Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 01:38, курсовая работа
Целью работы является исследование роли ООН в борьбе с международным терроризмом.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. раскрыта сущность терроризма, нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации и в международном праве;
2. проанализирована деятельность ООН в сфере борьбы с терроризмом;
3. разработаны предложения по повышению эффективности международной борьбы с терроризмом.
Введение 3
1 Терроризм как международная проблема 5
1.1 Терроризм – сущность, понятие, подходы к его исследованию 5
1.2 Нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации 16
1.3 Международная борьба с терроризмом 23
2 Обсуждение проблем терроризма в ООН 28
2.1 ООН как международная организация, ее роль в борьбе с терроризмом 28
2.2 Анализ международного терроризма, его динамика 36
2.3 Основные направления обсуждения проблем борьбы с терроризмом в ООН 46
3 Основные направления совершенствования борьбы с терроризмом на международном уровне 55
3.1 Выявление проблем и пробелов в международном регулировании борьбы с терроризмом 55
3.2 Основные направления совершенствования 63
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Нельзя также не остановиться и на проблемах взаимодействия и координации спецслужб государств, объединившихся в деле борьбы с международным терроризмом. На мой взгляд, необходимо:
3.2 Основные направления
На пространстве СНГ сегодня наиболее часто фиксируются террористические угрозы в Центрально-Азиатском регионе. Источником таких угроз по-прежнему остается территория Афганистана (ИРА). Несмотря на наличие в регионе значительного контингента иностранных войск, вооруженные формирования международной террористической организации "Аль-Кайда", Исламского движения талибов (ИДТ) и Исламской партии Афганистана продолжают осуществлять диверсионно-террористическую деятельность. Исламисты сохраняют высокую интенсивность партизанских действий, направленных против правительственных и иностранных войск, в том числе за счет переброски подготовленного резерва с территории Пакистана. Наиболее сложная обстановка сохраняется в южных и юго-восточных районах ИРА.
КНБ Республики Казахстан отмечает, что на территории Турции, Пакистана, Афганистана и ряда других государств осели боевики “Исламской партии Туркестана”, которые используются глубоко законспирированной террористической группировкой, так называемым “Джамагатом моджахедов Центральной Азии” (структурное подразделение “Аль-Кайды”), для совершения террористических акций в республиках Центральной Азии.
Начало в 2003 году военных действий в Ираке стало дополнительным фактором обострения обстановки на центрально-азиатском пространстве. Действительно, в большинстве государств мусульманского мира действия США и их партнеров в Ираке, не получившие одобрения ООН, воспринимаются не как превентивный антитеррористический удар, а как проявление американской экспансионистской внешней политики. Такие взгляды разделяют широкие слои населения и в странах Центрально-Азиатского региона, где фиксируются антиамериканские и в целом антизападные настроения. Это обстоятельство активно используют руководители таких, например, экстремистских сообществ как Исламское движение Туркестана и “Хизб-ут Тахрир”.
Опыт деятельности на пространстве Содружества позволил сформулировать основные направления координации усилий в области борьбы с терроризмом на национальном и региональном уровнях, по которым осуществляются конкретные мероприятия международного сотрудничества в данной сфере. Этими направлениями стали:
- участие в разработке
- обеспечение координации и
взаимодействия государств-
- информационно-аналитическая
- постоянный обмен опытом
- организация обучения
АТЦ СНГ осуществляет координацию усилий с другими рабочими органами СНГ, участвующими в борьбе с терроризмом. Нами подписаны соглашения об обмене информацией с Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств-участников СНГ и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками государств Содружества.
Деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с антитеррористическими органами других региональных организаций – Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества и ОДКБ, а именно с Постоянной оперативной группой Штаба коллективных сил быстрого развертывания, с которыми также заключены соответствующие соглашения.
Государствами Содружества решается крайне актуальная задача по разработке конкретных правовых механизмов всестороннего, многоаспектного и эффективного сотрудничества.
Ее решение идет по нескольким основным направлениям, которые включают в себя формирование единой системы совместных согласованных мер организационно-правового, координационно-практического, информационно-аналитического и научно-методического характера. Реализация этих мер осуществляется в рамках программ сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.
АТЦ СНГ совместно с
К числу основополагающих документов, служащих основой для осуществления взаимодействия компетентных органов государств Содружества в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма, относится Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, подписанный 4 июня 1999 года. Он ратифицирован 8 государствами Содружества из 9 подписавших (кроме Грузии).
В его развитие 7 октября 2002 года главами 10 государств Содружества подписан Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ, ратифицированный 9 государствами Содружества из 10 подписавших (кроме Грузии). Этот документ имеет исключительно важное практическое значение, поскольку в нем определен правовой механизм, позволяющий объединить силы и средства государств, задействованные в целях пресечения террористических актов.
Наряду с этим, государствами-участниками СНГ были заключены и другие соглашения, призванные обеспечить их взаимодействие в области борьбы с терроризмом. Это Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников СНГ, Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
Одновременно с Программой сотрудничества на 2005–2007 годы Советом глав государств была утверждена Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. В государствах Содружества проходит согласование проект Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом.
Еще одним инструментом организации совместной антитеррористической деятельности, позволяющим повысить эффективность координации и взаимодействия усилий компетентных органов государств региона является унифицированный понятийный аппарат. Нам удалось привлечь ученых и экспертов 11 государств Содружества для выработки согласованных определений, относящихся к борьбе с терроризмом, при этом рассматривались различные подходы и оценки: политические, исторические, социальные, правовые. В итоге Центром был издан и направлен в заинтересованные ведомства государств СНГ “Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом”.
Практическим инструментом обмена информацией в сфере борьбы с терроризмом, позволяющим реализовывать взаимодействие компетентных органов при проведении совместных и согласованных мероприятий, служит межгосударственная автоматизированная информационная система – Специализированный банк данных АТЦ СНГ, регулярно обновляемая копия которого размещается в региональном отделении Центра. Накапливаемые в его информационных массивах сведения активно используются нами для анализа обстановки по различным аспектам межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом. Так, по результатам анализа имеющихся в банке данных сведений о более чем 80 лицах, подвергшихся экстрадиции в государствах Содружества, можно сделать вывод о том, что большая их часть являются гражданами стран Центральной Азии, а наибольшую активность в вопросах выдачи разыскиваемых лиц проявляют Республика Казахстан, Российская Федерация, Азербайджанская Республика и Республика Таджикистан.
Большое значение придается Центром оказанию технической помощи в обучении специалистов и инструкторов антитеррористических подразделений компетентных органов государств-участников СНГ, включая проведение ежегодных совместных учений.
Хотелось бы отметить, что на учениях
“Каспий-Антитеррор-2005”, также, как
и на последнем, 19 заседании Совета
руководителей органов
Они также приглашены на совместное оперативно-стратегическое командно-штабное учение “Атом-Антитеррор-2006” в г. Мецамор, Республика Армения, посвященное вопросам обеспечения безопасности от угроз террористического характера объектов атомной энергетики, проведение которого запланировано на сентябрь этого года.
Уже несколько лет в процессе ежегодно проводимых Центром совместных антитеррористических учений осуществляется апробация Положения “О порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств”. Результаты учений позволяют корректировать направления деятельности силовых и межгосударственных структур в сфере борьбы с международным терроризмом и эффективно развивать правовую платформу их взаимодействия.
На наш взгляд, для повышения эффективности решения задач по подготовке и проведению совместных антитеррористических мероприятий на территории государств Содружества необходимо: разработать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок доставки и перемещения личного состава, а также ускоренного выполнения установленных национальным законодательством процедур при пересечении государственной границы специальными антитеррористическими формированиями; установить компетентные органы, ответственные за проведение совместных антитеррористических мероприятий; определить состав участвующих в них специальных антитеррористических формирований; совместно с АТЦ СНГ разработать программы дополнительной подготовки личного состава специальных антитеррористических формирований и организовать его обучение, как на своей национальной учебной базе, так и в учебных центрах других государств Содружества; организовать совместную подготовку специальных антитеррористических формирований в ходе проведения оперативно-стратегических и оперативно-тактических учений.
Продолжая тему практических инструментов совместной антитеррористической деятельности, актуальных для государств региона, нельзя не остановиться на еще одном важном направлении деятельности Центра.
Трансграничный характер деятельности международный террористических структур и расширение масштабов их преступной деятельности придает особую актуальность международному сотрудничеству в сфере взаимного признания организаций террористическими и экстремистскими и формирования их единых списков в рамках международных и региональных организаций.
Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что при выработке подходов к их формированию Антитеррористический центр СНГ руководствуется, прежде всего, важнейшими принципами организации борьбы с терроризмом – законностью и неукоснительным соблюдения прав и гражданских свобод человека.
В этой связи АТЦ СНГ были получены копии Решений Верховных судов четырех государств Содружества (России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана), либо выписок из них, о признании ряда организацией (например, религиозно-политической партии “Хизб-ут Тахрир”) террористическими или экстремистскими и запрете их деятельности на национальных территориях.
Информация о работе Терроризм как глобальный вызов глобальной безопаности