Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:42, курсовая работа
Один из демографических признаков на планете Земля- это постарение ее населения (особенно в высокоразвитых странах мира). Оно определяется многими факторами, основным из которых является отчетливая тенденция к сокращению рождаемости в развитых странах. Канули в лету представления о возрасте 50-60 лет как о возрасте старости. Смертность в этом возрасте сегодня, в начале XXI века, упала по сравнению с концом XVIII века в четыре раза; смертность среди 70-летних в последнее время уменьшилась вдвое. Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15-20 лет стала вполне очевидна.
Введение
Глава 1. Особенности физического развития в пожилом возрасте
1.1 Понятие старения и старости
1.2 Функциональные изменения и задачи направленного физического воспитания в пожилом возрасте
1.3 Особенности питания пожилых людей
1.4 Средства и некоторые методические особенности физкультурных занятий в пожилом и старшем возрасте
1.5 Формы организации занятий
Глава 2. Основы методики занятий физкультурными упражнениями
2.1 Понятие физической культуры
2.2 Влияние физической культуры на организм
2.3 Методика проведения занятий и контроль
Заключение
Практические рекомендации
Список использованной литературы
Для предупреждения снижения
подвижности необходимо систематически
применять умеренно растягивающие
упражнения, прорабатывая все суставы.
Такие движения человек должен выполнять
медленно и ритмично, постепенно увеличивая
амплитуду. Различные виды гимнастики
насчитывают громадное
3. Для людей пожилого
и старшего возраста в высшей
степени необходимы и
Поэтому циклическая
работа, связанная с повышенным кровообращением,
обеспечивает необходимый приток кислорода
к системам и органам, поддерживает
быстроту и интенсивность окислительных
процессов, утоляет кислородный
голод всех элементов тела. К тому
же усиленный газообмен
Что касается продолжительности и интенсивности циклических нагрузок, то они должны носить исключительно индивидуальный характер, зависящий от возраста, состояния здоровья, самочувствия и наличия тех) или иных врачебных предписаний. В.В. Гориневский [23] считает приемлемыми 2-3-разовые занятия в неделю по 30-60 и более минут каждое, осуществляемое в аэробном режиме, что по ЧСС соответствует примерно от 90 до 120 уд./мин. Диапазоны индивидуальной интенсивности можно определять по следующей схеме:
* нижняя граница пульса: 220 минус возраст в годах и умножить на0,6;
* верхняя граница пульса: 220 минус возраст в годах и умножить на 0.7.
К примеру, для 70-летнего человека, согласно формуле, диапазон его интенсивности физической работы будет равен от 90 до 105 уд./мин. Как видим, это достаточно щадящий режим нагрузки, исключающий ее негативное воздействие на пожилого человека и в то же время поддерживающий его здоровье, функционирование мышечной и других систем.
4. В отношении силовых упражнений и нагрузок для пожилых людей важно учитывать следующие обстоятельства.
С одной стороны, упражнения силового характера, как правило, связаны с задержкой дыхания, повышением внутрибрюшного давления, определенным натуживанием, приводящим к нарушению притока крови к сердечной мышце и головному мозгу. К тому же происходит застой крови в венах и одновременно повышается кровяное давление в сосудах мозга, что грозит их целостности. Поэтому значительные силовые нагрузки в этом возрасте применять опасно и нецелесообразно. Полностью должны быть исключены методы предельных, околопредельных, больших, статических и даже средних отягощений, а также упражнения скоростно-силовой направленности.
С другой стороны, нельзя вообще отказываться от силовых нагрузок, т.к. они обеспечивают поддержание нормальной осанки, необходимый тонус мышц туловища, живота, шеи, а также укрепление опорно-двигательного аппарата. Следовательно, силовая упражняемость, равно как и циклическая аэробная, в значительной степени определяет физическое состояние и работоспособность пожилых людей, являясь необходимой профилактикой против мышечной дистрофии. Поэтому люди пожилого и старческого возрастов могут и должны регулярно применять силовые нагрузки при обязательном соблюдении разработанных специалистами методических установок, а именно:
· Заниматься следует
с умеренными отягощениями, позволяющими
при их выполнении дышать свободно,
без задержки, ритмично сочетая вдохи
и выдохи с фазами движения. В
зависимости от состояния здоровья
можно применять отягощения равные
ПМ - 20 - 25 раз, но при этом последние
4-5 движений в подходе не повторять,
чтобы не вызывать чрезмерного напряжения.
Этот же принцип относится и к
упражнениям с собственным
· Общая силовая нагрузка в процессе занятия не должна вызывать выраженного утомления. В связи с этим выполняемая работа не может осуществляться за счет анаэробного энергообеспечения, допустимо лишь ее некоторое приближение к анаэробному порогу. После выполнения упражнения ЧСС не должна превышать пульсовой нормы, согласно формуле 220 - возраст х 0,7. Поэтому между подходами в рамках одного занятия, а тем более в их системе перерывы должны быть достаточными для относительного восстановления, организма. Продолжительность занятия может колебаться в зависимости от состояний здоровья порядка 30-45 мин, не менее двух раз в неделю.
· Статические упражнения для людей преклонных лет нельзя считать необходимыми по тем же соображениям, что были уже обозначены. Однако периодически можно практиковать непредельные кратковременные усилия, которые бы не вызывали задержку дыхания и значительных напряжений.
5. Известно, что упражнения
скоростно-силовой и
Полагаем, что ответ
на такую важную проблему, естественно,
может быть дан только на уровне
принципа - пожилым людям нецелесообразно
выполнять специальные
6. Справедливо считается,
что существенными
Лишь физически здоровый
и хорошо подготовленный человек
может участвовать в
С учетом закономерностей
инволюционных изменений в
Особо важны для пожилых людей принципы систематичности, доступности и индивидуализации. Если в молодом возрасте достигнутые в результате занятий положительные сдвиги в организме сохранятся достаточно продолжительное время, исчисляемое по отношению к некоторым физическим качествам неделями, то в пожилом регрессивные изменения происходят намного быстрее. Следовательно, постоянно поддерживать физическую работоспособность им необходимо регулярно, систематически путем упражнения с индивидуально доступными нагрузками. Перерывы в занятиях возвращают организм человека в прежнее или даже ухудшенное состояние. Поэтому, основываясь на глубоком изучении роли физической культуры в разные возрастные периоды жизни человека, проф. В.В. Гориневский [23] настоятельно рекомендует людям преклонных лет:
1. Вести активный образ
жизни, избегать
2. Избегать значительного
утомления, снимать которое в
пожилом возрасте гораздо
3. Гораздо строже, чем
в молодом возрасте соблюдать
правильный режим дня, гигиену,
Приведенные положения, к которым пришел ученый более 70 лет назад, в целом подтверждаются современной геронтологической наукой и их следует обязательно соблюдать человеку пожилого возраста [23].
1.5 Формы организации занятий
Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста проводится на самодеятельных началах и осуществляется в различных формах организации занятий: коллективные (занятия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах любителей бега и др.); туристические походы; самостоятельные (индивидуальные) занятия.
Занятия в группах
здоровья и секциях общей физической
подготовки проводятся 2-3 раза в неделю
под руководством инструкторов-методистов,
преимущественно на открытом воздухе
по определенным программам с учетом
возраста, состояния здоровья и степени
физической подготовленности занимающихся.
Продолжительность занятий в
начальном периоде не должна превышать
45 минут, стечением времени
В содержание самостоятельных
(индивидуальных) занятий физическими
упражнениями входят: утренняя гигиеническая
гимнастика, аэробные упражнения циклического
характера умеренной
Человек, самостоятельно занимающийся физическими упражнениями с целью укрепления и сохранения здоровья, должен знать правила организации тренировочного занятия, понимать сущность его основных частей, их функциональное назначение. Он должен уметь подобрать с помощью методической литературы или опираясь на опыт занятий в школе, в вузе, в спортивной секции и т.п. нужные средства оздоровительной тренировки и их правильную дозировку [16].
Глава 2. Основы
методики занятий
2.1 Понятие физической культуры
Физическая культура - деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей. Является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.
Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами [21].
Разработка методики
занятий физическими