Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 20:02, реферат
. Основные проблемы античной философии (общая характеристика).
Античная философия досократического периода.
Проблемы античной философии.
1. Основные проблемы античной философии
(общая характеристика). Античная философия
досократического периода. Проблемы античной
философии. Совокупную проблематику античной
философии можно тематически определить
следующим образом: космология (натурфилософы),
в ее контексте тотальность реального
виделась как “physis” (природа) и как космос
(порядок), основной вопрос при этом: «Как
возник космос?»; мораль (софисты) была
определяющей темой в познании человека
и его специфических способностей; метафизика
(Платон) декларирует существование интеллигибельной
реальности, утверждает, что реальность
и бытие неоднородны, причем мир идей выше
чувственного; методология (Платон, Аристотель)
разрабатывает проблематику генезиса
и природы познания, при этом метод рационального
поиска понимается как выражение правил
адекватного мышления; эстетика разрабатывается
как сфера решения проблемы искусства
и прекрасного самого по себе; проблематика
протоаристотелевской философии может
быть сгруппирована как иерархия обобщающих
проблем: физика (онтология-теология-физика-
2. В становлении и развитии философии в Древней Греции
выдающееся место принадлежит Сократу
(470/469 — 399 гг. до н. э.). Сделав философию
своей специальностью, он тем не менее
не оставил после своей кончины философских
произведений. Объясняется это просто:
свои идеи Сократ предпочитал высказывать
в устной форме ученикам, слушателям и
оппонентам. То, что известно о жизни и
деятельности Сократа, дошло до нас благодаря
работам Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Предметом его философских рассуждений
становятся человеческое сознание, душа,
человеческая жизнь в целом, а не космос,
не природа, как это было у его предшественников.
И хотя он еще не дошел до платоновского
или аристотелевского понимания философии,
несомненно то, что он заложил основы их
воззрений. Анализируя проблемы человеческого бытия,
Сократ главное внимание в своих речах
и беседах уделял вопросам этики, т. е.
тем нормам, по которым человек должен
жить в обществе. При этом способ доказательства
и опровержения высказываемых суждений
отличался у Сократа разносторонней и
неотразимой формой воздействия.
В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами:
С одной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласные заявления об обучении истине. С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины. Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке — методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.
Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель. Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге Платона “Протагор”. Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании. По-видимому, его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше — к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.
Существенным, как уже отмечалось выше, был вклад Сократа в развитие диалектики. Аристотель, например, считал, что до Сократа не существовало диалектики. Учению Гераклита о постоянной текучести чувственных вещей он противопоставляет идеи Сократа о диалектике, так как последний никогда не наделял общее обособленным существованием. Чтобы познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолеть противоречие. Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия. К сказанному необходимо добавить, что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены с его телеологией, т. е. учением о целесообразности. Таким образом, Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый, можно сказать, философский этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах Платона и Аристотеля.
Центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к общине, обществу, законам, к быту. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно - нравственного мировоззрения. Считая излишним изучение природы и объяснение природных явлений. Согласно Сократу, мир является творением божества "великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося", а основной сущностью мира - "духовный принцип". В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели, что есть "нравственное" Истинная нравственность, по Сократу, - знание того, что есть благое и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Добродетели Сократ считал вечными и неизменными.
Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов выяснились слабые места в знаниях противника. В этом и состоит так называемая сократовская ирония. Эта ирония не была, однако, самоцелью. Как уже говорилось, Сократ подчеркивал, что целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли "сами себя". Поэтому с иронией (сомнением) тесно связана майевтика (повивальное искусство), с помощью которого он помогал рождаться истине. А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов. При этом, Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека, т.е. он обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм. И все же что значит знать? А знать - это значит знать, что это такое. Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого- либо предмета - определение, понятие. Если до него философы пользовались понятиями, то делали это стихийно. Только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания. Метод Сократа преследовал также достижение понятийного знания. Это достигалось посредством индукции (наведения), восхождения от частного к общему, в процессе собеседования. Тенденцию постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию становится источником развития понятийной (субъективной) диалектики.
3. Онтологические и гносеологические
взгляды Платона.
Онтология – философское учение о бытии,
в том числе о бытии окружающего нас мира
и человека в нем.
Гносеология – это учение о процессе
познания.
Платон, также как и элеаты, характеризует
бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое,
Платон впервые в истории
В ряде высказываний Платон говорит, что идеи – это
образцы, а прочие вещи
Внесенное Платоном новшество о множественности бытия идей
поставило перед ним задачу объяснения связи между ними,
объяснения единства самого
Теория познания.
Теория познания Платона опирается на
его учение о душе. Платон считал, что человек,
как телесное существо, смертен. Душа же
его бессмертна. Когда человек умирает,
его душа не погибает, а лишь освобождается
от телесного покрова как своей темницы
и начинает свободно путешествовать в
поднебесной сфере. Во время этого путешествия
она соприкасается с миром идей, которые
она уже когда-то созерцала. Поэтому, суть
процесса познания, по Платону, состоит
в припоминании душой тех идей, которые
она уже когда-то созерцала. Платон писал,
что «и раз в природе всё друг другу родственно,
а душа все познала, ничто не мешает тому,
кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют
это познанием – самому найти и всё остальное,
если только он будет неутомим в поисках».
Поэтому природа души должна быть сродни
природе «идей».
Истинное знание дает только мышление.
Мышление же – это независимый от чувственных
восприятий абсолютно самостоятельный
процесс припоминания. Только
мышление дает знание идей. Чувственное
восприятие порождает лишь мнения о вещах.
В связи с этим процесс познания определяется
Платоном как диалектика, то есть искусство
вести устную речь, искусство ставить
вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания.
На этом принципе была построена работа
Академии, созданной Платоном.
Представления Платона о процессе познания
наиболее развернуто изложены в мифе о
«Пещере». Человеческое познание, говорится
в этом мифе, подобно тому, что видят узники,
сидящие в пещере спиной к истинной прекрасной
жизни. Тени, пробегающие перед ними –
это жалкие проекции людей, вещей. Участь
большинства людей, придерживающихся
установившегося житейского опыта, - пещерное
знание теней. Подлинным знанием могут
обладать лишь те, кто сумеет преодолеть
воздействие на них чувственных вещей,
избавить свою душу от телесного гнета
и воспарить в мир вечных идей. По учению
Платона, такой подход по силам только
мудрецам – философам. Задача философии
направить духовную деятельность человека
на абсолютные ценности, на запредельное
идеальное бытие. Философия стремится
постигнуть самое существенное, наиболее
общее во всем, что существует, самое важное
в человеческой и для человеческой жизни.
Мудрость заключается в постижении непреходящей
трансцендентной действительности, царства
идей, в рассмотрении с этих сверхчувственных
позиций всех природных вещей и человеческих
дел. Таким образом, теория познания Платона
проникнута интеллектуальным аристократизмом.
Философия же в связи с этим трактуется
как свойственная лишь избранным натурам
любовь к мудрости ради нее самой.
Изучение онтологии и гносеологии Платона
позволяет сделать вывод, что в его учении
ставится вопрос об отношении бытия и
мышления, материально-чувственного и
идеально-существующего мира. Платон решает
этот вопрос однозначно, утверждая приоритет
идей над чувственно-воспринимаемыми
вещами. Поэтому следует признать, что
им была положена основа идеалистической
линии в философии.
4. Основные положения учения
Платона о государстве и человеке.
Онтология, космология и теория познания
в учении Платона выступают в качестве
методологической и мировоззренческой
базы для обоснования главной части этого
учения – нравственно-этической. Платон
считает, что условием нравственных поступков
является истинное знание. Этим знанием
обладает душа. Душа состоит из трех частей:
1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей
(чувственной). Гармоническое сочетание
всех этих трех частей души, под руководством
разума, дает начало добродетели и справедливости.
Платоновская этика ориентирована на
самосовершенствование личности, на создание
человеческого общества – государства.
Этика Платона органически сочетается
с концепцией государства.
В философском мировоззрении Платона огромное место
Платон рисует идеальный тип государства, который якобы
1) Тимократия - власть честолюбцев, по
мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного"
строя. В государстве такого типа правители
и воины были свободны от земледельческих
и ремесленных работ. Большое внимание
уделяется спортивным упражнениям, однако
уже заметно стремление к обогащению,
и "при участии жен" спартанский образ
жизни переходит в роскошный, что обуславливает
переход к олигархии.
2) Олигархия. В олигархическом государстве
уже имеется четкое разделение на богатых
(правящий класс) и бедных, которые делают
возможной совершенно беззаботную жизнь
правящего класса. Развитие олигархии,
по теории Платона, приводит к ее перерождению
в демократию.
3) Демократия. Демократический строй
еще более усиливает разобщенность бедных
и богатых классов общества, возникают
восстания, кровопролития, борьба за власть,
что может привести к возникновению наихудшей
государственной системы тирании.
4) Тирания. По мнению Платона, если некое
действие делается слишком сильно, то
это приводит к противоположному результату.
Так и здесь: избыток свободы при демократии
приводит к возникновению государства,
вообще не имеющего свободы, живущего
по прихоти одного человека тирана.
Проект идеального государства Платона
явился первой социальной утопией в истории
общества. Это идеальное государство,
согласно Платону, должно быть основано
на принципах справедливости. Исходя из
справедливости, каждый гражданин в этом
государстве должен занимать свое особое
положение в соответствии с разделением
труда, хотя различие между отдельными
группами людей у Платона определяется
нравственными задатками. В соответствии
с тремя частями души, Платон делит людей
на три типа: носители добродетели мудрости
– философы должны стоять во главе государства,
управлять им. Мужество – добродетель
стражей, задача которых защита государства
от внешних и внутренних врагов. Добродетелью
третьего сословия должно быть благоразумие,
то есть добросовестное выполнение своих
производственных функций. Четвертая
добродетель – Справедливость - характерна
для всего государства и выражается в
том, чтобы «каждый делал свое». «Многоделание»
причиняет огромный ущерб государству.
Огромное внимание мыслитель уделяет
определению в государстве места правящего
класса. По его мнению, правителями "идеального"
государства должны быть исключительно
философы, для того чтобы в государстве
властвовали рассудительность, разум.
Именно философы обуславливают благосостояние,
справедливость государства Платона,
ведь им свойственны "...правдивость,
решительное неприятие какой бы то ни
было лжи, ненависть к ней и любовь к истине".
Благодаря философам правление и вся жизнь
"идеального" государства будет построена
по законам разума, мудрости, там не будет
места порывам души и чувствам.
Наилучшей формой правления Платон считает
аристократическую республику. Характерная
черта отрицательных типов государства,
по Платону, - это наличие материальных
интересов. Поэтому Платон выдвигает на
первый план в своем идеальном государстве
нравственный принцип, который должен
выражаться в правильном образе жизни
всех граждан этого общества.
В проекте идеального государства Платона
жизнь его граждан во многом регламентирована.
Для высших сословий не допускается частная
собственность, она возможна только для
низшего. Для высших сословий Платон не
допускает также существования семьи.
Он полагает, что браки возможны только
под наблюдением государства и только
для рождения детей. Дети отбираются у
родителей и воспитываются в специальных
учреждениях. Мальчики и девочки получают
одно и тоже воспитание, так как, по Платону,
вполне способна выполнять те же самые
социальные функции, что и мужчина. Социальная
утопия, направленная на то, чтобы сделать
счастливым все государство, приносит
в конце концов в жертву отдельного человека.
Идеальное государство состоит из людей,
которые выполняют свои социальные функции
без учета своих личных интересов и потребностей.
Таким образом, сплоченность государства
обеспечивается за счет жесткого ограничения
и обеднения личной жизни людей, полного
подчинения личности государству.
Платоновское государство
– это теоретическая схема утопического
государства, в котором жизнь общества подчинена
строгому государственному контролю.