Методика обучения детей дошкольного возраста основным движениям (с использованием подвижных игр и эстафет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей 6-7 лет.
Гипотеза - активные занятия подвижными играми, эстафетами содействует процессу правильного физического развития ребенка, формированию основных движений. Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
- изучить значение подвижных игр и эстафет в физическом воспитании дошкольников; - описать классификацию подвижных игр; - рассмотреть обучение дошкольников основным движениям с помощью подвижных игр и эстафет;
- провести диагностику уровня развития основных движений у детей дошкольников возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСНОВЫНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ……………………….....
1.1 Значение подвижных игр и эстафет в физическом воспитании дошкольников…………………………………………………………………
1.2 Классификация подвижных игр…………………………………………
1.3 Обучение дошкольников основным движениям с помощью подвижных игр и эстафет……………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ……………….................
2.1 Диагностика уровня развития основных движений у детей дошкольников возраста…………………………………………………….
2.2 Система работы по формированию основных движений с помощью подвижных игр и эстафет…………………………………………………...
2.3 Сравнительный анализ полученных результатов после проделанной экспериментальной работы…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курс(ФИЗо).docx

— 159.24 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ  ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ……………………….....

 

 

5

1.1 Значение подвижных  игр и эстафет в физическом  воспитании дошкольников…………………………………………………………………

 

5

1.2 Классификация подвижных  игр…………………………………………

7

1.3 Обучение дошкольников  основным движениям с помощью  подвижных игр и эстафет……………………………………………………

 

9

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ  ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ……………….................

 

 

14

2.1 Диагностика уровня  развития основных движений у  детей дошкольников возраста…………………………………………………….

 

14

2.2 Система работы по  формированию основных движений  с помощью подвижных игр и  эстафет…………………………………………………...

 

16

2.3 Сравнительный анализ  полученных результатов после  проделанной экспериментальной  работы…………………………………………………

 

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

22

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

25

   
   

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к  играм-эстафетам. Их увлекает разнообразие движений в одной игре, соревновательный характер. В старшем дошкольном возрасте они уже достаточно хорошо владеют  основными движениями, а игры - эстафеты построены на знакомом материале.

Подвижные игры, построенные  на движениях, требующих большой  затраты энергии, усиливают обмен  веществ в организме. Они оказывают  укрепляющее действие на нервную  систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка  к заболеваниям, вызывая мобилизацию  защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению  иммунитета к заболеваниям.

В то же время целый ряд  проблем, связанных с физическим воспитанием дошкольников и их развитием, еще не нашли своего полного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большего количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников.

Объект исследования - двигательная активность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - подвижная игра как средство формирования основных движений детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы - исследовать  влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей 6-7 лет.

Гипотеза - активные занятия подвижными играми, эстафетами  содействует процессу правильного физического развития ребенка, формированию основных движений.

Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:

- изучить значение подвижных игр и эстафет в физическом воспитании дошкольников;

- описать классификацию подвижных игр;

- рассмотреть обучение дошкольников основным движениям с помощью подвижных игр и эстафет;

- провести  диагностику  уровня развития основных движений у детей дошкольников возраста;

- описать систему работы по формированию основных движений с помощью подвижных игр и эстафет и сравнить полученные результаты после проделанной экспериментальной работы.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных  психологов и педагогов по теме исследования

Практическая значимость состоит в возможности использования  предложенных подвижных игр для  занятий физической культурой с  детьми 6-7 лет в дошкольных образовательных  учреждениях.

База исследования  - ДОУ  №36 г. Борисов.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ОСНОВЫНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ  ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ

 

1.1 Значение подвижных  игр и эстафет в физическом  воспитании дошкольников

 

 

Надо отметить, что подвижные  игры рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания дошкольников. Когда речь идет о методе, необходимо помнить, что метод – это система действий педагога, направленная на оптимизацию процесса обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач, средств и условий обучения. В основе методов физического воспитания лежит регулирование нагрузок, их гармоничное и продуманное сочетание с отдыхом.

К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием  сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность  удовлетворить свойственное детям  стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются  различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля  и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют  одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это  является важным условием развития и  совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует  работу самых разнообразных групп  мышц, усиливает кровообращение и  дыхание, улучшает обмен веществ. Все  это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.[1, с.12]

В подвижных играх создаются  благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как  ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость  увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).

Подвижные игры различаются  по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Как средство физического  воспитания подвижная игра оказывает  огромное оздоровительное, образовательное  и воспитательное воздействие на детей.

Оздоровительное воздействие  заключается в том, что в содержание подвижных игр входят самые разнообразные  движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, упражнения на равновесие), в которых упражняется ребенок, причем в самых разных игровых ситуациях. Оздоровительный эффект увеличивается при проведении подвижных игр на свежем воздухе, в разное время года и суток, что одновременно способствует и закаливанию детского организма;

Образовательное значение подвижных  игр заключается в том, что  они обеспечивают усвоение систематизированных знаний, способствуют формированию жизненно важных двигательных умений и навыков, развивают двигательные способности. В тоже время подвижные игры способствуют формированию устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Одновременно развивается наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное. Посредством подвижных игр дети знакомятся с окружающим миром, через подвижные игры, в которых есть песни, стихи, считалки, пополняется словарный запас, обогащается речь детей, они приобщаются к национальной культуре. Проведение подвижных игр на местности способствует образованию навыков необходимых для туризма.

Знакомство детей с  играми разных народов способствует расширению знаний об их обычаях и обрядах, условиях жизни [2, с.32].

Неоценимо и воспитательное значение подвижных игр. Оно обеспечивает социальное формирование личности ребенка. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться, общим правилам игры. В подвижной игре дошкольники учатся, честности, искренности, умению дружить, помогать и сопереживать друг другу. Правильное руководство подвижной игрой способствует воспитанию активной творческой личности

Огромный вклад в развитие подвижных игр внес русский педагог  Петр Францевич Лесгафт. Он создал оригинальную, для своего времени научно обоснованную систему физического воспитания, связанную самым тесным образом  с умственным, нравственным и эстетическим развитием детей. Основоположник отечественной  системы физического воспитания. Петр Францевич Лесгафт любил повторять «Детская игра – это не забава», он видел в игре своеобразную форму деятельности, посредством которой ребенок готовится к жизни, приобретает необходимые навыки и привычки, усваивает социальный опыт, формирует черты своего характера, тренируется в нравственных поступках. Он писал, что каждая игра должна иметь определенную цель, а форма игры – отвечать этой цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать возвышающее чувство удовольствия, причем игровые действия предварительно должны усваиваться детьми в систематических упражнениях. П.Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как важнейшее средство всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств. Систематическое проведение подвижных игр способствует развитию у детей умения управлять своими движениями, дисциплинирует их тело, приучает действовать с различным физическим напряжением [2, с.33].

 

1.2 Классификация  подвижных игр

В основе классификации подвижных  игр необходимо учитывать:

• сложность подвижной  игры;

• возраст детей;

• степень подвижности  детей;

• разнообразие видов основных движений;

• психофизические качества;

• содержание подвижных  игр.

Классификация подвижных  игр по сложности: – они делятся на элементарные и спортивные [4, с.73].

Элементарные  игры – к ним относятся:

1. сюжетные – имеют готовый сюжет и твердо установленные правила. Игровые действия в них связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Эти игры преимущественно коллективные, проводятся небольшими группами или всем коллективом одновременно. К ним можно отнести и народные игры;

2. бессюжетные игры – содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. К ним относятся:

• игры типа перебежек, «ловишек»  Они не имеют сюжета, образов, но в них есть правила, роль, игровые действия;

• игры с элементами соревнования (индивидуального и коллективного);

• несложные игры-эстафеты, которые проводятся с разделением  на команды. В них ребенок стремится хорошо выполнить задание, чтобы улучшить результат своей команды;

• игры с использованием предметов (мячи, кегли, булавы, кубы). Такие игры требуют определенных условий; правила в них направлены на определенный порядок расстановки предметов и пользования ими, очередность действий играющих с элементами соревнований для достижения лучших результатов;

3. игры-забавы – для маленьких детей типа «ладушки», «коза рогатая». Они побуждают маленьких детей к активным движениям;

4. игры-аттракционы – их отличительная особенность – двигательные задания выполняется в необычных условиях и часто включают элемент соревнования;

5. игровые упражнения – где каждый ребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого [4, с.73].

Спортивные игры – это городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей. Эти игры требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движения, быстроты двигательной реакции.

Классификация подвижных  игр по формированию психофизических качеств:

• игры на формирование ловкости;

• игры на формирование быстроты;

• игры на формирование выносливости;

• игры на формирование силы.

Классификация подвижных  игр по двигательному содержанию (доминирующему в каждой игре основному движению):

• игры с ходьбой;

• игры с бегом;

• игры с лазанием;

• игры с метанием;

• игры с прыжками.

Классификация подвижных  игр по степени физической нагрузки:

• игры большой подвижности  – отличительная особенность  – одновременно участвует вся группа детей и в основу их положены бег и прыжки;

• игры средней подвижности  – отличительная особенность  – в игре активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов и др.) или движения выполняются по подгруппам;

• игры малой подвижности  – отличительная особенность  – движения в игре выполняются в медленном темпе, с небольшой интенсивностью (игры с ходьбой, игры на внимание) [6, с.77].

Информация о работе Методика обучения детей дошкольного возраста основным движениям (с использованием подвижных игр и эстафет)