Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:31, контрольная работа
Краткое описание
В сознании некоторой части людей философия порой отождествляется с какими-то абстрактно-заумными рассуждениями, не имеющими связи с практическими нуждами и делами человека. История этой древней науки, свидетельствует о том, что она непосредственно и тесно связана с общественной практикой, вплетается в нее, отвечает на ее запросы и потому играет огромную роль в обществе, социальных столкновениях, формировании человеческой личности.
Содержание
1. Генезис философского знания и его специфика.
2. Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии.
3. Функции философии и её роль в духовной жизни общества.
Религия, как и философия, является
одной из форм общественного сознания.
Религиозное сознание представляет собой
“компенсатор” социальной слабости человека.
Оно характеризуется верой в сверхъестественное
и мышлением догмами. Основным объектом
отражения в религиозном сознании является
Бог как якобы Творец и Спаситель мира
и человека. Отражение мира в данной форме
общественного сознания осуществляется
в виде фантазий и верований, чувств и
побуждений, культовых действий.
Философское же сознание доступно,
как правило, лишь наиболее образованной
части общества. Оно включает в себя не
только точные знания, но и мудрость человека
как обобщение его жизненного опыта. В
отличие от точных наук, философии всегда
присуще личностное отношение к явлениям
общественной жизни. Ни одна из наук не
исследует сложнейшие мировоззренческие
вопросы о смысле жизни человека, о его
смерти и бессмертии, о призвании человека
в обществе. Для философии же все это есть
одна из важнейших ее задач.
Кратко говоря, философия развивает
у человека способность к теоретическому
мышлению и формированию собственного
мировоззрения. В этом смысле, как заметил
Г. Гегель, “для добывания хлеба насущного
нет средства хуже, чем философия”. Она
есть прежде всего искусство мышления,
призванное помочь человеку обрести мудрость,
или “добрый разум” как важную интеллектуальную
характеристику. Подлинная же мудрость
состоит в том, чтобы, говоря словами Гераклита,
“говорить истину и, прислушиваясь к голосу
природы, поступать согласно ней”. Мудрым
является тот, кто не только правильно
мыслит, но и правильно поступает.
Итак, философия – это весьма
древнее и многомерное явление духовной
культуры человечества. Ее специфичность
и особая роль в жизни общества и индивида
(развитие способности к теоретическому
мышлению и формирование мировоззрения)
требует серьезного и вдумчивого отношения
к ней. Философия есть синтез Истины, Добра
и Красоты, ядро духовной культуры человеческого
общества.
Специфика философии конкретизируется
в основном вопросе этой науки. Впервые
этот вопрос четко сформулирован Ф. Энгельсом
в работе «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии»: «Великий основной
вопрос всей, в особенности новейшей, философии
есть вопрос об отношении мышления к бытию»[1]. Ф. Энгельс отмечал, что предпосылки
данного вопроса существовали уже в сознании
человека первобытного общества, поскольку
он в отличие от животных создавал орудия
труда, преобразовывал природу, изменял
объекты в соответствии со своими потребностями
и целями. На этой основе он начал отличать
себя от объектов природы как действующее
и сознательное существо. Практически
изменяя и познавая природу, человек и
в себе самом открывал различные, зачастую
противоречивые качества и свойства. Возникало
представление о душе, отличной от тела
и способной покидать его и возвращаться
к нему, как к своему вместилищу. Но все
это были лишь предпосылки, сам же вопрос
об отношении материи и сознания возник
в теоретической форме только с возникновением
философии.
Основной вопрос философии
не тождествен его предмету. Предмет шире,
объемнее, он не сводится к проблеме отношения
духа к природе. Почему же в таком случае
именно эта проблема выступает как основная
для философии?
Во-первых, потому, что в основном философском
вопросе в концентрированной форме выражается
специфика этой науки. Философию интересует
не просто мир сам по себе, а именно отношение
сознания и бытия и даже шире – человека
и бытия, его практическое и познавательное
отношение к миру. Основной вопрос философии
задает ракурс именно философского подхода
к проблемам. Поэтому философский аспект
может возникнуть в любой науке в том случае,
когда появляется необходимость осмыслить
полученные результаты с точки зрения
их отношения к реальности.
Во-вторых, поскольку данный вопрос в
сжатой форме выражает специфику философского
подхода, поскольку он присутствует в
любом философском учении.
В-третьих, вопрос об отношении мышления
к бытию, духа к природе является основным
вопросом и потому, что характер его решения
определяет в конечном счете характер
всей теории. Все другие проблемы интерпретируются
на основе того, что принимает философ
за первичное: сознание или материю.
В-четвертых, он дает возможность провести
водораздел среди множества школ, течений,
направлений, сложившихся в истории философии.
Определяющим при этом сказывается не
то, кем объективно считает себя философ,
не то, как называет он свое учение, а то,
как именно решает он свой философский
вопрос. Выяснение этого обстоятельства
имеет определяющее значение для понимания
учения в целом, его места и роли в истории
философии.
Основной вопрос имеет две стороны:
1) что первично – дух или материя?
В зависимости от ответа на этот вопрос
философы делятся на два главных направления:
материалисты и идеалисты. Идеализм существует
в двух разновидностях: субъективный идеализм
и объективный идеализм.
2) отношение наших знаний о мире
к самому этому миру.
Как отмечал Ф. Энгельс, огромное
большинство философов отвечали на этот
вопрос утвердительно. Лишь немногие отрицали
такую возможность. Это были представители
агностицизма и скептицизма.
Что касается материализма,
то он опирается на практику и частнонаучное
знание.
Первая историческая форма
материализма, возникшая в Древней Греции
– это наивный материализм.
Вторая форма – механистический,
метафизический материализм.
Третья форма – диалектический
материализм.
Вся история философии есть
история борьбы двух ее основных партий
в философии – материализм и идеализм.
Борьба между этими партиями жива и поныне.
Она является отражением борьбы классов
и, будучи важнейшим элементом идеологической
борьбы, носит бескомпромиссный характер.
2. Основные философские проблемы,
их особенность и значение. Предмет и структура
философии.
Основные философские проблемы:
мир, человек и отношение человека к миру.
Для того, чтобы выражать действия,
свойства, состояния, человек должен «отработать»
способ обозначения своей принадлежности,
равно как и других объектов, к окружающему
миру. Наши представления о бытие исходят
из нашей повседневной практической жизни.
Бытие – это весь мир в целом. К понятию
«бытие» нельзя применить никаких атрибутов,
потому что она максимальная абстракция.
Абстрагировать – значит лишать свойств.
В данном случае выделяется только одно
свойство – существование. Эта отправная
точка философского осознания мира может
быть выражена формулой: «Быть или не быть
– вот в чем решение вопроса».
Парменид был одним из первых,
кто стал разрабатывать концепцию бытия
в древнегреческой философии. Мир он делит
на две части: изменчивую и вечную. Именно
вечная является истинным бытием, причем
бытие и мысль о нем тождественны.
У Гераклита подход к осознанию
бытия другой: оно является неразрывно
становящимся, изменяющимся, чувственно
воспринимаемым миром.
Демокрит отождествляет бытие
с простым, понимая под ним атом как наименьшую
неделимую частицу. Атомов бесчисленное
множество, они разделены пустотой. Пустота,
или небытие, непознаваема, познаваемо
лишь бытие.
Платон видит в бытие то вечное
и неизменное, что познается разумом.
Аристотель называет сущностью
индивидуумы, виды же – вторичные сущности.
Средневековая философия утверждает
одно абсолютное начало – бога. Он и является
истинным бытием, что полностью согласуется
с ветхозаветным: «Я есмь сущий».
17-18 вв. – время бурного
развития науки и техники и
нового понимания бытия. Оно рассматривается
материализмом как физическая
реальность, противопоставленная человеку.
Этот недостаток преодолела немецкая
классическая философия, которая
увидела в бытие различные
формы деятельности субъекта.
Человек – биологический вид.
Человеку свойственны некоторые признаки.
Говоря о человеческой жизни, мы непременно
связываем себя с одной из самых сложных
философских проблем – проблема ее смысла.
Понятие ценности жизни и ее смысла очень
близки, но не взаимозаменяемы. Рано или
поздно создается впечатление, что жизнь
является средством для достижения какой-то
цели. Смысл, таким образом, означает включение
чего-то осмысливаемого в нечто более
обширное, связанное с ним. Проблема смысла
жизни имеет напряженное и даже драматическое
звучание, потому, что ее решение для каждого
человека определяет его жизненный вектор.
В решении этой проблемы жизнь с особой
очевидностью обнаруживает свою противоположность
– смерть. Смерть рано или поздно обозначает
конец существования личности. Однако,
понимание блага смерти едва ли поможет
кому-либо спокойно ожидать конца своей
единственной жизни. Именно поэтому человек
искал и ищет путь к бессмертию.
Традиционным средством приобщения
к вечности и спасения своего уникального
«Я» является принятие идеи бога. Тем не
менее, множество людей ищут более зримый,
реальный способ продления своего существования.
На этом пути человеку удается оставить
материальный след своей жизни, передать
свои идеи будущим поколениям. При таком
взгляде на судьбу отдельного человека
она выглядит как составляющая судьбы
человечества в целом, и биологический
конец жизни в этом случае не означает
конца социального существования личности.
Деятельность – специфический
человеческий способ отношения к миру,
который представляет собой процесс целенаправленного
преобразования окружающей реальности
и ведет к самоизменению человека. При
этом непременным условием протекания
деятельности является процесс человеческой
коммуникации.
На протяжении длительной истории
развития философия лишь постепенно обретала
свой предмет, выявляя круг проблем, специфичных
именно для данной науки. Часть вопросов,
первоначально входивших в общее нерасчлененное
знание о мире, вычленялись затем в самостоятельные
области знания, и на этой основе формировались
конкретные естественные науки. Этот прогрессивный
процесс был закономерно обусловлен тем,
что в самой действительности существуют
различные формы движущейся материи. Каждая
из естественнонаучных или общественных
дисциплин как раз и исследует законы
каких-то конкретных сторон или областей
природы и общества и тем самым служит
человеческой практике. Но материальный
мир – это не простая сумма разнообразных
природных и общественных структур. Подобно
тому как, например, отдельные физические
объекты подчиняются общим физическим
законам, так и различные стороны природного
и общественного бытия подчиняются наиболее
общим законам. Наличие такого рода всеобщего
как раз и было объективной основой формирования
философского знания и постепенного отделения
от него знания частнонаучного. Поэтому
многие философы были одновременно и естествоиспытателями
и часто включали в свои системы конкретный
естественнонаучный материал. Философия
с самого начала складывалась как наука
о всеобщем, хотя знания о нем выделялись
не сразу и первоначально тесно переплетались
со сведениями более частного характера.
Аристотель выводил науки из любознательности,
а занятия философией объяснял мудростью,
присущей лишь немногим. На самом же деле
не только конкретные науки, но и философия
всегда были связаны с практикой. Живя
в обществе, практически взаимодействуя
с другими людьми, человек строит свое
поведение в соответствии с собственными
представлениями о добре, зле, долге, идеалах
и так далее. Характер этих представлений
зависит в конечном счете от того, каким
образом решает он для себя вопросы: что
же такое мир как нечто целостное, единое
и каково место человека в нем? Философия
как раз и осмысливала эти вопросы и тем
самым помогала человеку в познании и
практическом преобразовании мира.
Постепенно в философии сложились
три взаимосвязанных между собой раздела: онтология
– учение о наиболее общих принципах бытия
и отношении человека к этому бытию; гносеология
– теория познания, сформировавшаяся
несколько позже антологии и на ее основе;
философия истории – учение о наиболее
общих принципах, законах, причинах, лежащих
в основе общественной жизни и исторического
процесса. Философия уже на самых ранних
этапах поставила вопрос о природе общества
и способах его изменения. К философии
истории примыкали, а порой и сливались
с нею такие философские науки, как этика
и эстетика.
Онтологию, гносеологию и философию
истории объединяло то, что все они в конечном
счете были подчинены задаче изучения
человека и мира. Философию всегда интересовал
не мир сам по себе, а в связи с человеком.
Поэтому в определенном смысле философию
можно назвать наукой о человеке и его
месте в мире, о том, как он познает этот
мир, как относится к обществу и другим
людям. Сам характер такого осмысления
зависел от исторических условий, социальной
позиции философа и поэтому менялся от
эпохи к эпохе.
Возникнув как наука о всеобщем,
философия лишь постепенно вычленяла,
выкристаллизовывала свой собственный
предмет, осознавала его особенности и
связь с предметом исследования конкретных
наук.
Предметом философии являются
наиболее общие законы бытия и развивающейся
на его основе практической и познавательной
деятельности.
3. Функции философии
и её роль в духовной жизни общества.
Философия, как тип духовной
деятельности существует, как уже сказано,
около трех тысячелетий. И во все времена
не было недостатка в людях, отрицавших
ее общественную значимость. Обвиняли
философов по разному, но суть обвинений
была неизменна: они не приносят прямой
пользы обществу. Отчасти такие обвинения
следует признать справедливыми. “Потребляет”
философское знание сравнительно малый
круг людей, обладающих высоким образованием
и причастных к принятию решений. Иными
словами, философия обращается к интеллектуальной
и политической элите. Или, как ядовито
сказал Вольтер: “Философия – это не для
сапожников”.
Ясно, что философии принадлежит
особая роль в жизни общества. Хоть и опосредованно,
но философия обычно подключена к процессу
принятия глобальных, стратегических
решений, определяющих направленность
человеческой деятельности. Отсюда и главная
функция философии – исследование предельных
оснований человеческой деятельности.
“Предельными основаниями” обычно считаются
представления, не осознаваемые полностью
их носителями, но тем не менее обуславливающие
их сознание. “Предельные основания”
определяют стратегию деятельности, иначе
говоря, “смысл жизни”.