Планирование и бюджетирование в системе финансового управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:59, дипломная работа

Краткое описание

Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный управленческий и бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Сущность, цели, принципы, задачи и методы финансового планирования 7
1.2 Бюджетирования как технология управления предприятием 16
1.3 Классификация бюджетов предприятия 27
1.4. Методика анализа финансового состояния предприятия 35
Выводы 40

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ»
2.1. Общая характеристика ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ» 41
2.2. Анализ технико-экономических показателей 51
2.3 Анализ финансового состояния предприятия 56
Выводы 69

3. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
3.1. Проблемы, связанные с организацией системы финансового планирования 71
3.2 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

19 05 Конечный.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

     Более содержательное определение дает А. М. Карминский. Он утверждает, что это  план, выраженный в натуральном и  денежном выражениях, который представляет собой инструмент для управления доходами, расходами и ликвидностью предприятия. Аналогичное, но более конкретизированное трактование бюджета предприятия дается Институтом дипломированных бухгалтеров. Его специалисты считают, что бюджет предприятия - это план поступления и использование денежных потоков, подготовленный и принятый на определенный период. Как правило, он показывает плановую величину дохода, который должны быть достигнутый, и расходы, которые необходимо осуществить в этот период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленной цели. В этом определении более полно раскрывается количественная сторона бюджета предприятия, но не раскрывается его внутренняя природа, т.е. отсутствующая качественная характеристика бюджета предприятия.38

     Более лаконично к определению бюджета  предприятия подходит С. Билобловский. По его мнению, это финансовый план, который охватывает все стороны  деятельности организации, которая  разрешает сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых сроках на будущий период в целом и за отдельными периодами. Такой подход к определению бюджета предприятия доказывает, что он является важным элементом финансового планирования, раскрывает его качественную сторону, которая проявляется в сопоставлении понесенных затрат и полученных результатов, но не показывает, каким образом достигается результат.39

     Заслуживает внимания определения, которое дает В. Г. Семенов. Он считает, что сущность бюджетного метода планирования и управление предприятием проявляется в балансировании доходов и расходов. При этому ученый напоминает, что бюджетный метод — это система не только технических приемов, обработки и использование экономической информации, а и взаимоотношений людей. В этом определении В. Г. Семенов старается дать не только его количественную характеристику, а и качественную.40

     С помощью бюджетирования как системы  взаимосвязанных и экономически обоснованных расчетов создается возможность  осуществлять формирование и распределение  финансовых ресурсов предприятия, а это означает, что становится возможным прогнозировать и влиять на экономические отношения, которые возникают между предприятием, его контрагентами, государством, с одной стороны, внутри предприятия между  структурными подразделами и работниками. Т.е. регулированию подлежат те экономические отношения, которые охватывают основные элементы создания стоимости, ее распределения и использование.41 

     
    1.  Классификация бюджетов предприятия
 

     По  формам можно выделить следующие  группы бюджетов:

     1) финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс;

     2) операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджет коммерческих, бюджет управленческих расходов и др.;

     3) вспомогательные бюджеты: инвестиционный  бюджет, кредитный план и др.

     Наиболее  общая классификация бюджетов предприятия  по основным классификационным признакам  приведена в таблице 2.

Таблица 2

     Классификация бюджетов предприятия

Классификационный признак Вид бюджета
По  сферам деятельности предприятия Бюджет по операционной деятельности
Бюджет  по инвестиционной деятельности
Бюджет  по финансовой деятельности
По  видам затрат Бюджет текущих  затрат
Бюджет  капитальных затрат
По  широте номенклатуры затрат Функциональный  бюджет
Комплексный бюджет
По  методам разработки Фиксированный бюджет
Гибкий  бюджет
По  длительности планируемого периода Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой
По  периоду составления Оперативный бюджет
Текущий бюджет
Перспективный бюджет
По  непрерывности планирования Самостоятельный бюджет
Непрерывный (скользящий) бюджет
По  степени содержания информации Укрупненный бюджет
Детализированный  бюджет

 
 

     Бюджет  по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и  расходов по операционной деятельности.42

     Бюджет  по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.

     Бюджет  по финансовой деятельности призван  соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления  и расходования денежных средств.

     Бюджет  текущих затрат состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой  издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной  деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).

     Бюджет  капитальных затрат представляет собой  форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных  вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д.43

     Функциональный  бюджет разрабатывается по одной (или  двум) статьям затрат (например, бюджет оплаты труда персонала).

     Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т. п.).

     Гибкий  бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается  с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет является эффективным средством для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности.44

     Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого достигнутого уровня деятельности. То есть это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Он подходит для предприятий, уровень производства (реализации) которых предсказуем и достаточно стабилен или, наоборот, у которых изменение уровня деятельности в производстве не внесет изменений в затраты или годовой доход. Фиксированный бюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменениях уровня деятельности. Тем не менее даже при составлении бюджета такого типа должна быть возможность при необходимости внести по крайней мере незначительные корректировки.

     Оперативный бюджет − это бюджет, прямо связанный  с достижением целей предприятия, например план производства, материально-технического снабжения.

     Текущий бюджет − краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих  целей предприятия.

     Перспективный бюджет − бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры  предприятия.

     Самостоятельный бюджет − изолированный, не зависящий  от других бюджетов.

     Непрерывный (скользящий) бюджет − по мере того как заканчивается месяц или  квартал, к бюджету добавляется  новый.

     Укрупненный бюджет − бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются в обобщенном виде.

     Детализированный  бюджет − бюджет, в котором все  статьи доходов и расходов расписываются  полностью по всем составляющим.45

     Одной из форм в системе бюджетирования является  бюджет   доходов   и   расходов  (БДР). Он содержит полную информацию о затратах, выручке, финансовом состоянии  предприятия, позволяет спрогнозировать возможные  доходы   и   расходы.  

           Бюджет   доходов   и   расходов  отражает формирование экономических результатов деятельности  предприятия. Цель его составления – управление экономическими результатами деятельности  предприятия , т. е. прибылью  и  рентабельностью. Он показывает суммарные  и  детализированные  доходы; суммарные  и  детализированные  расходы.

     Формат  БДР является произвольной формой, утвержденной в системе бюджетирования  предприятия   и  показывающий соотношение  доходов  от реализации  и   расходов, необходимых для осуществления деятельности в планируемый период. Одним из форматов  бюджета   доходов   и   расходов  может выступать форма №2 из утвержденных форм бухгалтерской отчетности.46 

     Бюджет   доходов   и   расходов  составляется и утверждается на весь бюджетный период, принятый в организации, в соответствии с ее бюджетным регламентом. Индикативно, т.е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели БДР (например, объем заказов, сумма или норма прямых затрат, масса или норма чистой прибыли и т. п.) могут устанавливаться на период до 2—5 лет.

       Внутри бюджетного периода БДР должен иметь достаточно подробную (опять же в том виде, как это установлено бюджетным регламентом конкретной организации) разбивку на периоды. Эта разбивка зависит от степени технической и организационной подготовленности организации к постановке бюджетирования. В данном случае разбивка БДР осуществляется поквартально и детализируется (уточняется) помесячно. В некоторых случаях, когда руководителям организации необходима более оперативная информация о состоянии финансов в разрезе отдельных видов бизнеса, БДР может иметь подекадную или понедельную разбивку.

     При создании БДР надо предварительно определить:

  • нормы затрат по видам  деятельности;
  • для центров затрат - минимальный уровень затрат (не связанный с размером бизнеса - для поддержания функционирования);
  • объем реализации (в денежном выражении).

     Чтобы определить эти показатели необходимо воспользоваться:

  • процедурами определения норм затрат по каждому виду деятельности;
  • процедурой разработки плана по реализации;
  • процедурой определения сметы затрат по видам деятельности;
  • другими необходимыми методиками  и  процедурами (вспомогательными).47

     Таким образом, определяется, что можно  сделать для обеспечения безубыточности при данном уровне реализации  и  данном уровне производственных  и  непроизводственных затрат, полученных по методике учета затрат.

     Группировка статей  бюджета   доходов   и   расходов  строится на основе единого классификатора, отражает задачи управления  и  основывается на существующих бизнес-процессах и их актуальности.

     Каждая  доходная  и  расходная статья  бюджета  может детализироваться до различных уровней (товарно-материальной ценности, услуги, договора, проекта  и  других бюджетных элементов) с учетом специфики производственно-сбытовой деятельности  и  на основе экономической обоснованности  и  целесообразности.48

     Доходная  часть  бюджета  формируется с учетом:

  • бюджета  продаж основной продукции;
  • доходов  от прочей деятельности;
  • прогноза внереализационных  доходов   и  рассчитанной курсовой разницы, полученной в результате предполагаемого изменения курса валюты на период получения денежных средств за отгруженную продукцию;
  • прогноза полученных процентов за предоставленные кредиты  и  займы.

     Расходная часть  бюджета  формируется из следующих показателей:

  • переменные  и  условно-постоянные затраты для осуществления производственной деятельности;  
  • бюджет  коммерческих  расходов;
  • прочие внереализационные  расходы   и  проценты по полученным кредитам  и  займам.

Информация о работе Планирование и бюджетирование в системе финансового управления предприятием