получение взятки и сформулирована следующим образом: «Государственные служащие, воспользовавшись преимуществами своего служебного положения, з0атребовавшие имущество третьих лиц, либо незаконно получившие имущество третьих лиц, незаконно получившие выгоду, причитающуюся указанным лицам, считаются совершившими преступление, определяемое как взяточничество».

Статья 400 называет такие посягательства, как незаконное освобождение сотрудником  органов юстиции находящихся под стражей подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых или преступников (часть 1), а также вопиющая безответственность сотрудников органов юстиции, позволившая совершить побег из-под стражи подозреваемым в совершении преступления, обвиняемым или преступникам (часть 2). Статья 401 устанавливает ответственность сотрудников органов юстиции, из корыстных побуждений смягчивших наказание, применивших условное освобождение из заключения или отсрочку исполнения приговора лицами, не заслуживающим смягчения наказания, условного освобождения или отсрочки исполнения приговора. По сути, эта разновидность вынесения заведомо неправосудного решения, предусмотренная законодателем в качестве самостоятельного состава.

Уголовный кодекс Швейцарии.

Уголовный кодекс Швейцарии25 предусматривает преступления против правосудия в главе 30. В главе 30 названы два преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами, осуществляющими его. В статье 246 предусмотрена ответственность за применение насилия, противозаконной угрозы или физического или психического  издевательства иным способом публичным должностным лицом или лицом, действующим по его поручению, с целью получения определённых показаний, объяснений, информации или заявления; а в §3 статьи 247 – за допущение должностным лицо м вопреки обязанности физического или психического издевательства над лицом, законно лишённым свободы.

Кроме того, указанная  категория должностных лиц в  соответствующих ситуациях может  привлекаться к ответственности  за совершение преступлений, названных в главе 29 «Преступления против деятельности государственных учреждений, а так5же органов территориального самоуправления», в частности, по статье 288 (получение в связи с выполнением публичной функции имущественной или личной выгоды, либо обещание её предоставления, а также требование предоставления таковой); по статье 231 (превышение публичным должностным лицом своих полномочий или невыполнение им своих обязанностей во вред публичным или частным интересам). Исходя из содержания статьи 228 Уголовного кодекса, предметом требования должностного лица (в отличие от взяточничества в Уголовный кодекс Российской Федерации и ряда других государств) могут быть не только имущество и имущественные выгоды, но и выгоды личного характера. Последние не носят материального характера. Этот вывод подтверждается и §5 статьи 228, где говорится о получении в связи с выполнением публичной функции имущественной выгоды значительной ценности или общения представления таковой; о личной выгоде здесь ничего не сказано, следовательно, она имущественного характера носить не может.

 

Уголовный кодекс Франции.

Уголовный кодекс Франции26 содержит статьи, предусматривающие ответственность за преступления против правосудия, в различных главах. В разделе I «О посягательствах на государственную власть» они помещены в главу 2 «О посягательствах на государственные органы управления, совершённых лицами, находящимися на государственной службе» и в главе 4 «О посягательствах на деятельность суда».

В главе 2 раздела II «О злоупотреблениях властью, направленных против частных лиц», названы следующие преступные посягательства, которые могут быть совершены должностными лицами в процессе осуществления расследования и отправления правосудия: 1) незаконный приказ совершить акт посягательства на свободу личности или совершение такого акта лицом, являющимся представителем государственной власти, либо выполняющим задание органов государственного аппарата, находящимся при исполнении своих обязанностей или возложенного на него задания (статья 432-4); 2) умышленное воздержание лица, указанного статьёй 432-4, знавшего при исполнении или в связи с исполнением своих обязанностей о незаконном лишении свободы, от того, чтобы, либо положить этому конец, если это было в его власти, либо, в противоположном случае, вызвать вмешательство компетентного органа власти (абзац 1 статьи 432-5), а также умышленное воздержание этого лица от проведения необходимой проверки, если это было в его власти, либо, в противоположном случае, от передачи протеста компетентному органу при возникновении сомнений в законности факта лишения свободы (абзац 2 статьи 432-5); 3) проникновение или попытка проникновения лица, указанного в статье 432-4, при исполнении им своих обязанностей или возложенного на него задания в жилище другого лица против его воли, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 432-8); 4) приказ совершить, совершение или облегчение тем же лицом при исполнении им своих обязанностей или возложенного на него задания хищения, уничтожения или вскрытия корреспонденции, или разглашения содержания этой корреспонденции, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 432-9).

В отличие от  Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающего аналогичные деяния (за исключением  незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей – статья 301) в разделе «Преступления против личности» (статьи 137, 138, 139), Уголовный кодекс Франции относит их к категории посягательств на государственные органы управления, в том числе правосудия.

Все остальные преступления, совершаемые должностными лицами органов  правосудия, не выделяются самостоятельно, а рассматриваются в рамках общедолжностных  преступных деяний, названных в главе 2 в разделе 1 «О злоупотреблениях властью, направленных против органов управления и в разделе 3 «О нарушении долга честности». Это, например, различные виды злоупотребления властью (статьи 432-1 – 432-3). Однако, одно из анализируемых посягательств предусмотрено в главе 4 «О посягательствах на деятельность суда» в абзаце 2 статьи 434. Это совершение лицом, которое в силу своих должностных обязанностей призвано способствовать установлению истины, действий, направленных на воспрепятствование установлению истины.

Ответственность за получение  взятки должностными лицами органов правосудия – магистратом, присяжным, любым арбитром, экспертом, лицом, на которое судебной властью возложена функция посредничества или примирения – предусмотрена абзацем 1 статьи 434-9 главы 4. Это преступление состоит в вымогательстве или принятии этими лицами без правовых оснований, непосредственно или косвенно, каких бы то ни было предложений, обещаний даров, подарков или льгот с тем. Чтобы совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия, входящего в его обязанность.

Уголовный кодекс Швейцарии.

В Уголовном кодексе  Швейцарии27 преступления против правосудия помещены в 17 раздел «Преступления и проступки против правосудия». Но в главе 17 Уголовного кодекса Швейцарии отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами органов, его осуществляющих; нет таких норм и в других разделах Уголовного кодекса. Отсюда следует вывод, что за совершение таких посягательств, как, например, вынесение неправосудного приговора, незаконное заключение под стражу и  так далее, судьи и должностные лица органов, производящих дознание и предварительное следствие, привлекаются по статьям Уголовного кодекса об общедолжностных преступлениях, которые помещены в разделе 18 «Преступные деяния против служебных и профессиональных обязанностей» и в разделе 19 «Взяточничество». В отношении указанных категорий должностных лиц могут быть применены статья 312 «Злоупотребление служебным положением»; статья 317 «Подделка документов по должности»; статья 319 «Допущение побега», предусматривающая ответственность чиновника, который помогает совершить побег арестованному, заключённому или другому лицу, направленному на основании административного распоряжения в соответствующее учреждение или допускает побег. Статья 322 guater «Допущение себя подкупить» устанавливает ответственность члена судебного или иного органа, чиновника, назначенного в служебном порядке экспертом, письменным или устным переводчиком, третейским судьёй, за требование не причитающейся ему выгоды, за принятие её и за то, что он даёт себя уговорить принять её, в связи с его служебной деятельностью за противоречащее его обязанностям или отданное на его усмотрение действие или бездействие в пользу взяткодателя или третьего лица. Менее тяжким в соответствии со статьёй 322 sex ies «Принятие выгоды» является совершение названных в статье 322 guater в связи с исполнением указанными в ней лицами своих служебных обязанностей, то есть выполняющих за незаконное вознаграждение правомерные деяния по службе. В первом случае предусмотрено наказание каторжной тюрьмой на срок до пяти лет или тюремным заключением, во вторых – тюремным заключением или штрафом.

Информация о работе Преступления против правосудия, совершенные должностными лицами