Терроризм как глобальный вызов глобальной безопаности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 01:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование роли ООН в борьбе с международным терроризмом.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. раскрыта сущность терроризма, нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации и в международном праве;
2. проанализирована деятельность ООН в сфере борьбы с терроризмом;
3. разработаны предложения по повышению эффективности международной борьбы с терроризмом.

Содержание

Введение 3
1 Терроризм как международная проблема 5
1.1 Терроризм – сущность, понятие, подходы к его исследованию 5
1.2 Нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации 16
1.3 Международная борьба с терроризмом 23
2 Обсуждение проблем терроризма в ООН 28
2.1 ООН как международная организация, ее роль в борьбе с терроризмом 28
2.2 Анализ международного терроризма, его динамика 36
2.3 Основные направления обсуждения проблем борьбы с терроризмом в ООН 46
3 Основные направления совершенствования борьбы с терроризмом на международном уровне 55
3.1 Выявление проблем и пробелов в международном регулировании борьбы с терроризмом 55
3.2 Основные направления совершенствования 63
Заключение 71
Список использованной литературы 74

Вложенные файлы: 1 файл

терроризм как глобальный вызов международной безопаснсоти.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Контртеррористическая операция - это  мероприятия, направленные на пресечение террористических акций, обеспечение  безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию  последствий террористической акции14.

Для непосредственного управления контртеррористической операцией  в соответствии с решением Правительства  РФ создается оперативный штаб, возглавляемый  представителем Федеральной службы безопасности РФ или Министерства внутренних дел РФ, в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

Пресечение террористического  акта осуществляется силами и средствами органов Федеральной службы безопасности РФ, а также создаваемой группировки  сил и средств.

В состав группировки сил и средств  могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

КТО - одна из основных тактических  форм действий сотрудников ОВД и  военнослужащих внутренних войск МВД  России по пресечению террористической и экстремистской деятельности.

Контртеррористические операции могут  иметь разведывательный, спасательный, психологический, силовой и другие аспекты, в том числе: получение  информации о деятельности, возможностях и намерениях существующих и потенциальных террористических и экстремистских организаций и групп, обнаружение лагерей; предотвращение террористических акций, задержание или уничтожение террористических и экстремистских групп и ликвидация баз террористических и экстремистских организаций до начала их активных действий; воздействие на определенные группы людей и отдельных лиц с целью вызвать у них такое настроение или поведение, которое способствовало бы достижению цели борьбы с терроризмом и экстремизмом; деморализация террористов и экстремистов, дискредитация террористических и экстремистских организаций и террористических и экстремистских методов в глазах общества и формирование у населения благожелательного отношения к контртеррористической политике государства15; обеспечение безопасности граждан, находящихся в зоне совершения террористической акции, проведение эвакуации населения и материальных ценностей; пресечение антигосударственной деятельности, направленной на изменение политического или государственного устройства страны насильственными методами; деблокирование объектов, пресечение совершающейся террористической акции, обезвреживание террористов и экстремистов, сохранение или восстановление на отдельных территориях конституционного строя; захват, разоружение или разгром бандитских формирований, уничтожение баз и лагерей их подготовки, ликвидация боевиков, а также лидеров террористических и экстремистских организаций и групп.

Процесс управления контртеррористической  операцией включает в себя два  комплекса функций: а) подготовку и принятие решения; б) организацию его исполнения.

Контртеррористическая операция начинается с момента постановки подразделению задач и включает в себя оценку обстановки; отдачу предварительных  распоряжений подчиненным и своим  заместителям для принятия решения о подготовке подразделения к выполнению поставленных задач; принятие решения (выбор тактики); отдачу боевого приказа (реализация выбранной тактики).

Решение на проведение контртеррористической  операции является наиболее важным этапом процесса управления операцией16.

Решение оформляется приказом, в котором  указываются, в частности, краткие  выводы из оценки обстановки; место, время  и цель проведения операции; привлекаемые силы и средства, их исходные позиции  и направление (рубежи) действий; задачи группам оперативного построения и их руководителям (указываются на прилагаемой к приказу схеме); порядок взаимодействия; ответственные лица и задачи по всестороннему обеспечению операции; порядок использования боевой техники; месторасположение пункта (пунктов) управления; время и порядок докладов о ходе выполнения задач, а также уточнение порядка применения оружия и спецсредств.

Контртеррористическая операция считается оконченной, когда  террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей и уничтожению материальных ценностей.

Решение об объявлении контртеррористической  операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической  операцией17.

Правовое  обеспечение антитеррористической деятельности является важнейшей предпосылкой успешного противодействия как внутригосударственному, так и международному терроризму и экстремизму.

Основным  российским нормативным актом в  этой области является Федеральный  закон от 25 июля 1998 г. "О борьбе с терроризмом", который определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, субъектов этой деятельности, основы их взаимодействия, роль иных государственных и негосударственных органов и граждан в противодействии терроризму.

Главными  принципами борьбы с терроризмом  и экстремизмом признаются: законность, приоритет мер предупреждения терроризма и экстремизма, неотвратимость наказания  виновных, приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции, минимальные уступки террористу и экстремисту, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций и некоторые другие18. Законодательное закрепление принципов борьбы с терроризмом и экстремизмом является очень важным, поскольку именно этот вид преступления может спровоцировать применение излишне жестоких государственных мер, отступление от законности, способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект, противоположный ожидаемому.

1.3 Международная борьба с терроризмом

 

Террористические акты могут совершаться  и в период вооруженных конфликтов, международное право регулирует вопросы запрета терроризма в  условиях исключительных обстоятельств (военном, чрезвычайном положении).

Международные конвенции: Женевские (1949 г.), два Дополнительных протокола к ним (1977 г.), конвенции о противодействии терроризму на воздушном транспорте, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Устав ООН и др. - требуют, чтобы при любых обстоятельствах вопросы безопасности граждан решались в первую очередь. Так, в США вопросам борьбы с терроризмом постоянно уделялось внимание. В России внимание к терроризму привлечено с конца 1980-х годов. В США законодательное обеспечение вопросов борьбы с терроризмом началось уже с 60-х годов, к этим вопросам привлекались и Вооруженные Силы США, что стало частью и военной политики США, что, в свою очередь, давало возможность в борьбе с терроризмом полномасштабно использовать и военную силу.

ООН с 1974 г. активно стала разрабатывать стратегию на превентивное разрешение индивидуального использования силы в борьбе с терроризмом. Однако должно быть разрешено и коллективное использование силы в борьбе с терроризмом, как это было в Иране, Афганистане. Именно они позволили ООН после получения 44-й Резолюции Совета Безопасности ООН нанести поражение Ираку.

Вопросы терроризма, противодействия укреплению демократических ценностей проявлялись  и ранее в Израиле, Ливии, Египте, Югославии, когда возникала необходимость  ответа на терроризм, к которым привлекались регулярные вооруженные силы, которые наносили удары регулярными подразделениями по территории стран, поддерживавших те или иные группировки и способствовавших проведению террористических актов.

Участие в миротворческих операциях, проведении гуманитарной интервенции осуществляется посредством постоянной координации вооруженных сил, либо органами военного управления, либо Антитеррористическим центром - как в Российской Федерации. В США с конца 80-х годов существует Центр по изучению военных кампаний, специалисты которого не только занимаются фундаментальными исследованиями в области локальных войн и вооруженных конфликтов, но и оперативно информируют руководство страны о наиболее приемлемых вариантах использования вооруженных сил в различных кризисных ситуациях.

Цели, задачи и принципы борьбы с терроризмом, использования Вооруженных сил  США во внутригосударственных кризисных  ситуациях содержатся в Конституции  США, законах. В Министерстве обороны  в июле 1993 г. принят Устав FM 100-19, FM 7-10 "Внутригосударственные операции", содержащий принципы и механизмы использования вооруженных сил и взаимодействия их с гражданскими властями в целях предотвращения актов вооруженного насилия внутри государства.

Вооруженные силы Турции в целях предотвращения актов вооруженного насилия внутри государства осуществили боевые операции на территории Ирака для подавления опорных баз террористической курдской организации с 1992 г., Израиль с 1968 г. предпринимал аналогичные действия в отношении Палестины, Сирии, Ливана, Египта.

Однако международное право  влияет и на формирование принципов, целей и задач национального  права, права на жизнь и безопасность граждан своего государства от угроз  терроризма. С 2002 г. в Российской Федерации  на внутригосударственном уровне систематически проводится обновление существующего законодательства, позже принят Закон "О противодействии терроризму" с применением Вооруженных Сил РФ. Однако необходимо дополнить положения о том, что необходима объективная и полная оценка террористических угроз, собственных действий и необходимых дополнительных мер обеспечения уровня безопасности граждан, защиты их прав и свобод. Важное место в этом процессе принадлежит Концепции национальной безопасности РФ, Военной доктрине РФ. Они отмечают, что масштабы терроризма возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток квалифицированных кадров из органов обеспечения правопорядка, из Вооруженных Сил РФ увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Военная доктрина Российской Федерации  отнесла терроризм к числу  основных внутренних угроз, и федеральные  органы государственной власти, Вооруженные  Силы РФ должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие ущерб Российской Федерации.

К террористическим актам могут  быть отнесены: попытки насильственного  свержения конституционного строя; противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране; планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; незаконный оборот на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий; организованная преступность, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.

К источникам военных опасностей и  угроз причислены факторы, непосредственно связанные с террористическими угрозами: существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов, нерешенные территориальные претензии; распространение современных видов оружия и новейших технологий военного производства, а также новейшие достижения в области традиционных вооружений.

Таким образом, в соответствии с  Концепцией национальной безопасности РФ, положениями Военной доктрины РФ терроризм как одно из проявлений военной угрозы адекватен агрессии.

Целесообразно разработать новые положения в Концепции национальной безопасности и Военной доктрине, отражающие новые геополитические угрозы и вызовы России, в том числе вопросы интернационализации природных ресурсов России западными странами, расширения географии международного терроризма, закрепить правовые основания применения Вооруженных Сил РФ как на акты международного терроризма, государственного терроризма, так и на общие положения, касающиеся применения Вооруженных Сил в борьбе с антиконституционными выступлениями, нападения на границы сопредельных с Россией государств. Квалификация вторжения террористических групп с территории другого государства при содействии или очевидном (намеренном) попустительстве последнего может квалифицироваться как агрессия. И это создавало бы четкую правовую основу для использования против соответствующей террористической угрозы режима чрезвычайного положения, а также международно-правовых механизмов самозащиты.

Необходимо применение Вооруженных  Сил РФ в исключительных ситуациях  чрезвычайного положения, связанного с терроризмом, более четко законодательно урегулировать не в общем смысле, а детализировать с учетом действий конкретных правоприменителей, органов, участвующих в проведении контртеррористической операции.

Представляется необходимым  государственную стратегию противодействия терроризму с применением Вооруженных Сил РФ согласовать с положениями Концепции национальной безопасности и Военной доктрины, Законом "Об обороне".

Так, в Концепции национальной безопасности и Военной доктрине по вопросам, касающимся международного терроризма, необходимо рассмотреть вопросы государственного терроризма против России, когда было бы предоставлено право превентивно применить Вооруженные Силы РФ для отражения агрессии в лице террористических организаций с территории другого государства.

В контртеррористическом законодательстве необходимо более четко прописать  правовые основания подмены органами военного управления на время введения чрезвычайного положения органов  местной власти организации обезоруживания бандитов из числа наемников.

Информация о работе Терроризм как глобальный вызов глобальной безопаности