Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 01:38, курсовая работа
Целью работы является исследование роли ООН в борьбе с международным терроризмом.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. раскрыта сущность терроризма, нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации и в международном праве;
2. проанализирована деятельность ООН в сфере борьбы с терроризмом;
3. разработаны предложения по повышению эффективности международной борьбы с терроризмом.
Введение 3
1 Терроризм как международная проблема 5
1.1 Терроризм – сущность, понятие, подходы к его исследованию 5
1.2 Нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации 16
1.3 Международная борьба с терроризмом 23
2 Обсуждение проблем терроризма в ООН 28
2.1 ООН как международная организация, ее роль в борьбе с терроризмом 28
2.2 Анализ международного терроризма, его динамика 36
2.3 Основные направления обсуждения проблем борьбы с терроризмом в ООН 46
3 Основные направления совершенствования борьбы с терроризмом на международном уровне 55
3.1 Выявление проблем и пробелов в международном регулировании борьбы с терроризмом 55
3.2 Основные направления совершенствования 63
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Данные меры позволят применять Вооруженные Силы РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права против международного терроризма, обеспечить безопасность государству, обществу, личности19.
2 Обсуждение проблем терроризма в ООН
2.1 ООН как международная
Во второй половине 20-х гг. в соответствии с решением I Международного конгресса уголовного права, проходившего в Брюсселе в 1926 г. под эгидой Международной ассоциации уголовного права, была проведена серия конференций, посвященных проблеме терроризма. Усилия юристов-международников были направлены на разработку и согласование документов, регулирующих такие аспекты проблемы терроризма, как:
- общие принципы борьбы с терроризмом и содержание некоторых терминов, используемых в официальных документах, регулирующих взаимодействие стран в рамках данной международной активности;
- специфика борьбы с
- борьба с международным террори
- конвенционный механизм борьбы с международным терроризмом;
- международное сотрудничество
по борьбе с конкретными
Первая подобная конференция была проведена в 1927 г. В ходе ее работы был принят документ, в котором разработчики сделали попытку раскрыть понятие международного преступления и дать уголовно-правовую оценку этому явлению. В данном документе непосредственно подчеркивалась необходимость уголовного преследования, а главное - наказания лиц, совершивших наиболее общественно опасные преступления. В ст. 6 указанного документа говорилось: "В соответствии с принципами международного права карается любое преступление независимо от места его совершения, национальности субъекта, совершенное им умышленно и с использованием любых средств, которые могут создать угрозу обществу21".
В Европе и других районах мира накануне Второй мировой войны участились покушения на известных политических и государственных деятелей, что явилось выражением усиления борьбы между демократическими силами, с одной стороны, и силами фашизма и милитаризма - с другой. Это привело к тому, что Лига Наций вынуждена была заняться вопросами борьбы с терроризмом. Непосредственным поводом к началу ее деятельности явилось убийство в Марселе в 1934 г. югославского короля Александра и французского министра иностранных дел Луи Барту, выступавших за создание антифашистского фронта в Европе, после чего Лига Наций, создав специальный комитет, направила усилия на разработку международно-правовой основы сотрудничества государств в борьбе с терроризмом.
10 декабря 1934 г. Совет Лиги
Наций создал экспертную
Эти конференции содействовали и международному нормотворчеству по борьбе с терроризмом и международным терроризмом.
В 1937 г. в Женеве на созванной по инициативе Лиги Наций международной конференции были одобрены Конвенция о предупреждении преступлений политического характера, определяемых как акты политического терроризма, и об установлении наказаний за них и Конвенция о создании Международного уголовного суда.
Международное сообщество также определило возможные пути регулирования споров по дипломатическим каналам на основе соглашений между ними, арбитражного или судебного разбирательства, вынесения спора на рассмотрение Совета или Ассоциации Лиги Наций23.
В проекте Конвенции по борьбе с
терроризмом, принятом Лигой Наций
в 1937 г., вопрос о подсудности лиц,
совершивших акты международного терроризма,
впервые регулировался в
Конвенция одной из первых официально объявила террор и террористические организации преступными, а также поддержку террористических групп и сообществ, угрожающих миру и безопасности народов.
Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма (Конвенция 1937 г.) состоит из преамбулы и 29 статей, довольно полно и широко определяющих объект действия ее положений.
Статьи 1 и 2 формулируют понятие международного террористического акта в связи с объектом и предметом этого преступления, а также его субъектом - это преступные действия, направленные против государства и имеющие целью или способные терроризировать определенных лиц, группы лиц или публику. Статья 3 говорит о соучастии в совершении актов терроризма.
Конвенция предусматривает обязанность государств предусмотреть в своем уголовном законодательстве следующие акции:
- акции, направленные против
жизни, телесной
- умышленные разрушения или
повреждения публичного
- акции, совершенные с
- попытки совершения
- изготовление, приобретение, хранение
или передача оружия, снаряжения,
взрывных устройств или
Ряд статей посвящен решению вопросов, связанных с экстрадицией преступника, совершившего террористический акт международного характера (ст. ст. 8 - 10).
В тех случаях, когда экстрадиция по тем или иным причинам невозможна, конвенция требует осуждения преступника национальным судом государства, на территории которого он был задержан.
В ст. 13 Конвенции государствам предписывалось запрещать в законодательном порядке бесконтрольное ношение, владение и отчуждение оружия иного, чем охотничье с гладким стволом, и боеприпасов, которые могут быть использованы террористами. Также ст. 14 запрещает преступное изготовление паспортов или других равнозначных документов; ввоз в страну или хранение других фальсифицированных документов, если известно, что они являются таковыми; использование заведомо фальшивых документов, выданных не тем лицам, которые имеют на них право26.
В ст. 19 подчеркивается принцип неотвратимости наказания преступника. В ст. ст. 15 - 17 соглашения предусматривается создание национального механизма, который должен заниматься непосредственно вопросами предупреждения и борьбы с терроризмом на территории соответствующего государства и участвовать в межгосударственных акциях такого рода. Положения ст. 20 определяют порядок и способы разрешения межгосударственных споров и разногласий, которые могут иметь место в процессе толкования и применения соглашения.
Статьи 21 - 29 устанавливают процедуру введения Конвенции в действие и порядок применения ее на национальном и международном уровнях. Конвенция была подписана 24 государствами, но ратифицирована лишь одной страной - Индией - и не вступила в силу. М. Наваз утверждает, что Индия ратифицировала эту Конвенцию под воздействием Великобритании, которая, очевидно, надеялась таким путем создать правовую основу для подавления освободительного Движения, возглавлявшегося И. Ганди. М. Наваз считает, что это должно быть предупреждением против разработки конвенции по международному терроризму, которая стоит на пути освободительных войн. Д. Дугард (ЮАР) считает, что некоторые государства не захотели ратифицировать Конвенцию в связи с тем, что она содержит широкое определение терроризма. Л.Н. Галенская указывает, что "унификация понятия терроризма, проводившаяся до Второй мировой войны, а также в Конвенции 1937 г., имела основанием широкое понимание терроризма".
Однако отметим, что в исследовании Секретариата ООН, подготовленном по данной проблеме в 1972 г., говорится совершенно иное: "Конвенция 1937 года, так же как и другие соглашения, касающиеся проблемы международного терроризма, устарела как не охватывающая всю проблему защиты жизни невинных людей от международного терроризма". Там указывается, что Конвенция 1937 г. главным образом направлена на защиту глав государств и других государственных деятелей.
В этом первом договоре о борьбе с
международным терроризмом
Говоря о важнейших
В те же годы Соединенные Штаты Америки, как и другие западные державы, видели в этих актах терроризма главным образом возможные поводы для начала войны между СССР и фашистской Германией.
Таким образом, не только юридические, но и политические причины привели к дезавуированию Конвенции 1937 г. государствами-участниками. Важнейшей среди них было нежелание западных стран бороться с тем преступным явлением, которое, по их замыслу, фашистская Германия должна была бы в первую очередь использовать против Советского Союза.
Однако Конвенция 1937 г. сыграла и продолжает играть известную положительную роль в договорно-правовом сотрудничестве государств в борьбе с международным терроризмом по следующим причинам:
1) она явилась одним из первых международно-правовых документов, касающихся сложной политико-правовой проблемы; в ней нашла отражение позиция стран с различным общественно-политическим строем задолго до нового политического мышления признавших, что существует проблема, решение которой является общей задачей;
2) в Конвенции решены некоторые
вопросы юридической техники,
что может быть учтено (и уже
учитывается) при выработке
Л.А. Моджорян справедливо считает, что "хотя Конвенция о международном терроризме 1937 г. так и не вступила в силу, тем не менее она сыграла важную роль в обсуждении международного терроризма и признании его преступлением против международного права".
Проведенный анализ позволяет сделать
вывод, что борьба с терроризмом
требует решения комплекса
В системе современных
Роль ООН как центра координации усилий всего мирового сообщества в борьбе с терроризмом и его пособниками будет и впредь возрастать. Единогласно принятая Советом Безопасности ООН по инициативе России 8 октября 2004 г. резолюция 1566 открывает дополнительные возможности для повышения эффективности глобальной антитеррористической коалиции и намечает ясную стратегию коллективных действий международного сообщества в борьбе с террором.
Свидетельством глобальной востребованности ООН является резкий рост числа проводимых ею операций по поддержанию мира в горячих точках планеты. За последнее время учреждены новые миротворческие операции ООН в Либерии, Кот-д’Ивуаре, Бурунди, Гаити. Модернизирована в соответствии с изменившейся обстановкой Миссия ООН в Демократической Республике Конго. Наконец, в условиях все более взаимозависимого мира укрепляется значение ООН в деле поиска ответов на глобальные вызовы социально-экономического характера, такие как ликвидация нищеты и неграмотности, обеспечение сбалансированного и устойчивого развития, борьба с распространением тяжелых инфекционных заболеваний, включая ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярию, обеспечение экологической безопасности.
Борьба с терроризмом стоит в повестке дня Организации Объединенных Наций на протяжение десятилетий. В рамках системы ООН разработано тринадцать международных конвенций, касающихся террористической деятельности. При посредничестве Генеральной Ассамблеи государства-члены все активнее согласовывают свои контртеррористические действия и продолжают работу над разработкой юридических норм. Совет Безопасности принимает активное участие в борьбе с терроризмом посредством принятия резолюций и создания вспомогательных органов. Одновременно с этим ряд программ, служб и учреждений системы ООН оказывают помощь государствам-членам в их деятельности, направленной против терроризма. В целях укрепления и усиления этой деятельности государства-члены начали новый этап борьбы, приняв Глобальную контртеррористическую стратегию. Стратегия, принятая 8 сентября 2006 года и представленная 19 сентября 2006 года, впервые отмечает согласие всех стран с общим стратегическим подходом к борьбе с терроризмом. Стратегия является основой для конкретного плана действий: обратить внимание на условия, способствующие распространению терроризма; предотвращать терроризм и бороться с ним; принять меры для расширения возможности государств бороться с терроризмом; усилить значение Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом и обеспечить уважение к правам человека в ходе этой борьбы. Стратегия основывается на уникальном согласии, достигнутом мировыми лидерами на Саммите 2005 года, относительно борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях.
Информация о работе Терроризм как глобальный вызов глобальной безопаности