Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести баскетболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести баскетболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ
1.1 Роль и сущность прыгучести как физического качества
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести
1.3 Методика развития прыгучести у баскетболистов
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВАIII.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ
3.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки баскетболисток 15 – 16 лет
3.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
Специфика развития быстроты, силы, выносливости оказывает существенное влияние на овладение техникой физических упражнений и является фундаментом, определяющим уровень спортивных достижений [30; 35; 41].
Исходя из того, что эти качества всегда проявляются в определенной структуре движения, необходимо выявить их специфические особенности, присущие для конкретного вида спорта.
Специалисты выделяют следующие специфические особенности прыгучести в баскетболе:
- быстроту и своевременность прыжка с точным определением места отталкивания;
- выполнения прыжка с различного разбега, на различную высоту преимущественно в вертикальном направлении;
- умение управлять своим телом и производить рациональные действия в воздухе в борьбе за мяч при соприкосновении с соперником;
- выполнение неоднократных прыжков в условиях силовой борьбы;
- точность приземления и готовность без задержки выполнить дальнейшие игровые действия [1; 7; 14; 15; 19; 25; 32; 39; 43].
Применительно к спортивным играм (баскетболу, волейболу) прыгучесть необходима не сама по себе, а как качество неразрывно связанное с выполнением определенных технических приемов. В процессе игры от спортсменов не всегда требуется исполнение технических действий на максимальной высоте прыжка и достижение максимальной высоты полета подчас не является главным.
ЮСР Кассис Насаеф [43] и М.Ю. Скворцова [39] отмечают, что качество игры баскетболиста зависит не только от силы отталкивания от пола и высоты касания вытянутой при прыжке руки, а в первую очередь от высоты, на которой этот игрок эффективно использует свои технико-тактические знания и качества.
Специфика прыжковых действий состоит в том, что они в своей основе имеют тонкое сочетание движений игроков с направлением и скоростью полета мяча, а, следовательно, прыгучесть вариативна также как и техника [13].
Попытки провести аналогию между волейбольными прыжками и прыжками легкоатлетического типа или другими спортивными прыжками не имеют под собой почвы. Главным образом потому, что механизм отталкивания волейболистов, критерии эффективности и цель прыжка в волейболе специфичны. Данное положение однозначно касается и прыжков баскетболистов.
К
показателям, обусловливающих эффективность
действий спортсмена в баскетболе,
относятся точность и быстрота выполнения
игровых приемов, а также способность
использования двигательного
В
связи с этим, в плане развития
и совершенствования прыгучести
особенно важно уметь управлять
этой комплексной способностью в
соответствии с выполнением того
или иного двигательного
Вместе
с тем, существенная роль в управлении
движениями, как указывает В. И. Гаврилов
[13 принадлежит сознательному
Технические приемы, выполняемые в прыжке, по структуре являются сложно-координационными действиями и правильное распределение движений по времени, точная дифференцировка длительности и последовательности этих движений, а также соблюдение определенной скорости и удержание нужного темпа определяет успех их выполнения [5; 43].
Аль Кхатиб Ахмад [1] на основании проведенного им исследования, направленного на изучение механизмов управления движениями при броске мяча в корзину, приходит к выводу, что целенаправленное педагогическое воздействие на отдельные механизмы управления движениями человека позволяет повысить их точность у спортсменов.
Точность
бросков мяча в прыжке зависит
на 68 – 72 % от дистанции, на 17-28 % от направления
и на 3 – 13 % от способа броска. Наибольшей
результативности баскетболисты добиваются
при выполнении бросков с ближней
дистанции. С увеличением расстояния
до кольца точность попаданий уменьшается.
При этом высота прыжка изменяется
в зависимости от условий выполняемого
броска, что связано с
В
исследованиях некоторых
Так,
если при пассивном сопротивлении
защитника эффективность
Самые значительные показатели высоты прыжка и коэффициенты использования прыгучести обнаружены при выполнении бросков в прыжке с активным сопротивлением защитника. С увеличением дистанции, с которой производятся броски, снижается высота прыжка и коэффициент использования прыгучести.
В.М. Левин [29] отмечает, что высокая результативность броска в прыжке и ее устойчивость достигается за счет широкой вариативности двигательных действий при высокой способности к их управлению.
Кроме того, сопротивление, оказываемое со стороны противника, требует от игрока уметь управлять данным движением в более широком диапазоне временной и кинематической структуры.
Информация о степени реализации игроком своих прыжковых возможностей позволяет повысить эффективность выполнения технических приемов, структурно связанных с проявлением прыгучести [4].
Поскольку прыгучесть определяется многими специалистами как комплексная способность человека проявлять усилия максимальной сложности в кратчайший промежуток времени, то главными критериями, определяющими управляемость прыжка, будут время отталкивания, прилагаемая при этом сила, высота прыжка и его продолжительность [13].
Способ связи динамических элементов – их временные, количественные и причинно – следственные отношения, следует понимать, как внутренний механизм двигательного действия. Знание этого механизма имеет первостепенное значение для спортивной практики, т. к. даст возможность более эффективно совершенствовать техническое мастерство спортсменов, суть которого заключается в постоянном поиске и освоении рациональных двигательных приемов, позволяющих наилучшим использовать растущий моторный потенциал в конкретных условиях спортивной деятельности [11].
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести
Результаты
анализа различных аспектов силовой
и специальной скоростно-
В процессе силовой подготовки необходимо решать следующие задачи: а) обеспечить разностороннее развитие основных мышечных групп с целью создания; предпосылок для, специфических проявлений силовых качеств в избранном виде спорта и успешного освоения общеподготовительных, специально-подготовительных и соревновательных упражнений (так называемая, общая силовая подготовка);
б) обеспечить развитие специфических для избранного вида спорта силовых способностей (собственно силовых, скоростно-силовых, силовой: выносливости, силовой; ловкости и т.п.) необходимых для успешного освоения двигательных действий, составляющих основу соревновательной деятельности в данном виде спорта [30].
Специальная силовая подготовка выражается, прежде всего, в: преимущественно функциональном совершенствовании тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку при выполнении конкретной спортивной деятельности, а также в формировании специфических нейро-моторных механизмов, лимитирующих проявляемую человеком силу.
Силовые возможности и способности к активному их проявлению в рамках конкретной специализации зависят от многих факторов: среди них нужно отметить, прежде всего, следующие: физиологический поперечник работающей мышцы, реактивность мышцы («сила ответа» по Л.А.. Орбели); мышечная композиция (процентное соотношение быстрых и медленных мышечных волокон в работающей мышце), пред рабочее состояние мышцы, количество участвующих в работе двигательных единиц, владение совершенной техникой выполняемого упражнения, достаточный уровень развития других физических качеств (гибкость, быстрота, выносливость), внешние условия выполнения движения и другое [35; 41].
Совершенствование
периферического нервно-
В процессе развития специальной силы Ю.В. Верхошанский [11] считает, что необходимо учитывать этап, на котором проводится специальная силовая подготовка. Метод прогрессивно-возрастающего сопротивления целесообразен на начальных этапах тренировки и там, где прирост мышечной массы не имеет значения. В то же время метод кратковременных максимальных напряжений более эффективен для квалифицированных спортсменов, подготовленных предварительно к проявлению значительных силовых напряжений, и там, где прирост мышечной массы нежелателен.
При
этом работа с отягощением по методу
кратковременных максимальных напряжений
имеет еще одну важную особенность.
Совершенствуя мобилизационные
способности организма
В.И.
Жуков обосновал следующие
Вместе
с тем, внедрение в практику упражнений,
акцентирующих сочетание
С целью развития скоростно-силовых качеств применяются следующие режимы мышиной работы и их разновидности: при выполнении основного упражнения — динамический режим (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц);)при выполнении специальных упражнений — динамический (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц или на сочетание уступающего и преодолевающего характера работы мышц); при выполнении специально-вспомогательных упражнений — статический режим, характеризующийся «пассивным» напряжением, а также сочетание динамического (преодолевающий характер работы мышц) со статическим режимом, характеризующимся «активным» напряжением; для развития скоростно-силового потенциала очень эффективен режим работы мышц, при котором делается акцент на сочетание уступающего с преодолевающим характером работы. [11; 22; 35].
При развитии скоростно-силовых качеств интенсивность выполнения основного упражнения должна быть околопредельной (80— 90%), субпредельной (90—95%) и предельной (100%) (на данный период времени). В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения [11].
При выполнении статических упражнений интенсивность напряжения может быть предельной (100%) и субпредельной (90—95%).
Чем ближе величина сопротивления к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и, наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления и интенсивности количество повторений может несколько возрастать.
Некоторые авторы, как мы уже отмечали, говоря о проявлении скоростно-силовых усилий, применяют термин «прыгучесть». Ученые рассматривают прыгучесть как одну из наиболее важных характеристик общей, а часто и специальной физической подготовленности спортсменов.
Исследование
взрослых и юных спортсменов показало,
что, хотя прыгучесть и является в
какой-то степени врожденной способностью
человека, специальное воздействие
физическими упражнениями может
значительно повысить уровень скоростно-силовой
подготовленности занимающихся [11]. Но
это возможно лишь при правильном
подборе средств и методов
тренировки, в соответствии с возрастными
и половыми особенностями занимающихся.
Определение возрастных периодов, во
время которых развитие прыгучести
протекает более интенсивно или
более замедленно,— актуальный вопрос,
от решения которого во многом зависит
эффективность спортивной подготовки
детей в различных видах
Информация о работе Экспериментальное обоснование развития прыгучести у баскетболисток 15-16 лет