Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести баскетболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести баскетболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ
1.1 Роль и сущность прыгучести как физического качества
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести
1.3 Методика развития прыгучести у баскетболистов
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВАIII.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ
3.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки баскетболисток 15 – 16 лет
3.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
3.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов
Педагогические
наблюдения, проводившиеся в ходе
соревнований, позволили получить показатели,
характеризующие соотношение
Так, из всех бросков, выполняемых баскетболистами, 57 % - девушки и 81 % - юноши производят в прыжке. Броски мяча в движении осуществляются, главным образом, в прыжке при отталкивании одной ногой и составляют 28,4 %. Только незначительная часть бросков выполняется с места. У девушек на долю дальних бросков приходится 14,6 %.
Для девушек характерным является выполнение дальних статических бросков, тогда как юноши эти же броски выполняют в прыжке.
Такие технические приемы, как добивание и подбор мяча, баскетболистами производятся в прыжке, и их вклад соответственно составляет 85 % и 79 % у девушек, 96 % и 93 % у юношей. На долю действий, выполняемых с места и в движении, приходится 15 % и 21 % у девушек, а у юношей всего 4 % и 7 %.
Необходимо отметить, что у девушек, по сравнению с теми же показателями у юношей, преимущество игровых действий, выполняемых в прыжке, несколько ниже. Наибольшие различия наблюдаются при выполнении бросков мяча в прыжке, перехватов мяча и отбивания бросков.
Некоторые
различия, отмеченные в соотношении
игровых действий у девушек и
у юношей, на наш взгляд, связаны
с недостаточной специальной
прыжковой подготовленностью
Анализ научно-методической литературы показал, что данные о количественных показателях выполнения технических приемов и их эффективности, в основном, касаются баскетболистов или квалифицированных баскетболисток.
В
связи с этим, в процессе проведения
дальнейших наблюдений нами были определены
количественные показатели технических
приемов, совершаемых юными
Полученные результаты показывают, что в зависимости от игрового амплуа количество технических действий, структурно связанных с проявлением прыгучести, имеет некоторые различия. Наибольшее количество прыжков совершает центровые игроки – в среднем за игру 43 прыжков, нападающие – 41 и защитницы – 20.
Решение вопроса, связанного с определением количества и эффективности бросков мяча в прыжке в зависимости от координационной сложности, предусматривало соответствующую запись игровых действий.
Под координационной сложностью нами подразумевалась способность к управлению прыжковыми движениями в игровых условиях, которые предполагают активное противодействие соперника, использование обманных движений, изменение направления отталкивания.
В зависимости от координационной сложности, баскетболистки в среднем за игру выполняют 5,3 % бросков мяча после отталкивания одной ногой (П-1) и 29,9 % с отталкиванием двумя ногами (П-2) без применения элементов управления прыжковым движением. Броски мяча, выполняемые с элементами управления прыжковыми движениями, соответственно составили 26,3 % после отталкивания одной ногой (С-1) и 38,5 % двумя ногами (С-2).
Наибольшее
количество бросков совершается
спортсменками после
Определение
эффективности рассматриваемых
бросков показало, что наилучшего
процента попадания баскетболистки
достигли при выполнении бросков
мяча в движении после отталкивания
одной ногой без сопротивления
защитника и использования
При выполнении бросков с включением в прыжковое движение элементов управления и в зависимости от игровой ситуации несколько снижается точность попадания, так эффективность бросков мяча, обозначенных С-1, составляет 53,3 % , а С-2 – 45,5 %.
Полученные
данные свидетельствуют о том, что
со средней дистанции
Обобщая
результаты исследования можно констатировать,
что старшие школьники, обладая
достаточным уровнем
Хотя
мы произвели дифференцирование
бросков по координационной сложности,
необходимо отметить, что девушки
крайне редко выполняют броски и
другие технические действия, структурно
связанные с проявлением
Основной вклад приходится на долю бросков, выполняемых с использованием обманных движений, при непосредственном обыгрывании соперника.
В
настоящее время в условиях жесткой
защиты со стороны противника выполнение
всех технических действий без применения
обманных движений и без умения управлять
своими движениями в сложных игровых
ситуациях не приносит положительных
результатов. Как правило, выигрывает
команда, обладающая игроками способными
обыграть соперника один на один, используя
при этом широкий диапазон технических
приемов в сочетании с умелым
управлением быстротой и
Основной
задачей педагогического
Исследования проводились на базе СОШ № 55 г. и СОШ № 37 г. Воронежа. В экспериментальной группе (СОШ № 55, n = 14) учебно-тренировочный процесс проводился с внедрением, разработанной нами методикой. Эффективность разработанной нами методики осуществлялось путем сравнения результатов исследования с контрольной группой (СОШ №37, n = 15), где секционные занятия по баскетболу проводились по общепринятой методике. Результаты исследования представлены в таблице (табл. 1).
Таблица 1. Показатели прыгучести баскетболисток 15 –16 лет до и после педагогического эксперимента
Группа | Выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками, см | Выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой, см | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см | Выпрыгивание из приседа на одной ноге, см | ||||
До
эксп. |
После
эксп. |
До
эксп. |
После
эксп. |
До
эксп. |
После
эксп. |
До
эксп. |
После
эксп. | |
Экспериментальная | 41,9
±1,9 |
42,7
±1,5 |
53,2
±2,9 |
55,9
±2,4 |
179,6 ±3,4 | 182,9
±3,1 |
20,2
±1,8 |
21,3
±1,1 |
Контрольная | 40,8
±1,6 |
41,3
±1,4 |
53,9
±3,3 |
54,1
±2,9 |
178,9
±2,8 |
180,3
±2,5 |
20,1,±1,4 | 20,6
±1,5 |
Коэффициент
корреляции (P(t)) |
< 0,05 | < 0,05 | < 0,05 | < 0,05 |
Для
более наглядного восприятия результатов
исследования, нами вычислен прирост
показателей прыгучести в экспериментальной
и контрольной группе в процентах.
Результаты вычислений представлены в
таблице 2.
Таблица 2. Динамика прироста уровня развития прыгучести баскетболисток 15 – 16 лет в экспериментальной и контрольной группах в процессе педагогического эксперимента
ТЕСТЫ | Прирост, % | |
Эксперимент.
группа |
Контрольн.
группа | |
1. Выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками | 1,9 | 1,2 |
2. Выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой | 3,6 | 1,5 |
3.
Прыжок в длину с места |
2,3 | 1,1 |
4. Выпрыгивание из приседа на одной ноге | 5,4 | 2,1 |
Результаты
исследований позволяют констатировать
более высокий прирост
Особенно хотелось бы обратить на результаты тестов 2 и 4, которые на наш взгляд больше отражают динамику и технику баскетбола. По сравнению с тестами 1 и 2, мы наблюдаем в приведенных тестах более значимое улучшение, соответственно на 3,6% и 5,4%.. В контрольной группе во всех тестах динамика улучшения практически одинаковая, что говорит о том, что использованная там методика развития прыгучести не отражала специфики физической подготовки баскетболистов.
Таким
образом, результаты педагогического
эксперимента доказывают эффективность
использования
ВЫВОДЫ
1.
По итогам анализа научно-
2.
Экспериментальная методика
-
Изменение соотношения средств
общей физической и
-
Соотношение средств СФП
-
Занятия по СФП носили
-
Блочную систему применения
3.
В результате исследований
Информация о работе Экспериментальное обоснование развития прыгучести у баскетболисток 15-16 лет