Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 4 файла

фило доп вопросы.docx

— 20.23 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

философия.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы на вопросы - копия.docx

— 159.75 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы 2.docx

— 208.65 Кб (Скачать файл)

Базисная, определяющая роль производства в жизни общества обусловлена следующими факторами:

  • Без производства, прежде всего материального, невозможно, физическое существование общества, невозможна духовная жизнь. Как метко выразился Ф. Энгельс «прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством люди должны есть, иметь жилище и одеваться, а для этого необходимо постоянно производить материальные блага» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. с. 350-351).
  • Характер и достигнутый уровень производства – играют определяющую роль в формировании образа жизни общества, его различных групп, отдельных людей. Влияние роста материального богатства, культурного достояния общества, обусловленное прогрессом производства (возрастание разнообразия и качества орудий труда, предметов быта, зданий, сооружений, услуг и т.п.) на образ жизни общества является достаточно очевидным. Именно прогресс производства в сочетании с национальными, религиозными, другими этнокультурными отличиями определял колоссальные различия в образе жизни людей различных исторических эпох. Так в рабовладельческом производстве главной производительной силой являются  рабы, в феодальном – крепостные, в буржуазном – пролетарии, социальные статусы и образ жизни которых различаются в колоссальной степени. Но даже внутри каждой из эпох принадлежность человека к той или иной сфере производства, оказывает огромное влияние на его образ жизни, материальные условия, духовный облик, мотивы и др. К примеру, образ жизни промышленного рабочего, работника сельского хозяйства, интеллигента заметно различаются, что проявляется в различии форм и способов труда, духовных интересов, повседневных занятий, различиях в одежде, образе мышления, способах проведения досуга, привычках и т.п.
  • Производство и обусловленные им экономические, социальные, организационные и другие отношения между людьми составляют наиболее мощный и принудительный каркас социальных связей, интегрирующих общество, лежащих в основе его целостности. В свое время немецкий философ XIX века Л. Фейербах рассматривал общество как совокупность биологических индивидов, связанных узами любви. Такое представление о связях, объединяющих людей в обществе, является весьма поверхностным и односторонним. Глубокое, реалистическое  понимание сути общественных связей дает социальное учение Маркса, согласно которому  «в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли, не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития… производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. с.6-7) Иными словами, согласно Марксу производственные отношения составляют базовый каркас социальных связей, создающий основу для формирования всего многообразия общественных связей: политических, юридических, нравственных, эстетических, религиозных, психологических и др.

45. Три источника и три составные части марксизма. Марксистская философия в современный период.

1. Общее понятие  марксистской философии.

Марксистская философия  была создана совместно двумя  немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала  интернациональной) в мире и завоевала  большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и  Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной  государственной идеологии и  была превращена в догму.

Актуальной задачей для  сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной  эпохе, учет результатов научно-технической  революции и реальности постиндустриального  общества.

2. Предпосылки  возникновения марксизма и марксистской  философии.

Возникновению марксизма  и марксистской философии способствовали:

предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIXв.);

бурный рост открытий в  науке и технике (открытие законов  сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение  проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация  труда);

крушение идеалов Великой  французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

нарастание социально-классовых  противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская  коммуна 1871 г.);

кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии  из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и  нравственности).

3. Источники марксистской  философии (главные произведения  К. Маркса и Ф. Энгельса).

Главными произведениями основателей марксизма являются:

«Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;

«Капитал» К. Маркса;

«Экономическо-философские  рукописи 1844 г.» К. Маркса;

«Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса;

«Святое семейство» и «Немецкая  идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;

«Диалектика природы» Ф. Энгельса;

«Анти-Дюринг» Ф. Энгельса;

«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»  Ф. Энгельса;

«Происхождение семьи, частной  собственности и государства» Ф. Энгельса.

«Три источника и три  составные части марксизма» - есть статья В.И. Ленина, которая была написана к 30-летию со дня смерти Карла Маркса и опубликована в журнале «Просвещение» № 3 за 1913 год

Цитата:

«Учение Маркса вызывает к себе во всем цивилизованном мире величайшую вражду и ненависть всей буржуазной (и казенной, и либеральной) науки, - которая видит в марксизме нечто вроде “вредной секты”. Иного отношения нельзя и ждать, ибо “беспристрастной” социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе. Так или иначе, но вся казенная и либеральная наука защищает наемное рабство, а марксизм объявил беспощадную войну этому рабству. Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства — такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала.

Но этого мало. История философии  и история социальной науки показывают с полной ясностью, что в марксизме  нет ничего похожего на “сектантство”  в смысле какого-то замкнутого, закостенелого  учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма. Учение. Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета. Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма.»

В современном мире в западной философско-социологической мысли возникла альтернативная версия марксизма, которая получила название неомарксизм. Неомарксизм - это направление, представители которого (, Ю. Хабермас, Л. Альтюсер, Г. Маркузе) заявляя о своей приверженности классическому марксизму, тем не менее, считали необходимым его обновление путем соединения с неофрейдизмом, экзистенциализмом, структурализмом, герменевтикой. Для неомарксизма характерно критическое отношение как к капиталистической системе и западной цивилизации, так и к «советскому» варианту марксизма, являвшимся важным фактором создания советской модели социализма.

Неомарксизм - явление многоплановое и неоднородное. Тем не менее, в нем можно выделить два основных направления: сциентистское и гуманистическое. В центре внимания гуманистического направления оказалась проблема человеческой субъективности. Данное направление опирается на работы Маркса раннего периода, противопоставляя «Маркса — гуманиста» Марксу периода «Капитала». Полагая, что проблема бытия человека в обществе должна быть центральной проблемой в любой философской концепции, представители гуманистического неомарксизма указывают на недостаточную разработанность данной проблемы в классическом марксизме.

Одномерный человек характеризуется полной утратой социально-критического отношения к социальной действительности, это человек, сознанием которого можно успешно манипулировать. Одномерный человек не ощущает отчуждения, так как нормы и установки современного общества перестали осознаваться им как противостоящие его сущности. Напротив, эти нормы и установки воспринимаются одномерным человеком как нечто желанное, как то, что организует и структурирует его жизнь.

Маркузе утверждает, что «одномерным» сегодня является не только человек, одномерными стали общество, культура, мышление. Естественной же оппозицией господствующей системе, по мнению Маркузе, выступают безработные, студенчество, преследуемые национальные меньшинства, т.е. все те, кто оказался как-бы «выключенным» из общества.

46. Понятие базиса и надстройки в анализе социальных процессов.

Социально-экономический  строй общества либо совпадает (полностью  или в основном) с каким-либо общественно-экономическим  укладом, либо состоит из нескольких укладов. Это делает необходимым  более или менее анализ структуры  общественно-экономического уклада. Для  этого необходимо обратиться к уже  введенному выше понятию ячейки собственности.

Когда в ячейку собственности  входят средства производства, она  представляет собой производственную единицу: в ней создается общественный продукт. Такую ячейку собственности  можно назвать хозяйственной, или  экономической, ячейкой (хозъячейкой, или экономъячейкой). Экономъячейка может совпадать с социоисторическим организмом. В таком случае она одновременно является и хозяйственным (экономическим) организмом (хозорганизмом, или экономорганизмом), то есть таким экономическим образованием, которое в принципе может существовать и функционировать независимо от других таких же образований. Если при этом все члены социоисторического организма вместе взятые - собственники средств производства и предметов потребления, перед нами общественная собственность в точном значении этого слова.

Когда экономическая ячейка не совпадает с социоисторическим организмом, то это значит, что в состав данного социора входит не одна, а несколько хозяйственных ячеек. В таком случае экономический организм есть объединение экономических ячеек, которое может совпадать, а может не совпадать с социоисторическим организмом. Если в хозяйственной ячейке, входящей наряду с несколькими другими такими единицами в социор, не происходит эксплуатация человека человеком, ее можно назвать ячейкой обособленной (особой) собственности. Обособленная (особая) собственность может быть персональной, когда собственник - один человек, и групповой, когда несколько человек совместно владеют средствами производства. Если в экономической ячейке процесс производства является одновременно и процессом эксплуатации, перед нами - ячейка частной собственности.

Еще один вариант: в ячейку собственности входят только предметы потребления, но не средства производства. В такой ячейке общественное производство осуществляться не может: в ней происходит третичное распределение и потребление. Если в ней и ведется хозяйство, то только домашнее (приготовление  пищи для личных нужд его членов и т.п.). В эти ячейки обычно входят не только собственники предметов потребления, но и люди, находящиеся на их иждивении. Данные ячейки собственности можно  назвать иждивенческими или иждивенческо-потребительскими. Связанную с ними собственность нередко называют личной, что не очень точно, ибо она может быть не только персональной, но и групповой. Лучшее для нее название - отдельная собственность.

Нередкий случай - совпадение хозяйственной ячейки с иждивенческо-потребительской. Особенно часто совпадают с иждивенческо-потребительскими ячейки обособленной собственности. При этом отдельная собственность отсутствует. Существует лишь обособленная собственность одновременно как на средства производства, так и на предметы потребления.

Отличие общественно-экономического подуклада от уклада состоит в том, что подуклад не обладает своими собственными хозъя-чейками; специфические для него экономические отношения существуют в рамках чужих хозяйственных ячеек. Каждый общественно-экономический уклад, будь то стержневой или дополнительный, имеет характерные для него экономические ячейки. Каждому стержневому общественно-экономическому укладу присуще также существование своего собственного экономического организма. Что же касается дополнительных укладов, то они своих собственных хозорганизмов не имеют. Их хозяйственные ячейки вкраплены в состав экономического организма одного из существующих наряду с ним стрежневых укладов, чаще всего господствующего. Так, например, при капитализме ячейки мелкого самостоятельного производства входят в систему национального капиталистического рынка.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"