Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести баскетболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести баскетболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ
1.1 Роль и сущность прыгучести как физического качества
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести
1.3 Методика развития прыгучести у баскетболистов
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВАIII.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ
3.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки баскетболисток 15 – 16 лет
3.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ
1.1 Роль и сущность прыгучести как физического качества
1.2
Научно-методические основы
1.3 Методика развития прыгучести у баскетболистов
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВАIII.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ
3.1
Экспериментальная методика
3.2
Результаты педагогического
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный баскетбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий [7; 21].
Все
это базируется на высоком уровне
физической подготовленности игроков,
в основе которого лежит способность
проявления каждым баскетболистом игрового
атлетизма в процессе соревновательной
деятельности. Современные требования
к уровню развития физических качеств
заключаются в обеспечении
В
настоящее время в баскетболе
произошли значительные изменения
в правилах проведения соревнований,
а также в структуре игровой
деятельности, которая характеризуется
значительным смещением акцентов на
усиление защитных действий и технических
возможностей отдельных игроков, а
также в увеличении продолжительности
соревновательного периода и
количества официальных игр. В соответствии
с правилами современного баскетбола
сокращено время на выполнение атакующих
действий и вывод мяча в передовую
зону, данные изменения требуют от
команд применения быстрых, основанных
на индивидуальных способностях игроков
тактических схем в нападении. Предоставление
возможности защитнику
Специалисты
отмечают, что одним из резервов
результативности соревновательной деятельности
является совершенствование специальной
физической подготовки баскетболистов,
а именно: скоростно-силовых
Многие
исследователи отмечают, что физическая
работоспособность и
Таким
образом, налицо противоречие между
повышением требований к уровню прыгучести
баскетболистов в современных условиях
с одной стороны, и недостаточностью
существующих методик развития прыгучести
игроков – с другой. Данное противоречие
актуализирует проблему совершенствования
прыгучести баскетболистов с использованием
специфических средств и
Объект исследования: средства и методы развития прыгучести.
Предмет исследования: методика развития прыгучести у баскетболисток 15 - 16 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести баскетболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести баскетболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития прыгучести баскетболистов.
2. Теоретически обосновать и разработать содержание методики в соответствии с преимущественной направленностью на развитие прыгучести у баскетболисток на этапе спортивного совершенствования.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки баскетболисток.
Теоретико-методологической основой исследования явились основные положения теории спортивной тренировки (Ю.В. Верхошанский, 2006; Л.П. Матвеев, 2004; В.Н. Платонов, 2004; В.К. Бальсевич, 2000; Н.Г. Озолин, 2004), организация и методика проведения процесса физической подготовки баскетболистов (А.Я. Гомельский, 1997; Т.А. Зельдович, 1964, Р.А. Корнеев, 2004, В.И. Кудряшов, 1980).
Практическая
значимость исследования
ГЛАВА I.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ
У БАСКЕТБОЛИСТОВ
1.1 Роль и сущность прыгучести как физического качества
Эффективность спортивных движений, связанных с активным взаимодействием спортсменов с объектами внешнего окружения, определяется главным образом характером развивающихся при этом сил, а также направлением и скоростью движения [9; 11]. Анализ динамики разнообразных спортивных движений, проведённый рядом исследователей [11; 28], позволил сделать вывод о том, что совершенствование рабочего эффекта связано, прежде всего, с проявлением большей величины внешней силы за наименьшее время или как высказывается Л.П. Матвеев «высокой мощностью мышечных сокращений» [30]. На характер этой закономерности влияют режим и внешние условия работы мышц при выполнении конкретного спортивного движения. Проявление данного качества получило в литературе название «скоростно-силовые качества (способности)».
Наиболее
емкое определение скоростно-
Обращение
к работам ведущего теоретика
спортивной подготовки В.Н. Платонова
показало, что им не употребляется
термин «скоростно-силовые качества».
Данное качество он называет «взрывной
силой» и подразумевает под ней
способность преодолевать сопротивление
с высокой скоростью мышечного
сокращения [35]. В более поздних
работах В.Н. Платонов данное качество
называет скоростной силой и дает
такое определение: «скоростная
сила - это способность нервно-
Говоря
о скоростно-силовой
В.В. Бойко выделяет два компонента мощности в скоростно-силовых действиях:
1.
Силовой компонент мощности (динамическая
сила): чем больше скорость движения,
тем больше динамическая сила
при уступающем режиме
2.
Скоростной компонент мощности:
Одним из важных механизмов
повышения скоростного
Среди координационных факторов, играющих важную роль в проявлении взрывной силы, отмечаются характер импульсации мотонейронов активных мышц, частота их импульсации в начале разряда и синхронизация импульсации разных мотонейронов [31].
Ю.В. Верхошанский пишет, что скоростные и силовые компоненты зависят не только от поперечного сечения, вязкостных свойств, плотности иннервации на единицу объема мышечного волокна, но и от состояния двигательных отделов коры головного мозга [11].
В баскетболе, как правило, проявление скоростно-силовых способностей осуществляется в прыжках. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. В связи с этим, такое проявление скоростно-силовых способностей баскетболистов целесообразно называть прыгучестью.
Ю.В. Верхошанский [11] под прыгучестью подразумевает возможность человека развить ту или иную степень мощности усилий при отталкивании.
Л.Д. Назаренко [31] дает следующее определение прыгучести: это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний.
Согласно Ю.М. Портнову, специфическими особенностями проявления прыгучести являются:
-
быстрота и своевременность
-
выполнение прыжка с места
или короткого разбега,
-
неоднократное повторение
-
управление своим телом в
-
точность приземления и
Как известно, сенситивный период развития прыгучести соответствует возрасту 11-14 лет и к 17-18 годам она достигает наивысших результатов [1]. Однако говорить о консервативности прыгучести к дальнейшему развитию или поддержанию на высоком уровне достигнутых результатов в более позднем возрасте нет оснований, особенно в спорте высших достижений.
Современные
представления в теории и методике
спортивной тренировки о развитии прыгучести
сводятся к тому, что применение
упражнений преимущественно прыжкового
характера способствует улучшению
лишь скорости отталкивания, а применение
упражнений силового и скоростно-силового
характера обеспечивает прирост
и скорости, и силы отталкивания.
Следует, по-видимому, считать доказанным
положение о необходимости
Остается
открытым вопрос о качественных параметрах
тренировочных воздействий
Таким образом, прыгучесть является одним из важнейших физических качеств баскетболистов и характеризует способность игрока максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях (броски в прыжке, подборы мяча у щита, спорные броски, накрывания бросков соперника и т. д.).
Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега с отталкиванием [31].
Специфическими особенностями прыгучести являются: взрывная сила, быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность проявления ее наибольшей величины за наименьшее время [31]. Быстрота движений, как компонент прыгучести, обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц. Кроме того, большое значение имеет координация деятельности мышц – синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышц-синергистов при ограниченной активности мышц-антагонистов конкретного сустава. Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений. Одним из важных факторов развития прыгучести является степень проявления физических и координационных качеств. Известно, что на начальных этапах тренировки уровень развития силы – важная предпосылка для увеличения показателей взрывной силы – одного из основных компонентов прыгучести [41].
Информация о работе Экспериментальное обоснование развития прыгучести у баскетболисток 15-16 лет