Становление свободы: от природного к социокультурному бытию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:55, монография

Краткое описание

В монографии предлагается система базовых онтологических гипотез, отправляясь от которых автор последовательно рассматривает неживую природу, живую природу, становление и развитие ориентации, статус ментального в отношении статуса материального, философские проблемы антропосоциогенеза, социокультурный мир как особый тип бытия. Книга завершается обоснованием трехмерности пространства как формы чувственного созерцания и концепцией генезиса понятий. Ответ на оба гносеологических вопроса также выводятся из предложенных онтологических гипотез. Монография предлагает существенно новую и в значительной мере целостную онтолого-гносеологическую концепцию.

Содержание

Аннотация
· Гносеологическое введение: О праве на онтологию
· Неживая и живая природа. Неживая природа
· Генезис и онтологический статус психики. Традиционные подходы
· Эмоционально-когнитивная концепция
· Антропосоциогенез: начало, логика, завершение
· Предпосылки и начало антропосоциогенеза
· Проблема "верхней границы" антропосоциогенеза
· О специфике социокультурного бытия
· Гносеологическое заключение: почему мир нам дан таким, каким дан. Почему мы видим мир трехмерным
· Сопереживание как основание рационального познания
· Сноски

Вложенные файлы: 1 файл

0943835_5DDE8_shalyutin_b_s_stanovlenie_svobody.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

35 Шелер М.  Положение человека в Космосе  //Избр. произв. М., 1994, с. 177.

36 Шопенгауэр  А. Мир как воля и представление  // О четверояком корне... Мир как  воля и представление. Т.I. Критика кантовской философии. М.,,1993, с. 238.

37 Там же, с. 231.

38 Там же, с.229.

39 Там же, с.236

40 Кант И. Критика чистого  разума. Сочинения: В 6 т.. Т.3. М., 1964, с. 748.

41 Впрочем, были и исключения. А.Р. Лурия, например, подчеркивал,  что "прежде чем ответить  на вопрос, каковы мозговые основы  того или иного психического процесса, необходимо тщательно изучить строение того психологического процесса, мозговую организацию которого мы хотим установить" (Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.,1973,с.76).

42 Кречмер Э. Медицинская  психология // Строение тела и  характер. М.,1995,с.223.

43 Там же.

44 Толстой Л.Н. Война  и мир: В 4 т. Тт.1-2. М., 1962, с.241.

45 Вопросы о правомерности  нравственной оценки такого поведения,  об ответственности человека  за то, что он оказывается в  такого рода состоянии и т.п.  здесь не затрагиваются. Обсуждается только чисто онтологическая сторона дела.

46 Цвейг С. Жгучая тайна  // Новеллы. М.1982, с. 101.

47 Там же, 107.

48 Цвейг С. Страх // Новеллы.  М.1982, с.147.

49 Кречмер Э. Медицинская  психология // Строение тела и  характер. М.,1995, с.226.

50 Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. М.1946, с.495.

51 Кречмер Э. Медицинская  психология // Строение тела и  характер. М.,1995, с.53-54.

52 Ошанин Д.А. Концепция  оперативности отражения в общей и инженерной психологии// Образ в регуляции деятельности. М., 1997, с.9.

53 Далее будет показано, что этот подход не менее  продуктивен и чисто гносеологически. 

54 Смирнов С.Д. Образ  и деятельность // Образ в регуляции деятельности. М., 1997, с.80.

55 Там же, 81

56 Бернштейн Н.А. О построении движений // Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990, с. 15

57 Выше уже приводилось  сходное по смыслу полное иронии  замечание Бергсона относительно  того, что природа поставила перед  сознанием "чисто научную задачу  осведомлять нас...".

58 В значительной мере  автоматический характер бега  отмечал Н.А. Бернштейн (см. Бернштейн  Н.А. Физиология движений и  активность. М., 1990,, С.334, 353, 413).

59 Спиноза Б. Этика // Избранные произведения, т.1, М.1957, с.394.

60 Еще раз  отмечу: сказанное не означает, что  образ нельзя оценивать под  гносеологическим углом зрения, но здесь речь идет о другом - о том, что такое образ с точки зрения его существования, онтологически.

61 Напомню, что речь  идет, конечно, не о сложных, иногда сложнейших, когнитивных комплексах, которые тоже порой обозначают словом "образ" (образ России, образ мира), а о простейших сенсорных образах, возникающих под непосредственным воздействием извне.

62 Разумеется, если речь  идет именно о дополнительном содержании, а не о признаках, входящих в состав указанных.

63 Лейбниц Г.  Новые опыты о человеческом  разумении автора системы предустановленной  гармонии // Соч. в 4х т. Т.2, М., 1983, с. 61.

64 Бутовская М.Л. Эволюция  человека и его социальной структуры // Природа, № 9, 1998.

65 Лавик-Гудолл Дж., ван.  В тени человека.- М., 1974, с.74.

66 Бутовская М.Л. Эволюция  человека и его социальной структуры // Природа, № 9, 1998.

67 Там же.

68 См. об этом, например: Резникова  Ж.И. "Экология, этология, эволюция", ч.1, Структура сообществ и коммуникация животных, Новосибирск, 1997.

69 Бутовская М.Л. Эволюция  человека и его социальной структуры // Природа, № 9, 1998.

70 Там же.

71 Какие противоречия обозначились  первыми - вопрос конкретнонаучного,  а не философского исследования.

72 Вопрос о первых "уродствах" - конкретнонаучная, а не философская проблема.

73 Шалютин С.М. Абстрактное  мышление и кибернетика. Челябинск, 1976, с. 9.

74 Семенов Ю.И. На заре  человеческой истории. М., 1989.

75 Уайт Э., Браун Д. Первые люди. М., 1978.

76 Циркин Ю. Б. Карфаген  и его культура. М., 1987. С. 180-182.

77 Там же.

78 Там же.

79 Семенов Ю.И. На заре  человеческой истории. М., 1989.

80 Цитата приведена согласно  новому научному переводу И.Ш.  Шифмана, см. "Учение. Пятикнижие Моисеево. М., 1993, с.76.

81 Маркс К., Энгельс Ф.  Соч. 2-е изд. Т. 42, С.93.

82 Еще раз отмечу, что  в зародышевых формах полицентричность есть и у животных.

83 Бутовская М.Л. Эволюция  человека и его социальной структуры // Природа, № 9, 1998.

84 Трактовка времени как формы чувственного созерцания не кажется мне бесспорной. Его природа здесь не рассматривается.

85 Спенсер Г. Синтетическая  философия. М., 1997, с.206.

86 Там же, с. 207.

87 Меркулов И.П. Эволюционная  эпистемология: история и современные подходы // Эволюция, культура, познание. М., 1996, с.6.

88 Г. Фольмер. Эволюция  и проекция - начала современной  теории познания // Эволюция, культура, познание. М., 1996, с.39.

89 Лоренц К. Кантовская  доктрина априори в свете современной  биологии // Человек, 1997, № 5, с.22.

90 Там же.

91 Там же, с.21.

92 Там же, 19-20.

93 Кезин А.В.  Предпосылки и основания эволюционной  эпистемологии // Человек - Философия  - Гуманизм: Тезисы докладов и  выступлений Первого Российского  философского конгресса (4 - 7 июня 1997 г.). В 7 томах. Т. 3. Онтология, гносеология, логика и аналитическая философия - СПб., 1997, с. 336.

94 Шульга Е.Н. Эволюционная  эпистемология М. Рьюза // Эволюция, культура, познание. М., 1996, с. 25.

95 Лоренц К. Кантовская  доктрина априори в свете современной биологии // Человек, 1997, № 5.

96 Там же, с.32.

97 Микешина Л.А. Теория  познания: проблемы и перспективы// Человек - Философия - Гуманизм: Тезисы  докладов и выступлений Первого  Российского философского конгресса (4 - 7 июня 1997 г.). В 7 томах. Т. 3. Онтология, гносеология, логика и аналитическая философия - СПб., 1997, с.377.

98 Шульга Е.Н. Является  ли эволюционная эпистемология  новой научной парадигмой? // Философия  науки. Вып. 2: Гносеологические и  методологические проблемы. М., 1996, с. 108.

99 Дж. Гибсон. Экологический  подход к зрительному восприятию. М., 1988.

100 Панов В.И. От проблемы  образа к проблеме формопорождения  // Образ в регуляции деятельности. М., 1997, с. 109.

101 Миракян А.И. Афизикальные  принципы психического отражения и их моделирование в технических системах. // Принципы порождающего процесса восприятия.М.,1992, с.33-34.

102 Погорельцева Т.С. Экспериментальное  исследование осязательного восприятия  протяженности // Принципы порождающего  процесса восприятия.М.,1992.

103 Там же, с. 166.

104 Правда, он относил это  неравенство лишь к тому, что  он назвал визуальным пространством,  в отличие от геометрического,  но поскольку взгляд Пуанкаре на пространство не является здесь предметом специального анализа, оставим данное обстоятельство без рассмотрения.

105 Пуанкаре А.. Наука и  гипотеза //А.Пуанкаре о науке.  М.1983. С.52.

106 Замечу попутно, что  из этого вытекает получившая  определенное распространение в  физике и философии идея квантованности  пространства, ибо энергия, как это сегодня общепризнанно, квантована.

107 Я думаю даже, что  не только бессмысленно, но и  невозможно. Если прибегнуть к  пространственной метафоре (а поскольку  речь идет о природе пространства, то неметафорическое использование  пространственной терминологии, во избежание круга, должно быть запрещено), можно сказать, что вращается непрерывно на месте некий шарик, "бултыхается" во все стороны, и нет внутри него ничего устойчивого, что могло бы выступить системой отсчета. Однако неметафорическое обоснование этого тезиса довольно сложное и было бы в данном случае избыточным отклонением от основной линия рассуждения, которая и без того непроста.

108 Г. Фольмер. Эволюция  и проекция - начала современной  теории познания // Эволюция, культура, познание. М., 1996, с. 50.

109 Там же.

110 Впрочем, думается, что  априорное не исчерпывается и  этим, а несет в себе также  некие фундаментальные принципы  структурирования. Поэтому субъект  может вычленять из множества  единичных предметов, в том  числе им самим изготовленных,  те, которые в наибольшей мере соответствуют этим принципам, что, по мнению автора, лежит в основе эстетического отношения к действительности. Однако это совсем другая тема (подробнее см. Шалютин Б.С. К вопросу о природе эстетического отношения к действительности // Философия ценностей. Курган, 1998).

111 Пивоваров Д.В. Проблема  носителя идеального образа. Свердловск, 1986. С. 5.

112 Подробное рассмотрение  генезиса простейших когнитивных  структур - образов препятствий - см. в Шалютин Б.С. Душа и тело. Курган, 1997, с.121-168 или Шалютин Б.С. Субъективность. Свобода. Пространство // Полигнозис. М., 1998, № 1, с.87-99.

113 Фрейд З. Я и Оно.  М.,1990, с. 26.

114 Петровский В.А. Личность  в психологии. Ростов-на-Дону, 1996, с.187.


Информация о работе Становление свободы: от природного к социокультурному бытию