Экспериментальное обоснование развития прыгучести у баскетболисток 15-16 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести баскетболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести баскетболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ
1.1 Роль и сущность прыгучести как физического качества
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести
1.3 Методика развития прыгучести у баскетболистов
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВАIII.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ
3.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки баскетболисток 15 – 16 лет
3.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие прыгучести у баскетболистов 15-16 лет.docx

— 92.47 Кб (Скачать файл)

  3.2 Результаты педагогического  эксперимента и  обсуждение полученных  результатов

  Педагогические  наблюдения, проводившиеся в ходе соревнований, позволили получить показатели, характеризующие соотношение игровых  действий, совершаемых баскетболистами (девушками и юношами) на месте, в  движении и в прыжке в среднем  за игру. Полученные данные наглядно свидетельствуют  о преимущественном вкладе действий, выполняемых в прыжке, в соревновательную деятельность.

  Так, из всех бросков, выполняемых баскетболистами, 57 % - девушки и 81 % - юноши производят в прыжке. Броски мяча в движении осуществляются, главным образом, в  прыжке при отталкивании одной ногой  и составляют 28,4 %. Только незначительная часть бросков выполняется с  места. У девушек на долю дальних  бросков приходится 14,6 %.

  Для девушек характерным является выполнение дальних статических бросков, тогда  как юноши эти же броски выполняют  в прыжке.

  Такие технические приемы, как добивание и подбор мяча, баскетболистами производятся в прыжке, и их вклад соответственно составляет 85 % и 79 % у девушек, 96 % и 93 % у юношей. На долю действий, выполняемых с места и в движении, приходится 15 % и 21 % у девушек, а у юношей всего 4 % и 7 %.

  Необходимо  отметить, что у девушек, по сравнению  с теми же показателями у юношей, преимущество игровых действий, выполняемых  в прыжке, несколько ниже. Наибольшие различия наблюдаются при выполнении бросков мяча в прыжке, перехватов мяча и отбивания бросков.

  Некоторые различия, отмеченные в соотношении  игровых действий у девушек и  у юношей, на наш взгляд, связаны  с недостаточной специальной  прыжковой подготовленностью баскетболисток, а также с неумением реализовывать  ими уже достигнутого уровня развития прыгучести в соревновательной деятельности.

  Анализ  научно-методической литературы показал, что данные о количественных показателях  выполнения технических приемов  и их эффективности, в основном, касаются баскетболистов или квалифицированных  баскетболисток.

  В связи с этим, в процессе проведения дальнейших наблюдений нами были определены количественные показатели технических  приемов, совершаемых юными спортсменками  в прыжке, при выполнении соответствующей  игровой функции.

  Полученные  результаты показывают, что в зависимости  от игрового амплуа количество технических  действий, структурно связанных с  проявлением прыгучести, имеет некоторые  различия. Наибольшее количество прыжков  совершает центровые игроки –  в среднем за игру 43 прыжков, нападающие – 41 и защитницы – 20.

  Решение вопроса, связанного с определением количества и эффективности бросков  мяча в прыжке в зависимости от координационной сложности, предусматривало  соответствующую запись игровых  действий.

  Под координационной сложностью нами подразумевалась  способность к управлению прыжковыми движениями в игровых условиях, которые  предполагают активное противодействие  соперника, использование обманных движений, изменение направления  отталкивания.

  В зависимости от координационной  сложности, баскетболистки в среднем  за игру выполняют 5,3 % бросков мяча после отталкивания одной ногой (П-1) и 29,9 % с отталкиванием двумя  ногами (П-2) без применения элементов  управления прыжковым движением. Броски мяча, выполняемые с элементами управления прыжковыми движениями, соответственно составили 26,3 % после отталкивания одной  ногой (С-1) и 38,5 % двумя ногами (С-2).

  Наибольшее  количество бросков совершается  спортсменками после отталкивания двумя ногами, на их долю приходится 68,4 %.

  Определение эффективности рассматриваемых  бросков показало, что наилучшего процента попадания баскетболистки достигли при выполнении бросков  мяча в движении после отталкивания одной ногой без сопротивления  защитника и использования обманных движений (П-1) – 66,6 %.

  При выполнении бросков с включением в прыжковое движение элементов  управления и в зависимости от игровой ситуации несколько снижается  точность попадания, так эффективность  бросков мяча, обозначенных С-1, составляет 53,3 % , а С-2 – 45,5 %.

  Полученные  данные свидетельствуют о том, что  со средней дистанции баскетболистки все броски совершают в прыжке. Причем эффективность попадания  с использованием элементов управления движением значительно выше, чем при более простом способе и условии выполнения броска в прыжке, и соответственно равны 42 и 24 процента.

  Обобщая результаты исследования можно констатировать, что старшие школьники, обладая  достаточным уровнем прыгучести, не всегда способны управлять прыжковыми движениями в сложных игровых  условиях, особенно при непосредственном контакте с соперником.

  Хотя  мы произвели дифференцирование  бросков по координационной сложности, необходимо отметить, что девушки  крайне редко выполняют броски и  другие технические действия, структурно связанные с проявлением прыгучести, с использованием изменения направления  отталкивания, темпа и ритма движения в зависимости от различных игровых  ситуаций.

  Основной  вклад приходится на долю бросков, выполняемых  с использованием обманных движений, при непосредственном обыгрывании  соперника.

  В настоящее время в условиях жесткой  защиты со стороны противника выполнение всех технических действий без применения обманных движений и без умения управлять  своими движениями в сложных игровых  ситуациях не приносит положительных  результатов. Как правило, выигрывает команда, обладающая игроками способными обыграть соперника один на один, используя  при этом широкий диапазон технических  приемов в сочетании с умелым управлением быстротой и высотой, темпом и ритмом прыжковых движений.

  Основной  задачей педагогического эксперимента явилось выявление эффективности  разработанной методики развития прыгучести у баскетболисток 15 – 16 лет.

  Исследования  проводились на базе СОШ № 55 г. и  СОШ № 37 г. Воронежа. В экспериментальной  группе (СОШ № 55, n = 14) учебно-тренировочный процесс проводился с внедрением, разработанной нами методикой. Эффективность разработанной нами методики осуществлялось путем сравнения результатов исследования с контрольной группой (СОШ №37, n = 15), где секционные занятия по баскетболу проводились по общепринятой методике. Результаты исследования представлены в таблице (табл. 1).

  Таблица 1. Показатели прыгучести баскетболисток 15 –16 лет до и после педагогического  эксперимента

Группа Выпрыгивания  с места толчком двумя ногами со взмахом руками, см Выпрыгивания  вверх с одного шага толчком одной  ногой, см Прыжок  в длину с места толчком  двумя ногами, см Выпрыгивание  из приседа на одной ноге, см
  До

  эксп.

  После

  эксп.

  До

  эксп.

  После

  эксп.

  До

  эксп.

  После

  эксп.

  До

  эксп.

  После

  эксп.

Экспериментальная   41,9

  ±1,9

  42,7

  ±1,5

  53,2

  ±2,9

  55,9

  ±2,4

179,6 ±3,4   182,9

  ±3,1

  20,2

  ±1,8

  21,3

  ±1,1

Контрольная   40,8

  ±1,6

  41,3

  ±1,4

  53,9

  ±3,3

  54,1

  ±2,9

  178,9

  ±2,8

  180,3

  ±2,5

20,1,±1,4   20,6

  ±1,5

  Коэффициент

  корреляции (P(t))

< 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05

  Для более наглядного восприятия результатов  исследования, нами вычислен прирост  показателей прыгучести в экспериментальной  и контрольной группе в процентах. Результаты вычислений представлены в  таблице 2.  

  Таблица 2. Динамика прироста уровня развития прыгучести баскетболисток 15 – 16 лет в экспериментальной и контрольной группах в процессе педагогического эксперимента

    ТЕСТЫ   Прирост, %
      Эксперимент.

      группа

      Контрольн.

      группа

    1. Выпрыгивания  с места толчком двумя ногами  со взмахом руками 1,9 1,2
    2. Выпрыгивания вверх с одного  шага толчком одной ногой 3,6 1,5
    3. Прыжок в длину с места толчком  двумя ногами 2,3 1,1
    4. Выпрыгивание из приседа на  одной ноге 5,4 2,1

 

  Результаты  исследований позволяют констатировать более высокий прирост прыгучести в экспериментальной группе, по сравнению  с контрольной группой. По всем четырем  тестам в экспериментальной группе мы наблюдаем достоверное улучшение  в тесте 1 на 1,9%, в тесте 2 на 3,6%, в  тесте 3 на 2,3%, в тесте 4 на 5,4%. В контрольной  группе прирост показателей прыгучести значительно ниже.

  Особенно  хотелось бы обратить на результаты тестов 2 и 4, которые на наш взгляд больше отражают динамику и технику баскетбола. По сравнению с тестами 1 и 2, мы наблюдаем  в приведенных тестах более значимое улучшение, соответственно на 3,6% и 5,4%.. В контрольной группе во всех тестах динамика улучшения практически  одинаковая, что говорит о том, что использованная там методика развития прыгучести не отражала специфики  физической подготовки баскетболистов.

  Таким образом, результаты педагогического  эксперимента доказывают эффективность  использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в  процессе совершенствования физической подготовки баскетболисток 15 – 16 лет.

 

  ВЫВОДЫ

  1. По итогам анализа научно-методической  литературы определено, что специфическими  особенностями прыгучести являются: взрывная сила, быстрота и ритм  движений. Величина усилий, развиваемых  за максимально короткое время  при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Для развития прыгучести баскетболистов используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр., выполняемые с максимальной интенсивностью.

  2. Экспериментальная методика развития  прыгучести баскетболисток 15 – 16 лет предусматривала:

  - Изменение соотношения средств  общей физической и специальной  физической подготовки в годичном  цикле тренировки в пользу  СФП. Вместо традиционно принятого: ОФП - З0-40%, СФП - 60-70% - соотношение составило: ОФП - 20% и СФП - 80%. Причем решение задач ОФП частично осуществлялось за счет СФП.

  - Соотношение средств СФП составило  35% скоростно-силовой (в основном  прыжковой), 40% силовой, по 10% на быстроту  и специальную выносливость и  5% на увеличение подвижности в  суставах и расслабление.

  - Занятия по СФП носили интегральный  характер и проводились в сочетании  с технико-тактической подготовкой.  Занятия с интегральной направленностью  проводились 3 раза в неделю  через день.

  - Блочную систему применения прыжковых  упражнений различной интенсивности.

  3. В результате исследований определен  удельный вес игровых действий, структурно связанных с проявлением  прыгучести, в общем объеме соревновательной  деятельности баскетболистов 15 –  16 лет. Полученные данные наглядно  свидетельствуют о преимущественном  вкладе действий, выполняемых в  прыжке, в соревновательную деятельность. 57 % бросков – девушки и 81 % - юноши производят в прыжке. Броски  мяча в движении осуществляются, главным образом, в прыжке при  отталкивании одной ногой и  составляют 28,4 %. Только незначительная  часть дальних бросков выполняется  с места, что в основном характерно  для девушек, тогда как юноши  эти же броски производит в  прыжке.

Информация о работе Экспериментальное обоснование развития прыгучести у баскетболисток 15-16 лет