Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, реферат
Русский космизм является философским направлением с большими традициями
в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных,
религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
неприятие христианства, его идеологии и ценности, принятие духа
открытости
самого человеческого
человеческой мысли и воли мире - это указывает на отход Н.А.Умова от
традиционного русского космизма.
1.2.2. Антропокосмизм Н.Г.Холодного
В своей основной работе "Мысли дарвиниста о природе и человеке" (1944г.)
Н.Г.Холодный
развивает свою философию
основанную
на идеях эволюционизма. В
(ставившему
человека в центр всего
антропокосмизм,
который выделяет огромное
деятельности в процессах эволюции природы, во взаимоотношениях человека
и природы.
В своей книге Холодный
природы, показывает процесс создания человеком своеобразной среды,
отличной от естественной, которую он называет антропосферой.
Антропосфера, являясь частью биосферы, создана человеком, его трудом.
"Человек,
несмотря на существенные
среды,
продолжает оставаться
подчинённой действующим в нём законам. Человек находится не над
природой, а внутри природы" [10]. Основным отличием приспособляемости
организма к среде человека от животных, по мнению Холодного, является
то, что
пассивное приспособление
окружающей
среды, характерно для
человека,
стремящегося изменить
своими целями. "Труд остаётся основным условием роста умственных
способностей человека..." [10]. Для Холодного несомненна связь между
интеллектуальными способностями человека и его космическим окружением,
которая
(связь) является результатом
эволюции и естественного
Науку
Холодный определяет как
систему, организованное и способное к дальнейшему развитию. Несмотря на
автономность
науки, она самым тесным
производством.
Закономерность в развитии
наука
подчиняется общим законам
в развитии
науки решающую роль играют
внутренние факторы (
эволюции) и в последнюю очередь внешние относительно науки факторы
(религия и философия). Независимость процессов эволюции Холодный
связывает с тем, что каждая предыдущая стадия его определяет
последующую, а посторонние факторы могут лишь ускорять или замедлять
процесс развития, но не определять его. Антропокосмизм, по замыслу
Холодного,
влечёт за собой
природе. Прежде всего он приводит к ощущению человеком своей
органической,
неразрывной и действенной
оказывает воздействие на человека, влияет на его жизнь. Антропокосмизм
предполагает кардинальное изменение места человека в космосе: человек
становится (благодаря успехам науки и техники) космическим фактором,
преобразующим
природу в том участке
Антропокосмизм является вариантом философии космизма, который
подчёркивает своеобразное место человека в космосе, его неразрывную
связь
с космосом, взаимодействия и
взаимовлияния, существующие
ними. Эволюционная
теория познания Холодного
адаптации
психо-физиологической
1.2.3. Третий синтез космоса В.И.Вернадского
Вернадский создал своё представление о биосфере (третий синтез космоса),
поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и
химическими движениями, и с которым связаны процессы питания и
размножения в активном поверхностном слое планеты. Вернадский сумел
увидеть
прочную связь жизни с
атомами. Каждый атом и все они вместе "сделаны" в биосфере. Каждый атом
получит печать биосферы. Он "заведён" в ней, энергетически насыщен.
Живое
вещество планеты
мироздания и оно воздействует на энергию вещества. Своим питанием,
размножением
и жизнедеятельностью живое
остальное вещество и приводит его в порядок, подчиняющийся
закономерностям. В природе нет великого и малого. Чувство единства и
целостности природы указывает человеку на, то что планета на которой он
живёт
и он сам не могут быть
исключением из общего
В результате своих изысканий относительно категорий пространства и
времени Вернадский пришёл к следующим выводам:
1) Пространство и время - реальные свойства реальных природных объектов,
а не
философские категории и
представлялись
в философии Канта и в
представления. Иначе говоря, пространство и время - это слова для
обобщения природных феноменов. Так же как наследственность имеет
носителей в организмах - определённые комплексы биохимических структур,
- так и пространство и время имеют своих носителей. В качестве примера
можно
привести необратимость
(незаменимость прошлого и будущего) и дискретность времени (делимости
времени на определённые части). Пространственные характеристики
проявляются в геометрических построениях (понятия симметрии и
диссиметрии природных объектов).
2) В физическом
мире (мире механического
макромире больших величин и обычных скоростей, так и в микромире малых
тел и
огромных скоростей, причина
пространство
- не признаки физической
мире волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком.
3) Все характеристики времени-пространства и жизни в её биогеохимическом
выражении не только соотносятся, но и самым непосредственным образом
совпадают.
И время, и жизнь - необратимы, Живое вещество никогда не возвращается в
прежнее состояние. Не только клетка, как основная часть живого, но и
орган многоклеточного тела, биогеосистема, биосфера - в целом всегда
новые и в каждый данный момент не похожи на себя прежних. Биосфера
непрерывно изменяется. Поэтому необратимость времени отражает собой этот
самый массовый природный процесс, к которому принадлежит и сам
действующий
и познающий реальность
(биологическое время), по мнению Вернадского, других неких специфических
времён
нет. Это категории языка,
- единственно, и на его фоне идут все остальные события космической
истории человечества. Однако чаще всего, в философии считают время и
пространство
объективными признаками
процессов. Вернадский вводит уточнение - каких именно процессов -
биологических.
Объективность и реальность
Вернадскому
уверенно заявить о
третий
синтез Космоса, новое
занимают
не подчинённую, а равную
сущностями.
Вернадский объединяет
реальные
черты всеохватывающего
проявления жизни - кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти сущности
не сводятся
друг к другу, существуют
области
и одновременно вместе с
другую.
Всегда есть устойчивая
радиация,
всегда есть энергия. И всегда
есть жизнь, имеющая
значение.
Вернадский вводит понятие
обозначает слои окружающей нас природы, связанные между собой, но
сводимые друг к другу. Существуют "...три раздельных пласта
реальности... Эти три пласта, по-видимому, резко отличны по свойствам
пространства-времени, они проникают друг друга, но определённо
замыкаются, резко отграничиваются друг от друга в содержании и методике
изучаемых в них явлений. Эти пласты: явления космических просторов,
явления
планеты, нашей близкой нам
"природы" и явления
в которых тяготение отходит на второй план. Научные явления жизни
наблюдаются
только в двух последних
Вернадский не утверждает, что мир устроен так-то и так-то, а утверждает:
в науке на основе его законов лучше всего считать, что мир устроен
так-то и так-то. Учение Вернадского открывает нам новую страницу в
познании человеком самого себя - как разумной части живого мира и
одновременно
наиболее сложного и
Древнее
ощущение единства и осознание
себя частью космической
получает в наше время действительное обоснование, переводится в
рациональный план.
1.2.4. Космическая философия К.Э.Циолковского
Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов
русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию
посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений
НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском
космизме
образцов целостной философско-
Взгляды
Циолковского о сущности
считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение,
наука
наук" [12]. Все предшествующие
Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно
связать мою философию с другими". Однако, в космической философии
обсуждались
в основном традиционные
рассматриваемые с "космической точки зрения". Также традиционны были и
представления
Циолковского о структуре
"состоит
из метафизики, гносеологии и
этики. Первые два отдела
подготовкою для этики или научных основ нравственности. Иногда эту
подготовку не отделяют от этики. Так отчасти делаю и я". Тем не менее