Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:31, контрольная работа
Краткое описание
В сознании некоторой части людей философия порой отождествляется с какими-то абстрактно-заумными рассуждениями, не имеющими связи с практическими нуждами и делами человека. История этой древней науки, свидетельствует о том, что она непосредственно и тесно связана с общественной практикой, вплетается в нее, отвечает на ее запросы и потому играет огромную роль в обществе, социальных столкновениях, формировании человеческой личности.
Содержание
1. Генезис философского знания и его специфика.
2. Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии.
3. Функции философии и её роль в духовной жизни общества.
Раскрытие специфики философии
как формы общественного сознания предполагает
необходимость раскрытия и ее социальных
функций, той роли, какую она играет в жизнедеятельности
общества и личности. К числу основных
функций философии относятся: методологическая,
гносеологическая, мировоззренческая,
конструктивная, идеологическая, интеллектуальная,
практически-деятельная. Рассмотрим подробнее
методологическую и мировоззренческую
функции.
Выделение методологической
функции как исходной обусловлено тем,
что философия занимает особое место в
процессе осознания бытия в структуре
общественного сознания. Каждая из форм
общественного сознания, выступая как
осознание зависимости жизнедеятельности
человека от определенной сферы действительности,
представляет собой отражение именно
этой определенной стороны человеческого
бытия. Философия же, рассматривая в самой
обобщенной форме отношение человека
к миру и к самому себе, рассматривает
не отдельные сферы бытия человека как
таковые, а их взаимосвязь через призму
раскрытия природы и сущности мира, природы
и сущности человека и их взаимосвязи.
Поэтому основные положения философии
являются общезначимыми, имеют методологическое
значение для каждой из форм общественного
сознания в процессе осознания человеком
своего отношения ко всем сферам действительности
и к самому себе.
Под методологией следует понимать
систему исходных, основополагающих принципов,
определяющих способ подхода к анализу
и оценке явлений, характер отношения
к ним, характер и направленность познавательной
и практической деятельности. Эти принципы
заключают в себе выраженные в общей форме
представления о сущности мира и человека,
о предельных основаниях их бытия, об отношении
человека к миру и к себе. Конечно, в различных
философских системах интерпретация этих
исходных принципов различная. Тем не
менее, в этих интерпретациях просматривается
стремление к уяснению специфики именно
философского осмысления действительности
и места в ней человека. Таким образом,
методологическая функция философии дает
для всех форм общественного сознания,
для теоретической и практической деятельности
человека исходные, основополагающие
принципы, применение которых определяет
общую направленность подхода к осмыслению
действительности, направленность познавательной
и практической деятельности. Эта функция
предполагает, что отношение человека
к миру должно исходить из осознания им
природы и сущности мира и человека, предельных
оснований их бытия, осознания человеком
своего места в мире и отношение к нему,
осознание общей структуры мира и состояния,
в котором он находится.
Мировоззренческая функция
философии заключается в том, что она,
вооружая людей знаниями о мире и о человеке,
о его месте в мире и возможностях его
познания и преобразования, оказывает
влияние на формирование жизненных установок,
на осознание социальными субъектами
целей и смысла жизни.
Часто, когда речь идет о мировоззрении,
на первый план выдвигается его характеристика
как обобщенной системы идей и взглядов
на мир, человека, на его место в мире и
т.д. Такой подход важен, так как мировоззрение
всегда базируется на определенном мыслительном
материале, на определенной системе знаний.
Однако в этом случае мировоззрение сводится
только к объективированной системе знаний,
оторванной от социального субъекта. Нередко
при характеристике мировоззрения обращается
внимание фактически на этимологию слова
– и тогда оно предстает как общий взгляд
на мир.
Мировоззрение следует рассматривать
не только с точки зрения его содержания,
представляющего собой результат отражения
действительности в сознании людей, но
и с точки зрения взаимосвязи знания о
мире и о человеке с социальным субъектом,
с основанным на этом знании его отношения
к действительности. При таком подходе
на первый план выдвигается значение знания
для жизнедеятельности человека. Поэтому
под мировоззрением следует понимать
не просто систему обобщенных знаний о
мире и человеке, а ту систему знаний, которая
для социального субъекта приобретает
значение присущего ему способа видения,
понимания, анализа, оценки явлений, определяющего
характер отношения человека к миру и
к себе, сознания целей и смысла жизни,
характер поступков и действий. Оно есть
способ духовно- практического освоения
мира.
Идеологическая, интеллектуальная
и практически-деятельная функция заключаются
в определении ценностей жизни, системы
нравственных и гуманистических принципов
и идеалов, смысла жизни человека. В условиях
нависшей над человечеством угрозы истощения
энергетических ресурсов, загрязнения
окружающей среды, обострения других глобальных
проблем растет потребность в соотнесении
целей и результатов самых различных видов
деятельности с гуманистическими идеалами,
с задачами выживания человечества. В
этом соотнесении раскрывается гуманистический,
общечеловеческий характер философии.
Список использованных источников:
1. Введение в философию. Учебник
для вузов. 2ч. Фролов И.Т. и др. – М: Политиздат.,
1989.
2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология.
Культура. М: Политиздат., 1991.
3. Диалектический и исторический
материализм. Под общ. ред. А.Г. Мысливченко,
А.П. Шептулина. – М: Политиздат, 1988.
5. Функции философии,
ее место в духовной жизни
общества
Задумываясь над ролью философии в духовной
жизни общества не бесполезно познакомиться
с тем, как оценивали ее значение авторитетные
представители мировой культуры.
Аристотель называл философию «главной
и главенствующей наукой, которой все
другие науки, словно рабыни, не смеют
прекословить» (1. Т. 1. С. 102). Для Сенеки
философия основное средство развития
гражданских качеств личности, нравственно-
духовной доблести и интеллектуальной
силы (60. С. 106).
При всем преувеличении значимости философии
в жизни общества и Аристотель, и Сенека
правильно отмечали лидирующее положение
философской мысли в духовной культуре,
а замечания Сенеки о нравственной пользе
философии сохраняют свое значение и по
сей день.
В свою очередь, выдающийся английский
мыслитель Бэкон обращал внимание на оживляющее
душу исследователя значение философской
любознательности и широты мышления. «Тот,
кто в философии и в изучении общих законов
видит пустое и бессмысленное занятие,
не замечает, что именно от них поступают
жизненные соки и силы во все остальные
профессии и искусства» (10. Т. 1. С. 142).
И нельзя пройти мимо проницательного
суждения русского философа Г. Челпанова:
«Мне кажется, что мы можем сказать, не
боясь преувеличений, что философский
интерес движет вперед науку, хотя бы сами
представители науки и отрицали это. Интерес
к разрешению высших проблем бытия дает
жизнь науке, и, может быть, самой важной
функцией философии является то, что она
влечет мысль к высшим проблемам и удерживает
науку от бесцельного накопления знаний»
(79. С. 12).
Не накопительство важных, но, в сущности,
бессмысленных, без осознавшего себя человека,
сведений, а проникновение в тайны мироздания,
в закономерности человеческого бытия,
в жизненные силы личности, позволяющие
ей бросать вызов как бесчеловечности
на Земле, так и безмолвию враждебного
космоса, является высшим предназначением
пытливого разума. И им, несомненно, движет
именно философский интерес, а не утилитарная
польза и торгашеская выгода.
«Прорицание не дело философии, - пишет
Хайдеггер, – но не ей плестись в хвосте
событий с запоздалым всезнайством» (76.
С. 120).
Не будучи оракулом, философия, постигая
историческую эпоху, опережающе отражает
направления и пути развития человечества,
предупреждает о скрытых опасностях. Так
было на всех крутых поворотах истории,
во все переломные исторические эпохи.
К этому сводится задача и современной
философии.
Исследуя мир в целом и положение человека
в нем, философия выполняет мировоззренческую
функцию. Общество требует от философии
ответа на вопросы: Каким должен быть мир,
чтобы он соответствовал человеку? Каким
должен быть сам человек, чтобы соответствовать
миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем
жить? Достоин ли сам человек того, чтобы
выступать от имени жизни, понимает ли
он ее ценность?
Отвечая на эти вопросы, философия выступает
как теоретическая основа мировоззрения.
Она предлагает систему категорий, выражающих
фундаментальные принципы бытия, в том
числе и специфику существования человека.
К таким мировоззренческим принципам
относятся утверждения: Мир «не создан
никем из богов, никем из людей, а был, есть
и будет вечно живым огнем»; «Мир не бессмыслен
и абсурден, но находится в бессмысленном
состоянии»; «В действительности существуют
только атомы и пустота»; «Ничто не возникает
из несуществующего, и ничто не переходит
в несуществующее»; «Природа должна быть
нашим руководителем; разум следует ей
и советует нам это»; «В мире нет ничего,
что не было бы частью единого, природы»;
«Мир — материален, и в материальности
– его единство»; «В природе и обществе
господствует развитие. Нет ничего раз
навсегда установленного, безусловного,
святого».
Мировоззренческие принципы различаются
как идеалистические и материалистические
в зависимости от того, что в них ставится
на первое место: сознание или материя.
Их же можно классифицировать как диалектические
и антидиалектические в зависимости от
того, признается в них развитие или отрицается.
Возможны и другие классификации принципов.
Например: ноуменальные и феноменальные,
трансцендентные и имманентные, конвенциональные
и объективные, атрибутивные и модусные,
экзистенциальные и эссенциальные, аксиологические
и онтологические и т.д. Диапазон подходов
современной философии поистине безграничен,
что позволяет говорить о принципиальном
плюрализме мнений, сообщающихся по принципу
взаимной дополнительности и применяемых
по когнитивной ситуации.
Мировоззренческие принципы тесно связаны
с практической жизнью, с жизненными (экзистенциальными)
установками познающего человека. Так,
мировоззренческий принцип: «Бога нет,
все дозволено» оправдывает бесчеловечность
и аморализм, беззаконие и преступность.
Утверждение «Ничто в мире не совершается
помимо воли богов» порождает безволие,
примиренческое отношение к происходящему.
Лево-радикальный лозунг: «Кто был никем,
тот станет всем» опасен произволом в
социально-культурном отношении. Овладение
достижениями мировой культуры — длительный
исторический процесс, и чудес здесь не
бывает.
Еще более опасен призыв «обогащаться»,
возведенный в мировоззренческий принцип.
В нем начисто игнорируются социальная
справедливость и гуманизм.
Жизнеутверждающий заряд несет в себе
положение: "Труд создал самого человека».
Л. Н. Толстой пояснял: «Ничто так, как труд,
не облагораживает человека. Без труда
не может человек соблюсти свое человеческое
достоинство».
Жизнь человека протекает в системе ценностей,
которые для него – ориентиры в выборе
своей судьбы. Философия имеет прямое
отношение к теоретическому осмыслению
мира ценностей. В античное время главное
внимание уделялось полисным ценностям.
Лишь позднее, в эпоху эллинизма, индивидуум
становится, по словам Протагора, мерой
всех вещей. Однако эта мысль таила в себе
угрозу релятивизма и индивидуалистического
произвола, которые требовалось чем-то
уравновесить. Принятие обществом тех
или иных ценностей как приоритетных своим
следствием имеет разработку соответствующей системы норм,
регулирующих поведение людей и их взаимоотношения.
К этим нормам относятся нравственные,
правовые, политические и т.д. Влияет философия
и на разработку религиозных идей.
Ориентация индивидов на систему ценностей
и подчинение нормам общежития лежит в
основе их приобщения к культуре и выработке
у них гражданских качеств. Умение жить
в обществе — это не дар природы, а культурное
достояние. Во-первых, оно не естественно,
а искусственно, в известной мере надприродно
и даже подчас противоприродно. А во-вторых,
оно личностно, до стояние личной жизни
индивида.
Цицерон писал: «Как плодородное поле
без возделывания не даст урожая, так и
душа. А возделывание души – это и есть
философия: она выпалывает в душе пороки,
приготовляет души к принятию посева и
вверяет ей — сеет, так сказать — только
те семена, которые, вызрев, приносят обильный
урожай» (77. С. 252).
Ценностный аспект философии развивается
вместе с ней из эпохи в эпоху. В философии
Гегеля семья, гражданское общество и
государство рассматриваются не только
как восходящий ряд социальных явлений,
но и как шкала ценностей. Высшая ценность
– государство, ибо, по его мнению, в нем
воплощается полнота абсолютной идеи,
оно — шествие Бога по земле. Так, государство
возводится в культ для законопослушных
граждан Германии.
Абсолютизация этатизма таит в себе угрозу
неменьшую, чем абсолютизация индивидуализма.
Последний ведет к беспредельному произволу
индивидуума и как следствие к атомизации
общества и к его деструкции; первое же
– к беспредельному произволу государства,
становящегося угрозой и личному бытию,
и бытию окружающих народов.
Милитаризованное немецкое государство
дважды в XX в. развязывало мировые войны,
причинившие громадный ущерб миллионам
людей.
Русские мыслители XIX–XX вв. в качестве
важнейшей ценности выдвигали соборность.
Соборность – это органическая, социально-духовная
общность людей, в которой каждый индивид
раскрывает свои способности во имя процветания
сообщества. Соборность противоположна
как разъедающему общество индивидуализму,
так и государственному тоталитаризму.
Навязываемые государственными властями
надчеловечные идеалы становятся идолами,
мешающими общественному прогрессу и
нормальной жизни. К таким идолам относятся
и различные утопии глобального переустройства
жизни человечества по какому-то новому
проекту или образцу.
К сожалению, не так просто освободиться
от навязчивых политических мифов, от
политических утопий и упований, простыми
и радикальными средствами в одночасье
решить все частные и глобальные проблемы
настоящего и прошлого. И свободное философское
осмысление всей сложности мироустройства
и проблем современности, всей неоднозначности
происходящих процессов и поливариантности
линий мирового развития помогает освободиться
и от мифов и от упрощенных подходов (рецептов)
к решению проблем.
Философия не может избавить общество
от порождаемых социально-экономической
системой негативных явлений. Но она может
оградить систему ценностей от проникновения
в нее ложного и критического непроверенного,
порочного и политически авантюрного,
примитивного и радикалистского.
Несомненной заслугой современной философской
мысли является выдвижение ее представителями
новых ценностей. К ним относятся общегуманистические,
экологические ценности и ценности качества
жизни. Ценность качества жизни противопоставляется
уровню жизни, массовому производству
и потреблению. Для человека, его здоровья
и счастья не так важен уровень жизни,
как ее качество. Оно определяется не столько
ее комфортом, сколько добрыми и гуманными
отношениями в обществе, социальным равенством
и близостью к природе. Быть в гармонии
с самим собой, с окружающими и природой
— для многих людей становится приоритетным
ориентиром и мотивом поведения.
И третья функция философии — методологическая.
Философия может выступать как в виде
научных, так и ненаучных знаний. И в своем
отношении к науке она далеко не всегда
ее союзник. Такие современные философские
школы, как неотомизм и экзистенциализм
занимают особую позицию по отношению
к науке. Неотомисты, не отвергая значение
естествознания, подводят под него такую
методологическую базу, согласно которой
господствующее положение в системе знаний
должна занимать религия. В свою очередь
экзистенциализм считает науку силой
опасной для человечества. Всеми средствами
его представители развенчивают науку,
выявляя негативные стороны научного
прогресса.
Тем не менее, и неотомизм, и экзистенциализм
выполняют методологическую функцию,
разрабатывая свое понимание методов
познания, достижения истины. И даже этот
пример показывает, что в целом на всем
протяжении своего исторического развития
философия полезна науке. Систематическое
занятие наукой возможно лишь тогда, когда
она мировоззренчески оправдана и утверждена
в статусе общественной ценности.
Конечно, наука не может ждать, когда философия
снизойдет до мировоззренческого и аксиологического
обоснования научных изысканий, но тем
не менее без общекультурного оправдания
положение ученых в обществе становится
весьма шатким. Даже схоластические положения
Фомы Аквинского о том, что у природы имеются
собственные законы, изучать которые полезно
и не опасно для Священного Писания, добавляло
уверенности естествоиспытателям в мрачные
годы инквизиции.
С развитием науки философия специализируется
на логико-гносеологических проблемах,
на изучении языка и логики научного исследования,
на методах познания и особенностях научного
знания. Философия разрабатывает методологию
естественнонаучного и социального познания.
Тем самым она во всем объеме обнаруживает
свою методологическую функцию.
Философия и сама способна формулировать
научные проблемы и вносить определенный
вклад в решение этих проблем. Она много
сделала для атомистического учения, которое
на протяжении веков оказалось путеводной
нитью для химиков и физиков. Работами
философов был подготовлен закон сохранения
и превращения энергии. Декарт выдвинул
положение о постоянстве количества движения
в природе. Немецкий идеалист Шеллинг
обратил внимание на взаимопревращение
энергии из одной формы в другую и на ее
фундаментальное единство. Эта предварительная
работа способствовала успеху Майера
и Джоуля в обосновании неуничтожимости
энергии и эквивалентности ее взаимопревращений.
В XX в. сформировалась философия науки.
С ней началась разработка вопросов о
соотношении теории и факта, теоретического
и экспериментального познания, гипотетико-дедуктивном
методе исследования, возможностях индукции
и дедукции и т.д.
Говоря о функциях философии, нельзя обойти
стороной весьма спорные суждения о ее
роли, хотя они и принадлежат выдающимся
умам. Там, Юм писал, что «философские заключения
не дают ничего, кроме систематизации
и исправления размышлений, осуществляемых
в обыденной жизни» (85. Т. 2. С. 166).
Более высоко, но также ошибочно понимал
роль философии английский мыслитель
Спенсер. «Задача философии лишь в том,
чтобы путем самых общих обобщений свести
все выводы отдельных наук к возможно
простому и замкнутому целому» (17. Т. 2.
С. 372).
К систематизации научных знаний сводил
роль философии и В. Вундт. Философия должна
«объединить в свободную от противоречий
систему общие познания, доставляемые
отдельными науками» (18. С. 14).
Конечно, философия не может не выполнять
интегративной функции в современном
мире. Знания, доставляемые отдельными
дисциплинами столь разнообразны, что
они нуждаются в сведении в единую целостную
научную картину мира. В противном случае
исследователь просто потеряется при
определении своего места в научном сообществе.
Но разработка теоретических основ научного
познания не сводится к механическому
объединению данных различных дисциплин.
Сам синтез научных открытий возможен
лишь на более высоком теоретическом фундаменте,
чем сами открытия если Вундт пишет, что
философия не есть основание отдельных
наук, а целиком основывается на этих дисциплинах,
то при таком подходе философия превращается
в побочное приложение к естествознанию,
в некоторый необязательный довесок для
науки. Этот подход опровергается самой
наукой. Крупнейшие ученые разных эпох,
работавшие в области фундаментальных
исследований от Ломоносова до Эйнштейна,
настойчиво и плодотворно работали над
методологическими и мировоззренческими
проблемами, не имея в наличной философии
соответствующего обоснования для своих
естественнонаучных исследований. Таким
образом, философия образует методологическую
основу для каждой научной дисциплины,
достигшей высот самосознания. И неразвита
та наука, которая не поднялась до самосознания
и не имеет методологической основы.
И последнее замечание для характеристики
роли философии. Философская мысль развивается
не в безвоздушном пространстве, а в атмосфере
социальных отношений. И поэтому она не
может не откликаться на социальные и
политические проблемы. Современный французский
философ Сартр даже полагает, что сила
философии – в ее социальной основе. Каждый
социальный слой стремится создать свою
философию. «Если концепция, созданная
одним человеком или группой людей, становится
культу рой, а порой и сущностью целого
класса, то очевидно, что эпохи философского
творчества редки. Между XVII и XX вв., – продолжает
Сартр, – я вижу три такие эпохи; обозначу
их именами знаменитых мыслителей: есть
"момент" Декарта и Локка, "момент"
Канта и Гегеля и, наконец, Маркса» (59. С.
7).
Но для философии крайне опасно жесткое
слияние с политикой, увлечение идеологической
ролью. Ее позиции – общечеловеческие,
которые впрочем, не исключают негативного
отношения к вождям-диктаторам, социальному
неравенству, эксплуатации, угнетению
и политическому насилию.
Для выполнения общечеловеческой функции
философия нуждается в поддержке со стороны
общества. И для нашего времени актуально
звучат слова Юма: «Государство должно
терпимо относиться ко всякому философскому
принципу» и нельзя ставить преграды рассуждениям
философов, «не рискуя навлечь опасные
последствия для наук и даже для государства»
(85. Т. 2. С. 150-151).
Итак, философия – это исторически развивающаяся
система фундаментальных идей, теоретически
объясняющих и оценивающих отношение
человека к миру, а также ориентирующих
его в его жизнедеятельности в контексте
принятой в данной цивилизации системы
духовных ценностей.
Философия возникает на базе мифологии,
за счет выделения из нее мудрости как
особого объекта исследования. Отбрасывая
все, что связано в мифологии с родовым
образом жизни, некритическим восприятием
действительности, философия наследует
ряд ее проблем. К ним прежде всего относятся
проблемы бытия и смысла жизни. Центральное
место в философской проблематике занимают
осмысление мира, человека и его отношения
к миру.
Философия включает в себя ряд дисциплин:
онтологию, гносеологию и аксиологию.
Каждая из них имеет свои проблемы и располагает
собственным кругом понятий.
Будучи сердцевиной духовной культуры
общества, выражая собой своеобразие исторической
эпохи, философия, в принципе, носит общечеловеческий
характер, что никоим образом не лишает
ее нацеленности на социально-экономические
ценности, служащие ориентиром для прогрессивного
развития общества.
Функционируя в системе культуры общества,
философия разрабатывает теоретические
основы мировоззрения, аксиологические
проблемы, логико-методологические основы
научного познания. В условиях растущей
дифференциации научного знания философия
принимает самое активное участие в интеграционных
процессах, в синтезе достижений отдельных
наук в единую картину мира.
ПЛАН
Введение
1. Философия как особая форма духовной
жизни
2. Философия как рациональное
мировоззрение
3. Методологические и социальные
функции философии
4. Философия в системе культуры
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Многие проблемы, которые рассматриваются
в философии, длительное время ставились
и по-своему решались в рамках мифологии,
которая возникает задолго до философии
на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его
происхождения и сущности, места и роли
человека в мире и социальной действительности,
возможности человека в познании и преобразовании
мира. Но ответы на данные вопросы длительное
время давались лишь на основе образного
мышления, которое было господствующим
в то время. Постепенно шло развитие абстрактного
мышления и формирование человеческого
разума. Первые попытки ответить на вопросы
о сущности мира, общества, человека и
человеческого познания с помощью разума
и выразились в возникновении первых философских
систем. Само появление философии свидетельствовало
о том, что человечество перешло к новой
стадии своего развития - к формированию
и развитию человека разумного. Поэтому
человек разумный начинается именно с
возникновения философии. И разумность
каждого человека определяется мерой
освоения философской культуры. И в этом
смысл философии.
Само название «философия», согласно
преданиям, употребил впервые в VI в. до
нашей эры Пифагор. В его время умных людей
называли мудрецами. Самого Пифагора причисляли
к семи великим мудрецам. Но Пифагор заявлял,
что он не мудрец, а философ, то есть любящий
мудрость. И это название философии, как
любви к мудрости сохранилось до настоящего
времени. Понятие «философия» её истолкования
и закрепления в Европейской культуре
осуществил Платон. Он понимал под философией
науку о человеке, мире и познании. Первоначально
смысловое содержание, понятие философии
было нерасчлененным, целостным и выражало
знание о мире, человеке о месте человека
в мире, в отношении мира к человеку. Зарождавшаяся
философия была синонимом самой общей
науки.
Первые философы пытались обобщать все
знания, которые существовали в их время,
все достижения культуры и предпринимали
попытки ответить на все возникающие проблемы,
многие из которых затем стали достоянием
конкретных наук. По мере развития человечества
происходило накопление опыта, знаний
происходило формирование самостоятельных
наук и этот процесс продолжается в настоящее
время. В настоящее время и окружающий
мир, и общество, и человек, и процесс человеческого
познания исследуются многими конкретными
науками. И поэтому не случайно возникает
вопрос о надобности самой философии,
если все чем она занималась, изучается
конкретными науками. И некоторые философы
в начале прошлого века (позитивисты) доказывали
даже вредность философии, с которой необходимо
бороться. И нужна ли философия в настоящее
время, когда знания дают конкретные науки?
Но, тем не менее, за время существования
философии (более 3,5 тысячи лет) люди к
ней стремятся и её изучают. Как изучали
и развивали ее в древней Греции, как изучали
ее в школах и университетах Средневековья,
эпохи Возрождения, Нового времени и современности.
Уже из этого видно, что длительное время
многие поколения людей считали философию
чем-то весьма важным для образованного
человека. И определение смысла философии
возможно лишь на пути рассмотрения самой
философии и определения той роли, какую
она играет в жизни человека.
1. Философия как особая форма духовной
жизни
Важной стороной в философии является
развития общества и его духовная жизнь.
Духовная жизнь может быть наполнена богатым
содержанием, что создает благоприятную
духовную атмосферу жизни людей, хороший
морально-психологический климат. В других
случаях духовная жизнь общества может
быть бедной и маловыразительной, а иногда
в нем царит настоящая бездуховность.
В содержании духовной жизни общества
проявляется его подлинно человеческая
сущность. Ведь духовное (или духовность)
присуще только человеку, выделяет и возвышает
его над остальным миром.
Духовная жизнь общества весьма сложна.
Она не ограничивается различными проявлениями
сознания людей, их мыслей и чувств, хотя
с полным основанием можно сказать, что
их сознание есть стержень, ядро их личной
духовной жизни и духовной жизни общества.
К основным элементам духовной жизни
общества можно отнести духовные потребности
людей, направленные на создание и потребление
соответствующих духовных ценностей,
равно как и сами духовные ценности, а
также духовную деятельность по их созданию
и в целом духовное производство. К элементам
духовной жизни следует отнести также
духовное потребление как потребление
духовных ценностей и духовные отношения
между людьми, а также проявления их межличностного
духовного общения.
Основу духовной жизни общества составляет
духовная деятельность. Ее можно рассматривать
как деятельность сознания, в процессе
которой возникают определенные мысли
и чувства людей, их образы и представления
о природных и социальных явлениях.
Результатом этой деятельности выступают
определенные взгляды людей на мир, научные
идеи и теории, моральные, эстетические
и религиозные воззрения. Они воплощаются
в моральных принципах и нормах поведения,
произведениях народного и профессионального
искусства, религиозных обрядах, ритуалах
и т.д.
Все это принимает вид и значение соответствующих
духовных ценностей, в качестве которых
могут выступать те или иные взгляды людей,
научные идеи, гипотезы и теории, художественные
произведения, моральное и религиозное
сознание, наконец, само духовное общение
людей и возникающий при этом морально-психологический
климат, скажем, в семье, производственном
и ином коллективе, в межнациональном
общении и в обществе в целом.