Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, реферат
Русский космизм является философским направлением с большими традициями
в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных,
религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и
преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания.
1.1.3. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова
В своём
основном философском труде "
провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного
выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое
для Фёдорова
является исполнением
землёй;
победа над стихийными силами,
над голодом, болезнями и
перевод военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал
то катастрофическое
направление, в котором
"эксплуатирующей,
а не восстанавливающей"
виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле,
которое
происходит по нашему
содействует
приближению Конца, означает
предназначению разума: стать орудием "внесения порядка в беспорядок,
гармонии в слепой хаос". Как раз эту задачу и ставит разработанный в
"Философии общего дела" проект "регуляции природы" [6]. Он включает
некоторые конкретные предложения, в том числе, о регуляции погоды
методом взрыва в облаках, который до сих пор применяется, а также и
более глобальные проекты "регуляции природы": об управлении магнитными
силами, движением земного шара, об овладении новыми источниками энергии,
о метеорической
регуляции в масштабах не
выходе
в космос и управлении
Космос,
космическое в философском
беспредельного,
абсолютного, недоступного
пониманию,
оставаясь предметом медитации,
смешанного
с трепетом ужаса перед
отношение
к космосу, уходящее в
века. И
только начиная с Фёдорова, в
философию и науку входит
преобразовательной
активности со стороны
макрокосмос.
"Борьба с разъединяющим
"первый
шаг в борьбе со
человечества: - над пространством и временем - взаимосвязаны и
взаимозависимы.
Полем преображённой,
быть
не только вся Вселенная,
энергетических и материальных возможностях, а также и долгоживущие, а
потом
и бессмертные создания с
организмом, управляемым сознанием, смогут жить и творить в самых
невероятных внеземных условиях. Суть идеи "регуляции природы" не только
в конкретных проектах, многие из которых уже осуществляются или могут
быть осуществлены - она более радикальна, ставя высшей целью
преобразование самого статуса природного и космического бытия, самой
природы человека.
Пророческая
идея Фёдорова о неразрывной
связи космоса и человека
своё подтверждение в современных научных подходах. В этой связи можно
привести
в качестве примера антропный
принцип. Он состоит в
мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было наблюдателя,
т.е. людей
(чувствующих и мыслящих
немного
- и нас бы не было: чуть бы
сместились параметры
мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или исчезла - не
явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда мы ставим задачу
изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот
принцип. Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с
изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не
изменяя себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает
покорять или преобразовывать природу (или мир), он приходит к
неизбежному дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному. Такое
одностороннее
вмешательство, произведённое
самодовольным человеком в природу (вместо регуляции, сознательной и
разумной) приводит к истощению природы, которая как бумеранг (в виде
катастрофы)
обрушивается на самого
Фёдоров
также выдвинул идею о
о воскрешении" или более развёрнуто - "учение об объединении живущих
сынов для воскрешения умерших") [6]. Для Фёдорова "трудовое воскрешение"
является возможностью, вытекающей из духа христианского учения. Фёдоров
предложил новое определение - "Супраморализм, или всеобщий синтез",
которое
затрагивает философские и
философия
этическая и можно сказать
сверхэтическая выдвигает
должного
над сущим, зовёт к
предлагает последовательно синтетический способ мышления и достижения
высших целей - это философия синтеза, "синтеза двух разумов
(теоретического
и практического) и трёх
человек и природа), и, наконец, "синтеза науки и искусства в религии,
отождествляемой с Пасхой". Подход, открывающий принципиально новые
возможности науке и философии, которые, по мнению Фёдорова, шли и идут
преимущественно путём разделения, расчленения, анализа. Этому Фёдоров
противопоставляет
путь воскрешения как
всего разъединённого и разложенного - от знания до человеческого
организма.
Преобладающий сегодня
его мнению, с промышленной цивилизацией, которая умерщвляет, разделывает
живые натуральные продукты природы и земледелия и готовит из них
мёртвые, искусственные вещи. Преобладание анализа связано с
подсознательным и сознательным согласием на смерть. Сама смерть и есть
главный анализатор, разделяющий сложное на более простые элементы.
Воскрешение же, напротив, - воссоединение простого в сложное целое,
предполагающее приобретение нового, преображённого качества. Для этого
необходим синтез всех способностей и возможностей человечества. Поэтому
основная идея философии "всеобщего синтеза" состоит в преодолении
противоречий: города и села, знания и дела, чувства и мысли, мечты и
воли, веры и науки, эгоизма и альтруизма. На сегодняшнем этапе развития,
как я считаю, человечество ещё не готово к идее единства и поэтому
вполне
закономерно, что эта идея
Космос
Фёдорова как и у В.С.
космос не дан, а задан, так как сегодня это беспорядок и хаос, мир
неразумия,
"странный извращённый порядок,
назвать
беспорядком". Такое состояние
есть следствие падения
так как
изначальный мир, судя по
Поэтому и необходим всеобщий синтез (всеобщее единение). Космос у
Фёдорова становится "хозяйством", подчинённым задаче воскрешения предков
и его
(космоса) художественного
христианство,
обращённое в действие
(в измерении
"реального дела") неизбежно
и вопреки желанию самого
приобретает
утопические черты. Россия
мировое сообщество с единым типом хозяйствования и политического
устройства. Потери России на этом пути велики: распад единства страны,
отказ
от высказанной ещё Фёдоровым
геополитической задачи
земель
и народов, умиротворения
межрегиональной
розни, развал экономики,
национальных ценностей и задач. "Философия общего дела" убеждает в том,
что для
того, чтобы выжить в будущем
необходимо неуклонно
только
к новому уровню комфорта и
использованию природы, где
наступит предел, а и в нравственном качестве, осознавая своё
эволюционное предназначение.
1.2. Естественнонаучное течение.
1.2.1. Философские взгляды Н.А.Умова
Философские
и мировоззренческие
согласуются с традицией русского космизма. Космос Н.А.Умова - космос
физика,
который свободен от
на прогресс естественных наук, антропоморфную точку зрения находим и у
современных мыслителей, отличающуюся от древней тем, что они переносят
на природу
свойства своей более
несомненно, указывает, до какой степени трудно избежать её человеку,
стремящемуся определить своё отношение к тому "Всё", которое подавляет
его своим величием и мощью" [7]. В общем представлении о космосе у
Н.А.Умова не содержится ни малейшего намёка на некие гарантии роста
жизни, её безудержной экспансии, и тем более человекоразмерности
космоса. Космос абсолютно равнодушен к жизни, к человеку. Весь смысл
существования
и главная задача
утверждение жизни на Земле" [8]. Под сильным впечатлением русской
революции 1905-1907гг., её идей, Н.А.Умов приходит к убеждению об
иллюзорности основных целей и результатов революции. Самое главное, что
вызывает
у него сильное неприятие -
это идеи равенства и
справедливости,
потому что весь смысл
неустранимом неравенстве, в его высокой творческой продуктивности. Там,
где равенство
утверждается силой, там
прекращается всякая эволюция. По мнению Н.А.Умова, русская революция ещё
раз обнаружила
существование двух моралей,
(записанной в Евангелии), и другой - морали творческого созидания. "Не в
подрываемом
человеческим творчеством
принадлежать
обрабатывающему" кроется
жизни, а в увеличении человеческим творчеством богатств второй природы,
изменённого вне-человека, и в приобщении возможно большей части рода
человеческого к царству мыслей и воли" [8]. Активное и последовательное