Философия русского космизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, реферат

Краткое описание

Русский космизм является философским направлением с большими традициями
в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных,
религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 62.42 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

 

 Введение

 

 Русский  космизм является философским  направлением с большими традициями

 в культуре  России и объединяет не только  философов, а также учёных,

 религиозных  мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само

 существование  “русского космизма” как философского  течения даже в наше

 время  вызывает острые дебаты.

 

 Само  зарождение русского космизма  обусловлено в значительной степени

 своеобразной  общественной и культурной обстановкой  в России XIX в.

 Развитие  русского космизма обязано во  многом непременному

 противопоставлению  этого философского направления  самим основам

 западноевропейской  науки и культуры. Это противостояние  заключало в себе

 возможность  продуктивного диалога, способствовавшего  изменению русского

 космизма, его прогрессивному воздействию  на культуру научного

 исследования  в XX в. Значительный интерес представляет нравственный,

 социально-философский  смысл русского космизма. Он способен  питать собой

 весьма  широкий спектр воззрений - от  крайне реакционных до либеральных,

 которые  озабочены поиском творческого  примирения основных ценностей

 традиционного  общества и культуры динамичной  цивилизации. 

 

 Идеи  русского космизма становятся  особенно популярными в наше  время, в

 том числе  и благодаря тому, что многие  предсказания космистов сбылись  и

 продолжают  сбываться.

 

1. Основные  течения в философии русского  космизма

 

1.1. Философско-религиозное  течение. 

 

1.1.1. Русский  космизм П.А.Флоренского

 

 П.А.Флоренский  является одним из тех, кого  по праву относят к традиции

"русского  космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира

 и человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно

 древнегреческой  философии он соотносит мир  и человека как макрокосмос

(космос, большой  мир, среду) и микрокосмос, являющийся  в своём роде

"образом  и подобием Вселенной" и  несущий в себе всё, что есть  в мире.

 Несмотря  на то, что космический подход  к человеку лишает его полноты

 личностного  бытия, Флоренский сумел найти  выход из этой трудной

 ситуации. И мир и человек одинаково  сложны и внутренне бесконечны,

 поэтому  они могут рассматриваться как  части друг друга. Можно с  полным

 основанием  считать мир биологически - вселенским  телом человека, а

 экономически - сферой его хозяйствования. "Мир  есть раскрытие Человека,

 проекция  его" [2]. В этом заключается  космически-антропологический

 дуализм  (или двуединство) Флоренского,  который рассматривает его в

 рамках  традиционного платонического дуализма  горнего и дольнего (нашему

 миру  противопоставляется иной, "премирный", который символически

 приоткрывается  в реальностях земного бытия). Такой дуализм, по мнению

 Флоренского,  можно преодолеть только в  Церкви: "В ней действительность

 одухотворяется, освящается, обоживается" [3]. "Обоживание" является

 конечным  результатом спасения всего мира  через спасение человека,

 которое  происходит в Церкви силами  Христа и Его Духа. Спасение  устраняет

 конфликт  человека и мира, это и есть "космическая сторона христианства"

[4]. У Флоренского,  как впрочем и у многих платоников, картина бытия

 статична: динамические процессы, эволюция, история  определяющего

 значения  не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира - это мрак,

 одна  лишь "ночь, один страшный сон,  растягивающийся в века". По  моему

 мнению  философия Флоренского - это космизм  без эволюционизма

("преображение  мира" не выходит за рамки  отдельных церковных очагов и  не

 проникает  в мировую жизнь и социальную  деятельность человека).

 

1.1.2. Христианский  космос В.С.Соловьёва 

 

 Наиболее  полно тема космизма рассмотрена  В.С.Соловьёвым в трактате

"Чтения  о Богочеловечестве". По мнению  Соловьёва, истинной загадкой  для

 разума  является не вечный, или божественный, мир. Напротив, как

 идеальная  полнота всего и осуществление  добра, истины и красоты, он

 является  как ясное и нормальное. Лишь  в этой вечной сфере можно  обрести

 безусловное  мерило для признания разумной  природы как чего—то условного

 и преходящего.  Действительность окружающего нас  мира является подлинной

 загадкой  и задачей для разума. "Эта  задача ... сводится к выведению

 условного  из безусловного, ... случайной реальности  из абсолютной идеи,

 природного  мира явлений из мира божественной  сущности. ... связующее

 звено  между божественным и природным  миром есть человек. Человек

 совмещает  в себе всевозможные противоположности,  которые все сводятся к

 одной  великой противоположности между  безусловным и условным, между

 абсолютной  и вечной сущностью и преходящим  явлением, или видимостью.

 Человек  есть вместе и божество, и ничтожество" [5]. Следовательно, для

 человека  необходимо найти место и значение  в общей связи истинно сущего.

 Соловьёв  видит в божественном существе  двуединство: "действующее, или

 производящее, единство божественного творчества  Слова (Логоса), и

 единство  произведённое, осуществленное..., - единство органического

 тела" [5]. Иначе говоря, первое единство - это Бог (Логос), второе

 единство (произведённое единство, София) - "начало  человечества, ...

 идеальный  или нормальный человек. И Христос,  в этом единстве причастный

 человеческому  началу, есть человек, или, по  выражению священного

 Писания,  второй Адам" [5]. Вечность Бога  как Логоса и действующего  Бога

 предполагает  вечность человечества, но не  природного, которое возникает

 на Земле  в определённый период, а человека  умопостигаемого, идеального.

 Это универсальное  существо заключает в себе  всех людей. "Каждый из нас,

 каждое  человеческое существо существенно  и действительно коренится и

 участвует  в универсальном и абсолютном  человеке" [5]. Он -

 всечеловеческий  организм, вечное тело Божие и  вечная душа мира, София.

 Поэтому  человек является необходимым  и незаменимым звеном в абсолютном

 целом.  Именно это оправдывает допущение  двух великих истин: человеческой

 свободы  и человеческого бессмертия.

 

 Исключительное  самоутверждение или эгоизм, всесильный  в практической

 жизни,  является коренным злом нашей  природы, и так как эгоизм

 свойственен  всему в природе, то зло - это общее свойство всей природы.

 Природа  является отражением всеединой  идеи и существования

 обособленного,  разделённого, разрозненного, чуждого  этой идеи. Соловьёв

 приходит  к выводу, что природа зла метафизична,  усматривая зло в

 отношении  души мира (Софии, "первообразного  человечества") и Бога. Её

 посредствующее  положение между Богом и природным  миром заключает

 возможность  обретения самостоятельности, соблазн  обладания "всем" от

 себя, а  не от Бога и тем самым  нарушается единство мироздания. Идеальное

 всеединство  возможно только тогда, когда  происходит соединение

 божественного  начала с душой мира, где первое - образующий элемент, а

 второе - пассивная сила, которая воспринимает  идеальное и снабжает его

 материей  для развития, оболочкой для его  полного обнаружения. Это

 соединение  не носит характера однократного  творения. Путь к достижению

 совершенного  и вечного организма - это медленный  и мучительный путь,

 который  объясняется только одним, без  чего немыслимы ни Бог, ни  природа

- свободой. "Если всё существующее (в природе  или мировой душе) должно

 соединиться  с Божеством - а в этом цель  всего бытия, - то это единство,

 чтобы  быть действительным единством,  очевидно должно быть обоюдным, т.е.

 идти  не только от Бога, но и от  природы, быть и её собственным  делом"

[5].

 

 Мировой  космогонический процесс проходит  множество последовательных фаз.

 Начинаясь  эпохой звёздной (астральной), когда  действием всемирного

 тяготения  материя стягивается в великие  космические тела, он завершается

 созиданием  органической жизни и её совершенством  - формой человеческого

 организма. "В человеке мировая душа  впервые соединяется с божественным

 Логосом  в сознании как чистой форме  всеединства... В человеке природа

 перерастает  саму себя и переходит (в  сознании) в область бытия

 абсолютного.  Воспринимая и нося в своём  сознании вечную божественную

 идею  и вместе с тем по фактическому  происхождению и существованию  своему

 неразрывно  связанный с природой внешнего  мира, человек является

 естественным  посредником между Богом и  материальным бытиём, проводником

 всеединящего  божественного начала в стихийную  множественность, -

 устроителем  и организатором вселенной" [5]. Кроме человека все иные

 существа  лишены божественного начала  и причастны к нему лишь  подчинением

 внешнему  естественному закону. Подобно мировой  душе, человек, причастный

 к всеединству  Бога, свободен захотеть иметь  его как Бог. Для этого он

"утверждает  себя отдельно от Бога, вне  Бога, отпадает или отделяется  от

 Бога  в своём сознании так же, как  первоначально мировая душа отделилась

 от Него  во всём бытии своём" [5]. Таким  образом начинается новая фаза

 уже не  космогонического, а теологического  развития, в процессе которого

 человек  проходит путь от астральных  религий через солнцепоклонство  к

 фаллической,  где, наконец, возвращается к  своему собственному

 материальному  началу и высшее проявление  мировой связи находит в сложном

 единстве  родовой организации жизни.

 

 Можно  выделить несколько бесспорных  идей космизма Соловьёва:

 

 Идея  всеединства, вечного органически  целостного истинносущего мира,

 которая  имеет религиозный характер (вне  божественного начала бытие - это

 хаос).

 

 Тайна  сопричастности человека космосу  в его (человека) божественной

 природе  (человек являясь посредником  между Богом и материальным  бытиём,

 проводником  единящего действия на стихийную  множественность, человек -

 устроитель  и организатор вселенной.

 

 В космосе  Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные  смыслы

(целесообразности), которые определяют существо  всех фаз и узловых

 моментов  его эволюции и бытия.

 

 Проблема  полноты познания вообще не  может быть представлена как

 гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое

 мировосприятие ("восприятие мира в элементе  софийности"), тем самым

Информация о работе Философия русского космизма