Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

В сознании некоторой части людей философия порой отождествляется с какими-то абстрактно-заумными рассуждениями, не имеющими связи с практическими нуждами и делами человека. История этой древней науки, свидетельствует о том, что она непосредственно и тесно связана с общественной практикой, вплетается в нее, отвечает на ее запросы и потому играет огромную роль в обществе, социальных столкновениях, формировании человеческой личности.

Содержание

1. Генезис философского знания и его специфика.


2. Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии.




3. Функции философии и её роль в духовной жизни общества.


4. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Филосовия Ярик.docx

— 92.42 Кб (Скачать файл)

–  рассмотрение всех общественных явлений и процессов в их  постоянной динамике, т.е. в движении, изменении и развитии; это есть принцип историзма, требующий анализа любых социальных явлений в исторически развивающемся социальном; контексте, т.е. в системе их развивающихся и изменяющихся связей с другими общественными явлениями, вместе с которыми и под влиянием которых развиваются и данные явления. Это значит, что при анализе социальных явлений нельзя искусственно вырывать их из исторического контекста, т.е. той системы обстоятельств, в которой происходило или происходит их развитие, чтобы не получить поверхностных, а то и ложных выводов об их сути и социальном значении;

– нахождение и анализ тех социальных противоречий, которые определяют суть и источник развития данных общественных явлений и процессов;

 

 – рассмотрение последних в их исторической преемственности с учетом того, что действительно устарело и играет ныне консервативную, а то и откровенно реакционную роль, а что продолжает жить, сохраняет свое значение и дает возможность обществу развиваться по пути цивилизации и прогресса;

– все это выражается в принципе перехода от абстрактного к конкретному в анализе развития общества, отдельных социальных явлений, исторического процесса в целом; данный принцип, обоснованный в рамках диалектического метода, не потерял своей актуальности и значения по сей день.

 

4.  Философия в системе культуры 

 

Для философии культура является предметом изучения и осмысливания. Этим философия отличается от других форм культуры. Действительно, для науки предмет познания — не она сама, а природа; для искусства предмет творческой деятельности — не оно само по себе, а творимый им особый художественно-предметный мир; для политики цель ее устремления — не она сама, а власть и государство; для религии предмет познания и поклонения — опять же не она сама, а Бог. Поскольку задача науки и искусства, политики и религии не состоит в направлении рефлексии на самих себя, в их рамках не ставится вопрос о достижении полного сознания самих себя. Иначе говоря, они уясняют свою сущность, свое место в обществе и культуре лишь в той мере, в какой это необходимо для решения стоящих перед ними задач. Поэтому, только будучи постигнуты философски, отдельные формы культуры (наука, искусство, политика, система образования и воспитания, религия и др.) могут стать органическими частями единого целого культуры.

Очевидно, что смысл и предназначение культуры в том, чтобы возвышать и облагораживать человека, пробуждать в его душе лучшие чувства и мысли. Культура призвана предохранять от варварства и обскурантизма. Вне культурного воздействия человеку грозят огрубение и ожесточение Очевидно вместе с тем и то, что далеко не всегда культура соответствует своему смыслу и предназначению. Культура часто не справляется с задачей противодействия грубым проявлениям человеческой натуры. Это особенно отчетливо обнаружилось в XX н. Казалось бы, наблюдаемый в наше время небывалый прогресс науки и техники, всеобщая грамотность и информатизация, доступность достижений культуры большинству населения должны обеспечить нравственный прогресс и гармонию межчеловеческих отношении. Однако, к сожалению, этого не происходит. Поэтому ситуация, возникшая в XX в., дали серьезные основания говорить о кризисе культуры. Одной из причин кризиса культуры, повлекшей за собой неспособность исполнять собственную миссию, стала дифференциация культуры.

На определенном этапе культура начинает распадаться на множество не связанных или почти не связанных между собой направлений и форм. Целое культуры утрачивается. Вот как характеризовал сложившееся положение П. Флоренский: «Уже давно, вероятно с XVI в., мы перестали охватывать целое культуры, как свою собственную жизнь... Да, уже давно попытка обогатиться  духовно, покупается жертвою цельной личности. Жизнь разошлась в разных направлениях, и идти по ним не дано: необходимо выбирать. А далее, каждое направление жизни расщепилось на специальности отдельных культурных деятелей, вслед за чем произошло раздробление и их на отдельные дисциплины и узкие отрасли. Но и эти последние, естественно, должны были подвергнуться дальнейшему делению. Отдельные вопросы науки, отдельные понятии в области теоретической вполне соответствуют той же крайней специализации в искусстве, в технике, в общественности. И если нередко слышится негодование на механизацию фабричного труда, где каждому работнику достается лишь ничтожная часть какого-нибудь механизма, конструкции, и может быть, назначения которого он не понимает... то сравнительно с этой специализацией рук, насколько более вредной и духовно разрушительной должна быть оцениваема специализация ума и вообще душевной деятельности?»

В советское время в нашей стране задача обеспечения единства культуры решалась главным образом за счет насаждения единой государственной идеологии — марксизма-ленинизма. Это было определенным решением проблемы. Однако, как показали последующие события, идеологический путь обеспечения единства культуры неэффективен: единство оказалось формальным, поэтому непрочным. В постсоветское время остро переживается процесс распадения целостного культурного организма России и других стран постсоветского пространства. Распадение культуры вследствие дифференциации и соответствующей специализации сопровождается распадением ее вследствие количественного преобладания массовой и откровенно коммерческой культуры. В произведениях этих типов культуры ставятся задачи достижения быстрого эффекта популярности или коммерческого эффекта. Проблема развития и сохранения духовной целостности человеческого бытия перед создателями массово-коммерческой культуры просто не возникает. Если сравнивать в рассматриваемом аспекте положение в постсоветском пространстве с положением в западных странах, то в последних оно выглядит более благополучным, хотя и далеким от совершенства, так как там преодолены лишь экстремальные (самые крайние) отрицательные последствия расчленения культуры. Задачу синтеза культуры и сохранения ее единства нельзя решить раз и навсегда. Она требует постоянно возобновляемой работы духа. По существу своему это задача философская.

В процессе осмысления культуры как целого философия рассматривает ее не как готовый безжизненный продукт чего-то другого, а с точки зрения производства культуры. По словам Э. Кассирера (1874— 1945), философское постижение культуры «не удовлетворяется конечным продуктом, но желает понять и тот особый способ производства, который производит данный продукт. Ведь от этой производительной активности, отделявшейся и постоянно возобновляемой работы духа зависит в конечном счете не только язык, но и миф, и религия, и искусство. Понять и прояснить это для каждой отдельной отрасли духовной деятельности человека, понять во всей ее индивидуальности и особенности, во всей неповторимости формы и способа существования должна философия»'. Тем самым философия направляет свои усилия на уяснение условий существования культуры и ее форм Она стремится понять искусство, науку, технику, политику, религию, мифологию и т.д. не только в их фактической данности, но и обнаружить их истоки. В философии уясняется, в частности, какой потребностью и творческой силой человеческого духа порождается та или иная форма культуры. Это дает основание философскому анализу не останавливаться на фиксации современного положения в сфере культурного творчества, но и ставить вопросы относительно того, какой культура должна быть.

 

 

                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Значение философии можно усмотреть не в практической полезности (утилитарности), а в нравственном пафосе. История философии свидетельствует, что философская мысль ищет и обосновывает идеал, способный служить путеводной звездой в жизни людей. Это прежде всего нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития. В этой связи немецкий философ М. Шелер (1874-1928) характеризовал философию как «знание ради спасения», противопоставив его «знанию ради достижений и господства», т.е. позитивному, — научному и технологическому знанию.

На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.

Вместе с тем надо иметь в виду, что отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Например, философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный, хотя и косвенный вклад философии.

 

                                 Список литературы 

 

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юристъ, 1998. — 520 с.

2. А.Н. Лощилин, Е.А. Лощилина «Философия. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников по темам: «Предмет философии», «Античная философия». М., 2000

3. Основы  философии.  От классики  к современности, изд. 2-е, дополненное: Учеб. пособие для вузов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608 с.

4. Смирнова Н.Н., Конспект лекций  по философии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2000г.

5. СпиркинА.Г.  Философия:Учебник. — М.: Гардарики,       1999. —816с.

 

 

 

 

 

 

2

Общество как системное образование

 
Сущность общества не имеет в социологии однозначного определения. По мнению Э. Дюркгейма, она состоит в коллективных представлениях, чувствах, верованиях и солидарности, которые в совокупности представляют «коллективное сознание», противостоящее природному эгоизму отдельных людей. С точки зрения М. Вебера, общество складывается из действий, ориентированных на других людей. Представители системной теории Т. Парсонс и Р. Мертон видели сущность общества в общности фундаментальных норм и ценностей, которыми люди руководствуются в своей жизни. Сложность определения понятия «общество» обусловлена тем, что оно: 1) объемно и высоко абстрактно; 2) сложно и многогранно; 3) исторически изменчиво; 4) является междисциплинарным; 5) широко используется в повседневной жизни. 
 
В наиболее простой формулировке общество может быть определено как «люди, взаимодействующие на очерченной территории и имеющие общую культуру». При этом следует учитывать, что это не просто совокупность людей, но также результат их взаимоотношений. Это еще и совокупность условий человеческой деятельности и факторов выработки их сущностных качеств, обусловленная самыми разными факторами, включая результаты жизни и деятельности прежних поколений. 
 
При всей своей многоаспектности общество является системным образованием. Система (греч. systema – целое) – это единство взаимосвязанных элементов. Социальная система – это сложноорганизованная упорядоченная совокупность субъектов (индивидов, социальных групп, общностей и организаций), объединенных устойчивыми социальными связями. Общество - это особый тип систем, в рамках которого осуществляется совместное проживание людей. 
 
Общество в широком смысле слова – это система с определенными универсальными характеристиками, такими, как наличие людей и взаимосвязей между ними, определенные пространственные и временные границы, определенные принципы взаимодействия с окружающей средой. Под обществом в узком смысле слова всегда понимается определенный, конкретный исторический тип общества со всеми его специфическими особенностями, например: 
 
- отдельный социум (большая группа людей с устойчивыми социальными связями); 
- сообщество людей, объединенных единым государством (американское, французское или белорусское общество); 
- исторически определенный тип социальной системы (например, рабовладельческое или феодальное общество). 
 
Итак, общество – это выделившееся из природы системное образование, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, социальных общностей, групп, организаций, а также отдельных индивидов. 
 
Близкими по содержанию являются понятия «страна» и «государство». Страна – это территория, на которой проживает человеческое сообщество, объединенное единым государством. Государство – это политическая организация данной страны, имеющая определенную форму (форму правления, форму государственно-территориального устройства и политический режим). Общество – это способ организации людей и результат их общения в рамках существующего способа организации. Понятие общества предполагает определенный способ общения и взаимодействий. Если общество дезинтегрировано или не определены признаки, обеспечивающие его внутреннюю целостность, а само объединение людей существует исключительно за счет внешних факторов, такое явление можно назвать социумом. Если же речь идет о некоторой части общества, обладающей рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие, и исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями, то это общность (этно-национальная, конфессиональная, региональная и др.). 
 
Общество – это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие. 
 
Как способ объединения людей общество характеризуется следующими признаками: 
 
а) наличием постоянной территории, 
б) самовоспроизводством, т. е. пополнением преимущественно благодаря деторождению, даже в том случае, если миграция оказывает определенное воздействие на его состав; 
в) общностью культуры, обеспечивающей единство системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей; 
г) самодостаточностью – самоуправлением и политической независимостью. 
 
С учетом существенных свойств общества А. Н. Елсуков определяет его как «целостное системное образование людей, существующее в рамках определенных пространственно-временных пределов, имеющее сложную структурную организацию, все элементы которой, функционально дополняя друг друга, обеспечивают его самообеспечение, самосохранение, самоуправление и саморазвитие, реализуясь в материальной и духовной деятельности людей». 
 
В качестве системного образования общество представлено в теории Т. Парсонса, который рассматривал его как набор социальных ролей и взаимодействий субъектов, которые их исполняют. Общество как система выполняет четыре функции, каждая из которых реализуется определенной его подсистемой: 
 
- адаптацию общества к материальной среде существования обеспечивает экономика; 
- целеполагание осуществляется политикой; 
- интеграцию общества обеспечивает сфера гражданского общества («социетальной общности»); 
- легитимизацию (поддержание латентного порядка) – сфера функционирования культурной подсистемы. 
 
Средствами обмена в соответствующих социальных подсистемах служат: в экономике – деньги, в политике – власть, в гражданском обществе – влияние, в культурной сфере – обязательства. 
 
Общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов, группы, организации и социальные общности, объединенные различного рода связями. Специфической особенностью общества как системы является социальное – это свойство связей и отношений, создаваемых отдельными людьми, их группами и общностями в процессе общения и совместной деятельности в конкретных исторических условиях. Социальное проявляется в деятельности людей, их отношениях между собой, в их положении в обществе и отношении к общественной жизни. Тесно переплетаясь с биологическими явлениями (сон, дыхание, питание и др.) и психологическими (эмоции, установки, мотивы и др.), социальные явления имеют особые специфические черты: 
 
- наличие взаимосвязей и взаимоотношений индивидов и групп, зависящее от экономических и политических отношений в обществе, но не сводимое к ним полностью; 
- наличие общих черт, присущих различным группам индивидов в силу усвоения ими общих культурных образцов; 
- осознание людьми социальных явлений и процессов через осознание действий дуг друга и своего положения в обществе; 
- закрепление результатов социальных взаимодействий в общих для людей правилах, нормах, и ценностях


 

 

 

 

 

Функции философии

Функции философии -- основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

* мировоззренческую;

* методологическую;

* мыслительно-теоретическую;

* гносеологическую;

* социально-аксиологическую;

* критическую;

* прогностическую

Главенствующей функцией является мировоззренческая, т.к. философия помогает понять общие законы развития природы, общества и мышления, при этом вырабатывая обобщенную систему знаний на мир и место человека в нем.

Являясь абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, она служит основой его правильного осмысления, ориентируясь на раскрытие самых общих вопросов. Не случайно немецкий философ XIX в. Гегель назвал философию эпохой, схваченной в мысли, «духовной квинтэссенцией эпохи». [1]

В неразрывной связи с мировоззренческой философия выполняет методологическую. Суть этой функции состоит в том, что философия вырабатывает систему методов для изучения мира и его изменений. К таким методам можно отнести диалектику, при котором мир и явления рассматриваются с учетом их внутренних противоречий; метафизику, при котором объекты рассматриваются обособленно и статично, не взирая внимание на влияющие факторы и противоречия; догматизм, при котором весть мир воспринимается через раз и навсегда принятых понятий и носящий абсолютный характер (данный метод, в основном, связан с религиозными представлениями, не подлежащих критике и обязательных для всех верующих) и т.д.

Следующей не менее важной функцией философии является мыслительно-теоретическая или интеллектуальная, которая выражается в том, что философия учит мыслить и теоретизировать. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, вновь решает вечную проблему «человек и окружающий мир». Философия предложила различные варианты ее решения в соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры. Последующее рассмотрение истории развития философии даст возможность подробнее познакомиться с этими вариантами. [1]

Одной из основополагающей функцией философии является гносеологическая (от греч. gnosis -- знание и logos -- учение). С помощью этой функции изучаются проблемы природы познания и его возможностей, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности, границы и принципы познания.

Социально-аксиологическая функция философии (от греч. axios -- ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. формировании общественного идеала, понятия добра, справедливости, правды, красоты. Особенно усиливается значение этой функции в переломные периоды истории при поиске новых ценностей.

Информация о работе Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии