Основные черты и периодизация русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Русская философия - сложный и многогранный процесс, который включает в себя многие направления как идеалистической, так и материалистической ориентации. Противоречивость ее определяет немалые споры и в историческом прошлом, и в настоящее время. Заявив о себе как о явлении мировой духовной культуры, русская философия тем не менее продолжает отстаивать свои права как на статус «философии самобытно русской», так и на статус философии как рационально-научного знания. В первом случае русская философия рассматривается как «национальное самосознание эпохи», выражение русского характера и русской души, во-втором речь идет исключительно о влиянии зарубежных философских направлений и школ.

Вложенные файлы: 1 файл

Русская философия востановленная.doc

— 1,016.50 Кб (Скачать файл)

Боль за губящее себя в разъединении и раздорах, в своем «небратстве» человечество, понимание того, что вера во всемогущество технического прогресса губительна для человека и природы, его окружающей, уверенность в нашем космическом предназначении - все это нашло свое выражение в работах  В. И. Вернадского.

Владимир Иванович Вернадский - человек исторической эпохи с ее крайними противоречиями и в развитии человечества в целом, и в развитии науки и техники. Вернадский как личность — выдающийся феномен культуры. Его отличала необыкновенная энциклопедичность, «ломоносовский размах интересов, стремлений, размышлений». Он либо принимал участие в создании, либо был основоположником многих естественных дисциплин, внося в науку вклад непреходящей ценности. Круг его интересов охватывал науки фундаментальные, относящиеся к самому пониманию окружающего нас мира и места человека в нем. Такие научные дисциплины оказывают прямое воздействие на формирование научного мировоззрения и в конечном итоге — всей культуры.

Творчество Вернадского олицетворяет своеобразную связь веков в развитии отечественного естествознания. Виднейший представитель школы В.В. Докучаева, ученик Д.И. Менделеева, А.Н. Бекетова, А.М. Бутлерова, А.И. Воейкова, чьи лекции он слушал в Петербургском университете, Вернадский сам стал основоположником самостоятельных научных школ.

Учение Вернадского о ноосфере стало связующим звеном между «фантастическими» идеями русских мыслителей начала века и современным планетарным мышлением, формирующим наше мировоззрение.

Идеи Вернадского о живом  веществе, о космичности  жизни,    о биосфере и ноосфере,  о будущем человечества своими творческими корнями уходят в   новую,    начавшую   активно создаваться с конца XIX - начала XX века философскую традицию осмысления жизни и задач человека   как   вершинного   ее    порождения. По мнению Вернадского, идея эволюции и ее социальной вариации - прогресса - возникла сначала в философии и лишь потом проникла в естественные науки, претерпев под воздействием их методов существенные уточнения и трансформации. И уже начиная со второй половины прошлого века философская и религиозно-философская мысль начинает развиваться под сильнейшим впечатлением от научной эволюционной теории. Идея эволюции словно дала воздух человеческой надежде: раз идет все усложняющееся преемственное развитие форм жизни, то и человек получает естественный шанс для совершенствования. Вернадский высказывался однозначно: «Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей... Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы».

У Вернадского встречается двойственное определение ноосферы. С одной стороны, ноосфера возникает с самого появления человека как процесс сугубо объективный, стихийный, а с другой - только сейчас, в наше время, биосфера начинает переходить в ноосферу - собственно, ноосфера еще где-то впереди, на совсем другом, далеко не достигнутом уровне планетарного сознания и деятельности человечества.

Тем не менее, ноосфера - это реальность. С первой мысли человека о мире и себе, с первого самого малого практического изобретения, идея и проект которого стали передаваться (устно, в предании, затем письменно, в документе и книге), совершенствоваться, «зачался тот опоясавший ныне всю планету» информационный поток сведений, знаний, концепций. Он-то и дает нам близкое представление о некоей специфической оболочке Земли. Человек - существо, наделенное разумом и волей, действует в мире с самого своего появления как творец и преобразователь, как вольный или невольный зодчий «сферы разума». Она потому так и называется, что ведущую роль в ней играют разумные, «идеальные» реальности: творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, которые материально осуществляются в преобразованной природе, постройках, орудиях и машинах, научных и технических комплексах., произведениях искусства и т. д. На Земле создана новая искусственная оболочка: биосфера, радикально преобразованная трудом и творчеством человека.

 Представление о том, какое колоссальное изменение происходит от вторжения человека в природу, Вернадский ставит на точную научную основу, введя понятие культурной биогеохимической энергии. В целом биогеохимическая энергия - это свободная энергия, образуемая жизнедеятельностью природных организмов (живого вещества); она вызывает миграцию (перемещение) химических элементов биосферы и формирует ее историю. С возникновением человека разумного живое вещество явило такой небывалый по сложности и силе вид энергии, который стал вызывать несравнимую с иными формами миграцию химических элементов. Обычная биогеохимическая энергия живого вещества производится путем размножения. Однако, отличительным «видовым признаком» человека стала форма энергии, «связанная с разумом», настолько неудержимо растущая и эффективная, что, по мнению ученого, несмотря на свое колыбельное, можно сказать, «младенчество» относительно земных эпох, эта энергия уже «является основным фактом в ее (всей планеты) геологической истории». Создалась, по сильному выражению Вернадского, «новая форма власти живого организма над биосферой», дающая возможность «целиком переработать всю окружающую его природу», переработать - в смысле преобразовать и одухотворить.

В XX веке, по мысли ученого, возникли значительные материальные факторы перехода к ноосфере, к осуществлению идеала сознательно-активной эволюции. Первый из этих факторов – «вселенскость» человечества, то есть «полный захват человеком биосферы для жизни». Вся Земля не просто до самых труднодоступных и неблагоприятных мест преобразована и заселена, но человек проник во все ее стихии: землю, воду, воздух, а сейчас, как мы знаем, способен длительно жить и в околоземном, космическом пространстве. Второй, может быть, решающий для создания ноосферы фактор - единство человечества. Созидается общечеловеческая культура, сходные формы научной, технической, бытовой цивилизации, самые отдаленные уголки Земли объединяются быстрейшими средствами передвижения, эффективными линиями связи и обмена информацией. Третий фактор «народные массы получают все растущую возможность сознательного влияния на ход государственных и общественных дел». И, наконец, то, что было в центре раздумий и надежд ученого, - рост науки, превращение ее в мощную «геологическую силу», главную силу создания ноосферы. Научная мысль - такое же закономерное естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, и она не может, по убеждению Вернадского, ни повернуть вспять, ни остановиться, таит в себе потенцию развития фактически безграничного. Он убеждает нас, что «научное знание, проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому процессу, созданием которого она является».

Когда Вернадский говорил о принципиально  новых «общечеловеческих действиях и идеях», которые возникли в XX веке как одна ив предпосылок перехода от биосферы к ноосфере, он имеет в виду «проблему сознательного регулирования размножения, продления жизни, ослабления болезней для всего человечества», считая при этом, что тут только начало и «остановлено это движение быть не может».

Вернадский как ученый обосновывает объективный характер ноосферы, того нового этапа сознательной, активной эволюции, который впервые проектировал для человечества Федоров. Это не просто благое пожелание гармонизации мира, свойственное утопистам. Ноосферное направление избрано самой эволюцией, глубинным законом развития мира, выдвинувшим равум как свое орудие.

Русский космизм строит понимание мира на основаниях, исключающих потусторонние сущности и невыявленные субстанции бытия. Весь мир здесь, и он явен. Для того чтобы он был здесь, на место невыявленного бытия ставится «обладание небесным пространством». В XIX веке русский космизм начинает поиски пространства, соразмерного душе человека, он ищет определение внешней величины, с которой сопряжена внутренняя жизнь людей. Только на уровне космоса исчезает различие между внутренним и внешним. В русском космизме появляется новый поворот в разработке космической темы, который почти столетие спустя, получил название «глобально-экологического». Конструируя множественность миров, русский космизм создает не учение о мире, а  определенную структуру, порождающую в людях человечески осмысленный взгляд на мир.

Активно-эволюционные мыслители сумели соединить заботу о целом, о Земле, биосфере, космосе, с пониманием запросов высшей ценности - конкретного человека, носителя разума. Гуманизм, основанный на глубоком знании, вытекающий из целей и задач самой природной, космической эволюции, мировоззренческий оптимизм свойствен всему этому семейству идей.

 

 

 

 

 

    1. Развитие русской материалистической философии (конец XIX – начало ХХ века)

 

Во II половине XIX века русская философия вступает в новый период развития. Самые различные течения в русской интеллектуальной жизни, и в философии, в частности, проявляют все признаки внутренней зрелости. «Идеологические искания еще продолжаются, - писал В. Зеньковский, - их диалектика еще не закончена, но они уже настолько зрелы и отчетливы, что почти все готовы развернуться в форме системы». Достигает своего высшего напряжения и расцвета русский секуляризм, оформившийся в позитивизме К.Д. Кавелина, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.К. Кареева. Есть все основания говорить об увлеченности русской мыслью естественно-научным материализмом И.М. Сеченова и И.И. Мечникова. Расширяется сфера влияния марксистской философии.

Развитие отечественного естествознания и опытных наук (см. 3.3) привело к укреплению позиций естественно-научного материализма. К.А. Тимирязев, характеризуя умственные движения в России второй половины XIX в.- «этой нашей русской эпохи Возрождения», писал: "...русская мысль движется наиболее естественно и успешно не в направлении метафизического умозрения, а в направлении, указанном Ньютоном, в направлении точного знания и его приложения к жизни".

Центральной фигурой этого движения был И.М. Сеченов (1829-1905), который в 60-е годы непосредственно привыкал к идейным позициям революционных демократов, находился в близких отношениях с Чернышевским. Его знаменитый трактат «Рефлексы головного мозга» (1861), написанный в защиту воззрений идеолога революционной демократии, составил целую эпоху в истории русского материализма. По словам И.П. Павлова, это была «поистине для того времени чрезвычайная попытка... представить себе наш субъективный мир чисто физиологически».

Эта работа сразу привлекла внимание широких кругов российского общества, склонного, как заметил Д.И. Писарев, к «свежему материализму». Когда работа Сеченова вышла в 1866 году  отдельной книгой, на нее был наложен арест, а против автора возбуждено судебное преследование.

Основная идея всех исследований и философских обобщений Сеченова заключается в невозможности отделить психические процессы от нервных процессов, с ними связанных. Почему? Потому что мы всегда имеем в человеке «цельный натуральный процесс». Сеченов исходил из положения, что жизнь на всех этапах развития есть приспособление организмов к условиям существования и что «в длинной цепи эволюции организмов усложнение организации и усложнение действующей на нее среды являются факторами, обусловливающими друг друга». Признавая неразрывную связь организма с условиями его существования, ученый особенно подчеркивал определяющий характер влияния среды на содержание психической деятельности человека.

Сеченов отмечал, что содержание психической  деятельности определяется, прежде всего, воспитанием, условиями его социального бытия. «...Характер психического содержания,- доказывал он, - на 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле слова и только на 1/1000 зависит от индивидуальности. Этим я не хочу, конечно, сказать, что из дурака можно сделать умного: это было бы все равно, что дать человеку, рожденному без слухового нерва, слух. Моя мысль следующая: умного негра, лапландца, башкира европейское воспитание в европейском обществе делает человеком, мало отличающимся со стороны психического содержания от образованного европейца». Из этого принципиального положения Сеченова следовали два важных момента: во-первых, отнесение к природе человека собственно физиологических процессов, общих всем людям и генетически связывающих их со всем остальным животным миром, и, во-вторых, определение сущности человека на основе культурно-исторических критериев, признание ее социальной специфики. Оба этих момента необходимо дополняют друг друга, но первостепенное значение сохраняется за физиологической стороной, составляющей исходное начало всякой психической деятельности.

И.И. Мечников (1845-1916) развивает сеченовский антропологизм. Он – серьезный ученый-естественник. Но наука имела смысл лишь постольку, поскольку способствовала  человеку «достигнуть своей жизненной цели».

В чем же состоит цель жизни? «Мы  должны, - писал Мечников, - всеми  силами содействовать тому, чтобы  люди, и мы в том числе, провели  весь круговорот жизни в гармоническом  сочетании чувства и разума, вплоть до наступления в глубокой старости чувства пресыщения жизнью... Тот факт, что люди в настоящее время лишь в исключительных случаях живут соответственно изложенной программе, зависит от дисгармонии человеческой природы, связанной с ее животным происхождением».

Другими словами, одной из центральных тем в научных исследованиях Мечникова был вопрос о дисгармониях в человеке. Его работы «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма» непосредственно подчинены этой проблематике. Мечников критикует мораль, призывающую жить «сообразно природе», ибо в природе нет ничего постоянного. Для ученого неоспоримо утверждение, что человек «есть существо ненормальное, больное, подлежащее ведению медицины». В статьях «Воспитание с антропологической точки зрения» (1871), «Возраст вступления в брак» (1872), «Очерк воззрений на человеческую природу» (1877) и «Борьба за существование в обширном смысле» (1878) ученый развивал тезис, что «человеческий организм устроен настолько дурно,  что приспособление его к окружающим условиям является чрезвычайно трудным и даже вовсе невозможным». Но человек науки, Мечников глубоко убежден, что человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенства своей природы. Отсюда центральное понятие, на котором строится философское мировоззрение Мечникова – «ортобиоз» - научная регуляция жизни. По его мнению, смерть становится желанной в итоге длительной жизни, и поэтому идеал для человека заключается в том, чтобы «достичь долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей в конечном периоде, к развитию чувства насыщения жизнью и желанию смерти». Только в этом случае, полагал он, можно побороть страх смерти и сделать людей счастливыми. При последовательном проведении ортобиоза вполне возможно развитие инстинкта «естественной смерти». Тогда смерть перестает быть тем дамокловым мечом, который всегда поражает в самую неожиданную минуту.

Информация о работе Основные черты и периодизация русской философии