Философия русского космизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, реферат

Краткое описание

Русский космизм является философским направлением с большими традициями
в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных,
религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 62.42 Кб (Скачать файл)

 Циолковский  дополнил философское знание  ещё одним разделом -

 социологическим,  т.е. построением схем "идеального  строя жизни" [12].

 

 В философско-мировоззренческой  концепции Циолковского можно  выделить три

 основных  этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает  работы: "Научные

 основания  религии" (1898г.), наиболее фундаментальный  философский труд

 Циолковского "Этика или естественные основы  нравственности"

(1902-1903гг., исправлено  в 1914г.), "Нирвана" (1914г.). На этом  этапе

 основным  был принцип, сформулированный  Циолковским впоследствии

(1934г.): "Судьба  существа зависит от судьбы  Вселенной". Под "существом"

 подразумевается  не только человек. "Простейшее  существо", согласно

 космической  философии - "атом-дух". Совокупность "атомов-духов" образует

 субстанциональную  основу мира. Космос - иерархия существ,  включая и

 человека. Сам космос тоже "живое существо", "причина" и "воля" которого

 в строгих  рамках определяет поведение  человека и других "существ"

 космоса.

 

 На втором  этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное  внимание уделяет

 другим  проблемам, отличным от Космоса: 1) изложению "научного" понимания

 библейских  текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в

 социально-утопическом  духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный  строй

 жизни", 1917г. и др.); 3) проблемам строения  и жизни человеческого тела

("Человек.  Свойства человека", 1917г.). Циолковский  подчёркивает

 несовершенство  социальных отношений, несправедливость  в обществе и др.

 Проблемы  космизма затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г.,

"Социология (фантазия). Приключения атома" 1918г.  и некоторых других.

 

 На третьем  этапе (1923-1935 гг.) Циолковский разрабатывает  так

 называемый "активно-эволюционный" принцип  космизма. Его смысл состоит в

 следующем: "Судьба Вселенной зависит  от космического разума, т.е. от

 человечества  и других космических цивилизаций,  их преобразовательной

 деятельности". Этот принцип обосновывается  во многих статьях и брошюрах:

"Живая  Вселенная" (1923г.), "Монизм Вселенной" (1925-1931гг.), "Будущее

 Земли  и человечества" (1928г.), "Космическая  философия" (1935г.) и

 многих  других. Интересно, что "активно-эволюционный" смысл принципа

 космизма  сосуществует у Циолковского  с более традиционным смыслом  этого

 принципа: "Судьба существа зависит от  судьбы Вселенной". Всё это  создаёт

 сложности  при понимании космической философии  на завершающем этапе её

 становления.

 

 Важнейшими  принципами космической философии,  которые лежат в основе

 метафизики  и научной картины мира Циолковского  являются принципы

 атомистического  панпсихизма, монизма, бесконечности,  самоорганизации и

 эволюции.

 

 Принцип  атомистического панпсихизма напрямую  связан с пониманием

 Циолковским  материи. Циолковский говорил,  что "Я не только материалист,

 но и  панпсихист, признающий чувствительность  всей Вселенной. Это

 свойство  я считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют

 одну  и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом  материи

(сущность, начало, субстанция, атом в идеальном  смысле)", что очень

 сходно  с философией Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный

 дух") по Циолковскому, "есть неделимая  основа или сущность мира. Она

 везде  одинакова. Животное есть вместилище  бесконечного числа

 атомов-духов,  так же, как и Вселенная. Из  них только она и состоит,

 материи,  как её прежде понимали, нет.  Есть только одно нематериальное,

 всегда  чувствующее, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и

 навсегда  созданное или всегда существовавшее" [13]. Следовательно,

"атом-дух" - это элемент метафизической  субстанции, лежащей в основе

 мира  и отличной от элементарных  частиц в современной физике.

 

 Принцип  монизма выражает единство субстанциональной  основы мира,

 образуемой "атомами-духами". "Материя едина,  и основные свойства её во

 всей  Вселенной должны быть одинаковы" [13]. Это означает:

 

 единство  материального и духовного начал  Вселенной; 

 

 единство  живой и неживой материи: "материя  едина, так же ее отзывчивость

 и чувствительность";

 

 единство  человека и Вселенной, т.е. его  участие в космической эволюции,

 в противовес  христианским представлениям о  бессмертии души;

 

 выводимость  этических норм из метафизики  космоса.

 

 Принцип  бесконечности распространялся  Циолковским и на мир как  целое, и

 на свойства  пространства и времени, и на  строение элементарных частиц

 вещества, и на структурную иерархию  уровней космических систем, и  на

 ритмы  космической эволюции, и на возрастание  могущества космического

 разума, и на отсутствие пределов для  его возможной экспансии во

 Вселенной.  Вселенная, по Циолковскому, бесконечна  в пространстве и

 времени  и включает в себя бесконечную  иерархию космических структур - от

 атомов  до "эфирных островов" разного  уровня сложности. Мысль

 Циолковского  о возможности сосуществования  во Вселенной множества

 космосов  намного опередила своё время  и теперь она нашла своё  развитие в

 квантовой  космологии.

 

 Принципы  самоорганизации и эволюции также  являются ключевыми для

 метафизики  космической философии и вытекающей  из неё научной картины

 мира. "Всё  живо", т.е. способно к бесконечной  самоорганизации и

 эволюции. Циолковский был не согласен  с толкованием космической эволюции

 как неуклонной  деградации и его несогласие  нашло своё выражение в

 принципах  самоорганизации и эволюции. Ритмические  изменения Вселенной в

 метафизике  космической философии очень  близки бесконечным циклам

 эволюции. Эти принципы приобретают в  контексте космической философии

 следующие  значения:

 

 эволюция  как периодические трансформации,  в ходе которых возникают и

 разрушаются  бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих космические

 структуры  разных уровней;

 

 самоорганизация  как возникновение сложных (в  том числе, живых) структур

 из более  простых;

 

 эволюция  и самоорганизация как "глобальный  эволюционизм" (эти процессы

 могут  быть спонтанными или направляться  разумом).

 

 Идея  первопричины (причины) космоса как  считал Циолковский "не может

 убедить  и не имеет вида научной  истины. Но я не могу лично  обойтись без

 первопричины, всемогущей и благостной к  своему созданию" [13]. По словам

 Циолковского  всё, что для нашего ума безначально  и бесконечно, то для

 первопричины  конечно, даже нуль, т.е. для  неё мир мог иметь начало.

 Всемогущая  и нежно любящая своё творение  первопричина находится вне

 Вселенной  и может её уничтожить по  своей воле. Причина "безмерно  выше

 космоса"  и несоизмерима со своим творением,  т.к. создаёт вещество и

 энергию,  что "космос сам не в силах  делать". Проникновение в свойства

 причины  приводит к неожиданным выводам  этического значения, которые "не

 могут  не иметь благотворного влияния  на поступки человека и других

 сознательных" [13]. Её доброта, счастье, мудрость  и могущество

 бесконечны  и отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:

 

"удовлетворение  любознательности и вытекающее  отсюда спокойствие";

 

"смирение  перед причиной";

 

"чувство  благодарности за не кончающееся  возрастающее счастье";

 

"могущество  причины не принесёт нам зла  и в будущем".

 

 Основные  идеи космизма находят также  своё отражение в рассуждениях

 Циолковского  о "воле Вселенной". Если  всё вокруг "порождено Вселенной.

 Она - начало всех вещей", то "от  неё всё и зависит. Человек  или другое

 высшее  существо и его воля есть  только проявление воли Вселенной". В

 контексте  "живой Вселенной" метафизика  человеческой судьбы состоит  в

 том, что  смерти нет. В процессе возникновения  и распада союзов

"атомов-духов"  смерть "сливается с рождением". Новая жизнь "хотя и

 разрушима,  но новое разрушение сольётся  с новым совершенным рождением...

 Разрушения  или смерти будут повторяться,  бесчисленное множество раз, но

 все эти  разрушения есть не исчезновения, а возникновения". Согласно

 космической  философии "души хотя и нет", жизнь в ритмах эволюции

 Вселенной  "непрерывна, счастлива, могущественна,  никогда не прекращалась

 и никогда  не прекратится", т.к. во временно  мёртвом веществе нет

 субъективного  ощущения времени. Такой подход  к судьбе человека в

 космизме  характерен только для Циолковского  и является очевидной

 альтернативой  "активно-эволюционного подхода". В соответствии с идеями

 космизма  Циолковский считал, что человек  отнюдь не вершина эволюции.

 Человечеству  предстоит "идти вперёд и  прогрессировать - в отношении

 тела, ума,  нравственности, познания и технического  могущества. Впереди

 его ждёт  нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов

 лет "ничего  несовершенного ... на Земле уже  не будет. Останется одно

 хорошее,  к чему неизбежно приведёт  наш разум и его сила". Космическое

 бытие  человечества по Циолковскому "может  быть подразделено на четыре

 основных  эры:

 

 Эра рождения, в которую вступит человечество  через несколько десятков

 лет и  которая продлится несколько  миллиардов лет.

 

 Эра становления.  Эта эра будет ознаменована  расселением человечества по

 всему  космосу. Длительность этой эры  - сотни миллиардов лет.

 

 Эра расцвета  человечества. Теперь трудно предсказать  её длительность -

 очевидно, сотни миллиардов лет.

 

 Эра терминальная  займёт десятки миллиардов лет.  Во время этой эры

 человечество ... сочтёт за благо включить  второй закон термодинамики в

 атоме,  т.е. из корпускулярного вещества  превратиться в лучевое. Что

 такое  лучевая эра космоса - мы ничего  не знаем и ничего предполагать  не

 можем" [13].

 

 Современный  космизм представляет собой программу  становления

 человечества  и космическая философия Циолковского  может рассматриваться

 как перспективный  вариант осуществления такой  программы.

 

1.2.5. Единый  природный субстрат А.Л.Чижевского

 

 К.Э.Циолковский  оказал огромное влияние на  формирование научного

 мировоззрения  и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства

 живого  и неживого, человека и Космоса,  психического и физического

Информация о работе Философия русского космизма