Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, реферат
Русский космизм является философским направлением с большими традициями
в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных,
религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
является
основной для Чижевского и
определяет направления его
исследований. Выдвижение смелых гипотез с последующей их эмпирической
проверкой
становится для Чижевского
природы. Поражает объём исследований, выполненных Чижевским в
1917-1924гг. В
этот период он выполняет
биофизике, социологии, эволюционной морфологии, истории науки,
литературоведению,
многие из которых стали
"Основное начало мироздания. Principium Universale Circulationis"
(1920-1921гг.) единство природы Чижевский видит в едином природном
субстрате
- электронном, и в едином
должен
обобщить многочисленные
Единство
мироздания должно
единой "стихии"
- таково воззрение
школы. У Фалеса таким субстратом выступает вода, у Анаксимена - воздух,
у Гераклита - огонь, у Анаксимандра - гипотетический апейрон [1].
Чижевский видит субстрат-первооснову в открытой в конце XIX в.
структурной субатомной единице вещества - электроне. "Материальный мир
есть арена последовательных, а потому закономерных, комбинаций, единого
субстрата-электрона!" - отмечает Чижевский. "Если мы всмотримся в
окружающий
нас мир животных и растений,
какое безграничное
увидим
мы! Но во всём этом внешнем
разнообразии мы находим
всех организмов основу - живую клетку и всеобщность коллоидного
состояния. Последнее мало того, что учит нас великому единству природы,
оно учит
нас верить в вечное её
гармонию; ... мы имеем единство живого вещества; ... нисходя в глубину
всего живого, и далее - в глубину материи, мы познаём единое начало,
единую основу всего сущего - единство материи - электрон" [14].
Необходимо отметить, что открытый в конце XIX в. электрон долгое время
был единственной
известной элементарной
механистическая картина мира уступает место электромагнитной. Таким было
научное миропонимание у многих учёных в первой четверти XX в., таким оно
было и у Чижевского. "Все химические, а также физические явления ныне
объясняются
исключительно свойствами
различные
состояния материи:
электричество и магнетизм - все они суть проявления одной и той же
космической энергии - электромагнетизма и его элементарной частички -
электрона. И движущиеся вокруг светила планеты, и свет, поглощаемый
зелёными растениями, и бурная реакция химических реактивов, и все до
единого
явления - всё это продукты
работы этого маленького
"Нет сомнения, что и молекулярные силы, и силы всемирного тяготения
одного
единственного
единственного,
так как и сама материя,
неорганизованная, есть проявление этих и только этих единых, всеобщих,
космических электромагнитных сил" [14]. Воззрения Чижевского на единый
природный субстрат, во многом провидческие, но и во многом ограниченные
рамками
физического знания того
успехов
в исследовании биофизических,
биохимических и других
в которых
существенную роль играют
мироздания должно основываться, по мнению Чижевского, не только на
едином природном субстрате, но и на едином мировом принципе. Чижевский
считает, что "механика природы должна покоиться на едином, всеобъемлющем
принципе" - принципе всеобщего кругообращения (principium universale
circulationis), которому подчинено всё окружающее нас. Т.е. Чижевский
поднимает
пифагорейскую идею
принципа. "Очевидно, что вселенная или её отдельные части - звёздные
миры - подвержены тому же космическому принципу, который мы наблюдаем в
царстве органической и неорганической материи. Человек, животное и
растение рождаются, живут и умирают ... То же самое совершается и со
звёздными системами: они созидаются, живут и погибают, чтобы вновь ...
создать новую систему или новый мир. ... Нам важно лишь установить факт
той общности
всех явлений в природе,
концов
к признанию вечного
как Великого Целого" [14]. Чижевский вводит новую классификацию
материальных тел, деля их на два класса - тела естественные: минералы,
растения,
животные и тела искусственные:
геологические
образования, предметы
Естественные тела ("три царства природы - мир минералов, растений,
животных")
"возникают естественным путём,
непосредственно от природы". Они обладают вполне определённой формой,
которую при их "рождении" можно предсказать.
Искусственные тела (дом, соты, гнездо, горы...) образуются в результате
некоторого
творческого акта тел
механических сил природы". Их форма различна и определяется этим
творческим актом, её нельзя предсказать заранее.
Чижевский
указывает на значение
придерживался. По его мнению, "вскоре должны будут отпасть все
метафизические школы, и ненаучный дуализм должен будет уступить место
научному монизму" [14].
Труды Чижевского не пропали даром, и по сей день мы используем его
знания на благо общества.
2. Современная цивилизация и русский космизм
Бурное развитие технологии в наши дни привело к закономерным кризисным
явлениям, которые трансформировались в конце XX в. в глобальные
проблемы,
связанные, в том числе, и
с экологией. Культура
цивилизации
всегда включала в себя
направлена на преобразование окружающего мира в соответствии с
потребностями человечества. Необходимо указать на совпадение многих
представлений научной картины мира с идеями философии русского космизма.
В русском
космизме предпринималась
связи человека и космоса.
В религиозном направлении космизма наиболее ведущей была концепция
Н.Фёдорова,
который не был удовлетворён
расколом мироздания на
и природу как противостоящие друг другу части мироздания. По его мнению,
такое
противопоставление обрекало
разрушительность, а людей - на подчинение существующему злу. Фёдоров
отстаивал
идею единства человека и
терминах регуляции и воскрешения. Его проект воскрешения сводился не
только к оживлению в узком, прямом смысле, а и в более широком -
метафорическом - смысле включал способность природы к
самовосстановлению, т.е. его проект воскрешения связан с идеей выхода
человеческого разума в космос. Для него “земля не граница”, а
“человеческая
деятельность не должна
планеты”,
которая является лишь
Критически
относясь к утопическим
необходимо выделить рациональные моменты его концепции - , а именно, -
его отчётливо
прорисованную идею
космоса,
идею взаимного полагания
человека,
идеал единства человечества
как планетарной общности
В отличии от религиозного космизма, в естественнонаучном направлении при
решении проблемы взаимосвязи человека и космоса особое внимание
уделялось
осмыслению научных достижений,
подтверждающих эту
Н.Г.Холодный развивал эти идеи в терминах антропокосмизма, в противовес
атропоцетризму. “Поставив себя на место бога, - отмечал он, - человек
разрушил
естественные связи с природой
и обрёк себя на
одиночное существование” [10]. По его мнению, антропоцентризм прошёл
несколько
этапов в своём развитии: на
первой стадии человек не
себя
из природы и не
природные
силы (отношение слабого к сильному)
выделяя
себя из природы, начинает
исследования, основу своего благосостояния; на следующей стадии человек
возносит себя над природой, опираясь на силу духа, он познаёт Вселенную;
и наконец, на следующем этапе, наступает кризис антропоцентристского
мировоззрения, которое начинает разрушаться под влиянием успехов науки и
философии.
Н.Г.Холодный справедливо
время
сыграл позитивную роль в
человека
от страха перед силами
ней. Однако
постепенно стали возникать
антропокосмического. Антропокосмизм рассматривался Холодным как
определённая линия развития человеческого интеллекта, его воли, которые
вели
человека к достижению его
целей. Важным элементом в
была попытка пересмотреть вопрос о месте человека в природе и его
взаимоотношении
с Космосом на основе
начинал рассматриваться как одна из органических частей мира, и
утверждалось убеждение, что только на этом пути можно найти ключ к
пониманию природы самого человека. Человек должен стремиться к единству
с природой, которое обогащает и расширяет его внутреннюю жизнь.
Похожие идеи развивал и Н.А.Умов, подчёркивая, что “человек может
мыслить
себя как часть, как одно
из преходящих звеньев
также
полагал, что
освобождая место антропокосмизму [8].
Идеи
взаимосвязи человека и
К.Э.Циолковского, который даже называет одну из них “Космическая
философия”.
“Весь космос обусловливает
непрерывно и всё едино”. “Вселенная не имела бы смысла, если бы не была
заполнена органическим, разумным, чувствующим миром”. Циолковский не
просто
указывает на взаимосвязь