Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа
Дореформенная прокуратура от Петра I до 1864 года.
Прокурор от латинского «procurare» - волнуюсь, отвечаю, обеспечиваю.
В период царствования Алексея Михайловича зародились предпосылки для создания прокуратуры, но практически они были реализованы только Петром I.
Основные
направления деятельности
I направления, которые получили название отраслей прокурорского надзора.
II надзорная деятельность.
Отрасль прокурорского надзора – это предусмотренное законом организационно-правовое направление надзорной деятельности органов прокуратуры, которое характеризуется родовым объектом, предметом, а также специфическими задачами и полномочиями прокурора. По своему характеру и содержанию отрасли равнозначны.
Деятельность внутри направлений, которая направлена на решение специфических задач, может образовывать участок деятельности органов прокуратуры. В Республике Беларусь участками является надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, работа с обращениями физических и юридических лиц, надзор за исполнением законов на транспорте, законов о вооруженных силах.
5. Принцип единства
и централизации органов
Принцип прокурорского надзора – это юридически оформленные руководящие положения, которые закрепляют наиболее общие и существенные свойства организации и деятельности органов прокуратуры, раскрывающие ее сущность и направленность.
Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору – принцип единства и централизации прокуратуры.
Генеральные прокурор назначается на должность Президентом РБ с согласия Совета Республики. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту.
Органы прокуратуры составляют самостоятельную систему, не входящую ни в одну из ветвей власти.
Единство означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему и каждая из них при осуществлении своих полномочий действует от лица всей системы. Все прокуроры за некоторым исключением наделены одинаковыми полномочиями, ими используются одни и те же правовые средства.
Свою деятельность все прокуроры осуществляют на основе одних и тех же принципов, выполняют одни и те же задачи.
Вышестоящий прокурор может принять на себя выполнение обязанностей нижестоящего или поручить выполнение своих нижестоящему, кроме случаев, специально оговоренных в законе.
Вышестоящие прокуроры дают указания нижестоящим.
Сущность централизации состоит в том, что подчиненность органов прокуратуры идет только по вертикали, а все прокуроры подчиняются Генеральному прокурору.
Для всех органов
прокуратуры обязательны
Централизация означает и то, что соответствующий прокурор разрешает все вопросы, отнесенные к его компетенции, единолично. Вышестоящий прокурор вправе единолично отменить решение нижестоящего прокурора.
Вместе с
тем единоличие сочетается с коллегиальным
обсуждением наиболее важных вопросов
деятельности прокуратуры.
6. Коллегии прокуратуры:
порядок образования, состав и формы деятельности.
Коллегии органов прокуратуры являются совещательными органами.
В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь образуется коллегия в составе Генерального прокурора Республики Беларусь (председатель), первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь и иных прокурорских работников.
Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь. Положение о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь.
В прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников.
Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора.
На заседаниях коллегий:
рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений;
обсуждаются проекты важнейших приказов, распоряжений и указаний прокурора;
заслушиваются
отчеты и сообщения руководителей
структурных подразделений
заслушиваются сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения законодательства.
Перечень вопросов, обсуждаемых на коллегиях, определяется председателями коллегий.
Коллегия Генеральной прокуратуры Республики Беларусь (далее - коллегия) является постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения и разрешения наиболее важных вопросов деятельности органов прокуратуры.
На заседания коллегии могут приглашаться руководители правоохранительных и других государственных органов, а также их представители.
В целях развития
межгосударственного
Заседания коллегии
проводятся Генеральным
Заседание коллегии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов коллегии.
Решения принимаются
простым большинством голосов
правомочного состава коллегии.
При необходимости решения
Для решения наиболее важных вопросов укрепления законности и правопорядка могут проводиться совместные заседания коллегий Генеральной прокуратуры и других правоохранительных органов.
Порядок подготовки материалов к рассмотрению коллегией, проведения ее заседаний и реализации принятых решений определяется регламентом коллегии, утверждаемым Генеральным прокурором.
7. Принципы законности
и независимости органов
В своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией Республики Беларусь, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» и иными законодательными актами.
Прокурор принимает предусмотренные Законом «О прокуратуре Республики Беларусь»и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
Принцип законности включает в себя:
Органы прокуратуры не должны выходить за пределы своих полномочий в надзорной деятельности и вместе с тем не оставлять ни один случай нарушения закона без соответствующего реагирования.
Прокуроры обязаны:
-знать законы и иные нормативные правовые акты, исполнение которых они проверяют;
- полно выявлять
все обстоятельства
- правильно
классифицировать выявленные
- применять действенные меры по устранению нарушений законов и иных актов законодательства, причин, вызывающих нарушения, и условий, способствующих их совершению.
Осуществляя надзор прокуроры должны действовать инициативно.
Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.
В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен лишь Президенту.
Решая вопросы, отнесенные к его компетенции, прокурор действует по своему внутреннему убеждению
Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
Прокурорским
работникам запрещено занятие
Важной гарантией
обеспечения независимости
8. Хар-ка принципа гласности в деятельности органов прокуратуры.
Ст. 9 З-на: Прок. работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям зак-ва о защите прав и законных интересов граждан и орг-й, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Не допускаются разглашение прок. работником сведений, относящихся к лич. жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, ИП, могущих причинить вред их правам, закон. интересам или делов. репутации, если иное не предусмотрено закон. актами. Гражданин, в том числе ИП, или организация, полагающие, что решением (действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд.
9. Внутриорганизаци.
Принципы деят-ти органов прок-
Принцип прок. надзора – юр. оформленные руководящ. положения, кот. закрепляют наиб. общие и существенные св-ва орг-ции и деят-ти органов прок-ры, раскрыв. ее сущность и направл-ть. Существуют: конституц. (общие) и специальн. (внутриорг.). Внутриорг.: зональн., предметн., смешан.
Зональн. – такая орг-я работы, когда весь ее объем, возлож. на структ. подразделения, распределяется между работниками по террит. зонам. Этот принцип распределяется и на непосред. осущ-ние прок. надзора (разреш-е жалоб, заяв-ний и обращений граждан и орг-й; участие в касс. инстанции по делам, рассмотр. судами соотв. районов).
Предметн. – происходит от понятия предмета прок. надзора и означает такую орг-ю работы, когда критерием распред-я обязанностей явл-ся сфера прав. регул-я, т.е. опред. группа законов, надзор за испол-ем кот. осущ-ет прок-ра; для подраз-ний и д/л , кот. не осущ-ют общ. надзор в кач-ве пред-та ведения, критерием явл-ся участки деят-ти.
Смешан. – орг-я работы с уч. обоих критериев (территор-ти и предмет-ти).
10. Координация деят-ти по борьбе с преступ-тью.
Ст. 12 З-на. Ген. прокурор РБ, нижестоящ. прок-ры террит. и специал. прокуратур координируют правоохр. деят-ть органов внутренних дел, органов гос. безопасности, др. г/о, осущ. борьбу с прест-тью и коррупцией, а т. деят-ть по борьбе с прест-тью ин. орг-й, участ. в борьбе с прест-тью. С этой целью образуется возглавл. прокурором корд. совещание по борьбе с прест-тью и коррупцией, в состав кот. входят рук-ли г/о, осущ. борьбу с прест-тью и коррупцией, и ин. организаций, участ. в борьбе с прест-тью. Порядок работы корд. совещания и полномочия его председателя определяются Положением о деят-ти корд. совещания, утв. Президентом РБ.
Прокурор:
проводит заседания совещания, организует временные комиссии (рабочие группы);
дает письм. указания по вопросам орг-и борьбы с прест-тью и коррупцией, обяз. для испол;
заслушивает отчеты рук-лей г/о, осущ. борьбу, ин. орг-й, участвующих в борьбе, по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией;
истребует стат. и иную необ. информацию;
представляет През-ту, Сов Мину, Нац. собранию, мест. предс., испол. и распор. органам инфо о состоянии борьбы с прест-ю и коррупцией и вносит предл-я о мерах по борьбе;
инф-ет общ-ть о состоянии борьбы с прест-ю и коррупцией, правоохр. деятельности г/о, осущ. борьбу, через СМИ.