Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:37, реферат
В отличие от эмпирической теоретическая типология заостряет внимание на системности и закономерности связующих элементов между различными типами правопонимания, являясь при этом идеальной моделью, отражающей выявленную опытным путем систему всех правовых образов. Подобная классификация имеет более высокую по сравнению с эмпирической познавательную ценность, которая делает ее предпочтительной для использования в теоретических исследованиях.
Юриспруденция, измеряемая в традиционном ракурсе исторического, теоретического и практического правоведения, может быть дополнена такими характеристиками, которые выглядят оправданными лишь с позиций целостного социокультурного и тем самым междисциплинарного подхода к изучению права и правоведения. С этих позиций вполне оправданным становится изучение права в его взаимосвязи с культурно-философским, социолингвистическим, литературно-художественным и эстетическим контекстом формирования и применения права, не говоря уже о связи права с политическим и политико-информационным контекстами его существования и распространения.
Здесь особенное значение
приобретают современные
Обновленная юриспруденция
Оживленная работа над концепцией интегральной юриспруденции приходится на периоды особой интенсивности в жизни самой науки либо под влиянием иных обстоятельств. Первая волна социологизации юридической науки в конце XIX — начале XX в. прошла со значительными синтезаторскими последствиями для общественного статуса теории естественного права и юридического догматического позитивизма (Вл. Соловьев, А.С. Ященко, П.Г. Виноградов, П. А. Сорокин и др.). Вторая волна, навеянная подъемом бихевиоризма и психоанализа, а также мрачным опытом тоталитарных режимов, вызвала очередные перемены во взаимоотношениях позитивистских юридических теорий и философии права. Эти перемены отчасти приняты во внимание при выдвижении Дж. Холлом аргументации в пользу интегративной юриспруденции.
Опыт философов-
В настоящее время потребность в новом осмыслении сложившейся ситуации в правоведении вызывается совокупностью запросов и ожиданий, более настоятельных и драматичных, чем прежде. Предоставим возможность высказаться по этим вопросам известному у нас благодаря переводам американскому историку и философу права Г. Дж. Берману. В предисловии к русскому изданию своей фундаментальной работы «Западная традиция права» он позволил себе сделать такое обобщение: «Мысль, что западная традиция права в XX в. переживает кризис, равного которому еще не было, никак нельзя научно доказать. Это интуитивное ощущение. Я могу только засвидетельствовать, что я чувствую, что человек Запада находится в гуще беспрецедентного кризиса правовых ценностей и правовой мысли».22[22]
Следует обратить внимание,
что критическая ситуация в праве
и культуре западных обществ была
зафиксирована давно и
В оценке ближайших перспектив позиция Г. Дж. Бермана выглядит еще более пессимистичной. Он резюмирует складывающиеся тенденции в правоведении в таких словах: «...право все меньше воспринимается с точки зрения истории и все больше — с точки зрения политики или нравственности, в то время как историческая юриспруденция, которая одна способна объединить юридический позитивизм и теорию естественного права, почти исчезла из нашей философии права».24[24]
Новые грани кризисной ситуации в условиях исторической стадии, именуемой постмодернизмом, выявляет возникшее в конце 70-х годов идейное движение, известное как «Движение за критическое исследование права» (Critical Legal Studies Movement). Один из тезисов этого весьма скептического и нередко нигилистического подхода к праву сводится к следующему: поскольку социальная жизнь в гораздо большей степени усложнилась и стала гораздо более иррациональной, чем это предполагает существующая манера ее законодательного регулирования, то все соответствующие юридические доктрины и теории обречены на весьма поверхностные суждения и обобщения.25[25]
П. А. Сорокин, как и некоторые другие высокоавторитетные исследователи истории культуры и цивилизаций, обретают надежду на лучшие времена в результате размышлений над всемирно-историческим опытом преодоления кризисов. Они также принимают во внимание необыкновенную жизнеспособность некоторых культурных обретений и традиций.26[26] Перечислив основные проявления нарастающего распада «чувственного морального строя» с его прогрессирующей релятивизацией и атомизацией всех этических ценностей и правовых норм, П. А. Сорокин, тем не менее, заключает свой анализ констатацией наличия тенденции «воссоздания и нового подтверждения вечных, универсальных и безусловно обязывающих моральных ценностей и норм. Эти ценности и нормы так же хорошо сформулированы в Нагорной проповеди, как и в основных моральных наставлениях всех великих религий, этических систем и всеми великими апостолами неэгоистической созидательной любви».27[27]
Возникающий новый строй
он именует интегральным строем в
области этики и права. Слово «интегральный» в данном случае
означает не какой-либо новый проект общественных
отношений и институтов, а нечто уже присутствующее
в строе общественной и нравственной жизни.
Такое же значение предстоит придать и
концепции интегральной юриспруденции,
которая не есть некий сплав бытующих
правовых философий и позиций, но вполне
определенное измерение существующих
и перспективных направлений обобщенного
правоведения с названием «интегральная юриспруденция».
В этом смысле термин «интегративная юриспруденция»
означает прежде всего открытость юриспруденции
синтезу и синтезаторским усилиям, тогда
как «интегральная юриспруденция» предстает
завершающей или уже завершившей этот
синтез. Понятное дело, что подобная синтезаторская
работа может быть проведена только после
того, как будет проделана необходимая
подготовительная работа по снятию и разрешению
традиционных дискуссионных вопросов
и тем (соотношение права и морали, права
и закона и т. д.). Основными областями такой
синтезаторской работы всегда были и остаются
философия права, теория права и социология
права, историческая юриспруденция (
В своем анализе изменчивости социальной культуры на протяжении длительных исторических периодов П. А. Сорокин обнаружил, во-первых, их циклический и волновой характер и наряду с этим характерную закономерность, которую он назвал «поляризацией», имея в виду складывающиеся позитивные и негативные тенденции с сопутствующими изменениями в социокультурных нормах и ценностях.28[28]
С учетом этой особенности протекания кризисных процессов можно утверждать, что в период благоденствия люди в большинстве своем выглядят уверенными и умеренными в своих моральных, религиозных и юридических ожиданиях и надеждах и в соответствующих разновидностях общения. Однако во времена кризисов происходит, с одной стороны, позитивная поляризация религиозных, моральных и законопослушных ожиданий и настроений, а с другой стороны — негативная поляризация, которая предстает в виде возросшей преступности и аморальности, а также религиозной нетерпимости.
В современном кризисе чувственной моральной культуры эта поляризация также имеет место и наряду с кристаллизацией и поляризацией негативных элементов односторонне прагматичной (чувственной) культуры имеет место поляризация элементов интегральной культуры. Распознавание этих новых моментов в области правовой культуры и составляет предмет интегральной (по-новому — синтезированной) юриспруденции.
В 60-70-е годы текущего столетия внимание советских правоведов привлекла дискуссия об определении общего понятия права, развернувшаяся между сторонниками "широкого" и "узкого" понимания права.
Нормативность права, очевидно, предполагает возможность государственного принуждения. Важнейшей отличительной чертой права, таким образом, является связь его с государством как с источником правовых установлений. Подчеркивается определенное единство права и закона. Причем закон рассматривается как юридическая форма, важнейший источник права.
Собственно нормативное понимание права, по мнению его приверженцев, не исключает рассмотрения права во взаимодействии с другими явлениями общественной жизни, исследования социального механизма формирования и действия права в обществе, признания общечеловеческих ценностей как идейно-нравственной основы юридического праваи законодательства.
Сторонники "широкого" понимания права (Д.А. Керимов, В.А. Туманов, B.C. Нерсесянц, Р.З. Лившиц и др.) исходят из того, что право не тождественно законодательству. В понимании права подчеркивается особая роль нравственно-правовых, политических и других принципов. По их мнению, "узконормативный" подход не дает возможности в полной мере оценить процессы формирования права, правового статуса гражданина, а также реально действующий правопорядок. Право не может быть сведено только к системе норм, установленных либо санкционированных государством.
Ценность права здесь усматривается в том, что оно выступает как мера свободы, получившей благодаря законодательному признанию официальную государственную защиту. Право определяется как объективно обусловленная и выражающая требование справедливости общая мера (форма, норма) свободы и равенства. а закон (право в форме закона) - как официальное, формально определенное и нормативно-обязательное выражение права.
Право есть нормативно закрепленная
справедливость. В свою очередь, закон,
не соответствующий
"Широкое" толкование права
Следует подчеркнуть, что сторонники и той, и другой позиции - "широкого" и собственно нормативного понимания права - сходятся в том, что определение права в качестве основного, главного элемента включает систему норм, установленных либо санкционированных и охраняемых государством.
Правопонимание в эпоху постмодерна*
И. Л. ЧЕСТНОВ**
Если попытаться суммировать основные положения постмодерна как состояния культуры в постиндустриальном обществе, то наиболее сущест венной его характеристикой будет критика конститутивной основы социума эпохи модерна. Эта критика касается прежде всего культурной составляющей современного общества, которая определяет все остальные его сферы, интериоризируя внешние воздействия в знаково-символические формы и массовое поведение, что и составляет суть социального. Метод деконструк ции,1 по которому идентифицируются сторонники постмодернизма, направлен на разрушение логоцентризма2 — метафизической картины мира, постули рующей рационализм как онтологическое основание общества (структурированность и разумность мира), так и научного мышления, которое в состоянии единственно истинным образом описать внешнюю реальность.3