Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:45, дипломная работа
В современных условиях подготовки специалистов в ВУЗах воз-растает поток информации, уплотняется суточный режим. Напряжение психоэмоциональной сферы студентов резко увеличивается. На этом фоне наблюдается снижение объема двигательной активности студентов, что отрицательно сказывается на состоянии физических и психических возможностей, ведет к ухудшению здоровья и снижает показатели физического развития . К тому же поступающие на первый курс студенты уже имеют различные отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовленность. Низкий уровень физической подготовленности обусловлен недостаточным физическим развитием и функциональным состоянием кардиореспираторной системы организма.
В данной ситуации оптимальное повышение двигательной активности является важным фактором, обеспечивающим укрепление здоровья, профилактику утомления и совершенствования процессов восстановлении работоспособности студентов.
Поэтому возникает проблема внедрения и развития таких форм внеучебных занятий, которые могут заинтересовать и привлечь студентов, носят оздоровительно-профилактическую направленность, наиболее эффективно воздействуют на функциональные возможности организма занимающихся и занимают минимум свободного времени, что особенно важно в связи с его дефицитом. Наиболее доступным и эффективным в этом отношении является длительные упражнения циклического характера - аэробные упражнения . Самыми популярными аэробными упражнениями по праву считаются оздоровительный бег, а у женщин еще и ритмическая гимнастика.
Глава 1. Обзор литературы................................……………………..............6
1.1 Уровень физического состояния и двигательной активности студентов на современном этапе..............……………………………………………... 6
1.2 Аэробные упражнения как одно из основных средств укрепления здоровья и повышения работоспособности человека...................................9
1.3 Применение оздоровительного бега и ритмической гимнастики в физическом воспитании студентов..…………………………………......... 12
1.4 Сочетание аэробных упражнений с другими видами упражнений..................……………………………………………………….15
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования..........………….…. 18
Задачи исследования...........................................………………………….... 18
Методы исследования..........................................…………………………....18
Организация исследования......................................………………………...20
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение..........…………………...26
3.1 Влияние занятий на физическое развитие...................….……………...26
3.2 Влияние занятий на функциональное состояние........……………….....27
3.3 Влияние занятий на физическую подготовленность..…..…………….. 30
Выводы..................................................................…………….……………...35
Практические рекомендации..........................................…………………….37
Литература..............................................................………….…………….....39
Приложения...................................................…………………………............44
ВВЕДЕНИЕ
Главный вопрос методики занятий оздоровительной физической культурой - выбор оптимальной тренировочной нагрузки. При циклических упражнениях она складывается из следующих компонентов (6):
- продолжительность упражнений (длина преодолеваемых отрезков);
- интенсивность упражнений (скорость передвижения);
- продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
- характер отдыха (наполняемость другими видами деятельности, активный, пассивный отдых);
- число повторений упражнений;
- координационная сложность
Изменяя отдельные компоненты и их сочетания, можно увеличить или уменьшить нагрузку, а следовательно и характер ответных реакций организма (6). Главные характеристики мышечной активности работы - ее объем и интенсивность. Объем нагрузки - это общее количество сделанной работы или общий расход энергии. Интенсивность - это отношение объема к единице времени (7).
Оптимальной считается та интенсивность нагрузки, которая требует применения 80% от пульсового резерва у подготовленных и 60% у неподготовленных (7). Продолжительность выполнения нагрузки также является существенным фактором, определяющим эффективность тренировки. В некоторых экспериментах установлено, что при интенсивности нагрузки около порога анаэробного обмена положительный результат тренировки может отмечаться при продолжительности упражнений 10 — 12 минут.
М.Ф. Гриенко и Г.Я. Ефимова (12) указывают на зависимость продолжительности занятия, обеспечивающего тренирующий эффект, от ЧСС во время работы. Так при ЧСС 130 уд/мин необходимо тренироваться 45 минут, а при ЧСС 150 уд/мин - 10 минут.
Профессор К. Купер (17) определил, что для оздоровительного бега минимальный объем нагрузки у мужчин составляет 15 км медленного бега в неделю или 3 тренировки по 30 минут, у женщин минимальная доза бега снижается до 12 км в неделю. Такую нагрузку - 3 раза в неделю по 30 минут - считают минимальной при тренировке в оздоровительном беге и наши специалисты (6, 19, 20).
Так А.Ф. Синяков (39) отмечает, что женщины хорошо справляются с беговыми нагрузками, однако их интенсивность и длительность должны быть меньше, чем у мужчин.
1.3 Применение оздоровительного бега и ритмической гимнастики в физическом воспитании студентов.
В связи с тем, что тренировка
на выносливость является одним из
самых эффективных средств
Для поддержания высокого уровня работоспособности Н. Кондратьева (19) предлагает студентам программу занятий оздоровительным бегом. Согласно этой программы, вначале надо определить уровень физического состояния. Каждому УФС (их пять) соответствует определенная ступень тренировочной программы. С оптимальным для данного уровня подготовленности объемом и интенсивностью тренировочных занятий. Начальный объем бега 1 км., интенсивность 50% от МПК. Постепенный в течении 10 недель занятий время непрерывного бега доводится до ЗОмин. Переход к очередной ступени осуществляется после достижения соответствующего функционального уровня. Ориентировочно этот период продолжается 8-10 недель (трехразовые тренировки в неделю продолжительностью не менее 30 мин.). Объем бега в основной программе постепенно увеличивается с 3,2 км в первой ступени до 5,9 км в пятой ступени. Скорость бега - с 1.75 м /с до 3,25 м/с. Интенсивность занятий с 50% от МПК до 70% от МПК.
В последние годы все большее число молодежи с увлечением начало заниматься ритмической гимнастикой. В ритмической гимнастике условно выделяют такое направление, как атлетическое (35 ) ,в котором используются общеразвивающие и силовые упражнения в большой дозировке в сочетании с упражнениями на растягивание. К нему относятся и программы, в которых большое внимание уделяют беговым упражнениям (2).
Танцевальному направлению в ритмической гимнастике характерно широкое использование танцев. Ритмическая гимнастика ,в зависимости от подбора средств, может использоваться в любом возрасте. Большой популярностью пользуется ритмическая гимнастика в ВУЗах. (2, 28). Она применяется как самостоятельная форма занятий для повышения двигательной активности студентов, как вспомогательное средство проведения подготовительной части занятия в спортивной гимнастике и в спортивных играх, как одна из форм учебных занятий по физическому воспитанию. Ритмическая гимнастика используется и в занятиях со студентами специальной мед. группы. (10, 33).
1.4 Сочетание аэробных упражнений с другими видами упражнений.
Эффективность и положительное влияние аэробных упражнений на организм и его функции очевидны. Однако, иногда необходимо сочетание их влияния с воздействием упражнений других видов. Исследованиями доказано, что чем ниже исходные двигательные возможности, тем выше эффект тренировки в аэробном режиме. С повышением физической работоспособности влияние аэробных упражнений уменьшается. В этом случае хороший результат дают упражнения смешанного аэробно-анаэробного режима. ( 42 ). Не следует забывать также, что эффекты от занятий одним каким-то видом аэробных упражнений ( оздоровительный бег или ритмическая гимнастика ) подчиняются законам развития адаптации реакций и столь же закономерно проявляются в постепенном уменьшении положительных тренировочных влияний. Чтобы избежать этого однообразия в занятиях, В.М. Волков и Е.С. Мильнер (6) советуют кратковременно переключаться с занятий бегом на другие виды циклических упражнений. В.В. Матов, О.А. Иванова, Л.А. Ланцберг (26) рекомендуют занятия ритмической гимнастикой дополнять другими видами физических упражнений, проводимые на открытых площадках, свежем воздухе (лыжи, бег, плавание, туризм, спортивные игры и т.д.).
Такого же мнения и Т. С. Лисицкая (42), которая отмечает, что оздоровительный бег и ритмическая гимнастика должны дополнять друг друга . Упражнения физической гимнастики можно выполнять в те дни, когда по тем или иным причинам ( плохая погода, занятость и др.) невозможно заниматься бегом, а так же как дополнительное средство к беговым нагрузкам, отдельные ее серии можно использовать в качестве разминки, -советует она. А.Ф. Синяков (39) указывает, что эффективность бега для женщин увеличивается при включении гимнастических упражнений, в том числе и корригирующих ( исправляющих), а так же специальных упражнений, способствующих укреплению мышц брюшного пресса и тазового дна. Гимнастика помогает выработать грациозность, пластичность движений, обрести упругие формы тела
Для изучения путей повышения аэробных способностей женского организма американскими учеными был проведен эксперимент (3), в котором под наблюдением находились для класса аэробики. Занятия проводились 3 раза в неделю. В первой группе по 20 минут с ЧСС 75 -85% от максимальной. Во второй - чередовали трех - пятиминутные занятия танцами с периодами ходьбы, бега с ЧСС 60% от максимальной. Средний показатель ЧСС и общая нагрузка были одинаковыми в обеих группах. В результате получилось, что в группе, где занятия проводили по интервальному циклу, повышение показателя МПК составило 19%, а в группе с непрерывным тренировочным процессом -только 7%.
Таким образом, в литературе накоплен обширный материал, характеризующий многообразие походов к применению аэробных упражнений для укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Они по праву считаются самыми простыми и эффективными, что доказано многими исследованиями. А оздоровительный бег и ритмическая гимнастика, к тому же, являются самыми популярными видами двигательной активности и у студентов.
Для повышения положительного влияния аэробных упражнений на организм занимающихся многие авторы рекомендуют сочетать их друг с другом или с другими видами физических упражнений, но эти рекомендации представляют собой, в основном, эмпирическое описание отдельных примеров из своего опыта работы. Исследования же, проведенные в этом направлении, доказывают эффективность таких сочетаний.
Подводя итог данным литературных источников, следует отметить, что решение проблемы повышения активности студенток является важной задачей физического воспитания в ВУЗе. Так как в связи с прогрессирующей гипокинезией, у студенток наблюдается ухудшение здоровья, повышение веса тела, сниженная работоспособность низкий уровень физической подготовленности. Особого внимания требует разработка и внедрение во внеучебные занятия таких средств физической культуры, которые могут заинтересовать студенток, наиболее эффективно воздействуют на функциональные возможности организма занимающихся и занимают минимум свободного времени.
В месте с тем, в ряде исследований показано, что для расширения двигательного режима студенток применяются различные средства физической культуры. Самыми доступными и эффективными из них считаются аэробные упражнения (в том числе оздоровительный бег и ритмическая гимнастика). Имеются работы, показывающие успешность использования оздоровительного бега и ритмической гимнастики в процессе физического воспитания девушек - студенток, доказано положительное влияние их на организм и его функции. Однако, эти работы не дают возможность определить наиболее эффективные виды аэробных упражнений так как содержат недостаточно сравнительных данных их влияния на физическое развитие, функциональное состояние и физическую подготовленность студенток.
Многие авторы рекомендуют применять аэробные упражнения в комплексе с другими видами физических упражнений. В исследованиях, проведенных на женщинах зрелого возраста, занимавшихся по программам с различным сочетанием аэробных упражнений, доказано положительное влияние комплексных занятий на организм занимающихся. Однако, в доступной нам литературе отсутствуют научно обоснованные данные о комплексном применении во внеучебных занятиях студентками одних из самых популярных и эффективных видов аэробных упражнений - оздоровительного бега и ритмической гимнастики, учитывающие не только функциональные возможности студенток, но и особенности их учебно - трудовой деятельности.
Результаты проведенного нами анкетного опроса (96 человек) на первом этапе исследования показали, что комплексное применение оздоровительного бега и ритмической гимнастики во внеучебное время вызовет интерес у студенток. Положительно на этот вопрос ответили 73,5% опрошенных девушек - студенток (приложение 1,2).
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
1. Выявить влияние занятий
2. Разработать комплексную программу оздоровительных занятий, сочетающую оздоровительный бег и ритмическую гимнастику.
3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики при проведении занятий ритмической гимнастикой.
2.2 Методы исследования
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы:
анализ литературных источников;
анкетирование;
антропометрические измерения;
тестирование физической подготовленности;
физиологические исследования;
педагогический эксперимент;
методы математической статистики.
Анализ литературных данных проводился с целью выяснения проблемы совершенствования внеурочных форм занятий физическими упражнениями со студентками, а также влияние занятий аэробными упражнениями на тренирующихся и нормирование нагрузок при занятиях. Направление исследования требовало изучение литературы, посвященной применению оздоровительного бега и ритмической гимнастики в процессе физического воспитания студентов.
Всего было изучено 49 литературных источников представленных в списке литературы.
Анкетирование проводилось
с целью выявления
Применялись следующие антропометрические измерения: длина тела, вес, становая сила проводились с помощью ростомера, весов и станового динамометра. Определялся индекс Кетле (весо-ростовой индекс) при делении веса (г) на рост (см), а также жизненный индекс при делении жизненной емкости легких (мл) на вес тела (кг).
При исследовании физической подготовленности были использованы следующие тесты :
- бег на 100 м. И 2000м.
- прыжок в длину с места толчком двух ног (выполнялись 3 попытки и фиксировался лучший результат);
- подъем туловища из
положения лежа на спине, ноги
согнуты в коленях под углом 90
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (учитывалось количество раз).
Физиологические исследования применялись для оценки функционального состояния. В них входили регистрация показателей ЧСС, АДЖЕЛ.
Измерения ЧСС проводились в покое, после стандартных физических нагрузок и в процессе тренировочных занятий методом пальпации.
Артериальное давление измерялось в состоянии покоя и при функциональных пробах на плечевой артерии сфигноманометром.
Жизненная емкость легких является одним из важнейших показателей функционального состояния аппарата внешнего дыхания, ЖЕЛ измерялась путем выполнения трех выдохов в сухой спирометр с фиксацией наибольшего результата.
Педагогический эксперимент. Экспериментальная сравнительная проверка эффективности занятий, уточнение объема и интенсивности нагрузок при занятиях оздоровительным бегом и ритмической гимнастикой.
Полученный статистический материал был обработан на персональном компьютере с помощью программного пакета Ехсеl версия 7.0. Достоверность различий между средними величинами определялась с помощью t- критерия Стьюдента. При оценке достоверности полученных данных был принят 5 - процентный уровень значимости. Расчеты проводились на электронном калькуляторе.
2.3 Организация исследования
Весь период исследований (2005 – 2006 гг.) был разделен на два этапа и проводился на базе Московского Гуманитарного Университета.
На первом этапе (2005 г.) проводился анализ научно-методической литературы, отражающей вопросы физического воспитания студентов, применения оздоровительного бега и ритмической гимнастики. Обобщались результаты анкетного опроса, педагогических наблюдений и другие вопросы физической подготовки студенток ВУЗов.
Второй этап проходил с сентября 2005 г. по июнь 2006 г. Он решал задачу проверки эффективности воздействия занятий по комплексной программе на физическое развитие, функциональное состояние и физическую подготовленность студенток. В нем приняло участие две группы студенток 1-2 курсов в возрасте 17-19 лет которые ранее не занимались оздоровительным бегом или ритмической гимнастикой. В нем приняло участие 35 человека.
1-я группа ( КП ), в которую вошли
20 студенток, занимались в