Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, реферат
Русский космизм является философским направлением с большими традициями
в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных,
религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
Циолковский дополнил философское знание ещё одним разделом -
социологическим, т.е. построением схем "идеального строя жизни" [12].
В философско-
основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает работы: "Научные
основания религии" (1898г.), наиболее фундаментальный философский труд
Циолковского
"Этика или естественные
(1902-1903гг., исправлено в 1914г.), "Нирвана" (1914г.). На этом этапе
основным был принцип, сформулированный Циолковским впоследствии
(1934г.): "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Под "существом"
подразумевается не только человек. "Простейшее существо", согласно
космической философии - "атом-дух". Совокупность "атомов-духов" образует
субстанциональную основу мира. Космос - иерархия существ, включая и
человека. Сам космос тоже "живое существо", "причина" и "воля" которого
в строгих рамках определяет поведение человека и других "существ"
космоса.
На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет
другим
проблемам, отличным от
библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в
социально-утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй
жизни", 1917г. и др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела
("Человек. Свойства человека", 1917г.). Циолковский подчёркивает
несовершенство
социальных отношений,
Проблемы
космизма затрагиваются в
"Социология (фантазия). Приключения атома" 1918г. и некоторых других.
На третьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский разрабатывает так
называемый "активно-эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит в
следующем: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от
человечества
и других космических
деятельности". Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах:
"Живая Вселенная" (1923г.), "Монизм Вселенной" (1925-1931гг.), "Будущее
Земли и человечества" (1928г.), "Космическая философия" (1935г.) и
многих
других. Интересно, что "активно-
космизма сосуществует у Циолковского с более традиционным смыслом этого
принципа: "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Всё это создаёт
сложности
при понимании космической
становления.
Важнейшими
принципами космической
метафизики
и научной картины мира
атомистического
панпсихизма, монизма,
эволюции.
Принцип
атомистического панпсихизма
Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист,
но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это
свойство
я считаю неотделимым от
одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи
(сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень
сходно с философией Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный
дух") по Циолковскому, "есть неделимая основа или сущность мира. Она
везде
одинакова. Животное есть
атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит,
материи,
как её прежде понимали, нет.
Есть только одно
всегда
чувствующее, вечное
навсегда
созданное или всегда
"атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе
мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.
Принцип
монизма выражает единство
образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во
всей
Вселенной должны быть
единство
материального и духовного
единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость
и чувствительность";
единство
человека и Вселенной, т.е.
в противовес христианским представлениям о бессмертии души;
выводимость этических норм из метафизики космоса.
Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и
на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц
вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на
ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического
разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во
Вселенной. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и
времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от
атомов до "эфирных островов" разного уровня сложности. Мысль
Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества
космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в
квантовой космологии.
Принципы
самоорганизации и эволюции
метафизики
космической философии и
мира. "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и
эволюции.
Циолковский был не согласен
с толкованием космической
как неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в
принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в
метафизике космической философии очень близки бесконечным циклам
эволюции.
Эти принципы приобретают в
контексте космической
следующие значения:
эволюция
как периодические
разрушаются
бесчисленные союзы "атомов-
структуры разных уровней;
самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых) структур
из более простых;
эволюция
и самоорганизация как "
могут
быть спонтанными или
Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не может
убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без
первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию" [13]. По словам
Циолковского
всё, что для нашего ума
первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало.
Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне
Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина "безмерно выше
космоса"
и несоизмерима со своим
энергию, что "космос сам не в силах делать". Проникновение в свойства
причины
приводит к неожиданным
могут
не иметь благотворного
сознательных" [13]. Её доброта, счастье, мудрость и могущество
бесконечны
и отсюда следует, по
"удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие";
"смирение перед причиной";
"чувство
благодарности за не
"могущество причины не принесёт нам зла и в будущем".
Основные идеи космизма находят также своё отражение в рассуждениях
Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено Вселенной.
Она - начало всех вещей", то "от неё всё и зависит. Человек или другое
высшее
существо и его воля есть
только проявление воли
контексте "живой Вселенной" метафизика человеческой судьбы состоит в
том, что
смерти нет. В процессе
"атомов-духов" смерть "сливается с рождением". Новая жизнь "хотя и
разрушима,
но новое разрушение сольётся
с новым совершенным рождением.
Разрушения или смерти будут повторяться, бесчисленное множество раз, но
все эти
разрушения есть не
космической философии "души хотя и нет", жизнь в ритмах эволюции
Вселенной "непрерывна, счастлива, могущественна, никогда не прекращалась
и никогда не прекратится", т.к. во временно мёртвом веществе нет
субъективного
ощущения времени. Такой
космизме
характерен только для
альтернативой
"активно-эволюционного
космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции.
Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении
тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди
его ждёт
нечто блестящее,
лет "ничего несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется одно
хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила". Космическое
бытие человечества по Циолковскому "может быть подразделено на четыре
основных эры:
Эра рождения,
в которую вступит
лет и которая продлится несколько миллиардов лет.
Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по
всему
космосу. Длительность этой
Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность -
очевидно, сотни миллиардов лет.
Эра терминальная
займёт десятки миллиардов лет.
человечество ... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в
атоме,
т.е. из корпускулярного
такое
лучевая эра космоса - мы ничего
не знаем и ничего
можем" [13].
Современный
космизм представляет собой
человечества
и космическая философия
как перспективный вариант осуществления такой программы.
1.2.5. Единый
природный субстрат А.Л.
К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного
мировоззрения
и методов научной работы А.Л.
живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического