Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:45, дипломная работа
В современных условиях подготовки специалистов в ВУЗах воз-растает поток информации, уплотняется суточный режим. Напряжение психоэмоциональной сферы студентов резко увеличивается. На этом фоне наблюдается снижение объема двигательной активности студентов, что отрицательно сказывается на состоянии физических и психических возможностей, ведет к ухудшению здоровья и снижает показатели физического развития . К тому же поступающие на первый курс студенты уже имеют различные отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовленность. Низкий уровень физической подготовленности обусловлен недостаточным физическим развитием и функциональным состоянием кардиореспираторной системы организма.
В данной ситуации оптимальное повышение двигательной активности является важным фактором, обеспечивающим укрепление здоровья, профилактику утомления и совершенствования процессов восстановлении работоспособности студентов.
Поэтому возникает проблема внедрения и развития таких форм внеучебных занятий, которые могут заинтересовать и привлечь студентов, носят оздоровительно-профилактическую направленность, наиболее эффективно воздействуют на функциональные возможности организма занимающихся и занимают минимум свободного времени, что особенно важно в связи с его дефицитом. Наиболее доступным и эффективным в этом отношении является длительные упражнения циклического характера - аэробные упражнения . Самыми популярными аэробными упражнениями по праву считаются оздоровительный бег, а у женщин еще и ритмическая гимнастика.
Глава 1. Обзор литературы................................……………………..............6
1.1 Уровень физического состояния и двигательной активности студентов на современном этапе..............……………………………………………... 6
1.2 Аэробные упражнения как одно из основных средств укрепления здоровья и повышения работоспособности человека...................................9
1.3 Применение оздоровительного бега и ритмической гимнастики в физическом воспитании студентов..…………………………………......... 12
1.4 Сочетание аэробных упражнений с другими видами упражнений..................……………………………………………………….15
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования..........………….…. 18
Задачи исследования...........................................………………………….... 18
Методы исследования..........................................…………………………....18
Организация исследования......................................………………………...20
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение..........…………………...26
3.1 Влияние занятий на физическое развитие...................….……………...26
3.2 Влияние занятий на функциональное состояние........……………….....27
3.3 Влияние занятий на физическую подготовленность..…..…………….. 30
Выводы..................................................................…………….……………...35
Практические рекомендации..........................................…………………….37
Литература..............................................................………….…………….....39
Приложения...................................................…………………………............44
ВВЕДЕНИЕ
Таблица 5.
Динамика функционального состояния студенток (в % от исходного уровня).
Тестовые |
Этапы обсле |
Опытные группы | |
показатели |
дования |
КП |
РГ |
ЖЕЛ |
2 |
2,78 |
1,55 |
|
3 |
1,85 |
1,32 |
|
4 |
7,22 |
3,11 |
ЧСС в по |
2 |
-2,63 |
-2,31 |
кое |
3 |
3,16 |
0,16 |
|
4 |
-5,2 |
-4,79 |
Повышение показателей ЖЕЛ в конце эксперимента в группе КП на 7,22% (Р<0,05), в группе РГ на 3,11% (Р>0,05).
3.3 Влияние занятий
на физическую
Динамика физической подготовленности студенток представлены в таблицах 6, 7.
Как видно из таблицы 6, исходные результаты физической подготовленности студенток находятся в основном на низком уровне, только показатель мышц живота в группах и в беге на 100 м., в группе ритмической гимнастики соответствуют среднему уровню подготовленности.
Изменение показателей физической подготовленности студенток хорошо видно на рисунках 2 и 3. Так же как и в показателях физического развития и функционального состояния, наблюдается улучшение результатов физической подготовленности в конце учебных семестров и некоторое снижение их после зимней сессии и каникул таблица 7. Положительные изменения в динамике физической подготовленности более выражены у студенток в группе КП. Так, в беге на 100 м в группе РГ результаты улучшились на 3,93% (Р<0,05), в группе КП - на 4,93% (Р<0,05); в беге на 2000 м в группе РГ - на 4,91% (Р<0,05), в группе КП - на 10,77% (Р<0,05) (таблица 7).
Таблица 6.
Динамика физической подготовленности
Опыт |
Этапы |
Показатели | ||||
ные |
обсле |
Подъем ту |
Сгибание и |
Прыжок в |
Бег на |
Бег на |
груп |
дова |
ловища из |
разгибание |
длину с места, |
100 м, с |
2000 м, с |
пы |
ния |
положения |
рук,раз |
см |
|
|
|
|
лежа, раз |
|
|
|
|
КП |
|
|
|
|
17,65 |
735,5 |
|
1 |
30,75±4,84 |
3,05±2,67 |
171,6±17,53 |
±1,07 |
±88,48 |
|
2 |
36,6±5,04 |
5,15±4,63 |
175,45±15,63 |
|
|
|
3 |
34,6±4,64 |
4,95±3,68 |
174,2±16,06 |
|
|
|
4 |
39,3±3,57 |
8,5±3,73 |
184,8±13,97 |
16,78 |
656,25 |
|
|
|
|
|
±0,75 |
±59,03 |
РГ |
|
|
|
|
17,31 |
733,73 |
|
1 |
30,53±6,00 |
3,13±2,58 |
170,27+16,03 |
±0,94 |
±54,09 |
|
2 |
34,93±3,72 |
5,73±3,56 |
176,27±17,73 |
|
|
|
3 |
34,27±5,16 |
5,33±3,44 |
173,47±13,94 |
|
|
|
4 |
38,06±4,30 |
7,97±2,22 |
181,97±13,04 |
16,63 |
697,67 |
|
|
|
|
|
±0,75 |
±36,69 |
Прыжок в длину с места в группе КП увеличился на 13,2 см, в группе РГ на 11,7 см. В подъеме туловища из положения лежа в группе КП увеличился на 27,8%, а в группе РГ на 24,66%, сгибание и разгибание рук КП на 178,69% и в группе РГ на 154,6% (таблица 7).
Таблица 7.
Динамика физической подготовленности студенток (в % от исходного уровня).
Тесты |
Этапы обследования |
Опытные группы | |
КП |
РГ | ||
Бег на 100 м |
4 |
-4,93 |
-3,93 |
Бег на 2000 м |
4 |
-10,77 |
-4,91 |
Прыжок в длину с места |
2 3 4 |
2,24 1,52 7,69 |
3,52 1,88 6,87 |
Подъем туловища из положения лежа |
2 3 4 |
19,02 12,52 27,8 |
14,41 12,25 24,66 |
Сгибание и разгибание рук |
2 3 4 |
68,85 62,3 178,69 |
83,07 70,29 154,6 |
В динамике показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студенток в группах наблюдается сходство их направленности по этапам учебного года: улучшение показателей в конце каждого учебного полугодия и ухудшение их после экзаменационной сессии и каникул.
Рисунок 2
Динамика показателей в беговых тестах у студенток. 1-ГУ - этапы обследования.
Выводы
1. Анализ литературных данных свидетельствует о том, что имеются работы, показывающие успешность использования ритмической гимнастики в процессе физического воспитания девушек - студенток, доказано положительное влияние их на организм и его функции. Однако, в литературе отсутствуют научно обоснованные данные о комплексном применении в занятиях оздоровительного бега и ритмической гимнастики.
2. Результаты проведенного нами
анкетного опроса (96 человек), показали,
что комплексное применение
3. Применение комплексной
а) физического развития - увеличение жизненного индекса на 4,14 мл/кг, становой силы на 14,16%;
б) функционального состояния - увеличение ЖЕЛ на 7,22%, уре-жение ЧСС в покое на 3,95 уд/мин.
в) физической подготовленности — улучшились результаты в беге на 100 м в среднем на 0,87 с, в беге на 2000 м на 10,77%, в прыжке в длину с места на 13,2 см, в подъеме туловища из положения лежа на 27,8%, в сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола на 5,45 раза.
4. Режим комплексной программы включает в себя: 1-ый день — ритмическую гимнастику 45 мин, 2-ой день - оздоровительный бег 30 мин и 8 - 10 мин ОРУ, 3-ий день оздоровительный бег 20 мин и ритмическую гимнастику на растягивание 15—20 мин.
5. На начальном этапе по
6. Разработанная комплексная
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Режим комплексной программы
Занятия по ритмической гимнастике продолжаются 45 минут. Комплекс ее представлен в приложении 3. Он условно делится на три части: подготовительную, в которую включаются разогревающие упражнения, основную, куда входят интенсивные упражнения для всех частей тела, бег, прыжки, и заключительную, направленную на восстановление. Эти части различны по длительности и составляют приблизительно 20, 70 и 10 процентов его времени. Музыкальное сопровождение должно подбираться с учетом интересов занимающихся, а также четкого совпадения темпо-ритмических характеристик музыки и движений. Для подготовительной части комплекса по ритмической гимнастике подойдет музыка, темп которой составляет 110-120 ритмических акцентов в минуту, для основной части 120 - 130 для упражнений стоя и 150 — 170 для бега и прыжков, для заключительной части - 100 ритмических акцентов и меньше.
Через день после занятий ритмической гимнастикой проводится тренировка по оздоровительному бегу. Заниматься бегом следует на открытом воздухе, что способствует оздоровительному эффекту и вносит разнообразие в тренировки. Бег необходимо начинать с разминки. Она состоит из легкого бега (или быстрой ходьбы) 3—5 минут и 6 - 8 общеразвивающих упражнений. Основная часть тренировки длится 30 минут. Перед заключительной частью тренировки по оздоровительному бегу студентки должны в течение 5 минут продолжать двигаться в медленном темпе, для постепенного уменьшения ЧСС. В заключительную часть тренировки (8-10 минут) включаются общеразвивающие упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, тазового пояса, спины, ног и рук.
Третья тренировка комплексной программы состоит из разминки (8-10 минут), оздоровительного бега (20 минут) и ритмической гимнастики на растягивание (15 - 20 минут).
Через 3-5 минут после бега студентки должны приступить к занятиям по ритмической гимнастике на растягивание. Комплекс по РГ на растягивание представлен в приложении 4.
Список литературы.
1. Ахундров К. М., Кулиев С.Г., Рипс М.К. Роль занятий ритмической гимнастикой в повышении двигательной активности студентов // Теория и практика физ. культуры. - 1989 с. 60.
2. Абрамов В.В., Котенко В.Н.,
Николенко Л.В. Изменение
3. Виноградов П. А., Гуськов С.И. Рекреация по - американски. -М.: Знание, 1990. - с. 156 - 158.
4. Виру А.А., Нырге П.К. Гормоны
и спортивная работоспособность
5. Виленский М.Я., Минаев Б.Н.
Закономерности изменения
6. Волков В.М., Мильнер Е.Г.
Человек и бег. — М:
7. Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения. - М.: Физкультура и спорт. 1988 - 142 с.
8. Виленский М.Я., Мананков И.Е., Русанов В.П. Комплексный педагогический контроль за физическим воспитанием студентов ВУЗов // Проблемы повышения физической подготовки студенческой молодежи. 1988. С.45 - 54.
9. Виленский М.Я., Минаев Б.Н.
Пути компенсации дефицита
10. Виленский М.Я. Физическое
воспитание и всестороннее
11. Васильева В.В., Попов С.Н.,
Степочкина Н.А. Опыт медико-
12. Гриенко М.Ф., Ефимова Т.Я. Сколько же надо двигаться? -М.: Знание, 1985.-64 с.
13. Зациорский В.М. Основы
Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.
14. Ивлев М.П. Содержание и
методика занятий ритмической
гимнастикой с женщинами
-М., 1987-245 с.
15. Иванова О.А., Шарабарова И.Н.
Занимайтесь ритмической
16. Купер К. Новая аэробика. - М.: Физкультура и спорт. 1976.
- 124 с.
17. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.
18. Кондратьева Н.Л. Нормирование нагрузок в оздоровительном беге у студенток ВУЗов: Дис. ... конд. пед. наук. -М., 1990. - 131 с.
19. Кондратьев Н. Л. Физическое совершенство // Легкая атлетика - 1988. - с. 21 - 22.
20. О беге - почти все / сост. Коробов А.Н. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 64 с.
21. Упражнения на выносливость - программа здоровья // Под редакцией. X. Келера. -М.: Физкультура и спорт, 1984. - 48 с.
22. Спортивная медицина: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 307 с.
23. Лубышева Л.И., Грозных Г.М.
О программных основах
24. Лисицкая Т. С. Не соперница, а союзница // Легкая атлетика 1984.-22 с.
25. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика. - М.: Физкультура и спорт. 1985.-96 с.
26. Матов В.В., Иванова О.А., Ланцберг Л.А. Ритмическая гимнастика. - М.: Знание, 1985. - 64 с.
27. Мариченко А.Л. Физическое воспитание в ВУЗе и здоровье студентов // Теория и практика физ- культуры - 1978. - 47 - 51 с.
28. Мартынова И.М., Шабельникова Г.С. Методические указания по организации и проведению занятий по ритмической гимнастике со студентами Ростов на Дону. 1988. - 41 с.
29. Макеева Н.Н., Темкин И.Б. Здоровье и бег. - М.: Физкультура и спорт. 1976. - 104 с.
30. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры:
Учеб. пособие для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128с.
31. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт. 1977. - 271 с.
32. Мокиенко Г. С., Полковникова
Н.М. Роль двигательного
33. Нечаева Н.В., Башкирова М.М., Павлова
Г.Ф. Аэробика -что это такое? //
Теория и практика физ.
34. Осик В.И. Адаптация центрального кровообращения при тренировочной деятельности бегуний. Комплексная оценка эффективности тренировочного процесса в циклических видах спорта. Краснодар 1984.