Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести баскетболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести баскетболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ
1.1 Роль и сущность прыгучести как физического качества
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести
1.3 Методика развития прыгучести у баскетболистов
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВАIII.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ
3.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки баскетболисток 15 – 16 лет
3.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
Для развития прыгучести используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры [1].
В практике развития прыгучести основными являются два основных методических подхода [30]:
1.
Ударный метод развития
2. Методика развития прыгучести с использованием отягощений.
Ударный
метод развития прыгучести и реактивной
способности мышц, заключен в том,
чтобы стимулировать мышцы
При
использовании отягощения для стимуляции
мышечного напряжения необходимо учитывать
следующие основные положения. Прежде
всего, сила в упражнениях с отягощением
может проявиться в форме максимального
напряжения или наибольшей скорости
сокращения работающих мышц. Отсюда принято
говорить о собственно-силовых
Практика
и специально организованные исследования
свидетельствуют, что развитие прыгучести,
как разновидности быстрой силы
тем эффективней, чем больше в
тренировке скоростных нагрузок и меньше
длительной работы с небольшой скоростью
движений [11]. В соответствии с современными
взглядами методика развития быстрой
силы предполагает упражнения преимущественно
с небольшими отягощениями (порядка
20% от максимальной силы) при сочетании
их (для ациклических однократных
упражнений) с весом до 40% от максимума
в соотношении 5:1. Режим работы должен
соответствовать
Значительного эффекта в развитии прыгучести можно достигнуть, применяя комплексы упражнений с напрыгиванием, перепрыгиванием и доставанием различных предметов. Значительному увеличению высоты прыжка способствуют упражнения с использованием кинетической энергии веса собственного тела (например, многократные напрыгивания и спрыгивания на гимнастические маты и разновысокие тумбы). Во всех этих упражнениях нужно стремиться к закреплению биомеханической основы прыжка игровиков: в фазе напрыгивания, амортизации и отталкивания от опоры [37; 39; 42].
Ю.Д. Железняк рекомендует для развития прыгучести следующие упражнения.
1.
Стоя на гимнастической стенке
лицом к ней, держась за рейку
на уровне пояса, глубокое
2. Прыжки из глубокого приседа, касаясь подвешенного предмета, установленной планки (высота индивидуально для каждого учащегося): со взмахом рук, с отягощением на теле, с волейбольным мячом в руках и выполнением нападающего удара в прыжке (в сетку-ловушку, через волейбольную сетку).
3.
Прыжок «в глубину» — с
4. Прыжки по лестнице вверх на одной и двух ногах, на двух ногах из глубокого приседа.
5. Взбегание по лестнице вверх.
6.
Стоя на расстоянии 1 —1,5 м от
стены (щита) с набивным баскетбольным
мячом в руках, в прыжке
7. Прыжки (10—12) через препятствия (высота 60—70 см) из глубокого приседа.
8. Рывок штанги (мешок с песком), вес до 50 % максимального.
9. Прыжки с места вверх из полуприседа с отягощением. Коснуться головой подвешенного предмета на индивидуально максимальной высоте.
10. Прыжки толчком двух ног из полуприседа, правая (левая) нoгa впереди, на плечах отягощение. То же, во время прыжка сменинить положение ног.
11. Приседание с отягощением на плечах. Присед глубокий.
12.
Лежа на спине, прямые ноги
подняты вверх—вперед. На стопы
партнер набрасывает набивной
мяч. Носками стоп быстро
13. Прыжки на обеих ногах, на плечах отягощение 5—6 кг. Ноги в коленных суставах сгибаются незначительно.
14.
Силовая тренировка на
Подводя итог данному разделу работы, отметим, что уровень проявления прыгучести теснейшим образом связан со степенью освоенности движений. Только при хорошо освоенной технике движений баскетболист способен к полному проявлению скоростных возможностей мышц.
В.Н.
Платонов [35], с чем мы полностью
согласны, подчеркивает, что эффективная
работа над развитием прыгучести
связана с комплексным
1.3 Методика развития прыгучести у баскетболистов
Двигательная
деятельность баскетболистов характеризуется
высоким темпом и интенсивностью
соревновательных и тренировочных
нагрузок. В настоящее время в
игровой практике возрастает процент
применения активных форм защиты и
нападения (прессинг, быстрый прорыв,
плотная опека нападающих по всему
полю). Острые игровые ситуации требуют
от игрока передвижения по площадке на
максимальной скорости, резких остановок,
прыжков с максимальными
Как
известно, баскетбол относится к
игровым видам спорта, требующим
значительного проявления скоростно-силовых
способностей. Одним из наиболее значимых
элементов соревновательной деятельности
баскетболиста, эффективность выполнения
которого прямо зависит от уровня
скоростно-силовых
О.В.
Жбанков отмечает, что высокий
уровень скоростно-силовых
К
аналогичному выводу приходит и В. М.
Левин [29]. В своих исследованиях
он выявил зависимость степени
Т. А. Зельдович, С. А. Кераминас [23], наблюдая за игрой юных баскетболистов, указали на недостаточную активность игроков при борьбе за мяч, отскочивший от корзины, что, по их мнению, связано с недостатками в специальной прыжковой подготовке юных баскетболистов и с несовершенной техникой выполнения этого приема.
Специалистами неоднократно отмечалось отставание в эффективности выполнения технических приемов, структурно связанных с проявлением прыгучести [9].
Таким
образом, мы приходим к заключению,
что игровая деятельность баскетболистов
во многом зависит от уровня развития
скоростно-силовой
Между тем, в практике тренировки и научных исследованиях преимущественно исследуются и анализируются результаты в ограниченном круге видов прыжков. В большинстве случаев это прыжок вверх толчком двух ног с махом руками или прыжок в длину с места.
Так, например, В.М. Корягин [28], исследуя факторную структуру подготовленности баскетболистов различного возраста и квалификации, отмечает высокую значимость показателей прыгучести во всех исследовавшихся возрастных группах (11-12, 13-14, 15-16, 17-18, 19-20 и 21-28 лет). Однако к показателям прыгучести автор относит лишь абсолютную и относительную высоту выпрыгивания и результаты в прыжке в длину с места.
Р.А. Корнеев [26], изучая динамику уровня физической подготовленности баскетболистов-студентов Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, отмечает в целом её невыраженность в течение макроцикла. Такое положение является, по мнению исследователя, результатом преимущественно аэробного и аэробно-анаэробного характера большинства средств тренировки. При этом в качестве показателя прыгучести автор рассматривает лишь результаты прыжка вверх. Это выглядит тем более убедительно и оправданно, что в статье приводятся модельные характеристики физической подготовленности и баскетболистов высокой квалификации, среди которых также находится место лишь традиционному прыжку вверх толчком двух ног.
Аль Кхатиб Ахмад [1], отмечает значение уровня скоростно-силовой подготовленности для эффективного обучения технике основных приёмов игры на этапе начальной подготовки. При этом автор, соглашаясь с общепринятым мнением о том, что разносторонняя подготовленность юных баскетболистов является одним из основных условий успеха в многолетней подготовке и ссылаясь на мнение многочисленных авторов о ведущем месте в структуре специальной физической подготовленности её скоростно-силового компонента, в качестве теста скоростно-силовой подготовленности мышц пояса нижних конечностей применяет также лишь прыжок вверх по методике В.М. Абалакова.
Ю.В. Озеров [32] считает, что одной из важнейших комплексных скоростно-силовых характеристик баскетболистов является прыгучесть, которая обуславливается, прежде всего, взрывной силой ног. Для ее развития в практике тренировки все шире используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр.
Анализ соревновательной деятельности позволил И.В. Ерёмину [24] установить, что баскетболисты высокой квалификации имеют в своём арсенале и активно используют чрезвычайно широкий спектр прыжков. Однако явные различия в координационной структуре, различный вклад в отталкивание маховых движений рук и ног обусловил необходимость различения в первую очередь прыжков с отталкиванием одной и двумя ногами, а избранная позиция (степень участия сократительного элемента и упругих компонентов мышц) позволила выделить среди них прыжки с места, с одного шага и разбега.
Автор
отмечает, что, во-первых, прыжки толчком
одной ногой с места в
Прыжки
с шага с отталкиванием одной
ногой применяются
Прыжки с шага с отталкиванием двумя ногами – один из наиболее распространённых видов прыжков. Сюда относятся все прыжки, когда спортсмен, получая мяч, меняет положение одной из ног перед броском или делает шаг для прыжка толчком двумя ногами в защите. Такие движения перед отталкиванием помогают полнее использовать потенциал упругих компонентов мышц.
Информация о работе Экспериментальное обоснование развития прыгучести у баскетболисток 15-16 лет