Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель работы - исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей 6-7 лет.
Гипотеза - активные занятия подвижными играми, эстафетами содействует процессу правильного физического развития ребенка, формированию основных движений. Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
- изучить значение подвижных игр и эстафет в физическом воспитании дошкольников; - описать классификацию подвижных игр; - рассмотреть обучение дошкольников основным движениям с помощью подвижных игр и эстафет;
- провести диагностику уровня развития основных движений у детей дошкольников возраста;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСНОВЫНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ……………………….....
1.1 Значение подвижных игр и эстафет в физическом воспитании дошкольников…………………………………………………………………
1.2 Классификация подвижных игр…………………………………………
1.3 Обучение дошкольников основным движениям с помощью подвижных игр и эстафет……………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ……………….................
2.1 Диагностика уровня развития основных движений у детей дошкольников возраста…………………………………………………….
2.2 Система работы по формированию основных движений с помощью подвижных игр и эстафет…………………………………………………...
2.3 Сравнительный анализ полученных результатов после проделанной экспериментальной работы…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
Классификация подвижных игр по использованию пособий и снарядов:
• игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки, шнуры);
• игры с крупными гимнастическими пособиями (гимнастическая стенка, кубы, модули, доски, гимнастическая скамейка, длинные гимнастические палки).
Игры, подготавливающие к отдельным видам спорта – использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для конкретного вида спорта.
Классификация русских народных подвижных игр:
1. По характеру использования фольклорного подкрепления:
• народные игры с речевым сопровождением (миниатюры устного народного творчества);
• народные игры без речевого сопровождения;
2. По способу распределения на роль:
• игры с выбором водящего при помощи считалок;
• игры с делением на группы при помощи сговорок и жеребьевок;
3. С преимущественным
проявлением двигательных
• игры на развитие ловкости и точности движений;
• игры на развитие быстроты реакции;
• игры на развитие меткости, глазомера;
• игры на развитие ритмичности и пластики движений;
• игры на ориентировку в пространстве и коллективе;
4. С преимущественным
проявлением психических
• игры на развитие концентрации и устойчивости внимания;
• игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти;
• игры на развитие наглядно-образного мышления;
• игры на развитие связной речи [7, с.85].
1.3 Обучение дошкольников основным движениям с помощью подвижных игр и эстафет
Младший дошкольный возраст
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно активны, т.к. их
двигательная активность является для них биологической потребностью, поэтому очень важно создавать условия для удовлетворения этой потребности.
Подвижные игры с детьми этого возраста должны проводиться ежедневно, причем их продолжительность в течение недели может изменяться в зависимости от времени проведения физкультурного занятия. В отсутствии физкультурных занятий продолжительность подвижной игры в сочетании с различными физическими упражнениями может быть увеличена.
Основным условием успешного проведения подвижных игр с детьми является знание педагогом методики организации игрового процесса.
Воспитателю необходимо заранее определить задачи, в том числе образовательные и воспитательные, которые ему нужно выполнить при проведении той или иной игры. Достижение поставленной цели будет реализовано в том случае, если правильно выбрана сама игра, грамотно и умело организовано руководство подвижной игрой [12, с.102].
Подготовка к игре
Подготовка к игре начинается с ее выбора, который, в свою очередь, зависит от целей и задач, стоящих перед педагогом, места проведения, возрастных особенностей детей, их физического развития, степени овладения необходимыми двигательными умениями и навыками. Подбирая игру, педагог прежде всего должен обратиться к «Программе», которая составлена с учетом общей физической подготовленности детей конкретного возраста.
Программный перечень подвижных игр направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Кроме того, в подготовку к проведению игры входит также и предварительное ознакомление педагогом содержания подвижной игры, ему необходимо знание подвижных игр не только своей группы, но и смежных возрастных групп. Основным требованием при отборе подвижной игры является соответствие содержания игровых действий и правил возрастным особенностям детей, их двигательным умениям и навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям познания нового. Поэтому очень важно подбирать такие игры, чтобы двигательные задания в них; основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Такой подход способствует длительному сохранению интереса к игре и постепенному росту и развитию двигательных умений и навыков. Педагог должен помнить, что, варьируя игру, нельзя менять ее сюжет и композицию. При подборе игры надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны малышам, необходимо учитывать сезонные явления, время дня, в какое будет проводиться игра, погоду, температуру воздуха, место проведения игры, имеющееся оборудование и инвентарь, условия при каких будет она проводиться и с каким количеством детей. При проведении подвижной игры во второй половине дня (вечерней прогулке) можно использовать любые подвижные игры знакомые детям[7, с.76].
Обязательно перед игрой необходимо обратить внимание на гигиеническое состояние места, где будет проходить игра. Непосредственно перед игрой педагогу необходимо подготовить игровой материал. Детей 3-го года жизни надо предварительно ознакомить с теми, предметами и движениями, которые будут использоваться в игре, рассмотреть игрушки, которыми дети будут играть, чтобы во время игры они не отвлекались.
Организация подвижной игры
Важным моментом в методике
организации подвижных игр
Руководство подвижной игрой
Проводя подвижную игру с детьми младшего возраста, педагог часто совмещает руководство самой игрой с выполнением ответственной главной роли. Причем чем меньше дети, тем активнее проявляет себя педагог в игре.
Главная задача педагога – стимулировать двигательную активность детей и создавать радостное настроение во время участия в игре. Совмещение двух ролей – участника и организатора – важнейшая отличительная особенность игры в младшем дошкольном возрасте. При проведении подвижной игры необходимо помнить о недопустимости: чрезмерной физической нагрузки.
Подведение итогов подвижной игры
Малышей обязательно нужно похвалить. Игру с детьми 3-го года жизни можно повторять 3-4 раза подряд, затем переключиться на другую известную игру, позже можно снова вернуться к повторению ранее разученной игры.
Подвижные игры для детей 4-го года жизни могут быть проведены от 4-х до 6-ти раз подряд. Хорошо знакомые подвижные игры можно проводить повторно через 7-10 дней [12, с.121].
Средний дошкольный возраст
Подвижные игры и игровые упражнения в среднем дошкольном возрасте проводятся ежедневно 2 раза в день – на утренней и вечерней прогулке, причѐм продолжительность в течение недели может изменяться, Если в определенные дни физкультурные занятия не проводятся, то продолжительность подвижных игр вместе с различными, физическими упражнениями может быть увеличена.
Подбор подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста
В среднем дошкольном возрасте подвижные игры проводятся по тем же условиям, что и в младшем дошкольном возрасте. Однако необходимо учитывать, что интересы детей 5-го года жизни становятся более разнообразными. Им интересна совместная деятельность в небольшом коллективе, т.к. формируется умение играть и заниматься сообща. В этом возрасте усложняются и взаимодействия в самой игре. Появляются игры с ловлей, увертыванием, быстрым бегом. Результаты некоторых подвижных игр зависят от согласованных действий двух или нескольких детей. Таким образом, в подвижных играх возникают ситуации, способствующие проявлению элементов коллективной ответственности за выполнения исхода игры [14, с.88].
Подбирать подвижную игру
на физкультурное занятие
Подготовка к игре
Подготовку к игре лучше поручать малоподвижным, застенчивым детям, т.к. у них появляется желание участвовать в игре. При организации игры большое внимание уделять сбору детей на игру. Варианты сборов могут быть различным: зазывалочки (раз, два, три – играть скорей беги!), загадки, считалки, использование нестандартного звукового или зрительного сигналов (свисток, колокольчик, музыкальный гонг).
Интересно использовать сюрпризные моменты – разучивание новой игры; через малознакомые персонажи, которые могут быть участниками подвижной игры.
Объяснение правил подвижной игры
Объяснение правил игры начинается с сообщения названия игры, в котором предельно кратко излагается содержание игры, даются правила игры с напоминанием выполнения основных движений. Затем распределяются роли водящего и участников-игроков. Здесь же раздается атрибутика и оговаривается размещение играющих на площадке. В последнюю очередь подается подача сигнала к началу игры. Выбор водящего может быть по считалке, певалке, по назначению педагога, по выбору самих играющих, по жребию, по угадыванию голоса, по очередности, по результатам предыдущей игры, вытягивании палочки, загадкам [13, с.102].
Руководство подвижной игрой
В процессе игры могут быть замечания, но они даются в доброжелательном тоне, с напоминанием правил игры. Если правила усложняются, то нужно добиваться более точного выполнения правил. Надо приучать детей к самостоятельному выполнению правил (без напоминания педагога). При проведении подвижной игры необходимо следить за физической нагрузкой.
Подведение итогов подвижной игры
Подведение итогов подвижной игры должно быть кратким. Хвалить нужно всех участников и особенно ловких и быстрых, тех кто не нарушал правил игры. Подводя итоги игры, внимание педагога должно быть направлено не на увеличение количества новых подвижных игр, а на повторение и усложнение уже ранее знакомых. Повторять одну и ту же игру можно на 2-3 занятиях, затем к ней можно вернуться через некоторое время. В этом возрасте начинаем учить детей организовывать игру самостоятельно.
Старший дошкольный возраст
Подвижные игры проводятся 2 раза в день на утренней и вечерней прогулке. В связи с расширением двигательного опыта и кругозора содержание подвижных игр все более усложняется, в них включаются новые сюжеты и образы. В старшей группе большое место отводится бессюжетным играм типа «Ловишки», а также играм с элементами эстафет-соревнований. Объяснение игры происходит до ее начала. Объяснение правил игры в том же порядке, как и в предыдущих группах. Успех игры будет зависеть от того» как дети поймут правила игры. Если правила и содержание игры вызывает у детей трудности, то нужно обязательно показать, чтобы убедиться в том, что дети правильно поняли игру (можно задавать дополнительные вопросы).
В этом возрасте появляется деление на команды. Варианты деления могут быть разными: по назначению педагога, по назначению капитанов, по расчету, по сговору. Кроме того, разделившись на команды, участники могут решать самостоятельно, какая из команд начнет игру первой. Количество ролей в игре возрастает до 3-4-х. Участие педагога в игре необязательно. Педагог должен всегда помнить о физической нагрузке во время проведения подвижной игры и продолжать учить детей навыкам самостоятельной организации знакомых игр, умению доводить игру до конца [14, с.102].
Варьирование и усложнение подвижных игр
Подвижные игры – это школа движений, поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта подвижные игры можно усложнять, но нельзя менять замысел и композицию игры. Варьируя игру можно:
• увеличивать дозировку
(повторность и общую
• усложнять двигательное содержание (воробушки из домика не вылетают, а выпрыгивают);
• изменять размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадке);
• сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный) провести подвижную игру в нестандартных условиях (по песку бегать труднее, в парке, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол руками и ногами);
• усложнять правила (в
старших группах пойманных
ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ
2.1 Диагностика
уровня развития основных
Тестирование уровня физической подготовленности детей, в соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада, проводит инструктор по физической культуре; воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.
Для определения исходного уровня физической подготовленности детей тестирование осуществлено в рамках занятий по физической культуре.
Всем выполняемым упражнениям предшествует разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку дается две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносится лучший результат.
При оценке двигательных умений
и физических качеств используются
количественные и качественные показатели.
Первый, наиболее распространенный способ
оценки физической подготовленности -
это сопоставление средних
Отмечаются и качественные показатели, такие как:
при беге - корпус и голова слегка отклонены назад, но не запрокинуты; движения рук и ног согласованны, бег с отрывом от почвы, движения ног равномерные, не семенящие.