Содержание:
1. Генезис философского знания
и его специфика.
2. Основные философские проблемы,
их особенность и значение. Предмет и структура
философии.
3. Функции философии и её роль
в духовной жизни общества.
4. Литература.
1. Генезис философского
знания и его специфика.
В сознании некоторой части
людей философия порой отождествляется
с какими-то абстрактно-заумными рассуждениями,
не имеющими связи с практическими нуждами
и делами человека. История этой древней
науки, свидетельствует о том, что она
непосредственно и тесно связана с общественной
практикой, вплетается в нее, отвечает
на ее запросы и потому играет огромную
роль в обществе, социальных столкновениях,
формировании человеческой личности.
Первые философские учения
возникли в Индии, Китае и Греции в глубокой
древности – 2500 лет назад. Пифагору приписывают
честь введения в научный обиход термина
«философия», который по-гречески означает
«любовь к мудрости». Древнегреческий
философ Платон впервые использовал его
для обозначения науки о бытии, познании,
человеке.
Философия пришла на смену мифологии,
и ее возникновение знаменовало собой
колоссальный переворот в стиле мышления.
В мифах человек выражал свою слитность
с природой, на которую он переносил собственные
свойства, то есть, очеловечивал ее. Рождаясь,
индивид включался в сложившуюся систему
мифов, ориентировавших его отношение
к миру. Он постигал природу в воображении;
но на определенном этапе такой стиль
мышления вступал в противоречие с новой
общественной потребностью, рождавшейся
на основе усложняющейся практической
деятельности, - потребностью в научном
познании мира. Философия и возникла как
ответ на эту потребность; она разрешила
возникшее противоречие в пользу рациональности,
закладывая тем самым необходимую основу
для научного познания, идущего на смену
эпосу, фантастическим повествованиям
о природе и человеке. При всей кажущейся
современному человеку наивности рассуждений
древних мудрецов они совершили великий
подвиг, начав осмысление и изучение явлений
природы, исходя из нее самой, обратившись
от сверхестественного к силам естественным.
Конечно, такой коренной переворот в мышлении
мог произойти лишь при условии отделения
умственного, интеллектуального труда
от физического, осуществившегося в классово-антагонистическом
обществе. Именно в нем образовалась особая
социальная группа людей, свободных от
изнурительного физического труда и занятых
трудом умственным.
Своеобразие философии как
способа осмысления мира открывается
в сравнении ее с мифологическим постижением
действительности. Мифология – мировоззрение
первобытнообщинного, родового общества.
Мифология состоит из стихийно складывающихся
легенд, сказаний о жизни, о происхождении,
о возникновении ремесел, которые передаются
через поколения. Суть мифологии заключается
в перенесении общинно-родовых отношений
на весь окружающий мир. Мифологические
представления вырабатываются коллективно-бессознательно
и являются фантастическим, обобщенным
отражением природного и социального
бытия в сознании человека родового общества.
Основные черты мифологического мировоззрения
сводятся к следующему:
Представление о родственной
связи сил и явлений и человеческих коллективов.
Антропоморфизм, т.е. перенос свойств человека
на весь окружающий мир.
Персонификация, олицетворение
природных сил и способов человеческой
деятельности.
Мифологическое мышление по
своей природе художественное, оно оперирует
образами, но не понятиями.
Авторитарность, т. е. обоснование
происходящего через авторитет.
Философия же основывается
на сознательном теоретическом, рациональном
отношении к миру, на противопоставлении
субъекта и объекта, на осознании субъектом
самого себя как активного деятеля.
Философия изучает всеобщие
законы природы, общества и человеческого
мышления. Иными словами, философия стремится
осознать некую основу для всех сфер реальности,
порождающую все многообразие мира, однако
сохраняющую устойчивость во всех изменениях.
Посмотрим, как наука и философия
взаимодействуют между собой. Научно-философское
мировоззрение выполняет познавательные
функций, родственные функциям науки.
Наряду с такими важными функциями как
обобщение, интеграция, синтез всевозможных
знаний, открытие наиболее общих закономерностей,
связей, взаимодействий основных подсистем
бытия, о которых уже шла речь, теоретическая
масштабность, логичность философского
разума позволяют ему осуществлять также
функции прогноза, формирования гипотез
об общих принципах, тенденциях развития,
а также первичных гипотез о природе конкретных
явлений, еще не проработанных специально-научными
методами.
На основе общих принципов
рационального понимания философская
мысль группирует житейские, практические
наблюдения различных явлений, формирует
общие предположения об их природе и возможных
способах познания. Используя опыт понимания,
накопленный в иных областях познания,
практики, она создает философские “эскизы”
тех или иных природных или общественных
реалий, подготавливая их последующую
конкретно-научную проработку. При этом
осуществляется умозрительное продумывание
принципиально допустимых, логически
и теоретически возможных вариантов. Т.о.
философия выполняет функцию интеллектуальной
разведки, которая также служит и для заполнения
познавательных пробелов, постоянно возникающих
в связи с неполной, разной степенью изученности
тех или иных явлений, наличием “белых
пятен” познавательной картины мира.
Конечно, в конкретном - научном плане
пробел предстоит заполнить специалистам
- ученым иной общей системы миропонимания.
Философия же заполняет их силой логического
мышления.
Специалисты, изучающие
всевозможные конкретные явления,
нуждаются в общих, целостных
представлениях о мире, о принципах
его устройства, общих закономерностях
и т.д. Однако сами они таких представлений
не вырабатывают - в конкретных науках
используется универсальный мыслительный
инструментарий (категории, принципы,
различные методы познания), но ученые
специально не занимаются разработкой,
систематизацией, осмыслением познавательных
приемов, средств. Общемировоззренческие
и теоретико-познавательные основания
науки изучаются, отрабатываются и формируются
в сфере философии.
Итак, философия и наука
довольно сильно взаимосвязаны,
у них есть много общего, но
есть и существенные различия.
Поэтому философию нельзя однозначно
причислять к науке и наоборот нельзя
отрицать ее научность. Философия - отдельная
форма познания, имеющая научные основы,
проявляющая себя в те моменты и в тех
областях научного знания, когда теоретический
потенциал в этих областях либо мал, либо
вообще отсутствует. Бертран Рассел по
этому поводу сказал, что все точные знания
принадлежат науке, все догматы по неточным
знаниям – религии, а между ними - “ничья
земля”, подвергаемая атакам со всех сторон.
Это и есть философия.
Между тем вопрос о соотношении
философии и науки не может быть решен
однозначно. Дело в том, что в современном
общественном сознании между философией
и наукой установились сложные взаимоотношения,
при которых, с одной стороны, между ними
не ставится знака равенства, а с другой
– не ставится и непроходимой преграды.
Также нельзя жестко разграничивать
и эстетическую и моральную ориентации
философии. Они состыкуются и сосуществуют
в контексте культуры. Культура как явление
общественной жизни является объектом
изучения для многих наук. Ее исследуют
история и эстетика, психология и социология,
археология, этнография. Каждая наука
реализует свой специфический интерес
при изучении этого сложного феномена.
Философия также изучает культуру, но
не ее единичные проявления. Она рассматривает
культуру как целостное и многомерное
явление общественной жизни. Философия
стремиться ответить на вопросы о том,
что такое культура, какое место она занимает
в историческом процессе и какую роль
играет в социализации человека. Философию
интересуют самые общие проблемы, касающиеся
сущности культуры и ее роли в общественной
жизни.
Термин культура весьма многозначен.
В специальной и художественной литературе
можно встретить многие десятки его толкований.
Так, в обыденной жизни под культурой обычно
понимается уровень образованности и
воспитанности человека, в отличие от
необразованности и невоспитанности.
Для эстетики культура – это многочисленные
произведения профессионального искусства
и народного творчества. Впервые этот
термин был применен римским оратором
и философом Цицероном. Под культурой
он понимал позитивное воздействие философии
на ум человека. По его мнению, философия
есть “культура ума”, тонкий инструмент
для познания мира и человека в нем
В каждой исторической эпохе
существовала своя трактовка культуры.
Например, в средние века культура ассоциировалась
прежде всего с личным совершенствованием
человека. Культура – это богоподобие
человека, самопознание, его служение
богу и самоукрощение. В эпоху Возрождения
под культурой стало пониматься соответствие
человека высокому гуманистическому идеалу.
Культурным считался универсально развитый
человек, разумный и деятельный.
В русской философии понятие
культуры традиционно имело прежде всего
высокое нравственное наполнение. В этом
проявился дух православия с его идеями
добра, милосердия и справедливости, солидарности
между всеми людьми и народами. Зло есть
то, что разрушает мировую гармонию. Напротив,
Добро – это творение жизни и гармонии
в ней. В этом и состоит основное предназначение
человеческой культуры как сгустка морали
и мудрости. В русской философии подчеркивалась
самобытность отечественной культуры
во всех ее проявлениях – образ жизни
и традиции, формы экономической жизни.
В культуре России очень большую роль
играет духовное начало, культ добра и
справедливости. Россия находится на пересечении
двух потоков мировой истории и культуры
– Востока и Запада. Именно поэтому она
“обречена” на диалог с другими культурами
и имеет богатейшие возможности для духовного
обогащения благодаря такому диалогу.
Как видим, в истории философии
выделялись и изучались различные стороны
культуры. Суммируя все сказанное выше,
ответим на вопрос о сущности культуры
с позиции философии.
Термин “культура” переводится
с латинского языка как “возделывание”,
“уход”, “обработка”, “почитание” и
т.п. В основе культуры лежит деятельность
человека как основной способ его существования
в мире. Эта деятельность весьма разнообразна
по форме и по сферам своего проявления,
и следовательно, культура тоже многолика.
Однако культура – это не только живая
деятельность человека, но и ее предметные
воплощения, а также отношения между людьми
как ее творцами. Культура – это сложнейший
социальный организм, который рождается,
живет и умирает, уступая дорогу новым
культурным явлениям.
Культура есть философское
понятие для характеристики развития
сил и способностей человека как деятеля.
В своей действительности она включает
в себя сущностные силы человека; процесс
их применения (труд, деятельность); предметные
воплощения этой деятельности (идеи, вещи);
отношения между людьми как членами общества
(традиции, нравы и пр.). Культура – это
все, созданное рукой и мыслью человека,
сотворенный человеком мир. Это “вторая
природа”, существующая наряду с обычной
природой. В свой реальности она представляет
собой комплекс достижений человечества.
С точки зрения своего внутреннего
строения культура имеет два слоя. Во-первых,
это материальная культура человечества
– орудия труда и техника, жилье, коммуникации
и приборы, продукты питания, сами навыки
труда людей. Во-вторых, это духовная культура,
которая включает совокупные знания и
методы познания, формы мышления. Сюда
относятся также и общественное сознание,
система образования и воспитания человека,
язык, право и др. Есть и такие формы культуры,
которые находятся как бы на стыке этих
двух пластов (слоев) и представляют собой
их органический синтез. К ним можно отнести
политическую культуру как единство политического
сознания и политической деятельности.
Это и художественная культура как мир
произведений искусства, каждый из которых
несет в себе один или же много художественных
образов, нашедших свое предметное воплощение
в книгах, картинах, скульптурах.
Духовный слой в культуре играет
особо важную роль. По определению С.Л.
Франка, культура – это “осадок духовной
жизни человечества”.
В каждой национальной культуре
всегда есть ее духовное ядро, некая сердцевина,
вокруг которой и формируется вся система
культуры. На протяжении всего уходящего
тысячелетия для России таким ядром было
православие как мировоззрение и мораль,
как образ жизни. Оно наложило огромный
отпечаток на искусство (например, иконы
как жанр в изобразительном искусстве),
на быт людей и их традиции, на политическую
жизнь и государственность, на формы хозяйственной
деятельности и трудовую мораль, на другие
стороны культуры.
Многомерность культуры как
социального явления проявляется также
и в ее функциях. Прежде всего она выполняет
познавательную функцию, которая позволяет
получать знание о мире и человеке в нем.
Такую роль выполняет в первую очередь
наука и иные формы познания – мифы, искусство,
религия.
Практическая функция говорит
о том, что культура служит целям преобразования
природы с помощью знаний и орудий труда.
Эта функция символизирует выделенность
человека из остального животного мира
и возвышение над ним как существа активного
и творящего.
Аксиологическая функция означает,
что культура есть “вместилище” ценностей,
т.е. позитивных продуктов духовной деятельности
человека – идей, идеалов, образов и т.д.
Веками общество накапливало общечеловеческие
ценности, выраженные в нравственных идеях
добра, справедливости, совести и других.
Наконец, социализирующая функция
указывает на роль культуры в формировании
человеческого в человеке – высоких потребностей
и благородных поступков. Без приобщения
к культуре (к науке и искусству, к традициям
общества) нет и не может быть воспитанного
человека. Культурный человек, с точки
зрения философии, - это человек, освоивший
все богатство человеческой культуры.
Очень часто в философии наряду
с культурой употребляется и понятие цивилизации.
Нередко эти понятия применяются в одинаковом
смысле. Но, хотя эти понятия в чем-то близки,
такое применение неверно. Цивилизация
– это определенная крупная эпоха в истории
человечества, ступень в развитии человека
как деятеля и творца. Культура же есть
содержание конкретной исторической эпохи,
выраженное в совокупности духовных и
материальных ценностей. Каждой цивилизации
свойственна своя специфическая культура.
В аспекте культуры также нужно
сказать о взаимодействии философии и
религии. Сегодня вопросы религии, ее места
в современном обществе, ее роли в нем,
ее поразительной “живучести” привлекают
всеобщее внимание и заставляют по-новому
взглянуть на нашу историю. Культура и
религия – исторически обусловленные
социальные явления. Можно сказать, что
религия имеет какие-то очень глубокие
корни и не является “заблуждением”,
с которым легко может справиться наука.
Религия тесно связана с внелогичной формой
сознания, она участвует в образовании
внелогичного знания человека. Однако
религия вовсе не ограничивается познанием
мира, спектр ее задач на много шире. Поведение
человека в окружающем мире опирается
на знания о нем. Это знание формируется
как бы в двух взаимосвязанных сферах
– одной, где решающее слово имеет логика,
и другой, где господствуют чувства, сострадание,
любовь к ближнему. У гармонично развитых
людей оба источника знания – и логического,
и внелогического – находятся в известном
равновесии и определяют поведение. Человечеству
необходимо целостное мировоззрение,
в фундаменте которого лежит как научная
картина мира, так и вненаучное восприятие
его.