Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:31, контрольная работа
Краткое описание
В сознании некоторой части людей философия порой отождествляется с какими-то абстрактно-заумными рассуждениями, не имеющими связи с практическими нуждами и делами человека. История этой древней науки, свидетельствует о том, что она непосредственно и тесно связана с общественной практикой, вплетается в нее, отвечает на ее запросы и потому играет огромную роль в обществе, социальных столкновениях, формировании человеческой личности.
Содержание
1. Генезис философского знания и его специфика.
2. Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии.
3. Функции философии и её роль в духовной жизни общества.
Особым видом духовной деятельности
является распространение духовных ценностей
с целью их усвоения возможно большим
числом людей. Это имеет решающее значение
для повышения их грамотности и духовной
культуры. Важную роль в этом играет деятельность,
связанная с функционированием многих
учреждений науки и культуры, с образованием
и воспитанием, осуществляется ли она
в семье, школе, институте или же в производственном
коллективе и т.д. Результатом такой деятельности
является формирование духовного мира
многих людей, а значит, обогащение духовной
жизни общества.
Основными побудительными силами духовной
деятельности выступают духовные потребности.
Последние предстают как внутренние побуждения
человека к духовному творчеству, к созданию
духовных ценностей и к их потреблению,
к духовному общению. Духовные потребности
объективны по содержанию. Они обусловлены
всей совокупностью обстоятельств жизни
людей и выражают объективную необходимость
духовного освоения ими окружающего их
природного и социального мира. В то же
время духовные потребности субъективны
по форме, ибо предстают как проявления
внутреннего мира людей, их общественного
и индивидуального сознания и самосознания.
Разумеется, духовные потребности имеют
ту или иную социальную направленность.
Последняя определяется характером существующих
общественных отношений, в том числе нравственных,
эстетических, религиозных и других, уровнем
духовной культуры людей, их социальными
идеалами, пониманием ими смысла собственной
жизни. Помноженные на волю людей, духовные
потребности выступают как мощные побудительные
силы их социальной активности во всех
сферах жизни общества.
Существенной стороной духовной жизни
общества является духовное потребление.
Речь идет о потреблении духовных благ,
т.е. тех духовных ценностей, о которых
упоминалось выше. Их потребление направлено
на удовлетворение духовных потребностей
людей. Предметы духовного потребления,
будь то произведения искусства, моральные,
религиозные ценности и т. д., формируют
соответствующие потребности. Тем самым
богатство предметов и явлений духовной
культуры общества выступает как важная
предпосылка формирования разнообразных
духовных потребностей человека.
Духовное потребление может быть в какой-то
мере стихийным, когда оно никем не направляется
и человек на свой вкус выбирает те или
иные духовные ценности. К ним он приобщается
самостоятельно, хотя это происходит под
влиянием всего уклада жизни данного общества.
В других случаях духовное потребление
может навязываться людям рекламой, средствами
массовой культуры и т.д. Происходит манипулирование
их сознанием. Это приводит к некому усреднению
и стандартизации потребностей и вкусов
многих людей.
Отвергая всякое манипулирование личностным
и групповым сознанием, надо признать
целесообразным и в принципе прогрессивным
сознательное формирование потребностей
в подлинных духовных ценностях — познавательных,
художественных, нравственных и других.
В этом случае потребление духовных ценностей
будет выступать как целенаправленное
созидание и обогащение духовного мира
людей.
Встает задача повышения уровня культуры
духовного потребления. В данном случае
потребителя нужно воспитывать путем
приобщения к настоящей духовной культуре.
Дня этого надо развивать и обогащать
духовную культуру общества, сделать ее
доступной и интересной для каждого человека.
Производство и потребление духовных
ценностей опосредуется духовными отношениями.
Они реально существуют как отношения
человека непосредственно к тем или иным
духовным ценностям (одобряет он их или
отвергает), а также как его отношения
к другим людям по поводу этих ценностей—их
производства, распространения, потребления,
защиты.
Любая духовная деятельность опосредуется
духовными отношениями. Исходя из этого,
можно выделить такие виды духовных отношении,
как познавательные, нравственные, эстетические,
религиозные, а также духовные отношения,
возникающие между учителем и учеником,
воспитателем и тем, кого он воспитывает.
Духовные отношения — это прежде всего
отношения интеллекта и чувств человека
к тем или иным духовным ценностям и в
конечном счете — ко всей действительности.
Они пронизывают духовную жизнь общества
от начала до конца.
Установившиеся в обществе духовные
отношения проявляются в повседневном
межличностном общении людей, в том числе
семейном, производственном, межнациональном
и т.д. Они создают как бы интеллектуальный
и эмоционально-психологический фон межличностного
общения и во многом обусловливают его
содержание.
Общественное и индивидуальное сознание является центральным моментом духовной
жизни общества (ее ядром) выступает общественное
сознание людей. Так, например, духовная
потребность представляет собой не что
иное, как определенное состояние сознания
и проявляется как осознанное побуждение
человека к духовному творчеству, к созданию
и потреблению духовных ценностей. Последние
же есть воплощение ума и чувств людей.
Духовное производство есть производство
определенных взглядов, идей, теорий, моральных
норм и духовных ценностей. Все эти духовные
образования выступают в качестве предметов
духовного потребления. Духовные отношения
между людьми есть отношения по поводу
духовных ценностей, в которых воплощено
их сознание.
Общественное сознание представляет
собой совокупность чувств, настроений,
художественных и религиозных образов,
разнообразных взглядов, идей и теорий,
отражающих те или иные стороны общественной
жизни. Надо сказать, что отражение общественной
жизни в общественном сознании не является
каким-то механически-зеркальным, подобно
тому как в зеркальной глади реки отражается
расположенный вдоль ее берегов природный
пейзаж. В данном случае в одном природном
явлении чисто внешне отразились черты
другого. В общественном сознании отражаются
не только внешние, но и внутренние стороны
жизни общества, их сущность и содержание.
Общественное сознание имеет социальную
природу. Оно
возникает из общественной практики
людей как результат их производственной,
семейно-бытовой и иной деятельности.
Именно в ходе совместной практической
деятельности люди осмысливают окружающий
их мир на предмет его использования в
своих интересах. Различные общественные
явления и их отражения в образах и понятиях,
идеях и теориях — это две стороны практической
деятельности людей.
Будучи отражением явлений общественной
жизни, различного рода образы, взгляды,
теории направлены на более глубокое познание
людьми данных явлений в своих практических
целях, в том числе в целях их
непосредственного потребления или же
иного их использования, скажем, в целях
эстетического наслаждения ими и т.д. В
конечном счете содержание общественной
практики, всей социальной действительности,
осмысленное людьми, становится содержанием
их общественного сознания.
Таким образом, общественное сознание
можно истолковать как результат совместного
осмысления социальной действительности
практически взаимодействующими между
собой людьми. В этом заключается социальная
природа общественного сознания и его
основная особенность.
Можно, пожалуй, согласиться в какой-то
мере с положением о том, что, строго говоря,
мыслит не человек, а человечество.
2. Философия как рациональное
мировоззрение
Мировоззрение - система представлений,
понятий, взглядов об окружающем мире.
Это ядро самосознания личности. Выступает
как целостное понимание людьми мира,
самих себя и своего места в мире.
В мировоззрении выделяют 2 уровня:
1. рационально-теоретический
2. жизненно-практический
Философия относится к рационально-теоретическому
уровню. Философию необходимо отличать
от здравого смысла. Если жизненно-практический
уровень может формироваться стихийно
под влиянием традиций, обычаев, индивидуального
жизненного опыта человека, то рационально-теоретический
создается сознательно. Философия центрирована
на человеке, ее интересует отношение
человека и мира, человека и человека.
По своему содержанию философия есть
стремление к всеохватности и единству.
Если другие науки делают предметом изучения
какой-либо отдельный срез реальности,
то философия стремится охватить всю реальность
в ее единстве. Для философии характерно
представление о том, что мир обладает
внутренним единством, несмотря на внешнюю
разрозненность частей. Реальность мира
как целого — таково характерное содержание
философии.
Нередко говорят о предмете философии.
Однако термин «предмет» более применим
к объектам изучения частных наук. Предмет
— это то, что предстоит, подлежит, что
очерчено. Философское же содержание часто
не отвечает этим требованиям; его можно
усмотреть повсюду. «В отличие от ученого-естествоиспытателя,
стремящегося к познанию материального
мира, — отмечал испанский мыслитель X.
Ортега-и-Гассет (1883—1955), — философ не
знает каков предмет философии». Применительно
к философии более правильно говорить
о содержании, а не о предмете. Стремясь
охватить мир в его единстве, философия
ставит вопросы предельного характера,
такие, как: какова сущность мира? В чем
его первоистоки? Почему существует человек?
В чем смысл истории общества? В чем состоят
фундаментальные основания совместного
бытия людей? Каков смысл жизни человека?
И др.
По своему методу философия есть рациональный способ объяснения
действительности. Она не довольствуется
эмоциональными символами, а стремится
к логической аргументированности и обоснованности.
В этом отличие философии от религии, искусства,
мифологии, которые также рассматривают
мир в целостности, но не ставят задачи
его рационального объяснения. Философия
стремится к построению системы, основанной
на разуме, а не на вере или художественном
образе. Художественный образ, метафора,
сравнение и др. в философии играют вспомогательную
роль.
От философии как рационального теоретического
знания следует отличать философские запросы. Философские запросы могут
содержаться в религии, мифологии, художественной
литературе, даже в поэзии и живописи.
Существование философских идей в нефилософских
формах культуры свидетельствует о потребности,
человека и общества так или иначе осмыслить
предельные основания своего бытия.
По своей цели философия есть знание,
свободное от утилитарных практических
интересов. Этим она отличается от большей
части знаний, прежде всего научных и технологических,
которые призваны обслуживать практические
нужды. Полезность не есть цель философии.
Характерно изречение Аристотеля: «Все
другие науки более необходимы, но лучше
нет ни одной».
3. Методологические и социальные
функции философии
Социальная философия решает многие
«общие вопросы», касающиеся природы и
сущности того или иного общества, взаимодействия
его основных сфер и социальных институтов,
движущих сил исторического процесса
и т.д. С этими вопросами постоянно сталкиваются
при исследовании своих проблем различные
общественные науки: история, политическая
экономия, социология, политология, социальная
психология, право, этика и др.
Обращение к положениям социальной философии
помогает представителям этих наук находить
решения их специфических проблем. Это
значит, что социальная философия играет
роль методологии общественных наук, определенным
образом направляет проводимые ими исследования
соответствующих сторон общественной
жизни, формирует подходы и принципы их
изучения. Это возможно потому, что она
помогает предстателям общественных наук
осмыслить место в обществе изучаемых
ими явлений, их связи с другими социальными
явлениями, сочетание закономерностей
и случайностей в их развитии и т.д.
Эффективность этой помощи зависит прежде
всего от содержания социальной философии,
степени ее проникновения в суть того
или иного общества, происходящих в нем
процессов. Именно глубина и широта ее
суждений и концептуальных положений,
эвристический характер многих из них,
т.е. присущая им способность постигать
тайны общественных явлений и их сложные
взаимодействия, определяют теоретическое
и методологическое значение социальной
философии. Это значение обнаруживается
при использовании ее положений решении
соответствующих проблем науки и практики.
Задача социальной философии состоит
вовсе не в том, чтобы детально отразить
все явления и процессы общественной жизни.
Жизнь общества чрезвычайно богата различными
событиями. Она весьма сложна многообразными
связями между общественными явлениями,
носящими динамичный и противоречивый
характер. Все богатство и сложность общественной
жизни не в состоянии выразить ни одна
наука. Не ставит перед собой такой цели
и социальная философия. Однако, воссоздавая
ту или иную идеальную модель развития
общества и его отдельных сторон, социальная
философия способствует пониманию сущности
различных общественных явлений, и места
и роли в обществе, вскрывает наиболее
значимые прямые и обратные связи между
этими явлениями как элементами социальной
системы. В конечном счете она воспроизводит
целостную картину существования общества,
вскрывает основные механизмы взаимодействия
его сторон, тенденции и закономерности
его развития.
В этом выражается основное содержание
концепций многих традиционных и современных
направлений и школ социальной философии.
Желательно, конечно, чтобы содержание
концепций социальной философии как можно
более глубоко отражало реальные социальные
процессы, что способствовало бы их более
глубокому пониманию. Это важно не только
для науки, но и для практики, точнее, для
научного обоснования практической деятельности
людей. Необходимость этого постоянно
напоминает о себе. Важно чтобы развитие
общества шло не самотеком, а было бы более
целенаправленным и осуществлялось в
интересах всех людей. А для этого надо,
в частности, чтобы их деятельность была
как можно менее стихийной и как можно
более сознательной, осмысленной ими на
уровне понимания проблем всего общества.
Это особенно важно для деятельности государственных
органов, призванных целенаправленно
организовывать практическое решение
социальных проблем и тем самым находить
оптимальные пути развития общества. Во
всем мире люди стремятся к тому, чтобы
более осмысленно, с учетом не только сиюминутных,
но и долговременных интересов, решать
проблемы своей общественной жизни, от
чего зависит и решение их личных проблем.
Социальная философия, действительно,
придерживается научных основ при анализе
и объяснении происходящих в обществе
процессов, она исходит из соответствующих
принципов. К ним можно отнести:
– подход к обществу как к целостной
социальной системе, все элементы которой
находятся между собой во взаимосвязи
или взаимозависимости; при этом особое
значение придается причинно-следственным
и закономерным связям, анализ которых
составляет основное содержание социального детерминизма
как теоретического и методологического
принципа исследования социальных явлений,
ориентирующего на всесторонний учет
существующих между ними причинно-следственных
и закономерных связей и отношений;