Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

В сознании некоторой части людей философия порой отождествляется с какими-то абстрактно-заумными рассуждениями, не имеющими связи с практическими нуждами и делами человека. История этой древней науки, свидетельствует о том, что она непосредственно и тесно связана с общественной практикой, вплетается в нее, отвечает на ее запросы и потому играет огромную роль в обществе, социальных столкновениях, формировании человеческой личности.

Содержание

1. Генезис философского знания и его специфика.


2. Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии.




3. Функции философии и её роль в духовной жизни общества.


4. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Филосовия Ярик.docx

— 92.42 Кб (Скачать файл)

Критическая функция философии связана с аксиологической, т. к. подвергая сомнению определенные ценности и существующие знания, она раскрывает их новые черты, качества, разрушает устоявшиеся знания, увеличивает достоверность знания. Имея в виду эту особенность философии, известный философ М. Мамардашвили подчеркивал, что философия не может останавливаться на состояниях почтения, послушания и уважения. Философия с самого начала своего существования выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм. Принцип «подвергай все сомнению» был характерен для всей истории философии. [1]

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

В XX в. именно философия впервые привлекла внимание к глобальным проблемам современности и наметила пути их решения, обратилась к идее гармонизации взаимодействия природы и человека как средства решения экологической проблемы. Философия XX в. сформулировала целый ряд новых для философии проблем (в частности, техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование), что стимулировало рождение ряда наук - математическая логика, математическая лингвистика, биосферная концепция культуры, имеющих непосредственный выход на практическую деятельность современного человека.

Подытоживая, можно уверенно заявить, что все философские функции тесно связаны между собой. В зависимости от целей, задач и установок их степень проявления может быть различной или взаимопереходить, взаимопроникать друг в друга.

Общество как системное образование

философия общество государство

Сущность общества не имеет в социологии однозначного определения. По мнению Э. Дюркгейма, она состоит в коллективных представлениях, чувствах, верованиях и солидарности, которые в совокупности представляют «коллективное сознание», противостоящее природному эгоизму отдельных людей. С точки зрения М. Вебера, общество складывается из действий, ориентированных на других людей. Представители системной теории Т. Парсонс и Р. Мертон видели сущность общества в общности фундаментальных норм и ценностей, которыми люди руководствуются в своей жизни. Сложность определения понятия «общество» обусловлена тем, что оно: 1) объемно и высоко абстрактно; 2) сложно и многогранно; 3) исторически изменчиво; 4) является междисциплинарным; 5) широко используется в повседневной жизни.

В наиболее простой формулировке общество может быть определено как «люди, взаимодействующие на очерченной территории и имеющие общую культуру». При этом следует учитывать, что это не просто совокупность людей, но также результат их взаимоотношений. Это еще и совокупность условий человеческой деятельности и факторов выработки их сущностных качеств, обусловленная самыми разными факторами, включая результаты жизни и деятельности прежних поколений.

При всей своей многоаспектности общество является системным образованием. Система (греч. systema - целое) - это единство взаимосвязанных элементов. Социальная система - это сложноорганизованная упорядоченная совокупность субъектов (индивидов, социальных групп, общностей и организаций), объединенных устойчивыми социальными связями. Общество - это особый тип систем, в рамках которого осуществляется совместное проживание людей.

Общество в широком смысле слова - это система с определенными универсальными характеристиками, такими, как наличие людей и взаимосвязей между ними, определенные пространственные и временные границы, определенные принципы взаимодействия с окружающей средой. Под обществом в узком смысле слова всегда понимается определенный, конкретный исторический тип общества со всеми его специфическими особенностями, например:

- отдельный социум (большая группа людей с устойчивыми  социальными связями);

- сообщество людей, объединенных единым государством (американское, французское или белорусское  общество);

- исторически определенный  тип социальной системы (например, рабовладельческое или феодальное  общество).

Итак, общество - это выделившееся из природы системное образование, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, социальных общностей, групп, организаций, а также отдельных индивидов.

Близкими по содержанию являются понятия «страна» и «государство». Страна - это территория, на которой проживает человеческое сообщество, объединенное единым государством. Государство - это политическая организация данной страны, имеющая определенную форму (форму правления, форму государственно-территориального устройства и политический режим). Общество - это способ организации людей и результат их общения в рамках существующего способа организации. Понятие общества предполагает определенный способ общения и взаимодействий. Если общество дезинтегрировано или не определены признаки, обеспечивающие его внутреннюю целостность, а само объединение людей существует исключительно за счет внешних факторов, такое явление можно назвать социумом. Если же речь идет о некоторой части общества, обладающей рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие, и исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями, то это общность (этно-национальная, конфессиональная, региональная и др.).

Общество - это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие.

Как способ объединения людей общество характеризуется следующими признаками:

а) наличием постоянной территории,

б) самовоспроизводством, т. е. пополнением преимущественно благодаря деторождению, даже в том случае, если миграция оказывает определенное воздействие на его состав;

в) общностью культуры, обеспечивающей единство системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей;

г) самодостаточностью - самоуправлением и политической независимостью.

С учетом существенных свойств общества А.Н. Елсуков определяет его как «целостное системное образование людей, существующее в рамках определенных пространственно-временных пределов, имеющее сложную структурную организацию, все элементы которой, функционально дополняя друг друга, обеспечивают его самообеспечение, самосохранение, самоуправление и саморазвитие, реализуясь в материальной и духовной деятельности людей».

В качестве системного образования общество представлено в теории Т. Парсонса, который рассматривал его как набор социальных ролей и взаимодействий субъектов, которые их исполняют. Общество как система выполняет четыре функции, каждая из которых реализуется определенной его подсистемой:

- адаптацию общества  к материальной среде существования  обеспечивает экономика;

-целеполагание осуществляется политикой;

- интеграцию общества  обеспечивает сфера гражданского  общества («социетальной общности»);

- легитимизацию (поддержание латентного порядка) - сфера функционирования культурной подсистемы.

Средствами обмена в соответствующих социальных подсистемах служат: в экономике - деньги, в политике - власть, в гражданском обществе - влияние, в культурной сфере - обязательства.

Общество - это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов, группы, организации и социальные общности, объединенные различного рода связями. Специфической особенностью общества как системы является социальное - это свойство связей и отношений, создаваемых отдельными людьми, их группами и общностями в процессе общения и совместной деятельности в конкретных исторических условиях. Социальное проявляется в деятельности людей, их отношениях между собой, в их положении в обществе и отношении к общественной жизни. Тесно переплетаясь с биологическими явлениями (сон, дыхание, питание и др.) и психологическими (эмоции, установки, мотивы и др.), социальные явления имеют особые специфические черты:

- наличие взаимосвязей и взаимоотношений индивидов и групп, зависящее от экономических и политических отношений в обществе, но не сводимое к ним полностью;

- наличие общих черт, присущих различным группам индивидов в силу усвоения ими общих культурных образцов;

- осознание людьми социальных явлений и процессов через осознание действий дуг друга и своего положения в обществе;

- закрепление результатов  социальных взаимодействий в  общих для людей правилах, нормах, и ценностях.

Литература

1. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю, Смирнов Ю.Б. Философия. Отв. ред. Борисова Е.М. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2002. - с18-19

2. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений / М.: Наука, 1994 - 256 с

 


Информация о работе Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии