Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:45, дипломная работа
В современных условиях подготовки специалистов в ВУЗах воз-растает поток информации, уплотняется суточный режим. Напряжение психоэмоциональной сферы студентов резко увеличивается. На этом фоне наблюдается снижение объема двигательной активности студентов, что отрицательно сказывается на состоянии физических и психических возможностей, ведет к ухудшению здоровья и снижает показатели физического развития . К тому же поступающие на первый курс студенты уже имеют различные отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовленность. Низкий уровень физической подготовленности обусловлен недостаточным физическим развитием и функциональным состоянием кардиореспираторной системы организма.
В данной ситуации оптимальное повышение двигательной активности является важным фактором, обеспечивающим укрепление здоровья, профилактику утомления и совершенствования процессов восстановлении работоспособности студентов.
Поэтому возникает проблема внедрения и развития таких форм внеучебных занятий, которые могут заинтересовать и привлечь студентов, носят оздоровительно-профилактическую направленность, наиболее эффективно воздействуют на функциональные возможности организма занимающихся и занимают минимум свободного времени, что особенно важно в связи с его дефицитом. Наиболее доступным и эффективным в этом отношении является длительные упражнения циклического характера - аэробные упражнения . Самыми популярными аэробными упражнениями по праву считаются оздоровительный бег, а у женщин еще и ритмическая гимнастика.
Глава 1. Обзор литературы................................……………………..............6
1.1 Уровень физического состояния и двигательной активности студентов на современном этапе..............……………………………………………... 6
1.2 Аэробные упражнения как одно из основных средств укрепления здоровья и повышения работоспособности человека...................................9
1.3 Применение оздоровительного бега и ритмической гимнастики в физическом воспитании студентов..…………………………………......... 12
1.4 Сочетание аэробных упражнений с другими видами упражнений..................……………………………………………………….15
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования..........………….…. 18
Задачи исследования...........................................………………………….... 18
Методы исследования..........................................…………………………....18
Организация исследования......................................………………………...20
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение..........…………………...26
3.1 Влияние занятий на физическое развитие...................….……………...26
3.2 Влияние занятий на функциональное состояние........……………….....27
3.3 Влияние занятий на физическую подготовленность..…..…………….. 30
Выводы..................................................................…………….……………...35
Практические рекомендации..........................................…………………….37
Литература..............................................................………….…………….....39
Приложения...................................................…………………………............44
ВВЕДЕНИЕ
2-я группа (РГ) -15 человек, дополнительно
занимались 3 раза в неделю ритмической
гимнастикой по комплексу,
Учитывая загруженность
Занятия по ритмической гимнастике проводились в специально оборудованном спортивном зале. Беговые тренировки в течение всего эксперимента на открытом воздухе. Контрольный бег осуществлялся по беговой трассе длиной по замкнутому кругу 400м, с разметкой через каждые 100м.
Нагрузка в занятиях нормировалась для каждой испытуемой индивидуально в зависимости от уровня подготовленности. Следует отметить, что поскольку все девушки ранее не занимались активно физическими упражнениями, то вначале ими осваивались втягивающие нагрузки подготовительного этапа. Это подготавливало опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы занимающихся к более значительным нагрузкам основного этапа. Длительность его составила 5-6 недель. Интенсивность занятий в нем в среднем поддерживалось по ЧСС 130-150 уд/ мин. Большое внимание на этапе уделялось обучению занимающихся правильному выполнению движений в ритмической гимнастике, технике оздоровительного бега, умения поддерживать равномерный темп бега, определения ЧСС во время нагрузки. Доступность упражнений в ритмической гимнастике решалась за счет индивидуализации дозировки упражнений с помощью регулирования количества повторений, амплитуды, изменения исходного и конечного положения, а также отдыха между упражнениями (45). Занятия ритмической гимнастикой строились с учетом принципов постепенного повышения нагрузок, что выражалось в выполнении студентками все трудных заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности нагрузок.
На занятиях по оздоровительному бегу на подготовительном этапе применялось чередование медленного бега и ходьбы в течении 30 минут при ЧСС 140 - 150 уд/мин. Длина пробегаемых отрезков была индивидуальна и подбиралась с таким расчетом, чтобы ЧСС не превышала 24 - 25 ударов за 10 сек. Если частота пульса была больше этой величины, то девушки переходили на ходьбу или снижали скорость бега. Пульс подсчитывался за первые 10 секунд после остановки и умножался на 6. Постепенно длительность непрерывного бега доводилась до 30 минут. О переносимости нагрузки судили по реакции восстановления пульса. Объем бега постепенно увеличивался в среднем от 1 до 3,5 км. На основном этапе тренировки (начиная с середины второго месяца занятий) интенсивность занятий поддерживалась в среднем на уровне ЧСС 140-160 уд/мин.
На занятиях ритмической гимнастикой тренирующий эффект достигался за счет увеличения дозировки выполнения упражнений, темпа, амплитуды, использования поточного метода. Применение поточного метода выполнения упражнений на протяжении длительного времени позволяло активно воздействовать на сердечно - сосудистую и дыхательную системы, тем самым приближало ритмическую гимнастику к таким видам физической нагрузки как бег и ходьба. В основном периоде тренировок в занятие вводились 2-3 «пика» по 2 - 3 минуты повышения ЧСС до 190 - 200 уд/мин. Нагрузки в беге нормировались в соответствии с принципами постепенности и последовательности в их наращивании. Повышение нагрузки осуществлялось при условии снижения частоты пульса при беге с постоянной скоростью и нормальной реакцией его восстановления во время отдыха.
Беговая часть занятия третьего
дня комплексной программы
В процессе эксперимента за занимающими осуществлялся постоянный медицинский и педагогический контроль. Полное обследование испытуемых проводилось 4 раза: в начале и в конце каждого семестра. Влияние занятий на физическое развитие определяли по величине изменений показателей веса тела, длины тела, весо - ростового индекса, силы кисти, становой силы, их достоверности. О влиянии занятий на функциональное состояние судили по изменению показателей ЖЕЛ, ЧСС в покое. Влияние на физическую подготовленность определяли по величине прироста показателей в беге на 100м и 2000м, прыжка в длину с места, подъем туловища из положения лежа за 1 минуту и сгибания и разгибания рук в упоре лежа от пола.
Комплекс по ритмической гимнастике (приложение 3 ) (14,15).
Методические основы построения и содержание комплексной программы.
Занятия по комплексной программе планировались три раза в неделю. В первый день -ритмическая гимнастика, во второй - оздоровительный бег и ОРУ, в третий — оздоровительный бег и ритмическая гимнастика на растягивание.
Комплекс ритмической
Для подготовительной части комплекса по ритмической гимнастике была подобрана музыка, темп которой составлял 110-120 ритмических акцентов в минуту, для основной части — 120-130, для упражнений стоя и 150-170 для бега и прыжков, для заключительной части —100 ритмических акцентов и меньше. С учетом принципа постепенного повышения нагрузок интенсивность занятий составила 65", 70% от максимальной ЧСС (130-140 уд/мин.) в подготовительном этапе и 70-80% (140-160 уд/мин.) - в основном. Через день планировалась тренировка по оздоровительному бегу. Основная структура тренировочного занятия по бегу строилась согласно рекомендациям К. Купера (34) и состояла из четырех частей: разминки, аэробной (основной) части, заминки и силовой нагрузки. Разминка (8-10 мин) включает в себя ускоренную ходьбу, медленный бег (3-5мин) и 6-8 общеразвивающих упражнений.
Длительность основной части 30 минут. Она состоит из чередования медленного бега и ходьбы в подготовительном этапе. Длительность бега постепенно доводится до 30 минут с последующим увеличением его и объема в основном этапе. В подготовительном этапе нами планировалась интенсивность нагрузки в оздоровительном беге 70-75% от максимальной ЧСС (140-150 уд/мин), с постепенным повышением объема непрерывного бега в одном занятии в среднем с 1000 и до 3400 м., а скорости бега - с 1,7 м/с до 1,9 м/с. В основном этапе - планировалась интенсивность нагрузки 75-80% от максимальной ЧСС (150-160 уд/мин), объем бега в одном занятии к концу первого учебного семестра около 3500 м, а скорость - 1,95 м/с; к концу -около 3900 м, а скорость - 2,2 м/с. Во время заминки в течение 5 минут следует продолжать двигаться в медленном-темпе для того, чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений. В заключительную часть тренировки по бегу (8-10 мин) были включены об-щеразвивающие упражнения, учитывающие анатомо-физиологиче-ские особенности женского организма, в частности, упражнения на укрепление брюшного пресса и тазового пояса, с поворотами туловища, с втягиванием и расслаблением мышц тазового дна и брюшного пресса, на укрепление мышц спины, ног и рук (39).
Исследования проводились четыр
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Влияние занятий на физическое развитие
Таблица 1.
Общая характеристика опытных групп.
Груп па |
Кол-во челов. |
Возраст лет |
Рост см. |
Вес, кг. 1 обследов. 4 обследов. Р | |
1-КП |
20 |
17,75±0,7 |
163,6+4,35 |
59,83±5,83 |
58,69±5,8>0,05 |
2-РГ |
15 |
17,98±1,1 |
164,5±6,88 |
58,17±8,08 |
57,39±7,57>0,05 |
Анализ средних показателей развития в начале эксперимента показал, что студентки опытных групп КП и РГ имели примерно одинаковый уровень физического развития. На протяжении всего экспериментального периода межгрупповых различий в показателях физического развития не обнаружено, уменьшение веса тела наблюдалось в обоих группах (таблица 1).
Аналогичные изменения произошли и в показателях индекса Кегле (весо-ростового индекса), которые соответствовали средним данным для женщин этого возраста (22) (таблица 2).
Таблица 2.
Динамика физического развития студенток
Опытные группы |
Этапы обследования |
Показатели | |||
Весо-ростовой индекс г/см |
Жизненный индекс, мл/кг |
Сила кисти, кг |
Становая сила, кг | ||
1-КП |
1 2 3 4 |
365,63±34,63 363,46±34,65 364,79+34,04 359,43±33,43 |
45,49±6,50 47,11±6,66 46,39+6,35 49,63±6,03 |
30,4±3,15 30,75±3,19 29,05±3,24 31,3+2,4 |
60,3±9,97 67,05±11,93 64,35±10,54 68,9±10,3 |
2-РГ |
1 2 3 4 |
353,43±44,55 349,61±43,53 351,25±43,4 347,9±40,73 |
48,28±7,27 49,71±6,92 49,94±7,97 50,82±7,88 |
28,33+5,0 30,2±4,28 30,2±4,0 30,33±4,15 |
58,0±5,93 62,53±6,08 60,67±6,23 65,13±5,88 |
Динамика силовых показателей мышц кисти и спины характеризуется их увеличением к концу эксперимента в обоих группах, но более существенно в группе РГ (рис 1.).Увеличение было отмечено в обоих группах в показателях становой динамометрии. Однако процент прироста этих показателей был не одинаков и зависел от этапа обследования (таблица 3.) Увеличение силы спины у испытуемых в группе КП на 8,6 кг (Р<0,05), в группе РГ на 7,13 кг (Р<0,05). Снижение весо-ростового индекса в группе КП на 1,7% (Р>0,05), в группе РГ на 1,56% (Р>0,05). Увеличение жизненного индекса в группе КП на 9,1% (Р>0,05), в группе РГ на 5,26% (Р>0,05).
Таблица 3.
Динамика физического развития студенток (в % от исходного уровня)
Опытные группы |
Показатели | |||
Весо-ростовой индекс |
Жизненный индекс |
Сила кисти |
Становая сила | |
2 3 4 |
2 3 4 |
2 3 4 |
2 3 4 | |
1-КП |
-0,59 -0,23 -1,7 |
3,56 1,98 9,10 |
1,15 -4,44 2,96 |
11,19 6,72 14,16 |
2-РГ |
-1,08 -0,62 -1,56 |
2,96 3,44 5,26 |
6,6 6,6 7,06 |
7,81 4,6 12,29 |
Таким образом, при анализе динамики
показателей физического
3.2 Влияние занятий на функциональное состояние.
Показатели функционального
Таблица 4.
Динамика показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студенток (Х±ст).
Опыт ная группа |
Этапы обследования |
Показатели | |||
ЖЕЛ мл |
ЧСС в покое уд/мин |
Артериальное давление Систолическое Диастолическое | |||
1-КП |
1 2 3 4 |
2700,01±304,35 2775,01±298,90 2750,01±297,36 2895,01±281,50 |
76,0±6,62 74,0±7,62 78,4±19^7 72,05±431 |
110,95±111,25 10835±10,54 109,01±9,93 108,75±8,03 |
68,25±7,15 653±4,83 67,0±6,73 67,41±6,13 |
2-РГ |
1 2 3 4 |
2786,07±350,24 2830,01±324,48 2823,33±1343,75 2873,33±3693 |
80,87±8,18 79,0±7,81 81,0±7,84 77,0±6,52 |
112,73±1138 113,2±7,85 111,6±6,68 108,13±5,78 |
67,07±16,45 64,0±4,9 6333±7,47 64,67±5,11 |
В динамике артериального давления в процессе эксперимента существенных изменений не произошло (таблицы 4, 5). В качестве нормальных стандартов ЧСС у нетренированных людей принят диапазон 60 - 89 уд/мин. Средние арифметические показатели величины
Динамика средних показателей силы кисти и становой силы. I-IV этапы обследования
у девушек соответствуют