Терроризм как глобальный вызов глобальной безопаности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 01:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование роли ООН в борьбе с международным терроризмом.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. раскрыта сущность терроризма, нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации и в международном праве;
2. проанализирована деятельность ООН в сфере борьбы с терроризмом;
3. разработаны предложения по повышению эффективности международной борьбы с терроризмом.

Содержание

Введение 3
1 Терроризм как международная проблема 5
1.1 Терроризм – сущность, понятие, подходы к его исследованию 5
1.2 Нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации 16
1.3 Международная борьба с терроризмом 23
2 Обсуждение проблем терроризма в ООН 28
2.1 ООН как международная организация, ее роль в борьбе с терроризмом 28
2.2 Анализ международного терроризма, его динамика 36
2.3 Основные направления обсуждения проблем борьбы с терроризмом в ООН 46
3 Основные направления совершенствования борьбы с терроризмом на международном уровне 55
3.1 Выявление проблем и пробелов в международном регулировании борьбы с терроризмом 55
3.2 Основные направления совершенствования 63
Заключение 71
Список использованной литературы 74

Вложенные файлы: 1 файл

терроризм как глобальный вызов международной безопаснсоти.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

По ст. 51 Устава ООН государство, предпринявшее ответные военные действия в случае вооруженного нападения, может их осуществлять до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет решения об ином. В связи с событиями 11 сентября Совет Безопасности подтвердил право США на самооборону. Видимо в свете этого опыта целесообразно, чтобы право на самооборону, в случае террористического нападения, подтверждалось Советом Безопасности ООН, было ограничено во времени и, если нет подтверждения со стороны Совета, прекращалось.

Целесообразно, чтобы Россия как  постоянный член Совета Безопасности, на которых лежит главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, активно добивалась, в том числе и в Совете, разработки соответствующих норм.

Все затронутые вопросы нуждаются  в анализе и разработке предложений, как их решать28.

В заключении необходимо затронуть вопрос о правовом режиме членов организации "Аль Каиде" и талибов, захваченных вооруженными силами США во время военных действий в Афганистане. Сейчас они - около 160 человек перевезены американцами на их базу в Гуантанамо (Куба). Обсуждается вопрос, распространяется ли на них Женевская конвенция 1949 г. о военнопленных. По моему мнению, на членов "Аль Каиды", - террористической организации, не входящей в состав вооруженных сил движения "Талибан", режим военнопленных не распространяется: они подпадают под внутреннее - уголовное право. Вопрос лишь в том, чья юрисдикция будет осуществляться в отношении этих лиц.

Что касается захваченных талибов, то положение здесь иное. Имеется 2 аспекта.

1. Отношения между правительством  Афганистана и талибами. В стране проходил внутренний вооруженный конфликт, на который распространяется ст. 3 Женевской конвенции 1949 г. о военнопленных и Дополнительный Протокол N 2. Эти документы не предоставляют талибам статуса военнопленных; они подпадают под внутреннее - уголовное право Афганистана; юрисдикцию осуществляет законное правительство Афганистана - ранее - президента Рабани, теперь - Временное правительство.

2.Отношения между США и талибами. Военные действия США на основании  права на самооборону против  движения "Талибан" подпадают под нормы гуманитарного права, регламентирующие межгосударственные вооруженные конфликты. Ст.43 Дополнительного Протокола N 1 (1977 г.) к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны дает понятие вооруженных сил противоборствующих сторон. В ней указывается, что на эти силы распространяются нормы гуманитарного права, в том числе и о режиме военного плена "....даже, если.... сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной", а в ст.44 записано: "Любой комбатант..., который попадает во власть противной стороны, является военнопленным29". Таким образом, современное международное право дает ответ на этот вопрос.

 

3 Основные направления  совершенствования борьбы с терроризмом  на международном уровне

3.1 Выявление проблем и пробелов в международном регулировании борьбы с терроризмом

 

11 сентября 2001 года международный  терроризм, об угрозе которого  Россия давно предупреждала мировое  сообщество, стал реальностью для  всего человечества.

Обоснованность внешнеполитических инициатив России по организации отпора этому злу, к сожалению, получила самое горькое из всех возможных, но и самое убедительное подтверждение.

На рубеже тысячелетий Россия первой среди крупных государств стала  жертвой международного терроризма. Но мы знаем, что цена человеческой жизни и горе утраты близких одинаковы на всех континентах. Не важно, где гибнут ни в чем не повинные люди - под руинами 100-этажных башен в Нью-Йорке, в развалинах 9-ти и 5-ти этажных домов в Москве, Каспийске, Буйнакске, Волгодонске, или под разрушенными крышами домов в дагестанских селениях. Важно то, что стал общепризнанным виновник этих трагедий - обнаглевший, не получавший до последнего времени должного отпора международный терроризм!

Современный международный терроризм и сопряженные с ним миграция хорошо вооруженных и обученных боевиков, контрабанда оружия, незаконный оборот наркотиков, религиозный экстремизм превратились в один из основных факторов, подрывающих стабильность и мир не только в отдельных странах, регионах, но и на всей планете. Сегодня международный терроризм опирается на поддержку мощных и богатых экстремистских организаций, получая от них материально-финансовую помощь и современное вооружение. Он способен эффективно осуществлять как отдельные диверсионно-террористические операции, так и полномасштабные боевые действия против регулярных войск и правоохранительных формирований.

Помимо очага международного терроризма на Северном Кавказе, на южных границах России и государств Центральной  Азии в последние годы главным дестабилизирующим фактором были непрекращающиеся боевые действия в Афганистане и деятельность подконтрольных Усаме бен Ладену террористических организаций. В связи с этим Россия, безусловно, заинтересована в достижении целей, объявленных силами антитеррористической коалиции на территории Афганистана. Этим же в определенной степени обусловлена дипломатическая поддержка Россией инициатив США и гарантия оказания западным странам и силам северного альянса в Афганистане соответствующей помощи в рамках, определенных Президентом России. Однако десятилетний опыт боевых действий российских войск в специфических условиях Афганистана показывает, что ни в коем случае нельзя рассчитывать только на эффективность применения крылатых ракет и авиации, а также вообще на легкий успех операций против террористов, укрывающихся с помощью талибов. Известно, что в период между заявлениями США о намерениях в отношении талибов и непосредственным началом боевых действий антитеррористической коалиции на территории Афганистана, основные силы движения "Талибан" и подразделения, подчиненные Усаме бен Ладену, были выведены с мест постоянной дислокации и рассредоточены в труднодоступных и малоуязвимых с воздуха районах.

Необходимо также реально оценивать  достаточно мощный потенциал и боевой дух "воинов ислама". Задолго до начала действий авиации США на территории Афганистана была развернута и активно действовала на средства и под общим руководством Усамы бен Ладена сеть из 28 лагерей по подготовке боевиков - выходцев с Северного Кавказа, государств Центральной Азии, Китая и других стран. В Афганистане было сосредоточено приблизительно 20 тыс. наемников из Алжира, Бангладеш, Египта, Иордании, Йемена, Марокко, Сирии, Судана, Туниса, а также пакистанские "добровольцы" из радикальных организаций. Они не только активно участвовали в боевых действиях на стороне талибов и Исламского движения Узбекистана, но и вынашивали планы дестабилизации обстановки при появлении благоприятных предпосылок в арабских странах и даже в самом Пакистане.

Очевидно, что образованный в Афганистане мощный плацдарм международного терроризма, имеющий целью расширение зоны своего влияния на близлежащие регионы - Центральную Азию, Китай, Россию, Пакистан - так просто не сдаст свои позиции. Слишком "высокие" с точки зрения исламского фундаментализма цели поставили для себя силы международного терроризма: коренное изменение геополитической ситуации в зоне от Косова до Пакистана с целью свержения светских правительств и установление радикальных исламских режимов. Поэтому, необходимо заметить, что будет иллюзорно и преждевременно уповать только на военные победы США и в целом антитеррористической коалиции, ожидая, что именно они поставят точку на деятельности международного терроризма во всем мире.

Наблюдая за результатами бомбардировок территории Афганистана, нельзя забывать, например, о роли международной наркомафии в поддержке международного терроризма. Именно на примере Афганистана стало очевидным сращивание этих двух зол, которое носит взаимовыгодный характер и используется для расширения рынков сбыта и получения террористами дополнительных финансовых средств.

В последние годы руководство талибов  всячески стимулировало производство наркотиков и их транспортировку  в США, Россию, страны Европы, Персидского  залива. Доходы афгано-пакистанской наркомафии превышали 10 млрд. долл. США в год. Это один из главных источников финансовых поступлений в бюджет движения "Талибан", часть средств которого выделялась на террористическую деятельность в регионе. До начала боевых действий антитеррористической коалиции в Афганистане производилось в общей сложности 4,7 тыс. тонн опиума-сырца, из которого можно было произвести 47 тонн чистого героина. К сожалению, и авиация и спецназ будут бессильны против этого налаженного производства, которому всегда нужны рынки сбыта и их расширение.

Многолетний опыт России, Израиля, других стран мира по противодействию международному терроризму показывает, что, во-первых, ни одно государство в одиночку с  ним справиться не сможет, во-вторых, для этого недостаточно только боевых действий и силовых методов. 
Масштабность и скоординированность действий международных террористов, их транстерриториальный характер настоятельно диктуют необходимость объединения усилий всего мирового сообщества, дальнейшего расширения международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Необходимо формировать в сознании людей понимание того, что любой  террористический акт или угроза его совершения, чем бы это ни пытались оправдать, несут зло, представляют собой преступление, за которое неизбежно последует уголовное наказание.

Отрадно отметить, что на глобальном, региональном и двустороннем уровнях  постепенно вырабатываются общие принципы сотрудничества в борьбе с международным  терроризмом. Разработано 12 основных универсальных  конвенций и протоколов по борьбе с различными проявлениями терроризма. Как известно, Россия участвует в большинстве из них.

Всяческой поддержки, на мой взгляд, заслуживает проводимая под эгидой ООН работа по укреплению международно-правовой базы антитеррористического сотрудничества. Необходимо стремиться к расширению круга участников имеющихся договоров по борьбе с терроризмом и одновременно осуществлять разработку новых соглашений в этой области. Среди достижений ООН - Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997 г.), Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.), а также принятая по инициативе России Резолюция ¦ 1269 Совета Безопасности ООН (1999 г.), которая стала своего рода антитеррористическим манифестом Организации Объединенных наций по поддержанию мира и безопасности на планете.

Вместе с тем, нельзя упускать из вида, что наряду с Афганистаном некоторые другие страны также оказывают  поддержку международному терроризму, допуская присутствие на своей территории боевиков и предоставляя возможности для их отдыха, лечения и обучения. Дипломатические миссии ряда стран иногда используются, как убежища для террористов или как склады их техники, что является прямым нарушением Венской конвенции. С территории этих стран довооруженные и отдохнувшие бандформирования вновь забрасываются, в частности, на территорию российского Северного Кавказа, где продолжают сеять смерть и разрушения. Ныне действующие международные договоры об экстрадиции преступников исключают выдачу беглецов, разыскиваемых за "политические правонарушения", что, безусловно, является лазейкой для террористов. Именно поэтому полномасштабное международное сотрудничество имеет определяющее значение для долгосрочного сдерживания и ограничения терроризма. При этом если в силу каких-то причин прогресс в деле достижения крупных принципиальных международных соглашений идет медленно, необходимо энергично развивать международное сотрудничество через:

- общие резолюции или соглашения  в ООН и других специализированных  учреждениях по вопросам гражданской авиации, морских перевозок и туризма,

- усовершенствованные и ратифицированные  большим числом стран международные  конвенции по таким проблемам,  как угон самолетов, захват  заложников и защита дипломатов,

- неофициальные договоренности, доказывающие единодушное стремление международного сообщества к принятию эффективных мер против терроризма,

- активизация претворения в  жизнь действующих соглашений  о борьбе с терроризмом.

В своих предложениях хотелось бы сформулировать четкие намерения и  планы совместной международной борьбы с терроризмом, вместе с тем, обозначить известные трудности политического толка, о которых говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин и которые позволяют прогнозировать достаточно сложную и тернистую работу в области совершенствования международных правовых актов о борьбе с коррупцией. К очевидным "трудностям" следует отнести сам процесс формулирования единого понятия терроризма, признаваемого мировым сообществом (прежде всего, документами ООН).

Наиболее сложным мне также представляется поиск взаимоприемлемых решений по вопросу быстроты отработки мер, направленных на парирование тех или иных террористических действий. 
Непростой, на мой взгляд, частью работы будет установление правил, согласно которым не должно быть двойных толкований по вопросу отношений, связанных с экстрадицией подозреваемых или обвиняемых, их соучастников в планировании или совершении террористических актов.

Как представляется, в повышении  эффективности антитеррористической борьбы роль парламентов, межпарламентских объединений и институтов Гражданского общества пока недостаточна. Для её усиления, на мой взгляд, было бы целесообразным:

  1. Использовать эти возможности для активизации практической работы по унификации национальных законодательств государств в области борьбы с международным терроризмом и связанными с ним уголовными преступлениями, т. е. сближение законов разных стран по содержанию и технико-юридической форме. Это позволит преодолеть разночтения в правовой оценке юридических фактов, оперативно реагировать на акты терроризма вне зависимости от того, в какой стране они совершаются.
  2. Разработать своеобразный кодекс поведения государств в борьбе с международным терроризмом, свод принципов и базовых правил взаимопомощи и взаимодействия в конкретных ситуациях. Подобные документы были бы хорошим дополнением существующих международных договоров в этой сфере.
  3. Включать вопросы коллективной безопасности в области борьбы с международным терроризмом в повестку дня работы соответствующих парламентских комитетов и в тематику межпарламентских контактов на международном уровне.
  4. Наладить взаимодействие и обмен информацией на уровне рабочих групп при разработке парламентами законодательных актов в области безопасности и борьбы с международным терроризмом в целях эффективного практического осуществления взаимодействия в законотворческой работе.
  5. Изучить возможность создания под эгидой ООН общественно-политического органа из видных парламентариев, общественных деятелей, ученых, деловых людей для обеспечения необходимой общественной поддержки процессу фронтального противодействия международному терроризму.
  6. Мобилизовать институты гражданского общества, средства массовой информации с целью создания условий, резко затрудняющих деятельность террористов, где бы они ни находились. Создать сайты в "Интернете", телефоны доверия, по которым могла бы собираться вся информация, имеющая отношение к возможной подготовке и осуществлению террористических акций.

Информация о работе Терроризм как глобальный вызов глобальной безопаности