Повышение уровня функционального состояния и физической подготовленности студенток гуманитарного факультета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:45, дипломная работа

Краткое описание

В современных условиях подготовки специалистов в ВУЗах воз-растает поток информации, уплотняется суточный режим. Напряжение психоэмоциональной сферы студентов резко увеличивается. На этом фоне наблюдается снижение объема двигательной активности студентов, что отрицательно сказывается на состоянии физических и психических возможностей, ведет к ухудшению здоровья и снижает показатели физического развития . К тому же поступающие на первый курс студенты уже имеют различные отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовленность. Низкий уровень физической подготовленности обусловлен недостаточным физическим развитием и функциональным состоянием кардиореспираторной системы организма.
В данной ситуации оптимальное повышение двигательной активности является важным фактором, обеспечивающим укрепление здоровья, профилактику утомления и совершенствования процессов восстановлении работоспособности студентов.
Поэтому возникает проблема внедрения и развития таких форм внеучебных занятий, которые могут заинтересовать и привлечь студентов, носят оздоровительно-профилактическую направленность, наиболее эффективно воздействуют на функциональные возможности организма занимающихся и занимают минимум свободного времени, что особенно важно в связи с его дефицитом. Наиболее доступным и эффективным в этом отношении является длительные упражнения циклического характера - аэробные упражнения . Самыми популярными аэробными упражнениями по праву считаются оздоровительный бег, а у женщин еще и ритмическая гимнастика.

Содержание

Глава 1. Обзор литературы................................……………………..............6
1.1 Уровень физического состояния и двигательной активности студентов на современном этапе..............……………………………………………... 6
1.2 Аэробные упражнения как одно из основных средств укрепления здоровья и повышения работоспособности человека...................................9
1.3 Применение оздоровительного бега и ритмической гимнастики в физическом воспитании студентов..…………………………………......... 12
1.4 Сочетание аэробных упражнений с другими видами упражнений..................……………………………………………………….15
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования..........………….…. 18
Задачи исследования...........................................………………………….... 18
Методы исследования..........................................…………………………....18
Организация исследования......................................………………………...20
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение..........…………………...26
3.1 Влияние занятий на физическое развитие...................….……………...26
3.2 Влияние занятий на функциональное состояние........……………….....27
3.3 Влияние занятий на физическую подготовленность..…..…………….. 30
Выводы..................................................................…………….……………...35
Практические рекомендации..........................................…………………….37
Литература..............................................................………….…………….....39
Приложения...................................................…………………………............44

ВВЕДЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 31.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Таблица 5.

Динамика функционального  состояния студенток (в % от исходного  уровня).

Тестовые

Этапы обсле

Опытные группы

показатели

дования

КП

РГ

ЖЕЛ

2

2,78

1,55

 

3

1,85

1,32

 

4

7,22

3,11

ЧСС в по

2

-2,63

-2,31

кое

3

3,16

0,16

 

4

-5,2

-4,79


 

Повышение показателей ЖЕЛ в  конце эксперимента в группе КП на 7,22% (Р<0,05), в группе РГ на 3,11% (Р>0,05).

3.3 Влияние занятий  на физическую подготовленность.

Динамика физической подготовленности студенток представлены в таблицах 6, 7.

Как видно из таблицы 6, исходные результаты физической подготовленности студенток находятся в основном на низком уровне, только показатель мышц живота в группах и в беге на 100 м., в группе ритмической гимнастики соответствуют среднему уровню подготовленности.

Изменение показателей физической подготовленности студенток хорошо видно на рисунках 2 и 3. Так же как и в показателях физического развития и функционального состояния, наблюдается улучшение результатов физической подготовленности в конце учебных семестров и некоторое снижение их после зимней сессии и каникул таблица 7. Положительные изменения в динамике физической подготовленности более выражены у студенток в группе КП. Так, в беге на 100 м в группе РГ результаты улучшились на 3,93% (Р<0,05), в группе КП - на 4,93% (Р<0,05); в беге на 2000 м в группе РГ - на 4,91% (Р<0,05), в группе КП - на 10,77% (Р<0,05) (таблица 7).

Таблица 6.

Динамика физической подготовленности

Опыт

Этапы

Показатели

ные

обсле

Подъем ту

Сгибание и

Прыжок в

Бег на

Бег на

груп

дова

ловища из

разгибание

длину с места,

100 м, с

2000 м, с

пы

ния

положения

рук,раз

см

 

 

 

 

лежа, раз

 

 

 

 

КП

 

 

 

 

17,65

735,5

 

1

30,75±4,84

3,05±2,67

171,6±17,53

±1,07

±88,48

 

2

36,6±5,04

5,15±4,63

175,45±15,63

 

 

 

3

34,6±4,64

4,95±3,68

174,2±16,06

 

 

 

4

39,3±3,57

8,5±3,73

184,8±13,97

16,78

656,25

 

 

 

 

 

±0,75

±59,03

РГ

 

 

 

 

17,31

733,73

 

1

30,53±6,00

3,13±2,58

170,27+16,03

±0,94

±54,09

 

2

34,93±3,72

5,73±3,56

176,27±17,73

 

 

 

3

34,27±5,16

5,33±3,44

173,47±13,94

 

 

 

4

38,06±4,30

7,97±2,22

181,97±13,04

16,63

697,67

 

 

 

 

 

±0,75

±36,69


 

Прыжок в длину с места  в группе КП увеличился на 13,2 см, в  группе РГ на 11,7 см. В подъеме туловища из положения лежа в группе КП увеличился на 27,8%, а в группе РГ на 24,66%, сгибание и разгибание рук КП на 178,69% и в группе РГ на 154,6% (таблица 7).

 

Таблица 7.

Динамика физической подготовленности студенток (в % от исходного  уровня).

Тесты

Этапы обследования

Опытные группы

КП

РГ

Бег на 100 м

4

-4,93

-3,93

Бег на 2000 м

4

-10,77

-4,91

Прыжок в длину с  места

2

3

4

2,24

1,52

7,69

3,52

1,88

6,87

Подъем туловища из положения лежа

2

3

4

19,02

12,52

27,8

14,41

12,25 24,66

Сгибание и разгибание рук

2

3

4

68,85

62,3

178,69

83,07

70,29

154,6


 

В динамике показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студенток в группах наблюдается сходство их направленности по этапам учебного года: улучшение показателей в конце каждого учебного полугодия и ухудшение их после экзаменационной сессии и каникул.

 

Рисунок 2

Динамика показателей  в беговых тестах у студенток. 1-ГУ - этапы обследования.

 
        

Выводы

1. Анализ литературных данных  свидетельствует о том, что  имеются работы, показывающие успешность  использования ритмической гимнастики в процессе физического воспитания девушек - студенток, доказано положительное влияние их на организм и его функции. Однако, в литературе отсутствуют научно обоснованные данные о комплексном применении в занятиях оздоровительного бега и ритмической гимнастики.

2. Результаты проведенного нами  анкетного опроса (96 человек), показали, что комплексное применение оздоровительного  бега и ритмической гимнастики  во внеурочное время вызывает  интерес у студенток. Положительно на этот вопрос ответили 73,5% опрошенных девушек - студенток (приложение 1 и 2).

3. Применение комплексной программы  в занятиях со студентками во внеурочное время позволило получить положительную динамику показателей:

а) физического развития - увеличение жизненного индекса на 4,14 мл/кг, становой силы на 14,16%;

б) функционального состояния - увеличение ЖЕЛ на 7,22%, уре-жение ЧСС в покое  на 3,95 уд/мин.

в) физической подготовленности —  улучшились результаты в беге на 100 м в среднем на 0,87 с, в беге на 2000 м на 10,77%, в прыжке в длину с места на 13,2 см, в подъеме туловища из положения лежа на 27,8%, в сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола на 5,45 раза.

4. Режим комплексной программы  включает в себя: 1-ый день —  ритмическую гимнастику 45 мин, 2-ой  день - оздоровительный бег 30 мин и 8 - 10 мин ОРУ, 3-ий день оздоровительный бег 20 мин и ритмическую гимнастику на растягивание 15—20 мин.

5. На начальном этапе по комплексной  программе целесообразно освоить  нагрузки подготовительного этапа  с интенсивностью 65 — 70% от максимальной ЧСС в занятиях ритмической гимнастикой, 70 - 75% - в занятиях оздоровительным бегом (скорость бега 1,68 — 1,81 м/с, объем бега в одном занятии 1,1 — 3,2 км), 60 - 65% - в занятиях ритмической гимнастикой на растягивание. Основной этап включает тренировки с интенсивностью 70 - 80% от максимальной ЧСС в занятиях ритмической гимнастикой, 75 — 80% - оздоровительным бегом (скорость бега 1,91 - 2,05 м/с, объем бега за одну тренировку 3,4 - 3,6 км) и 65 - 70% - ритмической гимнастикой на растягивание.

6. Разработанная комплексная программа  оздоровительных занятий во внеучебное время расширяет возможности использования средств физического воспитания студентками для повышения активной двигательной деятельности и оказывает положительное воздействие на состояние здоровья, физическое развитие, функциональное состояние и физическую работоспособность занимающихся.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Режим комплексной программы предусматривает  трехразовые занятия в неделю по 45 - 50 минут. Для девушек, ранее  не занимавшихся физическими упражнениями, занятия по программе должны иметь два этапа: подготовительный и основной. Тренировки в подготовительном этапе должны носить втягивающий характер, длительность которого 5—6 недель. Более подготовленным студенткам можно сократить длительность подготовительного этапа или начинать занятия по программе основного этапа.

Занятия по ритмической гимнастике продолжаются 45 минут. Комплекс ее представлен  в приложении 3. Он условно делится  на три части: подготовительную, в  которую включаются разогревающие упражнения, основную, куда входят интенсивные упражнения для всех частей тела, бег, прыжки, и заключительную, направленную на восстановление. Эти части различны по длительности и составляют приблизительно 20, 70 и 10 процентов его времени. Музыкальное сопровождение должно подбираться с учетом интересов занимающихся, а также четкого совпадения темпо-ритмических характеристик музыки и движений. Для подготовительной части комплекса по ритмической гимнастике подойдет музыка, темп которой составляет 110-120 ритмических акцентов в минуту, для основной части 120 - 130 для упражнений стоя и 150 — 170 для бега и прыжков, для заключительной части - 100 ритмических акцентов и меньше.

Через день после занятий ритмической  гимнастикой проводится тренировка по оздоровительному бегу. Заниматься бегом следует на открытом воздухе, что способствует оздоровительному эффекту и вносит разнообразие в тренировки. Бег необходимо начинать с разминки. Она состоит из легкого бега (или быстрой ходьбы) 3—5 минут и 6 - 8 общеразвивающих упражнений. Основная часть тренировки длится 30 минут. Перед заключительной частью тренировки по оздоровительному бегу студентки должны в течение 5 минут продолжать двигаться в медленном темпе, для постепенного уменьшения ЧСС. В заключительную часть тренировки (8-10 минут) включаются общеразвивающие упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, тазового пояса, спины, ног и рук.

Третья тренировка комплексной  программы состоит из разминки (8-10 минут), оздоровительного бега (20 минут) и ритмической гимнастики на растягивание (15 - 20 минут).

Через 3-5 минут после бега студентки  должны приступить к занятиям по ритмической гимнастике на растягивание. Комплекс по РГ на растягивание представлен в приложении 4.

 

Список литературы.

1.   Ахундров К.  М., Кулиев С.Г., Рипс М.К. Роль  занятий ритмической гимнастикой в повышении двигательной активности студентов // Теория и практика физ. культуры. - 1989 с. 60.

2.   Абрамов В.В., Котенко В.Н., Николенко Л.В. Изменение показателей  физической работоспособности лиц занимающихся ритмической гимнастикой. - Тбилиси, 1986 - с. 271 - 273.

3.   Виноградов П. А., Гуськов  С.И. Рекреация по - американски. -М.: Знание, 1990. - с. 156 - 158.

4.   Виру А.А., Нырге П.К. Гормоны  и спортивная работоспособность. - М: Физкультура и спорт, 1983 - 159 с.

5.   Виленский М.Я., Минаев Б.Н.  Закономерности изменения профессиональной  работоспособности студентов в  условиях оптимизации режима труда, быта, отдыха и двигательной активности // Теория и практика физ. культуры. 1976 с. 53-57.

6.   Волков В.М., Мильнер Е.Г.  Человек и бег. — М: Физкультура и спорт. 1987 - 144 с.

7.   Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова  Т.А. Аэробные упражнения. - М.: Физкультура и спорт. 1988 - 142 с.

8.   Виленский М.Я., Мананков  И.Е., Русанов В.П. Комплексный педагогический контроль за физическим воспитанием студентов ВУЗов // Проблемы повышения физической подготовки студенческой молодежи. 1988. С.45 - 54.

9.   Виленский М.Я., Минаев Б.Н.  Пути компенсации дефицита двигательной  активности и повышения уровня физической работоспособности и подготовленности студенток // Теория и практика физ. Культуры 1975. - с. 54 - 57.

10.  Виленский М.Я. Физическое  воспитание и всестороннее развитие  личности будущего учителя // Физическая  культура и спорт учебного труда студентов. - М., 1977. - с. 5 - 22.

11.  Васильева В.В., Попов С.Н., Степочкина Н.А. Опыт медико-биологических наблюдений в процессе тренировки бегунов - стайеров // Теор. и практ. физ. культуры 1971 с. 36 - 39.

12. Гриенко М.Ф., Ефимова Т.Я. Сколько же надо двигаться? -М.: Знание, 1985.-64 с.

13. Зациорский В.М. Основы спортивной  метрологии. - М.:

Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.

14. Ивлев М.П. Содержание и  методика занятий ритмической  гимнастикой с женщинами зрелого  возраста: Дис. ... конд. пед. Наук.

-М., 1987-245 с.

15. Иванова О.А., Шарабарова И.Н.  Занимайтесь ритмической гимнастикой. - М., Советский спорт, 1988 - 64 с.

16.  Купер К. Новая аэробика. - М.: Физкультура и спорт. 1976.

- 124 с.

17.  Купер К. Аэробика для  хорошего самочувствия. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.

18.  Кондратьева Н.Л. Нормирование  нагрузок в оздоровительном беге у студенток ВУЗов: Дис. ... конд. пед. наук. -М., 1990. - 131 с.

19.  Кондратьев Н. Л. Физическое  совершенство // Легкая атлетика - 1988. - с. 21 - 22.

20.  О беге - почти все / сост. Коробов А.Н. - М.: Физкультура и  спорт, 1986. - 64 с.

21.  Упражнения на выносливость - программа здоровья // Под редакцией. X. Келера. -М.: Физкультура и спорт, 1984. - 48 с.

22.  Спортивная медицина: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 307 с.

23. Лубышева Л.И., Грозных Г.М.  О программных основах вузовского физкультурного воспитания // Теория и практика физ. культуры. 1990 с. 42-44.

24.  Лисицкая Т. С. Не соперница, а союзница // Легкая атлетика 1984.-22 с.

25.  Лисицкая Т.С. Ритмическая  гимнастика. - М.: Физкультура и спорт. 1985.-96 с.

26.  Матов В.В., Иванова О.А., Ланцберг  Л.А. Ритмическая гимнастика. - М.: Знание, 1985. - 64 с.

27.  Мариченко А.Л. Физическое воспитание в ВУЗе и здоровье студентов // Теория и практика физ- культуры - 1978. - 47 - 51 с.

28.  Мартынова И.М., Шабельникова  Г.С. Методические указания по организации и проведению занятий по ритмической гимнастике со студентами Ростов на Дону. 1988. - 41 с.

29.  Макеева Н.Н., Темкин И.Б.  Здоровье и бег. - М.: Физкультура и спорт. 1976. - 104 с.

30. Матвеев Л.П. Введение в  теорию физической культуры:

Учеб. пособие для ИФК. - М.: Физкультура  и спорт, 1983. - 128с.

31.  Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт. 1977. - 271 с.

32.  Мокиенко Г. С., Полковникова  Н.М. Роль двигательного режима  в формировании исходного уровня  физической подготовленности и состояния здоровья первокурсников // Физкультура и здоровье студентов: Сб. науч. тр. -М.: МГУ, 1988. - с. 63 - 68.

33. Нечаева Н.В., Башкирова М.М., Павлова  Г.Ф. Аэробика -что это такое? // Теория и практика физ. культуры - 1984. С. 59 - 60.

34.  Осик В.И. Адаптация центрального кровообращения при тренировочной деятельности бегуний. Комплексная оценка эффективности тренировочного процесса в циклических видах спорта. Краснодар 1984.

Информация о работе Повышение уровня функционального состояния и физической подготовленности студенток гуманитарного факультета