Преступления против правосудия, совершенные должностными лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Определить общие понятия правосудия;
Определить, как осуществляется правосудие: принципы, систему правосудия;
Рассмотреть какие преступления против правосудия выделяются в зарубежных странах;
Рассмотреть историю развития уголовного законодательства о преступлениях против правосудия;
Дать общую характеристику преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами;
Определить личность преступника;

Содержание

Введение………………………………………………...………………………...3

Глава 1. Основополагающие начала преступлений против правосудия, совершаемые должностными лицами…………………………………………...8
§ 1 Понятие и система правосудия в Российской Федерации………..…8
§ 2 История развития уголовного законодательства о преступлениях против правосудия, совершаемые должностными лицами……………25
§ 3 Зарубежное законодательство о преступлениях против правосудия, совершаемых должностными лицами…………….…………………….32

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами……………………………50
§ 1 Объект преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………………………………...50
§ 2 Объективная сторона преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами.……………..……………………56
§ 3 Субъект и субъективная сторона преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………..……….64

Глава 3. Криминологическая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами……………………………70
§ 1. Личность преступника…………………………..………………...…70
§ 2. Проблемы предупреждения преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………………...75
§ 3. Предупреждение преступления………………………..……………81

Заключение……………………………………………………...........................86
Список использованной литературы………………………………………..90

Вложенные файлы: 1 файл

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

Традиционное понятие  правосудия, основанное на нормах законодательства о судоустройстве, включало только деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных  дел. Однако в настоящее время в связи с возрастанием роли судебной власти в регулировании общественных отношений возникает вопрос о сущности деятельности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 202 Кодекса об административных правонарушениях дела о некоторых правонарушениях этого рода подлежат рассмотрению судами (судьями). Административный арест в соответствии со ст. 32 Кодекса об административных правонарушениях может назначаться только районным, городским судом (судьей). В специальной литературе по поводу природы деятельности суда, рассматривающего дела об административных правонарушениях, высказываются противоположные взгляды. В.И. Швецов, ссылаясь на ст. 4 Закона «О судоустройстве», считает, что правосудие включает деятельность суда по рассмотрению как гражданских и уголовных дел, так и дел об административных правонарушениях. К.Ф. Гуценко полагает, что деятельность судей, связанную с рассмотрением и разрешением дел об административных правонарушениях, закон (ст. 4 Закона о судоустройстве) не включает в состав правосудия. Она находится за его пределами. Следует признать, что в настоящее время рамки, определенные Законом о судоустройстве, действительно ограничивают правосудие рассмотрением только гражданских и уголовных дел по правилам ГПК и УПК. Кроме того, круг дел об административных правонарушениях, подведомственных судьям, весьма узок, а процедура их рассмотрения судьей упрощена. Поэтому вопрос об административном правосудии требует соответствующего законодательного обоснования и теоретической разработки. При этом надо учитывать положение ст. 118 Конституции Российской Федерации, где говорится об административном судопроизводстве. Прежде в законодательстве такое понятие отсутствовало. В то же время отдельные ученые особый порядок рассмотрения судом дел об административных правонарушениях считали возможным условно называть «административным судопроизводством». Но при этом утверждалось, что правосудие осуществляется только в формах уголовного процесса или гражданского процесса.

Конституция Российской Федерации предусматривает следующие  виды органов, которым принадлежат  полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации5, суды общей юрисдикции6, арбитражные суды7.

Судьи имеют свой профессиональный нравственный кодекс - КОДЕКС СУДЕЙСКОЙ ЭТИКИ Российской Федерации, Утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года. Он устанавливает правила поведения как в профессиональной, так и во внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи. Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии. За совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи, умалившего авторитет судебной власти, квалификационная коллегия судей может прекратить его полномочия в соответствии со ст. 14 Закона «о статусе судей».

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей  компетенции, определенной законом. Юрисдикция (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяется или на определенное государственно-территориальное образование (район, город, субъект Российской Федерации), или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (вид вооруженных сил, военный округ, флот, группа войск, гарнизон и т.д.). В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу (дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента Российской Федерации высшими судебными органами в порядке ст. 93 Конституции Российской Федерации; рассмотрение уголовных дел по обвинению в преступлении судей в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 16 Закона о статусе судей). Юрисдикция суда определяет его название (Верховный Суд Республики Алтай, Брянский областной суд, Военный суд Воронежского гарнизона и т.д.).

Кроме того, юрисдикция суда может распространяться на судебный округ, территория и население которого не обязательно совпадают с административно-территориальным  делением государства. Так, Закон об арбитражных судах в Российской Федерации установил 10 арбитражных судов, юрисдикция которых распространяется на федеральные округа, объединяющие различных субъектов Российской Федерации.

Суд осуществляет судебную власть в судебном составе, определяемом в соответствии с законодательством, устанавливающим процессуальный порядок рассмотрения конкретных дел. Так, например, Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела как пленарных заседаний, так и в заседаниях палат Конституционного Суда. В судах общей юрисдикции гражданские дела рассматриваются в суде первой инстанции единолично и коллегиально. Судья, рассматривающий дело единолично, действует от имени суда. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей (ст. 6 ГПК). Уголовные дела в соответствии со ст. 15 УПК могут рассматриваться как коллегиально, так и единолично. В коллегиальный состав суда могут входить судья и два народных заседателя или профессиональные судьи. В суде присяжных уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, а председательствует в судебном заседании один профессиональный судья8.

Независимо от того, в  каком составе рассматривается  то или иное конкретное дело, решение  по нему принимает суд как орган  судебной власти. Оно подлежит обязательному исполнению всеми и повсеместно, наравне с законом.

Судебная система - это  совокупность всех действующих в  Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Основа построения судебной системы - Конституция Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации  устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.9 Статьи 125-127 Конституции РФ, определяющие компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, высших судебных органов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, также имеют основополагающее значение для устройства судебной системы и ее функционирования.

Систему судов составляют: 1) Конституционный Суд Российской Федерации; 2) суды общей юрисдикции, 3) арбитражные суды. Они различаются по структуре и объему полномочий. (см. Приложение 1 и Приложение 2)

Конституционный Суд  Российской Федерации - единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы, обозначенные в ст. 125 Конституции  России. Каких-либо других судов иного  уровня с аналогичными функциями в Российской Федерации не существует.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды образуют две  ветви российской судебной системы. Так, к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по отношению к этим судам; Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды. Народные суды в ряде мест переименованы. Их называют просто районными, городскими судами, в Москве существуют межмуниципальные (районные) суды.

К судам общей юрисдикции относятся также военные суды: это военные суды гарнизонов, армий, флотилий, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов и др. В  отличие от военных судов другие суды общей юрисдикции иногда называют «общими» судами.

Систему судов общей  юрисдикции возглавляет Верховный  Суд Российской Федерации как  высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным  судам общей юрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме распространяется как на общие, так и на военные суды.

Система арбитражных  судов включает Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации; федеральные  арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, и поэтому принято различать  звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы. Так, все районные (городские) народные суды образуют первое звено судебной системы, все областные и им соответствующие суды - второе звено. Верховный Суд Российской Федерации - третье, высшее звено. Основное звено судебной системы судов общей юрисдикции - районные (городские) суды. Они рассматривают подавляющее большинство судебных дел, ближе всего находятся к населению. Верховные суды республик, краевые, областные суды - среднее звено судебной системы. Суды второго и третьего звена судебной системы, правомочные проверять законность и обоснованность решений судов низших звеньев, принято называть вышестоящими, а суды, чьи решения могут быть предметом проверки, - нижестоящими.

Военные суды также состоят из трех звеньев: основное, первое звено - военные суды гарнизонов и им равные; среднее, второе звено - военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшее, третье звено - Верховный Суд Российской Федерации, в структуре которого имеется военная коллегия.

Система арбитражных  судов состоит из трех звеньев. Основное, первое звено - арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие  им арбитражные суды субъектов Федерации. Второе звено - федеральные арбитражные окружные суды. Высшее звено - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 3 ФКЗ РФ об арбитражных судах Российской Федерации).

Помимо разделения судов  на звенья судебной системы, определяющего  их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.

Суд первой инстанции  в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Суды первого звена судебной системы - суды только первой инстанции. В качестве суда первой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать суд любого звена судебной системы. Например, Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 56 Закона «о судоустройстве» в пределах своих полномочий рассматривает, в частности, дела в качестве суда первой инстанции. Верховному Суду РФ подсудны дела особой сложности или особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе, а также по инициативе Генерального прокурора РФ или его заместителя.10

Суд второй (кассационной) инстанции на основании жалоб  заинтересованных лиц или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменения. Например, областной суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду.

Суд надзорной инстанции  по протестам управомоченных на то прокуроров или председателей судов (и их заместителей) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции.

Суды второго звена  судебной системы могут выступать  в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции.

Определенная специфика  полномочий имеется в арбитражных  судах. В частности, в низовом (первом) звене арбитражных судов имеет место не только слушание дел по первой инстанции, но и повторное их рассмотрение в апелляционном порядке.

Федеральный арбитражный  суд округа проверяет в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассматриваемым в низовом звене арбитражных судов в первой или апелляционной инстанциях.

Высший Арбитражный  Суд РФ рассматривает по первой инстанции  дела, отнесенные к его исключительной подсудности, а также проверяет  в порядке надзора законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации.

Законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров судов присяжных проверяет кассационная палата Верховного Суда РФ, действующая в составе судебной коллегии по уголовным делам.

Правосудия в Российской Федерации осуществляется на основе принципов. Первым принципом можно  выделить Законность. Законность является общеправовым принципом и закреплён в Конституции Российской Федерации. Принцип законности в развернутой форме закреплен также в уголовно-процессуальном законодательстве. В сфере уголовного судопроизводства соблюдение требований законности означает, прежде всего, соблюдение всех норм уголовно-процессуального права, а также неуклонное и точное исполнение уголовного закона и других материальных законов. Законность должна постоянно и неуклонно соблюдаться в процессе всей деятельности суда, прокурора, органов расследования. Поэтому действующим уголовно-процессуальным законом детально регламентированы права и обязанности не только должностных лиц, осуществляющих расследование и судебное рассмотрение уголовного дела, но и всех других субъектов уголовного процесса (обвиняемого, защитника, потерпевшего, его представителя, эксперта и др.). Кроме того, в уголовно-процессуальном кодексе подробно регламентирован порядок производства процессуальных действий.

Следующим принципом  можно выделить принцип публичности. Сущность принципа публичности в уголовном процессе выражена в ст. 3 УПК, в соответствии с которой суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию. С учетом задач, характера и формы различных стадий уголовного процесса по-разному действует принцип публичности на том или ином этапе судопроизводства. В стадии возбуждения уголовного дела его действие проявляется в том, что компетентные государственные органы в силу своих обязанностей должны возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, независимо от усмотрения заинтересованных лиц. В стадии предварительного расследования следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для полного и всестороннего расследования преступления и установления лиц, его совершивших. Независимо от ходатайств и заявлений заинтересованных субъектов уголовного процесса (подозреваемого, потерпевшего и др.) следователь обязан установить обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. Обязанность суда выносить приговор на доказательствах, рассмотренных в судебном разбирательстве (ст. 301 УПК), сочетается с предоставлением суду полной свободы в выборе допустимых законом средств доказывания. Статья 27 УПК перечисляет преступления, дела о которых возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению ввиду примирения потерпевшего и обвиняемого (так называемые дела частного обвинения). Однако и при производстве по этим делам нельзя считать, что принцип публичности не действует. Его действие проявляется, во-первых, в том, что примирение возможно до определенного рубежа (до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора), во-вторых, в том, что при наличии оснований, указанных в ч. 3 ст. 27 УПК (беспомощное состояние потерпевшего, его зависимость от обвиняемого и др.), прокурор вправе возбудить уголовное дело и без жалобы потерпевшего.

Информация о работе Преступления против правосудия, совершенные должностными лицами