Повышение уровня функционального состояния и физической подготовленности студенток гуманитарного факультета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:45, дипломная работа

Краткое описание

В современных условиях подготовки специалистов в ВУЗах воз-растает поток информации, уплотняется суточный режим. Напряжение психоэмоциональной сферы студентов резко увеличивается. На этом фоне наблюдается снижение объема двигательной активности студентов, что отрицательно сказывается на состоянии физических и психических возможностей, ведет к ухудшению здоровья и снижает показатели физического развития . К тому же поступающие на первый курс студенты уже имеют различные отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовленность. Низкий уровень физической подготовленности обусловлен недостаточным физическим развитием и функциональным состоянием кардиореспираторной системы организма.
В данной ситуации оптимальное повышение двигательной активности является важным фактором, обеспечивающим укрепление здоровья, профилактику утомления и совершенствования процессов восстановлении работоспособности студентов.
Поэтому возникает проблема внедрения и развития таких форм внеучебных занятий, которые могут заинтересовать и привлечь студентов, носят оздоровительно-профилактическую направленность, наиболее эффективно воздействуют на функциональные возможности организма занимающихся и занимают минимум свободного времени, что особенно важно в связи с его дефицитом. Наиболее доступным и эффективным в этом отношении является длительные упражнения циклического характера - аэробные упражнения . Самыми популярными аэробными упражнениями по праву считаются оздоровительный бег, а у женщин еще и ритмическая гимнастика.

Содержание

Глава 1. Обзор литературы................................……………………..............6
1.1 Уровень физического состояния и двигательной активности студентов на современном этапе..............……………………………………………... 6
1.2 Аэробные упражнения как одно из основных средств укрепления здоровья и повышения работоспособности человека...................................9
1.3 Применение оздоровительного бега и ритмической гимнастики в физическом воспитании студентов..…………………………………......... 12
1.4 Сочетание аэробных упражнений с другими видами упражнений..................……………………………………………………….15
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования..........………….…. 18
Задачи исследования...........................................………………………….... 18
Методы исследования..........................................…………………………....18
Организация исследования......................................………………………...20
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение..........…………………...26
3.1 Влияние занятий на физическое развитие...................….……………...26
3.2 Влияние занятий на функциональное состояние........……………….....27
3.3 Влияние занятий на физическую подготовленность..…..…………….. 30
Выводы..................................................................…………….……………...35
Практические рекомендации..........................................…………………….37
Литература..............................................................………….…………….....39
Приложения...................................................…………………………............44

ВВЕДЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 31.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)


МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Квалификационная работа

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ  ФУНКЦИОНАЛЬНОГО  СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

 

Исполнитель:

студентка VI курса, кафедры ФОТ

Буркова А.А.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Причалов М.А.

 

 

 

 

 

 

Малаховка - 2007 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение............................................................…………………………........3

Глава 1. Обзор литературы................................……………………..............6

1.1 Уровень физического состояния и двигательной активности студентов на современном этапе..............……………………………………………... 6

1.2 Аэробные упражнения как одно  из основных средств укрепления  здоровья и повышения работоспособности  человека...................................9

1.3 Применение оздоровительного  бега и ритмической гимнастики  в физическом воспитании студентов..…………………………………......... 12

1.4 Сочетание аэробных упражнений  с другими видами упражнений..................……………………………………………………….15

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования..........………….…. 18

Задачи исследования...........................................………………………….... 18

Методы исследования..........................................…………………………....18

Организация исследования......................................………………………...20

Глава 3. Результаты исследования и  их обсуждение..........…………………...26

3.1 Влияние занятий на физическое  развитие...................….……………...26

3.2 Влияние занятий на функциональное  состояние........……………….....27

3.3 Влияние занятий на физическую подготовленность..…..…………….. 30

Выводы..................................................................…………….……………...35

Практические рекомендации..........................................…………………….37

Литература..............................................................………….…………….....39

Приложения...................................................…………………………............44

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях подготовки специалистов в ВУЗах возрастает поток информации, уплотняется суточный режим. Напряжение психоэмоциональной сферы студентов резко увеличивается. На этом фоне наблюдается снижение объема двигательной активности студентов, что отрицательно сказывается на состоянии физических и психических возможностей, ведет к ухудшению здоровья и снижает показатели физического развития (9, 10). К тому же поступающие на первый курс студенты уже имеют различные отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовленность (27, 32). Низкий уровень физической подготовленности обусловлен недостаточным физическим развитием и функциональным состоянием кардиореспи-раторной системы организма (8).

В данной ситуации оптимальное повышение  двигательной активности является важным фактором, обеспечивающим укрепление здоровья, профилактику утомления и совершенствования процессов восстановлении работоспособности студентов.

Поэтому возникает проблема внедрения  и развития таких форм внеучебных занятий, которые могут заинтересовать и привлечь студентов, носят оздоровительно-профилактическую   направленность, наиболее эффективно воздействуют на функциональные возможности организма занимающихся и занимают минимум свободного времени, что особенно важно в связи с его дефицитом. Наиболее доступным и эффективным в этом отношении является длительные упражнения циклического характера - аэробные упражнения (6, 7, 16, 17). Самыми популярными аэробными упражнениями по праву считаются оздоровительный бег, а у женщин еще и ритмическая гимнастика.

 

Актуальность работы.

В занятиях ритмической гимнастикой  упражнения выполняются под музыку и направлены в основном на улучшение функций опорно-двигательного аппарата, кроме того исследования по изучению воздействия ритмической гимнастики на сердечно-сосудистую и дыхательную систем, показывают что занятия лишь только ритмической гимнастикой не повышают эти функции. Нами же была предпринята попытка включения в занятия ритмической гимнастикой оздоровительного бега.

Научная новизна.

Разработанная нами методика комплексного использования ритмической гимнастики и оздоровительного бега студентками во вне-учебное время, выявлена эффективность ее в отношении физического развития, функционального состояния и физической подготовленности занимающихся.

Объект и предмет  исследования.

Объектом исследования являются студентки 17-19 лет.

Предметом исследования является изучение влияния комплексной программы (оздоровительный бег и ритмическая гимнастика) на студенток.

Рабочая гипотеза.

Мы предположили, что включение  в занятия по ритмической гимнастики оздоровительного бега будет способствовать повышению функционального состояния занимающихся.

Практическая значимость.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в ней разработана  комплексная программа оздоровительных  занятий для девушек-студенток, которая  может быть использована инструкторами по ритмической гимнастики, преподавателями физического воспитания в их практической работе, также в практике работы групп здоровья.

Это послужило выбором исследования, основной целью которого явилась разработка методических подходов к проведению занятий по ритмической гимнастики с девушками.

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Уровень физического  состояния и двигательной активности  студентов на современном этапе

Адаптация первокурсников к новым  условиям учебно-трудовой деятельности в значительной мере определяется их физическим состоянием к моменту поступлению в ВУЗ. Из поступивших на первый курс студентов 10-13% имеют различные отклонения в состоянии здоровья, а у 12-14% студентов наблюдается низкий уровень физического развития и недостаточная физическая подготовленность (31). Ежегодно увеличивается число первокурсников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (16, 21, 29). Анализ данных медицинских осмотров студентов 1-2 курсов показал наличие у них нарушений со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной   систем,   желудочно-кишечного  тракта  и   опорно-двигательного аппарата, слабую физическую подготовленность в большинстве случаев (16, 29).

Для телосложения нетренированных  женщин характерно некоторое повышение нормальных величин весоростового индекса, имеющие тенденцию увеличиваться с возрастом ( 34). Отмечается также повышение минимального артериального давления от курса к курсу, что является негативным фактором в деятельности сердечнососудистой системы.

В связи с отмеченными моментами  положительная динамика роста результатов  по физической подготовке в вузах  замедляется или даже сменяется  некоторым ухудшением, что можно  объяснить также значительной гипоксией, не компенсируемой отведенными 4-мя часами в неделю занятий по физическому воспитанию.

Активный двигательный режим является эффективным средством устранения неблагоприятного влияния нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья и обеспечения высокого уровня умственной и физической работоспособности (9). Низкий уровень физической подготовленности обусловлен в первую очередь недостаточным развитием функциональных систем организма, показатель которых стабилизируется после второго курса или снижается из года в год по мере обучения в ВУЗе (8).

По исследованиям А. Ф. Шубабко (44) физическое развитие студентов по весу и поверхности тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, становой силе и силе кистей рук только в 50% случаев соответствовали общепринятым нормам. Другую половину составили юноши, имеющие вес тела в избытке (27%), в недостатке (13,8%), низкие показатели ЖЕЛ (21,6%). У девушек обнаружены аналогичные результаты, но процент случаев с избыточным весом значительно выше (37%), что отрицательно влияет на аэробную работоспособность.

Весо-ростовой индекс, выражающий отношение массы тела к длине тела и имеющий тенденцию для нетренированных женщин увеличиваться с возрастом, в среднем для женщин равен 325 - 327 г/см. Среди обследуемых 40% имеют его в этих пределах; 18,7% - ниже средних значений; 41,2% - выше средних, что говорит об изменений массы тела у этих студенток. Жизненный индекс в среднем для данного контингента составляет 55 - 60 мл/кг. В этих пределах индекс отмечен у 20% студенток, а у 67,5% - ниже средних, что свидетельствует о недостаточной ЖЕЛ.

Активный двигательный режим является эффективным средством устранения неблагоприятного влияния нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья и обеспечения высокого уровня умственной и физической работоспособности (10, 47). Суммарная двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет - 65%, а во время экзаменов - 39 - 46% от ее уровня во время каникул. Дефицит движений у большинства студентов составляет 80% времени в течении учебного года. Наиболее высокий среднесуточный объем двигательной активности наблюдается у студентов в те дни, когда проводятся учебные занятия по физическому воспитанию или спортивные тренировки. В эти дни физическая активность возрастает на 30 — 70% по сравнению с днями, в режиме которых отсутствовали специально организованные занятия физическими упражнениями. Ве-личена прироста двигательной активности зависит от моторной плотности, характера занятий, условия их проведения. Наибольший объем двигательной активности выполняют студенты на занятиях, в которых преобладает циклический режим работы. В период сдачи экзаменов у подавляющего большинства студентов наблюдается низкий уровень двигательной активности. По сравнению с периодом учебных занятий он снижается на 30 — 50%. Значительное снижение уровня двигательной активности в экзаменационные периоды определенно сказывается на общем состоянием здоровья студентов, их физической и умственной работоспособности (10). Студенты с более высоким уровнем двигательной активности отличаются лучшей способностью к мобилизации памяти, эмоциональной устойчивостью, большей уверенностью в своих действиях (48).

Недостаток учебных  занятий по физическому воспитанию должен компенсироваться дополнительными внеучебными формами двигательной активности.( 5, 9 ). Важнейшим резервом повышения уровня двигательной активности студентов является самостоятельные занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня и в свободное от учебы время. За их счет объем двигательной активности может быть увеличен на 46% в дни учебных занятий, на 62% в дни сдачи экзаменов, на 72% в выходные дни. (9 ).

 

 

1.2 Аэробные упражнения  как одно из основных средств  укрепления здоровья и повышения работоспособности человека.

Одним из самых эффективных средств  укрепления и тренировки всех функций организма является регулярное выполнение циклических упражнений аэробного характера. Их доступность лицам разного возраста, уровня подготовленности и состояния здоровья позволяет считать аэробные упражнения наиболее рациональными видами массовой физкультуры (7).

Термин «аэробика» был предложен  известным американским специалистом по оздоровительной физической культуре Кеннетом Купером (17). Под «аэробикой»  понимается систематической выполнение только тех физических упражнений, которые охватывают работой большую группу мышц (около 2/3 от мышечной массы тела) и являются продолжительными (15-40 минут и более без перерыва), но самое главное - движения обеспечиваются энергией за счет аэробных процессов. Поэтому важна оптимальная интенсивность в мышечной работы (7, 17).

Среди основных видов физических упражнений, обладающих аэробным оздоровительным  потенциалом, выделены: бег (также бег  на месте),быстрая ходьба, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, катание на коньках, гребля, плавание, спортивные игры, прыжки со скакалкой.

Попыткой соединить положительное  влияние продолжительных упражнений на выносливость со специфическим воздействием гимнастики является аэробная ритмическая гимнастика. Ее следует отличать от ритмической гимнастики, которая тоже может сопровождаться музыкой, но упражнения выполняются с наибольшими интервалами для отдыха между ними.

Под действием аэробной тренировки увеличивается содержание миоглобина в мышцах. Этот белок, аналогично гемоглобину  в эритроцитах крови, способен связывать кислород. Увеличивается количество капилярных сосудов, улучшается деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем. (17 ). Под влиянием тренировки снижается уровень холестерина в крови и усиливается его распад в печени, снижается уровень липопротеинов низкой плотности и липопротеинов очень низкой плотности, содержащих триглицерин, увеличивается уровень липопротеинов высокой плотности. Эти изменения в содержании липопротеинов снижают риск коронарных болезней сердца (6).

Многими авторами отмечается значительное повышение физической работоспособности под влияние регулярных занятий аэробными упражнениями (1, 2, 6,18, 21, 36). Систематические занятия физическими упражнениями положительно влияют и на двигательные качества. В результате занятий с женщинами зрелого возраста отмечалось увеличение силы мышц брюшного пресса, показателей динамометрии кисти, становой силы, улучшение показателей гибкости (14, 36).

Американский ученый Кеннет Купер (34 ) отмечает семь основных положительных сдвигов в состоянии здоровья в результате занятий аэробикой:

1. Аэробика укрепляет костную  систему.

2. Аэробика поможет справится  с физическими и эмоциональными стрессами.

3. Аэробика служит действенным  средством против эмоциональных растройств.

4. Аэробика улучшит интеллектуальные способности и повысит работоспособность занимающихся..

5. Аэробика - реальный путь к  похудению и поддержанию веса  в норме.

6. Аэробика защитит от риска  сердечных заболеваний.

7. Используя разнообразные программы  аэробики, можно получить максимальную пользу за минимум времени. Одним из самых популярных аэробных упражнений, используемых людьми, стремящихся к физическому совершенствованию, является оздоровительный бег и ритмическая гимнастика.

В настоящее время разработано  много методических рекомендаций и тренировочных программ для различных возрастов, полов, социальных групп, учитывающие уровень подготовленности и другие особенности занимающихся оздоровительным бегом (6, 40) и ритмической гимнастикой (14, 15, 35 и др.). Основные принципы дозирования нагрузок в существующих программах имеют некоторые различия. Нагрузка на организм определяется соотношением между характеристиками мышечной работы и предварительной адаптивностью организма к мышечной деятельности (7). Чем выше функциональные способности, тем больше необходимо тренироваться, чтобы не только увеличить их в дальнейшем, но также чтобы поддерживать достигнутый уровень.

Информация о работе Повышение уровня функционального состояния и физической подготовленности студенток гуманитарного факультета