Философия русского космизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, реферат

Краткое описание

Русский космизм является философским направлением с большими традициями
в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных,
религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 62.42 Кб (Скачать файл)

 является  основной для Чижевского и  определяет направления его научных

 исследований. Выдвижение смелых гипотез с  последующей их эмпирической

 проверкой  становится для Чижевского основным  методом научного познания

 природы.  Поражает объём исследований, выполненных  Чижевским в

1917-1924гг. В  этот период он выполняет работы  по экспериментальной

 биофизике,  социологии, эволюционной морфологии, истории науки,

 литературоведению,  многие из которых стали классическими.  В своей работе

"Основное  начало мироздания. Principium Universale Circulationis"

(1920-1921гг.) единство  природы Чижевский видит в  едином природном

 субстрате  - электронном, и в едином правящем  миром принципе, который

 должен  обобщить многочисленные частные  законы.

 

 Единство  мироздания должно основываться  на едином природном субстрате,

 единой "стихии" - таково воззрение древнегреческих  философов ионийской

 школы.  У Фалеса таким субстратом  выступает вода, у Анаксимена - воздух,

 у Гераклита  - огонь, у Анаксимандра - гипотетический  апейрон [1].

 Чижевский  видит субстрат-первооснову в  открытой в конце XIX в.

 структурной  субатомной единице вещества - электроне. "Материальный мир

 есть  арена последовательных, а потому  закономерных, комбинаций, единого

 субстрата-электрона!" - отмечает Чижевский. "Если мы  всмотримся в

 окружающий  нас мир животных и растений, какое безграничное разнообразие

 увидим  мы! Но во всём этом внешнем  разнообразии мы находим единую  для

 всех  организмов основу - живую клетку  и всеобщность коллоидного

 состояния.  Последнее мало того, что учит  нас великому единству природы,

 оно учит  нас верить в вечное её существование,  целесообразность и

 гармонию; ... мы имеем единство живого  вещества; ... нисходя в глубину

 всего  живого, и далее - в глубину  материи, мы познаём единое  начало,

 единую  основу всего сущего - единство  материи - электрон" [14].

 Необходимо отметить, что открытый в конце XIX в. электрон долгое время

 был единственной  известной элементарной частицей. В начале XX в.

 механистическая  картина мира уступает место  электромагнитной. Таким было

 научное  миропонимание у многих учёных  в первой четверти XX в., таким оно

 было  и у Чижевского. "Все химические, а также физические явления  ныне

 объясняются  исключительно свойствами электронов: свет, теплота,

 различные  состояния материи: газообразное, жидкое, твёрдое, даже

 электричество  и магнетизм - все они суть  проявления одной и той же

 космической  энергии - электромагнетизма и  его элементарной частички -

 электрона.  И движущиеся вокруг светила  планеты, и свет, поглощаемый

 зелёными  растениями, и бурная реакция  химических реактивов, и все  до

 единого  явления - всё это продукты  работы этого маленького электрона".

"Нет сомнения, что и молекулярные силы, и  силы всемирного тяготения

 одного  единственного электромагнитного  происхождения, - одного

 единственного,  так как и сама материя, организованная  или

 неорганизованная, есть проявление этих и только  этих единых, всеобщих,

 космических  электромагнитных сил" [14]. Воззрения  Чижевского на единый

 природный  субстрат, во многом провидческие, но и во многом ограниченные

 рамками  физического знания того времени,  между тем, помогли ему достичь

 успехов  в исследовании биофизических,  биохимических и других процессов,

 в которых  существенную роль играют электромагнитные  явления. Единство

 мироздания  должно основываться, по мнению  Чижевского, не только на

 едином  природном субстрате, но и на  едином мировом принципе. Чижевский

 считает,  что "механика природы должна  покоиться на едином, всеобъемлющем

 принципе" - принципе всеобщего кругообращения (principium universale

 circulationis), которому подчинено всё окружающее нас. Т.е. Чижевский

 поднимает  пифагорейскую идею кругооборота  до уровня всеобщего мирового

 принципа. "Очевидно, что вселенная или  её отдельные части - звёздные

 миры - подвержены  тому же космическому принципу, который мы наблюдаем в

 царстве  органической и неорганической  материи. Человек, животное и

 растение  рождаются, живут и умирают  ... То же самое совершается  и со

 звёздными  системами: они созидаются, живут  и погибают, чтобы вновь ...

 создать  новую систему или новый мир. ... Нам важно лишь установить  факт

 той общности  всех явлений в природе, каковая  и приведёт нас в конце

 концов  к признанию вечного круговорота  вещей - этого бессмертия Космоса,

 как Великого  Целого" [14]. Чижевский вводит новую  классификацию

 материальных  тел, деля их на два класса - тела естественные: минералы,

 растения, животные и тела искусственные:  механические смеси,

 геологические  образования, предметы творчества  мира живых существ.

 

 Естественные  тела ("три царства природы  - мир минералов, растений,

 животных") "возникают естественным путём,  получают свою форму

 непосредственно  от природы". Они обладают вполне  определённой формой,

 которую  при их "рождении" можно предсказать.

 

 Искусственные  тела (дом, соты, гнездо, горы...) образуются  в результате

 некоторого  творческого акта тел естественных - "живых существ или

 механических  сил природы". Их форма различна  и определяется этим

 творческим  актом, её нельзя предсказать  заранее. 

 

 Чижевский  указывает на значение мировоззрения  - монизма, которого он

 придерживался.  По его мнению, "вскоре должны  будут отпасть все

 метафизические  школы, и ненаучный дуализм  должен будет уступить место

 научному  монизму" [14].

 

 Труды  Чижевского не пропали даром,  и по сей день мы используем  его

 знания  на благо общества.

 

2. Современная  цивилизация и русский космизм

 

 Бурное  развитие технологии в наши  дни привело к закономерным  кризисным

 явлениям, которые трансформировались в  конце XX в. в глобальные

 проблемы, связанные, в том числе, и  с экологией. Культура техногенной

 цивилизации  всегда включала в себя научную  рациональность, которая была

 направлена  на преобразование окружающего  мира в соответствии с

 потребностями  человечества. Необходимо указать  на совпадение многих

 представлений  научной картины мира с идеями  философии русского космизма.

 В русском  космизме предпринималась попытка  возродить идею органичной

 связи  человека и космоса.

 

 В религиозном  направлении космизма наиболее  ведущей была концепция

 Н.Фёдорова, который не был удовлетворён  расколом мироздания на человека

 и природу  как противостоящие друг другу  части мироздания. По его мнению,

 такое  противопоставление обрекало природу  на бездумность и

 разрушительность, а людей - на подчинение существующему  злу. Фёдоров

 отстаивал  идею единства человека и природы,  связи “души” и космоса в

 терминах  регуляции и воскрешения. Его  проект воскрешения сводился  не

 только  к оживлению в узком, прямом  смысле, а и в более широком  -

 метафорическом - смысле включал способность  природы к

 самовосстановлению, т.е. его проект воскрешения  связан с идеей выхода

 человеческого  разума в космос. Для него “земля  не граница”, а

 “человеческая  деятельность не должна ограничиваться  пределами земной

 планеты”, которая является лишь исходным  пунктом этой деятельности [6].

 Критически  относясь к утопическим элементам  воззрений Фёдорова,

 необходимо  выделить рациональные моменты  его концепции - , а именно, -

 его отчётливо  прорисованную идею взаимосвязи,  единения человека и

 космоса,  идею взаимного полагания рационального  и нравственного начала

 человека, идеал единства человечества  как планетарной общности людей. 

 

 В отличии  от религиозного космизма, в естественнонаучном  направлении при

 решении  проблемы взаимосвязи человека  и космоса особое внимание

 уделялось  осмыслению научных достижений, подтверждающих эту взаимосвязь.

 Н.Г.Холодный  развивал эти идеи в терминах  антропокосмизма, в противовес

 атропоцетризму. “Поставив себя на место бога, - отмечал он, - человек

 разрушил  естественные связи с природой  и обрёк себя на продолжительное

 одиночное  существование” [10]. По его мнению, антропоцентризм прошёл

 несколько  этапов в своём развитии: на  первой стадии человек не выделял

 себя  из природы и не противопоставлял  себя ей, скорее он “очеловечивал”

 природные  силы (отношение слабого к сильному); на втором этапе человек,

 выделяя  себя из природы, начинает смотреть  на неё как на объект

 исследования, основу своего благосостояния; на  следующей стадии человек

 возносит  себя над природой, опираясь на  силу духа, он познаёт Вселенную;

 и наконец,  на следующем этапе, наступает  кризис антропоцентристского

 мировоззрения,  которое начинает разрушаться  под влиянием успехов науки  и

 философии.  Н.Г.Холодный справедливо отмечал,  что антропоцентризм в своё

 время  сыграл позитивную роль в качестве  мировоззрения, освободившего

 человека  от страха перед силами природы  ценой своего возвеличивания  над

 ней. Однако  постепенно стали возникать зачатки  нового взгляда -

 антропокосмического.  Антропокосмизм рассматривался  Холодным как

 определённая  линия развития человеческого  интеллекта, его воли, которые

 вели  человека к достижению его  целей. Важным элементом в антропокосмизме

 была  попытка пересмотреть вопрос  о месте человека в природе  и его

 взаимоотношении  с Космосом на основе естественнонаучных  знаний. Человек

 начинал  рассматриваться как одна из  органических частей мира, и

 утверждалось  убеждение, что только на этом  пути можно найти ключ к

 пониманию  природы самого человека. Человек  должен стремиться к единству

 с природой, которое обогащает и расширяет  его внутреннюю жизнь. 

 

 Похожие  идеи развивал и Н.А.Умов, подчёркивая,  что “человек может

 мыслить  себя как часть, как одно  из преходящих звеньев Вселенной”. Он

 также  полагал, что антропоцентрическое  миросозерцание разрушается,

 освобождая  место антропокосмизму [8].

 

 Идеи  взаимосвязи человека и космоса  особенно выделялась в работах

 К.Э.Циолковского, который даже называет одну  из них “Космическая

 философия”. “Весь космос обусловливает нашу  жизнь, - писал он, - всё

 непрерывно  и всё едино”. “Вселенная не  имела бы смысла, если бы не  была

 заполнена  органическим, разумным, чувствующим  миром”. Циолковский не

 просто  указывает на взаимосвязь человека  и Космоса, но и подчёркивает

Информация о работе Философия русского космизма