Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 08:44, курсовая работа
В работе освещается трудная проблема сознания, взгляд на нее со стороны когнитивных наук, рассматривается история феномена сознания в философии, различные трактовки проблемы сознания.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1.Эволюция представлений о феномене сознания в философии..........8
1.1 Феномен сознания в «методологии естественного реализма»
А.Н.Книгина……………………………………………………………….8
1.2 Классификация концепций сознания в философии…………..…….10
Глава 2.Пути соприкосновения и различия между концепциями сознания
у Д.Деннета,Д.Чалмерса,Дж.Серла..................................................................17
2.1 Д.Чалмерс и его «трудная проблема сознания»…………………….18
2.2 Материалистический монизм Д.Деннета…………………………...20
2.3 Дж.Серл и его концепция сознания…………………………………22
Глава 3.Проблемы сознания в современной философии с учетом достижений когнитивной науки...........................................................................................25
Заключение.......................................................................................................30
Литература………………………………………………………………………31
В когнитивной науке вводится дискурсивную составляющая, «мы получаем возможность понять более глубоко природу креативного начала в поведении человека, т.е. подойти к рассмотрению креативности как главной характеристики человека, проявляющейся во взаимодействии человека с миром, и определить ее как основную черту деятельности нашего сознания»[13].
Проблема «сознание и мозг» носит междисциплинарный характер. Она включает существенные философские и методологические вопросы, хотя по своему основному содержанию остается научной проблемой, разработка которой опирается на результаты нейрофизиологии, психофармакологии, психиатрии и ряда других естественнонаучных и медицинских дисциплин. В последние десятилетия ее важнейшие аспекты все чаще связываются с проблематикой искусственного интеллекта, с более основательным пониманием информационных процессов в биологических и социальных самоорганизующихся системах. Таким образом, когнитивная наука тесно связана с рассматриваемой проблемой сознания.
Современный
этап развития когнитивной
Когнитивная система рассматривается как включающая в себя: мозг, тело, внешнее окружение. Сознание не отождествляется с мозгом, а когнитивные процессы понимаются не как изолированные процессы внутри носителя, а как результат взаимодействия системы и среды. Кроме того, когнитивная наука не заостряет внимание на функционировании человеческого мозга (в отличие от компьютерной модели, в которой не учитываются интуиция, эмоции и роль контекста), а подчеркивает важность способности понимания[6. C. 104].
В когнитивной науке представлен натуралистический подход. Научный натурализм в философии сознания сталкивается с фундаментальной проблемой: сознание имеет определенные свойства, которые, по крайней мере на первый взгляд, невозможно объяснить в физических терминах. Натурализм, таким образом, должен объяснить, каким образом эти свойства возможны. Этот проект часто называют «натурализацией сознания». На его пути стоят две главные проблемы — это интенциональность и квалиа (qualia)[14].
Интенциональность определяется как направленность ментальных состояний (наших мыслей, желаний и т. п.) на некоторый объект во внешнем мире. Наличие у ментальных состояний такого свойства означает, что они имеют некоторое содержание и семантические референты, а значит им можно приписывать истинность или ложность. Когда мы пытаемся редуцировать эти состояния к физической реальности, возникает следующая проблема: физическая реальность не может быть истинной или ложной, она просто есть. Возможность приписывать значения истинности ментальным состояниям означает, что они направлены на некоторые факты. Например, мысль о том, что Геродот был историком, указывает на Геродота и на тот факт, что он был историком. Но как осуществляется такое отношение между мыслью и фактом? Ведь в мозге существуют только электрохимические процессы, которые ничем не напоминают о Геродоте[14].
Квалиа — это некоторое качественное субъективное переживание, которые мы испытываем. Различные ментальные состояния субъективно по-разному переживаются разными людьми. Например, некоторым людям нравится вкус ментолового мороженого, в то время как другим — нет. Как можно объяснить это различие в терминах естественных наук? Как вообще можно зафиксировать то, каким нам представляется вкус мороженого?[14]. Разрешить проблемы интенциональности и квалиа призвана когнитивная наука.
Итак, в философии была поставлена трудная проблема - отношения «сознание-мозг», она была дополнена со стороны когнитивных наук еще одним элементом: «мышление-сознание-мозг». С точки зрения когнитивных наук такая постановка проблемы приводит к некому смысловому контексту, который не может быть объяснен в границах отдельных дисциплин, каждая их которых самостоятельно изучает и моделирует процессы познания. Таким образом, мы приходим к понятию междисциплинарность, в смысле соприкосновения философии и когнитивных наук. Сегодня перед нами стоит так называемая «мультидисциплинарная научная парадигма».
Заключение
Подводя итоги вышесказанного, хотелось бы сказать - несмотря на обширность существующих концепций по теме феномена сознания, множество предложенных подходов к разрешению проблем сознания, а также научных достижений в области исследования мозга, мы все еще не можем с очевидной вероятностью утверждать о том, что сознание – это разгаданная «головоломка».
Каждая философская теория способна предъявить свои хорошие аргументы, в какой-то мере убедить нас в действенности своего подхода, однако, у нас еще остаются основания для сомнения и размышлений по поводу этого загадочного феномена сознания. В истории XX в. было целое направление «новых мистерианцев» (термин О.Фланагана), т.е. философов, утверждающих, что проблема отношения сознания и мозга должна остаться «тайной» (mystery)[1. C. 36].
Мы считаем, не стоит вдаваться в пессимизм, потому что уже сейчас человечество обладает той массой научных данных, что даже и не снилось никому ранее. Междисциплинарный подход способен приоткрыть завесу тайны, объединив усилия различных наук, таких как психология, нейрофизиология, медицина, философия и ряд других дисциплин. Стоит предположить, что именно область когнитивных наук найдет ответ на вопросы: Что есть сознание? Связано ли оно с мозгом и как? А также разрешит «трудную проблему сознания», проблемы интенциональности и квалиа.
ЛИТЕРАТУРА
1 Книгин. С. 20
2 Книгин. С.22
3 Декарт Р. Сочинение в двух томах. Т. 2. М., 1994. С. 63. Пер. с лат. С. Я. Шейнман-Топштейн.
4 Кузнецов, 2007. С.
5 Книгин.23
6 Там же.
7 Там же. 24
8 Прист. Теории сознания. С.230.
9 Прист С. Теории сознания. С. 232.
10 Там же. С.254.
11 Гуссерль Э. Логические исследования.
12 Книгин.С.23.
13 Прист С. Теории сознания. Перевод с англ. Грязнова А.Ф. – М.: Идея – Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 288 с. С.60.
14 Там же. С.61.
15 Райл Г. Понятие сознания. Пер. с англ. – М.: Идея Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – 408 с. С.25.
16 Там же. С.31.
17 Прист С. Теории сознания. С.71.
18 Райл Г. Понятие сознания. Пер. с англ. – М.: Идея Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – 408 с. С.25.
19 Прист С. Теории сознания. С.70.
20 Там же. С.73.
21 Ссылка на Stanford
22 Dennet, D. Quining Qualia. Электронный ресурс.
23 Там же.
24 Nagel T. The View From Nowhere. Oxford, 1986. P. 7 – 8.
25 Иванов Д. Чего же все таки не знает Мэри? О чем говорит аргумент знания. С.122-135.
26 Прист С. Теории сознания. С. 263.
27 Гарнцева Н.М. Антифизикалисткие аргументы в учении Д. Чалмерса о сознании.
28 Там же.
29 Гарнцева Н.М. Антифизикалисткие аргументы в учении Д. Чалмерса о сознании.
30 Агейкина С.В. Когнитивный подход к сознанию. С.277-281.
31 Там же.
32 Черникова И.В.
33 Агейкина С.В.
34 Зотов А.Ф. Логико-семантические предпосылки исследовательской программы искусственного интеллекта
35 Дубровский Д.И. Искусственный интеллект и проблема сознания. Электронный ресурс.
36 Там же.
37 Там же.
38 СОЗНАНИЕ, МОЗГ, ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ Д.И.Дубровский
Информация о работе Проблема натурализации сознания в контексте когнитивной науки