Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

В сознании некоторой части людей философия порой отождествляется с какими-то абстрактно-заумными рассуждениями, не имеющими связи с практическими нуждами и делами человека. История этой древней науки, свидетельствует о том, что она непосредственно и тесно связана с общественной практикой, вплетается в нее, отвечает на ее запросы и потому играет огромную роль в обществе, социальных столкновениях, формировании человеческой личности.

Содержание

1. Генезис философского знания и его специфика.


2. Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии.




3. Функции философии и её роль в духовной жизни общества.


4. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Филосовия Ярик.docx

— 92.42 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

1.     Генезис философского знания и его специфика.

 

 

2.     Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии.

 

 

 

 

3.     Функции философии и её роль в духовной жизни общества.

 

 

4. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Генезис философского знания и его специфика.

 

 

В сознании некоторой части людей философия порой отождествляется с какими-то абстрактно-заумными рассуждениями, не имеющими связи с практическими нуждами и делами человека. История этой древней науки, свидетельствует о том, что она непосредственно и тесно связана с общественной практикой, вплетается в нее, отвечает на ее запросы и потому играет огромную роль в обществе, социальных столкновениях, формировании человеческой личности.

Первые философские учения возникли в Индии, Китае и Греции в глубокой древности – 2500 лет назад. Пифагору приписывают честь введения в научный обиход термина «философия», который по-гречески означает «любовь к мудрости». Древнегреческий философ Платон впервые использовал его для обозначения науки о бытии, познании, человеке.

Философия пришла на смену мифологии, и ее возникновение знаменовало собой колоссальный переворот в стиле мышления. В мифах человек выражал свою слитность с природой, на которую он переносил собственные свойства, то есть, очеловечивал ее. Рождаясь, индивид включался в сложившуюся систему мифов, ориентировавших его отношение к миру. Он постигал природу в воображении; но на определенном этапе такой стиль мышления вступал в противоречие с новой общественной потребностью, рождавшейся на основе усложняющейся практической деятельности, - потребностью в научном познании мира. Философия и возникла как ответ на эту потребность; она разрешила возникшее противоречие в пользу рациональности, закладывая тем самым необходимую основу для научного познания, идущего на смену эпосу, фантастическим повествованиям о природе и человеке. При всей кажущейся современному человеку наивности рассуждений древних мудрецов они совершили великий подвиг, начав осмысление и изучение явлений природы, исходя из нее самой, обратившись от сверхестественного к силам естественным. Конечно, такой коренной переворот в мышлении мог произойти лишь при условии отделения умственного, интеллектуального труда от физического, осуществившегося в классово-антагонистическом обществе. Именно в нем образовалась особая социальная группа людей, свободных от изнурительного физического труда и занятых трудом умственным.

Своеобразие философии как способа осмысления мира открывается в сравнении ее с мифологическим постижением действительности. Мифология – мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремесел, которые передаются через поколения. Суть мифологии заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир. Мифологические представления вырабатываются коллективно-бессознательно и являются фантастическим, обобщенным отражением природного и социального бытия в сознании человека родового общества. Основные черты мифологического мировоззрения сводятся к следующему:

Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих коллективов. Антропоморфизм, т.е. перенос свойств человека на весь окружающий мир.

Персонификация, олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности.

Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует образами, но не понятиями.

Авторитарность, т. е. обоснование происходящего через авторитет.

 

 Философия же основывается на сознательном теоретическом, рациональном отношении к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании субъектом самого себя как активного деятеля.

Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. Иными словами, философия стремится осознать некую основу для всех сфер реальности, порождающую все многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех изменениях.

Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение  выполняет  познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение,  интеграция,  синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей,  связей,  взаимодействий основных подсистем бытия,  о которых уже шла речь,  теоретическая масштабность,  логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах,  тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений,  еще не  проработанных специально-научными методами.

 

     На основе  общих  принципов  рационального  понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания.  Используя опыт понимания,  накопленный в иных областях познания, практики,  она создает философские “эскизы” тех или иных природных или общественных реалий,  подготавливая их  последующую  конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки,  которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием “белых пятен” познавательной картины мира.  Конечно, в конкретном - научном  плане пробел предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания.  Философия же заполняет  их  силой  логического мышления.

 

     Специалисты, изучающие  всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных  представлениях о мире, о принципах  его устройства, общих  закономерностях  и т.д.  Однако сами они таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется  универсальный  мыслительный  инструментарий (категории,  принципы,  различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов,  средств.  Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются,  отрабатываются  и формируются в сфере философии.

 

     Итак, философия и наука  довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но  есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя  однозначно  причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность.  Философия - отдельная форма познания,  имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал,  либо вообще отсутствует. Бертран Рассел по этому поводу сказал, что все точные знания принадлежат науке, все догматы по неточным знаниям – религии, а между ними - “ничья земля”, подвергаемая атакам со всех сторон. Это и есть философия.

Между тем вопрос о соотношении философии и науки не может быть решен однозначно. Дело в том, что в современном общественном сознании между философией и наукой установились сложные взаимоотношения, при которых, с одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой – не ставится и непроходимой преграды.

Также нельзя жестко разграничивать и эстетическую и моральную ориентации философии. Они состыкуются и сосуществуют в контексте культуры. Культура как явление общественной жизни  является объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении этого сложного феномена. Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремиться ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Термин культура весьма многозначен. В специальной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и воспитанности человека, в отличие от необразованности и невоспитанности. Для эстетики культура – это многочисленные произведения профессионального искусства и народного творчества. Впервые этот термин был применен римским оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть “культура ума”, тонкий инструмент для познания мира и человека в нем

В каждой исторической эпохе существовала своя трактовка культуры. Например, в средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным совершенствованием человека. Культура – это богоподобие человека, самопознание, его служение богу и самоукрощение. В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный.

В русской философии понятие культуры традиционно имело прежде всего высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Зло есть то, что разрушает мировую гармонию. Напротив, Добро – это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основное предназначение человеческой культуры как сгустка морали и мудрости. В русской философии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях – образ жизни и традиции, формы экономической жизни. В культуре России очень большую роль играет духовное начало, культ добра и справедливости. Россия находится на пересечении двух потоков мировой истории и культуры – Востока и Запада. Именно поэтому она “обречена” на диалог с другими культурами и имеет богатейшие возможности для духовного обогащения благодаря такому диалогу.

Как видим, в истории философии выделялись и изучались различные стороны культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности культуры с позиции философии.

Термин “культура” переводится с латинского языка как “возделывание”, “уход”, “обработка”, “почитание” и т.п. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и по сферам своего проявления, и следовательно, культура тоже многолика. Однако культура – это не только живая деятельность человека, но и ее  предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура – это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.

Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. В своей действительности она  включает в себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура – это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это “вторая природа”, существующая наряду с обычной природой. В свой реальности она представляет собой комплекс достижений человечества.

С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-первых, это материальная культура человечества – орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.

Духовный слой в культуре играет особо важную роль. По определению С.Л. Франка, культура – это “осадок духовной жизни человечества”.

В каждой национальной культуре всегда есть ее духовное ядро, некая сердцевина, вокруг которой и формируется вся система культуры. На протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном искусстве), на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и государственность, на формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль, на другие стороны культуры.

Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее функциях. Прежде всего она выполняет познавательную функцию, которая позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в первую очередь наука и иные формы познания – мифы, искусство, религия.

Практическая функция говорит о том, что культура служит целям преобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего.

Аксиологическая  функция означает, что культура есть “вместилище” ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека – идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других.

Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры в формировании человеческого в человеке – высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зрения философии, - это человек, освоивший все богатство человеческой культуры.

Очень часто в философии наряду с культурой употребляется и понятие цивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. Но, хотя эти понятия в чем-то близки, такое применение неверно. Цивилизация – это определенная крупная эпоха в истории человечества, ступень в развитии человека как деятеля и творца. Культура же есть содержание конкретной исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных ценностей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура.

В аспекте культуры также нужно сказать о взаимодействии философии и религии. Сегодня вопросы религии, ее места в современном обществе, ее роли в нем, ее поразительной “живучести” привлекают всеобщее внимание и заставляют по-новому взглянуть на нашу историю. Культура и религия – исторически обусловленные социальные явления. Можно сказать, что религия имеет какие-то очень глубокие корни и не является “заблуждением”, с которым легко может справиться наука. Религия тесно связана с внелогичной формой сознания, она участвует в образовании внелогичного знания человека. Однако религия вовсе не ограничивается познанием мира, спектр ее задач на много шире. Поведение человека в окружающем мире опирается на знания о нем. Это знание формируется как бы в двух взаимосвязанных сферах – одной, где решающее слово имеет логика, и другой, где господствуют чувства, сострадание, любовь к ближнему. У гармонично развитых людей оба источника знания – и логического, и внелогического – находятся в известном равновесии и определяют поведение. Человечеству необходимо целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и вненаучное восприятие его.

Информация о работе Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии