Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Дореформенная прокуратура от Петра I до 1864 года.
Прокурор от латинского «procurare» - волнуюсь, отвечаю, обеспечиваю.
В период царствования Алексея Михайловича зародились предпосылки для создания прокуратуры, но практически они были реализованы только Петром I.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по прокурорскому надзору кроме 60 и еще.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Понятие  прав. сред-в прок. надзора (ПН). Их  классиф-я.

Ср-ва ПН – форма реаг-я (дейс-я и прав. акты), с пом. Кот. прок-р реализует св. полн-я, в т.ч. направл. На выяв-е и устран-е наруш-й з-на; дейст-я и прав. акты прок-ра, вытек. из его полномочий, с пом. кот. он решает поставл. перед ним задачи по выяв-ю, устран-ю, предуп-ю наруш-я законов, привлеч-ю винов. лиц к ответ-ти.

К прав. средствам  ПН относятся только те, кот. предос-ны прокурору Законом «О прокур.»  для осуществления надзора. Они  носят процесс. значимый характер. В применении этих прав.средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть ПН.

Полн-я прок-ра составляют его права и обяз-ти. При эт. права корресп-ют в обяз-ти. Делятся на 3 группы:

1) общ. – свойств.  всем отраслям ПН и всем прок-рам в шир. смысле;

2) специфич. (специальн.) – реализ-ся в 1 или неск. отраслях  ПН;

3) исключит. –  права и обяз-ти ген. прок-ра, а т. право принес-я надзорн.  протеста.

По  цели они делятся на средства, направленные на: - выявление нарушений законов и ин. норм. актов, причин, их порожд., и условий, им способ. (истребование актов, издав. органами власти; требование материалов, статист. данных, проведение ревизий и проверок); - устранение нарушений законов, ин. норм. актов и обстоятельств, им способ. (протест,постановление); - привлечение к отв-ти нарушителей законов, иных нормативных актов; - обеспечение возмещения мат. ущерба, причин. правонарушением; - предупреждение нарушений законов, ин. норм. актов.

По  характеру: - обязывающие - проведение проверок и ревизий, обязанность рассмотрения протеста,       приостанавливающие - приостановление решений, приговоров в порядке надзора,  распорядительные - письменные указания, возвращение уг. дел.

По  форме - предусмотренные законодательством: а) действия; б) акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Сис-ма  органов прок-ры в РБ.

Система органов прокуратуры - это централизованная в масштабе РБ совокупность подчин. Ген. прокурору органов прок., связ. обшей функцией осущ-я надзора за точ. и единооб.исполнением законов и ин. норм. актов.

Ст. 16. Единую и  централиз. систему органов прокуратуры  составляют Ген. прок-ра РБ, прок. областей, г.Минска и приравн. к ним специализ. прокуратуры, являющиеся ю/л, прок. районов, районов в городах, городов, межрайон. и прирав. к ним специализ. трансп. и межгарниз. воен. прокур., а также ин. г/о, созд. в системе органов прок. по решению Президента РБ. Создание, реорга-я и ликв-я органов прок. осущ-ся Президентом РБ по представлению Ген. прокурора.

Общая числ-ть прок. работников и работников прок. утверждается Президентом. Структура и штат. расписание органов прок. утверждаются Ген. прокурором в пределах бюдж. ассигнований и устан. численности органов прок., если иное не установлено Президентом.

Прок. работники: прок-ры и стажеры органов прок-ры, раб-ки прок-ры: лица, состоящ. в труд. отнош-ях с органами прок-ры, и выполн. технич., обслуж. функции.

По террит. прин-пу: ген. прок-ра, прок-ры областей и г.Минска, район., гор., район. в городах. По прин-пу специа-ции: сис-ма воен. (Бел. Воен. прок-ра – на правах областной, нижестоящие – межгарнизон. воен. прок-ры - 11) и трансп. прок-р (Бел. трансп. прок-ра, нижестоящ. - 8).

В сис-му т. входит Научно-практич. центр проблем укрепления закон-ти и правопор-ка, созд. Президентом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Сис-ма  воен. прок-р в РБ и сфера  их деят-ти. 

Включает: Бел. Воен. прок-ра – на правах областной, нижестоящие – межгарнизон. воен. прок-ры – 11,  действующие на правах прокуратуры области или района, района в городе, города, межрайонной  прокуратуры. Осуществляет надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах и действует по тем же направлениям и теми же методами, что и террит. прокуратура. Возглавляет Белорусский военный прокурор, который подчиняется Ген. прокурору и ему подотчетен. Межгарн. военные прокуратуры и прокуратура по надзору за законностью на государственной границе и в пограничных войсках РБ возглавляются соотв. прокурорами, которые непосредственно подчиняются Бел. военному прокурору и ему подотчетны. Прок.работники военных прокуратур имеют статус военнослужащих. Им присваивается по должности воинское звание офицерского состава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Сис-ма  транспорт. прок-р и сфера их  деят-ти.

Трансп. прокуратуры  осуществляют надзор за исполнением  законов и ин. норм. актов на всех видах транспорта (водном, воздушном, железнодорожном, метрополитене), за исключением автомоб.

Система трансп. прокуратур включает Бел. трансп. прокуратуру, действующую на правах обл., и регион. трансп. прокуратуры (Барановичская, Брестская, Витебская, Гродненская, Гомельская, Минская, Могилевская, Оршанская и др.), дейст. на правах межрайонных прокуратур. Бел. транс. прокуратуру возглавляет Бел. трансп. прокурор, подчин. и подотч. Ген. прокурору. Рег. трансп. прокуратуры имеют статус межрайон. прокуратур, возглавляются соотв.прокурорами, которые непоср. подчиняются Бел. трансп. прокурору и ему подотчетны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Ген.  прок-ра (ГП) РБ.

Ст. 17. ГП РБ –  центр. орган системы органов  прок-ры. Возглавляет Ген. прокурор. Имеет заместителей, в том числе 1 первого. ГП РБ:

контролирует  работу органов прокуратуры, обеспечивает корд-ю и соглас-ть действий органов  прокуратуры по осн. направлениям их деятельности;

анализирует практику ПН и состояние законности в РБ;

взаимодействует с др. г/о в обеспечении законности и правопорядка;

организует  и проводит повышение квалификации прокурорских работников;

участвует в  нормотворческой деятельности;

представляет  органы прокуратуры в международных  отношениях;

выполняет иные функции, предусм. Законом «О прок-ре» и ин. законод. актами.

Для рассмотрения вопросов, связ. с орга-ей и деят-тью  органов прокуратуры, образуется и  действует Научно-консульт. совет  при Ген. прокуратуре. Положение  о нем и его состав утверждаются Ген. прокурором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Струк-ра органов прок-ры в РБ

Струк-ра органов прок-ры – внутр. орг-я прок-р, входящих в систему органов прок-ы.

Ген. прокурор: управляет всей деятельностью аппарата прок-ы и осущ-ет контроль за работой; принимает (издает) норм. и ненорм. прав. акты в форме приказов, указаний, распоряжений. Ему подначалены и подотчетны все нижест. прокуроры, только он имеет право их назначать и освобождать от должности. Снятие с должности Ген. прокурора раньше окончания срока его полномочий (который, как и для всех прокуроров, составляет 5 лет) возможно лишь в случаях совершения им преступления, невоз-и выполнения им своих полномочий по состоянию здоровья или по собственному желанию.

Аппарат органов прокуратуры. Согл. З-у « О прокуратуре РБ», Ген. прокурор имеет 1-го заместителя и 5 заместителей, в том числе 1 первый заместитель. В структуре Ген. прокуратуры предусмотрены секретариат и научно-консульт. совет, 12 управлений в состав которых включаются 1-4 отделов, за искл. управления по надзору за исполнением зак-ва по защите гос. строя и общес. безопасности, в котором нет отделов. Имеются также 12 самостоятельных отделов, структура которых утверждена приказом Ген. прокурора.

Отдельно выделяют следст. аппарат. Он состоит из старших следователей/следователей по особо важным делам, старших следователей-криминалистов/следователей-криминалистов, начальников (зам. начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

Прокуратуры областей в основном дублируют структуру Ген. прокуратуры,  но  вместо управлений отделы, а вместо отделов — старшие помощники прокуроров областей. След. аппарат прокуратур областей, Минска и приравн. к ним состоит из старших следователей/следователей по важнейшим делам, следователей-криминалистов, начальников (зам. начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

Районные, городские и межрайонные прокуратуры возглавляет прокурор района, в состав входят два зама (в крупных городах), старшие помощники/помощники по отраслям прок. надзора, канцелярия. След. аппарат в прокуратурах районов (городов), межрайонных и прирав. к ним прокуратурах состоит из следователей и старших следователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Ген. прок-р РБ (ГП): порядок назначения, полномочия, акты

Ст. 18. Назначается на должность Президентом РБ с согласия Совета Респ. Нац. собрания. Сообщения о его назначении и освобождении от должности публикуются в СМИ. Он подотчетен Президенту. Может быть освобожден от должности Президентом с увед. Совета Респ. Нац. собрания в случае совершения им преступления, в связи с невозм. исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья, по соб. желанию и по иным осн., устан. закон. актами.

В его отсутствие или в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей его  обязанности исполняет 1 зам, (либо один из замов в соот. с распред. обязанностей). Президент может возложить исполнение его обязанностей на 1 заместителя или одного из заместителей.

Ст. 23. ГП возглавляет  систему органов прок-ры, организует и направляет работу, осуществляет контроль за деят-тью и несет ответ-ть за выполнение возлож. на них задач, издает приказы, распоряжения и дает указания, обязат. для исполнения всеми прокур. работниками и работниками прок-ры, а также осуществляет иные полномочия в соот. с закон. актами.

Назначает на должности и освобождает от должностей:

замов по согласованию с Президентом;

начальников структ. подразделений Ген. прокуратуры  и их замов, советников ГП, старших  помощников и помощников ГП, помощников ГП Республики Беларусь по особым поручениям, помощников замов ГП, старших прокуроров и прокуроров структ. подразделений Ген. прокуратуры, работников Ген. прокуратуры;

прок-в областей, Минска и приравн. к ним прокуроров (и их замов) по согл. с Президентом;

начальников структ. подразделений прокуратур областей, Минска и приравн. к ним специализ. прокуратур по представлению соответ. прокурора;

рук-лей гос. организаций, созданных в системе  органов прокуратуры (и их замов) по решению Президента, по согласованию с Президентом, если иное не предусм-но зак. актами;

прокуроров  и их замов районов, районов в  городах, городов, межрайон. и приравн. к ним трансп. и межгарн. воен. прокуроров по представлению соответ. прокуроров.

Принимаёт (издает) норм. и ненорм. прав. акты (приказы, указания, распоряжения).

Норм. прав. акты ГП — офиц. документы в форме приказа, принятые ГП в пределах его компетенции, содержащие общеобязат. правила поведения, рассчитанные на неопред. круг лиц и неоднокра. применение. Приказы могут утверждать положения и инструкции.

Ненорм. — приказы, указания, распоряжения, которые издаются с целью осуществления распоряд., организ. или контр. мероприятий в органах прокуратуры либо рассчитаны на иное однократное применение.

Приказ  — правовой акт, издав. по основным вопросам организации деятельности органов прокуратуры, отдельным отраслям прокур. надзора, а также по личному составу органов прокуратуры.

Указание - правовой акт, издаваемый по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, а также по вопросам инфор.-метод. характера.

Распоряжение — правовой акт, издаваемый по опер. вопросам, имеющий, как правило, ограниченный срок действия.

Инструкция предусматривает порядок производства каких-либо процесс. или опер. действий. В инструкции может быть предусмотрен порядок ведения стат. отчетности, учета и регистрации совершенных преступлений и т.д.

Срок его полномочий, как и для всех прокуроров, составляет 5 лет.

 

18. Учет, отчетность и делопр-во в органах прок-ры

Учет и отч-ть регулируются приказами Ген. прокурора, которыми введены единые формы стат. отчет-ти и учета в органах прок-ры. Организация делопр-ва регулируется Инструкцией по делопр-ву в органах прокуратуры, утв. Генеральным прокурором.

Поступ. заявления и жалобы регист-ся в алф. и ссыл. карточках. Алфав. заводятся на лицо, на которое подана жалоба, ссылочная — на заявителя. Они находятся в алф. и справ. картотеках, в справочной — хранятся алфавитные карточки по номеру и алфавиту до окончательного разрешения. При принятии решения по жалобе или заявлению карточка переставляется в алфав. картотеку с пометкой о ее перемещении.

Документы учреждений, приказы, указания, задания вышестоящих прокуроров, т.е. те, которые не связаны с разрешением жалобы, регистрируются на корреспондентской карточке.

Устные обращения граждан рег-ся в книге лич. приема, там же отражается содержание ответа, если он дан  в устной форме. По требованию заявителя направляется пис. ответ. Если устное обращение не может быть разрешено во время приема, то оно излагается заявителем в пис. форме и разрешается в порядке, предусм. для пис. обращений. Жалобы на суд. постановления, подлежащие оплате гос. пошлиной, принимаются только при наличии документов, подтв. оплату или освоб. от нее. При отсутствии в обращениях достаточных для их разрешения сведений, поступлении жалоб и заявлений от граждан, которые не вправе обжаловать соотв. действия и решения, заявителям разъясняется необходимость восполнения недост. данных, а также порядок разрешения обращений в органах прокуратуры.

Информация о работе Прокурорский надзор