Экспериментальное обоснование развития прыгучести у баскетболисток 15-16 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести баскетболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести баскетболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ
1.1 Роль и сущность прыгучести как физического качества
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести
1.3 Методика развития прыгучести у баскетболистов
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВАIII.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ
3.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки баскетболисток 15 – 16 лет
3.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие прыгучести у баскетболистов 15-16 лет.docx

— 92.47 Кб (Скачать файл)

  18. Безостановочное забивание мяча  из-под кольца сверху - максимальное  количество раз без разбега.

  19. Запрыгивание (затем спрыгивание)  на препятствие высотой до 50 см  толчком голеностопов, т.е. не сгибая ног в коленях. Сериями по 23-30 прыжков подряд.

  20. Танец "вприсядку" с ведением  одного или двух мячей. Игрок  поочередно выбрасывает ноги  вперед и в стороны. Упражнение  выполняется на время - 25-30 с.

  21. Серийные прыжки - "ножницы"  с ведением одного или двух  мячей. В каждом прыжке игрок  выполняет мах ногами - вперед  и назад.

  22. Серийные прыжки - "разножка" с  ведением одного или двух мячей.  В каждом прыжке игрок выполняет  мах ногами в стороны.

  23. Многоскоки на одной ноге с ведением мяча. Задача - делать как можно более дальние прыжки. Упражнение проходит в виде соревнования: кто из игроков затратит меньшее количество прыжков на длину площадки.

  24. Прыжки через длинную скакалку  с дриблин-гом. Мяч ведет не только игрок, выполняющий упражнение, но и игроки, крутящие скакалку.

  25. Серийные прыжки с подтягиванием  коленей к животу. Игрок выполняет  прыжки, одновременно удерживая  мяч в вытянутых над головой  руках. Сериями по 30-35 с.

  26. Серийные прыжки на двух ногах  с доставанием определенной отметки  на щите. Сериями по 20-25 с. Высота отметок на щите зависит от ростовых данных каждого игрока.

  27. Добивание мяча у щита. Игроки в парах становятся у щита по разные стороны кольца и по сигналу тренера начинают прыжки с передачами мяча от щита. Упражнение выполняется на время - 30-40 с.

  28. Прыжки с ведением мяча через  всю площадку. Игрок ловит мяч  от щита и, прыгнув к противоположному  кольцу, стремится за 3-4 ведения мяча  преодолеть площадку и с двумя  шагами забросить мяч в кольцо. Затем то же задание за 2 ведения, и наконец, за 1 ведение. Упражнение сложное, но полезное и интересное для подготовленных баскетболистов.

  29. Прыжки через гимнастического  коня с мячом в руках. Конь  может быть установлен вдоль  или поперек направления прыжка.

  30. Прыжок с подкидного мостика  с мячом в руках и бросок  в кольцо сверху двумя руками.

  31. Прыжки на батуте с поворотами  на 180 и 360 с приземлением на  колени, на спину, на живот,  на ноги после сальто вперед. Во время прыжка игрок может  обмениваться передачами с партнером.

  32. Броски в кольцо сверху двумя  или одной рукой после прыжка  с двух ног. Игрок выполняет  подряд 10-12 бросков с разных сторон  кольца (прямо, справа, слева).

  33. Забивание в кольцо сверху  двух мячей в одном прыжке.

  34. Броски в кольцо сверху с  поворотами на 180 и 360 .

  35. Ловля и передача мяча в  парах в одном прыжке. Партнеры  ловят и передают мяч (или  два мяча) в одном прыжке, передвигаясь  от кольца к кольцу, и завершают  упражнение броском из-под кольца.

  36. Передачи мяча в квадрате с  сопротивлением одного или двух  защитников. Все передачи выполняются  в одном прыжке. Смена защитников  происходит после каждой ошибки.

  37. Передачи мяча между тремя  или пятью игроками по "восьмерке". Ловля и передачи выполняются  только в одном прыжке.

  38. Прыжки вперед-назад с длиной  прыжка не более 50 см. Упражнение  выполняется как соревнование  на время: кто сделает больше  прыжков за 1 мин.

  39. Забивание мяча в кольцо сверху 10-15-20 раз подряд или на время  - до 30-40 с.

  40. Серийные прыжки с отягощением  в виде штанги, гири, медицинбола. Выполняются в течение 25-30 с.

  Серии прыжков, паузы между ними, частоту  выполнения, высоту и вес отягощения определяет тренер, исходя из степени  тренированности, этапа подготовки, индивидуальных особенностей каждого  игрока.

  Также в литературе предлагается для развития силы ног и, соответственно, прыгучести игрокам рекомендуется выполнять  большой объем индивидуальной работы со штангой регулярно не менее 3-4 раз в неделю [34].

  Упражнений, развивающих прыгучесть, очень много, важно понимать, что достичь результата позволяет, прежде всего качество, интенсивность, регулярность их исполнения. А разнообразие упражнений повышает интерес к ним игроков, создает хороший эмоциональный настрой на тренировках.

  Таким образом, одной из важнейших комплексных скоростно-силовых характеристик баскетболистов является прыгучесть, которая обуславливается, прежде всего, взрывной силой ног. Для ее развития в практике тренировки все шире используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр., выполняемые с максимальной интенсивностью.

  В связи с темой нашего исследования, в последующих разделах будет  экспериментально обоснована эффективность  использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в  процессе совершенствования физической подготовки баскетболисток.

 

  ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ  

  2.1 Задачи исследования

  Цель  исследования определила решение следующих  задач:

  1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития прыгучести у баскетболистов.

  2. Определить удельный вес игровых  действий, структурно связанных  с проявлением прыгучести, в общем  объеме соревновательной деятельности  баскетболистов 15 – 16 лет.

  3. Теоретически обосновать и разработать  содержание методики в соответствии с преимущественной направленностью на развитие прыгучести у баскетболисток на этапе спортивного совершенствования.

  4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки баскетболисток.   

  2.2 Методы исследования

  В ходе работы нами применялись следующие  методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы.

  2. Метод бесед.

  3. Педагогическое наблюдение.

  4. Контрольные испытания (тесты).

  5. Педагогический эксперимент.

  6. Метод математического анализа  [20].

  Анализ  научно-методической литературы

  Данный  метод проводился с целью изучения состояния вопроса в научно-методической литературе. В процессе изучения литературы по подготовке баскетболистов особое внимание обращалось вопросам методики развития прыгучести. Результаты анализа  научно-методической литературы послужили  теоретической предпосылкой для  проведения нашего исследования.

  Всего была изучено 43 работ, включая статьи в периодической печати, сборники научных трудов, учебники, учебно-методические пособия, авторефераты.

  Метод бесед

  Данный  метод использовался для фактического сбора информации по проблеме развития прыгучести у баскетболистов. В процессе общения с тренерами, специалистами  баскетбола обсуждались вопросы  подбора упражнений для развития прыгучести, их планирования в системе  физической подготовки.

  Педагогическое  наблюдение

  В ходе педагогических наблюдений определялась частота и эффективность применения игровых действий в нападении  и защите, структурно связанных с  проявлением прыгучести, и регулированием этим качеством в зависимости  от соревновательных ситуаций.

  Педагогические  наблюдения за соревновательной деятельностью  юных баскетболистов проводились на соревнованиях города Воронежа, среди  товарищеских матчах, как у девушек, так и у юношей, что позволило  сделать сравнительный анализ рассматриваемых  показателей.

  Для определения интересующих нас данных о соревновательной деятельности баскетболисток 15-16 лет использовался метод стенографии  – запись игр специально разработанными символами. Нами использовались следующие  обозначения:

  П–1 - броски мяча, выполняемые после  отталкивания одной ногой, без применения элементов управления прыжковыми движениями;

  П-2 - то же, только отталкивание выполнялось  двумя ногами;

  С-1 - броски мяча, выполняемые после  отталкивания одной ногой, с элементами управления прыжковыми движениями;

  С-2 - то же, только отталкивание выполнялось  прыжком с двух ног.

  Контрольные испытания (тесты)

  Данный  метод использовался с целью  контроля за развитием прыгучести у баскетболисток 15 – 16 лет. На основе изучения специальной литературы было выяснено, что для подготовки спортсменов в видах спорта, где прыгучесть - одно из ведущих качеств, предлагается ряд тестов, использование которых в совокупности обеспечивает получение информативных данных [2; 12; 31]. Нами использовались следующие контрольные испытания:

  1. Выпрыгивания с места толчком  двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой (см).

  2. Выпрыгивания вверх с одного  шага толчком одной ногой с  касанием рукой разметки (см).

  3. Прыжок в длину с места толчком  двумя ногами со взмахом руками (см).

  4. Выпрыгивание из приседа на  одной ноге со взмахом руками (см).

  Тестирование  проводилось перед началом и  после окончания педагогического  эксперимента, что позволило проследить динамику изменения прыгучести в  ходе экспериментальной работы.

  Педагогический  эксперимент

  Педагогический  эксперимент проводился с целью  выявления эффективности разработанной методики развития прыгучести у баскетболисток 15 – 16 лет. Исследования проводились на базе СОШ № 55 г. и СОШ № 37 г. Воронежа. В экспериментальной группе (СОШ № 55, n = 14) учебно-тренировочный процесс проводился с внедрением, разработанной нами методикой. Эффективность разработанной нами методики осуществлялось путем сравнения результатов исследования с контрольной группой (СОШ №37, n = 15), где секционные занятия по баскетболу проводились по общепринятой методике.

  Метод математического  анализа

  Для получения достоверных результатов  мы использовали методы математического  анализа. Для этого определялись следующие статистические величины:

  1) средний результат в группе        

    åVi

  М = ¾¾¾          

    n

  где åV- сумма результатов в группе эксперимента,

  n - число баскетболисток в группе.

  2) среднеквадратичное отклонение          

    Vmax - Vmin

  s = ± ¾¾¾¾¾,               

    К

  где Vmax - Vmin - максимальные и минимальные результаты в группе;

  К - коэффициент, определяемый по таблице Л. Типпета;

  s - среднеквадратичное отклонение.

  3) средняя ошибка среднего арифметического           

    s

  m = ± ¾¾       

    Ö n

 

  где s - среднеквадратичное отклонение;

  m - средняя ошибка среднего арифметического;

  n - число баскетболисток в группе.

  4) средняя ошибка разности         

  э – М к

  t = ¾¾¾¾¾¾       

    Ömэ + mk

  где Mэ - средний результат в экспериментальной группе;

  Мк - средний результат в контрольной группе;

  mэ – средняя ошибка среднего арифметического в экспериментальной группе;

  m- средняя ошибка среднего арифметического в контрольной группе;

Информация о работе Экспериментальное обоснование развития прыгучести у баскетболисток 15-16 лет